СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия " Белая трость"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка посвящена Международному дню " Белая трость", который отмечается 15 октября. Разработка будет полезна всем педагогам, для формирования толерантности по отношению к людям с ОВЗ.  

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия " Белая трость"»

ГКОУ РО Пролетарская школа-интернат







Конспект внеклассного занятия по духовно - нравственному воспитанию с учащимися 6-9 классов

"Белая трость"


Воспитатель: Куцева Л.В.
























15 октября 2020 год






Цель: воспитание у обучающихся толерантости к людям с ограниченными возможностями

Задачи:

-развивать чувство сострадания к людям, нуждающимся в поддержке

-познакомить с историей возникновения Международного Дня "Белая трость"

-воспитывать толерантность к особенностям окружающих людей

Оборудование: шарфы ( платки), компьютер, для показа презентации


Ход занятия:

Ведущий: Добрый день, ребята. Как ваши дела? С каким настроением вы пришли на встречу? (ответы) Какого цвета ваше самочувствие?, а планы на вечер? (ответы)

Теперь предлагаю вам посмотреть повнимательнее на человека, сидящего рядом, и сказать, что в нем (в ней) сегодня для вас самое приятное или новое (ответы) Хорошо, спасибо.

Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете друг друга.


Арсений Тарковский Слепой


1

Зрачок слепца мутней воды стоячей,

Он пылью и листвой запорошен,

На роговице, грубой и незрячей,

Вращающийся диск отображен.

Кончался день, багровый и горячий,

И солнце покидало небосклон.

По городу, на каждом перекрестке,

На всех углах шушукались подростки.

2

Шумел бульвар, и толкотня росла,

Как в час прибоя волны океана,

Но в этом шуме музыка была —

Далекий перелет аэроплана.

Тогда часы, лишенные стекла,

Слепец, очнувшись, вынул из кармана,

Вздохнул, ощупал стрелки, прямо в гул

Направил палку и вперед шагнул.

3

Любой пригорок для слепца примета.

Он шел сквозь шу-шу-шу и бу-бу-бу

И чувствовал прикосновенья света,

Как музыканты чувствуют судьбу,—

Какой-то облик, тремоло предмета

Среди морщинок на покатом лбу.

К его подошвам листья прилипали,

И все ему дорогу уступали.

4

Ты помнишь руки терпеливых швей?

Их пальцы быстрые и целлулоид

Ногтей? Ужель подобия клещей

Мерцающая кожа не прикроет?

В тугих тисках для небольших вещей

Иголка надломившаяся ноет,

Играют ногти, движутся тиски,

Мелькают равномерные стежки.

5

Коробка повернется костяная,

Запястье хрустнет… Но не такова

Рука слепца, она совсем живая,

Смотри, она колеблется едва,

Как водоросль, вполсвета ощущая

Волокна волн мельчайших. Так жива,

Что через палку свет передается.

Слепец шагал прямей канатоходца.

6

А был бы зрячим — чудаком сочли

За белую крахмальную рубашку,

За трость в руке и лацканы в пыли,

За высоко надетую фуражку,

За то, что, глядя на небо, с земли

Не поднял он рублевую бумажку,—

Пусть он на ощупь одевался, пусть

Завязывал свой галстук наизусть.

7

Не путаясь в громоздкой партитуре,

Он расчленял на множество ключей

Зыбучий свист автомобильных фурий

И шарканье актеров без речей.

Он шел, как пальцы по клавиатуре,

И мог бы, не толкая скрипачей,

Коснуться пышной шушеры балета —

Крахмальных фей и серпантина света.

8

Так не пугай ребенка темнотой:

На свете нет опасней наказанья.

Он в темноте заплачет, как слепой,

И подберет подарок осязанья —

Уменье глаз надавливать рукой

До ощущенья полного сиянья.

Слепцы всегда боялись глухоты,

Как в детстве мы боимся темноты.

9

Он миновал гвоздикой населенный

Цветочный домик посреди Страстной

И на вертушке в будке телефонной

Нащупал буквы азбуки стальной.

Слепец стоял за дверью застекленной.

Молчала площадь за его спиной,

А в ухо пела нежная мембрана

Немного глухо и немного странно.


10

Весь голос был почти что на виду,

Почти что рядом — на краю вселенной.

