Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 106 города Донецка»
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему:
«Донецкая Криворожская Республика: 103 года спустя….»
Автор: учитель истории
МОУ «Школа № 106 города Донецка»
Погорелая Е.В.
г. Донецк, 2021 г.
Введение
Актуальность методической разработки внеклассного мероприятия по теме: «Донецкая Криворожская Республика: 103 года спустя…» обусловлена потребностью современного общества в воспитании духовно-нравственной, социально-активной, патриотически-ориентированной, толерантной личности. Данное мероприятие приурочено к 103 годовщине со дня основания Донецкой Криворожской республики.
Внеклассное мероприятиеспособствуетпривитию общечеловеческих норм нравственности, любви к Родине, ко всему человеческому является важнейшим этапом воспитания Гражданина Донецкой Народной Республики. История родного края, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Основные задачи: формирование умения работать с краеведческим материалом (с использованием различных способов поиска в справочных источниках, учебном информационном пространстве сети Интернет), воспитание чувства гордости за свой край, чувства патриотизма, память к прошлому своего народа, любовь к Отечеству, к родному языку, желание быть полезным своей стране, своему родному краю, народу; развитие гражданской позиции, ответственности за свой народ и малую Родину; воспитание умения видеть и чувствовать красоту природы родного края, умения беречь её.
Методической особенностью данной разработки является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества.
Сценарий открытого внеклассного мероприятия
Тема: «Донецкая Криворожская Республика: 103 года спустя….»
Класс: 11 класс
Цели образовательные: расширить у учащихся знания по истории Донекой Криворожской республики, показать исторические этапы развития родного государства, изучить некоторые статистические данные истории города.
Цели развивающие: развивать у учащихся умения монологической речи, внимания, аналитического мышления.
Цели воспитательные: воспитывать интерес к истории родного края, города; любовь к Родине, краю, городу; бережное отношение к природе и ее ресурсам; героическое прошлое своего края и города; формирование у учащихся коммуникативной культуры.
Задачи:
- формирование умения работать с краеведческим материалом (с использованием различных способов поиска в справочных источниках, учебном информационном пространстве сети Интернет)
- воспитание чувства гордости за свой край, чувства патриотизма, память к прошлому своего народа, любовь к Отечеству, к родному языку, желание быть полезным своей стране, своему родному краю, народу;
- развивать гражданскую позицию, ответственность за свой народ и малую Родину; воспитывать умения видеть и чувствовать красоту природы родного края, умения беречь её.
Актуальность выбранной темы: обусловлена потребностью современного общества в воспитании духовно-нравственной, социально-активной, патриотически-ориентированной, толерантной личности.
Межпредметные связи: экология, биология, краеведение, история, география.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, электронная презентация, карта ДКР, карточки с заданиями для блиц-турнира
Формы организации: опережающие задания;групповая деятельность;работа с ТСО ноутбук, слайд -проектор;обобщающая беседа
Методы: игровые ситуации;проблемные вопросы;наблюдения;беседы
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Вступительное слово учителя.
Добрый день, дорогие участники мероприятия, гости, обучающиеся. Рады приветствовать вас на внеклассном мероприятии, посвященном 103-й годовщине со дня основания Донецкой Криворожской республики - автономного советского государственного образования в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР).
Учитель: Поисковый отряд «Патриоты» подготовили 9 важных фактов о Донецко-Криворожской Республике, преемницей которой является наша Республика.
Факт 1. Донецко-Криворожская Республика была провозглашена 30 января (12 февраля) 1918 года на IV областном съезде Советов рабочих депутатов Донецкого и Криворожского бассейнов в Харькове. А 17 февраля 1919 года было принято постановление Совета Обороны РСФСР о ликвидации ДКР.
Факт 2.У истоков государства стояла очень влиятельная структура — Совет съездов горнопромышленников юга России (ССГЮР), который проработал с 1877 по 1918 год. Основателями ССГЮР были такие влиятельные предприниматели как — Алексей Алчевский, Иван Иловайский, Пётр Горлов.
Факт 3.Харьков и Луганск были столицами Донецко-Криворожской Республики.
Факт 4.Первым и единственным руководителем правительства ДКР был Артём. Его настоящее имя – Фёдор Андреевич Сергеев. Он создал и возглавил Донецко-Криворожскую Республику.
Факт 5. В состав ДКР входили бывшие Донецкая и Луганская области, а также Днепропетровская, Запорожская, частично Харьковская, Сумская, Херсонская, Николаевская и Ростовская области.
Факт 6.Донецко-Криворожская Республика имела как минимум 8 названий: Донецкая Республика, Донецкая Республика Советов, Республика Донецкого и Криворожского бассейнов, Федеративная Республика Донбасс, Донецкая Федерация.
Факт 7.В ДКР были сформированы органы власти: высший орган — Съезд Советов ДКР, Исполком Совета, затем Совет народных Комисаров, дальше — территориальные исполкомы.