— Да, это я,— сказал слепец.— Иду.—

Дверь отворил, и гул многоколенный

На голоса — на тубу, на дуду…


Звучит песня Светланы Копыловой « Зрячая любовь»


Упражнение "Кто ты?"

Для этого мы сделаем следующее: ребята, сидящие на 1 варианте останутся на своих местах и закроют глаза, а "второй вариант" выйдут к доске ... пересядут на новое место. Задача ребят с закрытыми глазами узнать своего нового соседа...Расскажите, какие приемы узнавания вы использовали? (наощупь, по голосу, по запаху). Хорошо, молодцы. Насколько комфортно себя чувствовали те из вас, кого пытались узнать? Легко ли было тем, кто изучал соседа вслепую? (ответы)

Ведущий: Многие из вас почувствовали неудобство от того, что без зрения сориентироваться очень сложно. Но давайте задумаемся, как же могут жить люди, лишенные возможности видеть с рождения или потерявшие зрение?

Давайте сейчас послушаем стихотворение

Василий Федоров

Слепой

Людей не видя пред собой,

Не замечая в сквере лавочки,

По улице идет слепой,

Потрагивая землю палочкой.

Его толкнут,

Пройдут вперед,

И тотчас, торопясь вмешаться,

Какой-то зрячий призовет

Быть чуткими

И не толкаться.

Но слышу голос я его,

Негромкий в человечьем гуде:

— Толкайтесь… Это ничего…

Я буду знать,

Что рядом — люди.


День белой трости: история даты и главного символа незрячих

15 октября мир отмечает Международный день белой трости. Эта дата — своеобразный «знак беды», напоминающий обществу, что на Земле живут люди с ограниченными физическими возможностями. Белая трость — символ незрячего человека, которому этот предмет необходим. Что это за день — в материале «360».

День белой трости: история даты и главного символа незрячих

Из более чем семи миллиардов человек на Земле слепыми являются 36 миллионов. По мнению ученых, эта цифра увеличится до 38,5 миллиона к 2020 году, а еще через 30 лет составит 115 миллионов. Да и сейчас от средних и тяжелых нарушений зрительного восприятия страдают более 200 миллионов человек. Эта цифра может увеличиться до 550 миллионов к 2050 году. Как минимум это причина, из-за которой 15 октября назначили Днем белой трости.

История белой трости началась в 1921 году, когда потерявший зрение англичанин Джеймс Бигс покрасил свою палку в белый цвет, чтобы отличаться от прохожих с обычными тросточками. Бигс ослеп из-за несчастного случая, но не опустил руки и не засел дома, а стал самостоятельно ходить по городу. Со временем он понял, что на его обычную трость не реагируют прохожие или водители, поэтому изменил цвет предмета на белый.

Пешком через поле, пять пересадок на транспорте. Слепой учитель из Лобни добирается до работы несколько часов

Лишь спустя 10 лет слепых начали обеспечивать белыми тростями — после Англии предметы появились в остальной Европе и стали символом незрячего человека.

Официально идеей установить День белой трости загорелись США в 1960-е годы. 6 июля 1963-го Национальная федерация слепых обратилась к губернаторам 50 штатов, а год спустя Конгресс США принял решение учредить торжественный день. Всероссийское общество слепых присоединилось к его проведению в 1987 году.

Ведущий: Трость — это не просто символ, а их «глаза». Например, звук от удара о тротуар позволяет незрячему понять, где находятся высокие препятствия — деревья, дома, автомобили, столбы. А скольжение трости по дороге помогает «увидеть» низкие препятствия — бордюры, люки, ямы или ступеньки. В День белой трости в ряде стран мира проводят акции с целью привлечь внимание общественности к проблемам социальной реабилитации инвалидов и их интеграции в общество

Как они справляются с таким недугом? Смотрим на экран...

Людей, страдающих частичной или полной слепотой в мире насчитывается около 39 миллионов человек, а людей с плохим зрением- 124 миллиона, из них в России проживает примерно 270 тысяч человек. По данным Всемирной организации здравохранения ООН каждые 5 секунд в мире слепнет 1 взрослый, каждую минуту- 1 ребенок. Менее чем через 10 лет число незрячих Земли составит 75 миллионов человек!