Факт 8. Донецко-Криворожская Республика имела свою армию — Донецкую армия, которая состояла из рабочих-добровольцев и части 8‑й армии.
Факт 9. В феврале 2015 года Донецкая Народная Республика провозгласила себя государством-преемником Донецко-Криворожской Республики.
Просмотр видеоролика «История Новороссии. Донецко-Криворожская Республика» (Причины, предпосылки, условия создания государства)
Работа с картой. Демонстрация карты «Донецкая Криворожская республика», обучающиеся называют области, которые вошли в состав ДКР, отмечают на карте границы областей и государства в целом, называют соседние государства.
Комментарий учителя:
Выступление обучающихся: «Лидеры ДКР. Организация власти», сопровождается презентацией.
Работа с историческими источниками.Презентация книги«Донецко-Криворожская Республика: расстрелянная мечта».
С ледует отметить, что тема Донецко-Криворожской Республики долгое время находилась под запретом как в советской, так и в украинской историографии. За прошедшие 100 лет вышло огромное количество томов, посвященных истории Украинской Народной Республики или Западно-Украинской Народной Республики, и ничего – о Республике, которая была создана в те же годы и имела легитимность не меньшую, чем эти государственные образования.
Представляю Вашему вниманию книгу известного политолога и писателя Владимира Корнилова, которая рассказывает о Донецко-Криворожской республике, которая появилась на карте региона в 1918 году.Владимир Корнилов в своей книге «Донецко-Криворожская Республика: расстрелянная мечта» рассказывает, что Артём и его товарищи, создавая ДКР, видели свою задачу в сохранении «этого огромного, индустриально развитого промышленного региона» в составе советской России.
Просмотр видеофрагмента «Донецко-Криворожская Республика: расстрелянная мечта». ",комментарий эксперта о мероприятии
Стоит отметить, что данное мероприятие в республике проводится ежегодно. И в этот раз граждане отдали должное своим предкам. Общество, переживающие события огромной значимости, особенно часто мысленно возвращается к событиям и документам прошлого, где есть исторические истоки сегодняшних процессов. Тем самым определяет для себя нужный вектор дальнейших действий и решений.
«Наши предки сделали решительный поступок, создав Донецко-Криворожскую Республику. Мы, как их преемники, создали Донецкую народную республику, живём на свободной земле», - говорил когда-то первый глава ДНР Александр Захарченко.
Можно провести исторические параллели между Донецко-Криворожской Республикой и Донецкой, Луганской Народными Республиками. «Более века назад Товарищ Артем мечтал создать Республику, в которой будут обеспечены равные условия для людей разных социальных уровней. Донецко-Криворожская Республика создавалась в составе Советской России не по национальному принципу, в ее основе была экономическая целесообразность и воля трудового народа. В 2014 году, когда мы создавали Донецкую и Луганскую Народные Республики, фактически была продолжена историческая биография наших героических предков. Создавая сейчас новейшую историю Донбасса, мы глубоко понимаем ее уроки и их значение, что помогает нам в построении нашего общего будущего в составе единой большой Родины!»
Слово учителя о ликвидации ДКР.
Компьютерное тестирование обучающихся по основным вопросам мероприятия, оглашение результатов тестирования.
Слово учителя о проведении акции «12 февраля 2021 года – 103-я годовщина со дня создания Донецко-Криворожской республики». Демонстрация фотоотчета о проведении акции (обучающими была разработана памятка с основными событиями ДКР, памятка распространена среди обучающихся школы и жителей микрорайона). Участники мероприятия получают памятки.
Участники мероприятия делают основные выводы о значении Донецко-Криворожской Республики, записывают их, эксперты зачитывают и делают основные выводы.
Слово учителя: завершить мероприятие предлагаю стихотворением дончанки Вероники Вереск «Пожелание Дончанам», которое опубликовано в сборнике стихов «Донецкий край, в стихах воспетый»
ПОЖЕЛАНИЕ ДОНЧАНАМ
Сегодня день волшебный и чудесный,
Совпали звезды, что еще сказать?
Сегодня буду я предельно честной,
Хочу для всех желанье загадать…
Пусть будет мир у нас, простой и чистый,
Чтоб закрутило город в кутерьме,
На праздник вновь приехали артисты,
И мы совсем забыли о войне.
Донецкий край, в стихах воспетый
Желаю, чтоб у нас, таких счастливых,
Но помнящих про прошлое порой,
В снах не звучало эхо дальних взрывов.
Чтоб каждый понимал, что он живой
Лишь потому, что не ушел когда-то,
Не бросил дом, своих предать не смог.
«Спасибо» я хочу сказать солдатам,
И попросить, чтоб уберег их Бог.
Желаю нам стоять и не сдаваться,
Желаю верить в то, что сквозь года
(спустя лет эдак где-нибудь пятнадцать)
Про войны мир забудет навсегда.
Сегодня день волшебный и чудесный,
Пусть станет первым в белой полосе,
Залитым солнцем, полным добрых песен,
Пришедшим в город мой во всей красе.