В международном календаре торжественных и памятных дат есть день, отмеченный как Международный День белой трости. Этот день посвящен солидарности с незрячими людьми (Всемирный день зрения). Дата была установлена 15 октября 1970 года в США по инициативе Международной федерации слепых. В России отмечают этот день с 1987 года.

Ведущий: Белая трость в качестве символа слепоты стала использоваться с 1921 года в английском городе Бристол жил молодой профессиональный фотограф, который пострадал от несчастного случая и вследствие чего потерял зрение. Чтобы ходить самостоятельно по городу он использовал трость, но скоро заметил, что трость обычного черного цвета не замечают ни прохожие, ни водители. Тогда он решил привлечь к себе внимание, выкрасив трость в белый цвет. Эту идею подхватили незрячие люди в Великобритании, а позже в других европейских странах.

Учащийся:

Владислав Ходасевич

Слепой

Палкой щупая дорогу,

Бродит наугад слепой,

Осторожно ставит ногу

И бормочет сам с собой.

А на бельмах у слепого

Целый мир отображен:

Дом, лужок, забор, корова,

Клочья неба голубого —

Все, чего не видит он.

Часто слепые люди ходят по улице с помощником-поводырем (человеком или специально обученной собакой). Чтобы передвигаться быстро и безопасно нужно доверять друг другу. Давайте мы посмотрим, как вам удастся доверить себя товарищу.


Игра "Поводырь"

Желающие двое ребят договарваются, кто будет в роли "поводыря", а кто - "слепого". "Спепому" завязывают глаза, раскручивают на месте, чтобы дезаориентировать, и "поводырю" дают задание: "Провести за руку друга до окна кабинета (до шкафа, который стоит у противоположной стены и др). (Попробывать себя в роли "поводыря" и "слепого" даем 3-4 парам, можно усложнить задание, дав письменное указание или схему. )

Молодцы! Расскажите о своих ощущениях. Какие затруднения в ходьбе вы чувствовали? Почему передвигались с осторожностью? (ответы) Вы правы, чтобы доверить себя или самому взять ответственность за другого человека необходимо много сил и времени.

Но не надо думать, что люди без зрения не живут, а существуют! Многие ведут активный образ жизни: играют на музыкальных инструментах, читают книги и даже занимаются спортом.

Чтобы полноценно жить в обществе, слепые люди используют специальные средства, например азбуку, которую можно читать пальцами.

Буквы зашифрованы специальными бугорками на бумаге, и читать книги можно, водя руками по страницам. Создал этот шрифт Луи Брайль в начале 20 века, а до этого слепые люди учились по специальным книгам, созданным Валентином Гаюи в 18 веке. Кстати, в день рождения Валентина Гаюи (известного педагога, основавшего в Париже и Петербурге несколько школ и предприятий для слепых) 13 ноября (1745год рождения) отмечается Международный День слепых.

Главное - мечтать, верить в себя и стремиться к цели!

Как вы думаете, какая помощь нужна слабовидящим и слепым людям ? (ответы) Да, верно – это внимание, уважение и доброта!


Упражнение "Вместе"

Давайте встанем в круг (руки свободно опущены), сделайте шаг вперед, назад. Вы независимы друг от друга, но если нужна помощь, поддержка. Что мы сделаем?.. протянем руки другу (взялись за руки). Вновь сделаем шаг вперед, назад...Заметили, что не сговариваясь, мы стараемся сделать шаги одновременно. Хорошо. А теперь подставим друг другу плечо товарища (сомкнули круг, прикоснулись плечами) и снова делаем шаги влево-вправо, вперед-назад. Действия стали более организованными, мы пробуем договориться. Молодцы! А сейчас, шагнем еще навстречу, давайте поддержим друг друга дружелюбнее- приобнимем за талию, положа руки на пояс своих соседей по кругу...Какой тесный круг получился! Скажите, можно упасть, когда у тебя такая поддержка? (ответы) Девчата, попробуйте поджать ноги к туловищу и повиснуть в воздухе...Почему вы улыбаетесь? Вам приятно чувствовать поддержку ребят? Вы боитесь упасть? (ответы). Ребята, почему было несложно удерживать девчат? (ответы) На вашем примере мы убедились, что общая помощь и взаимовыручка помогают и приносят радость как нуждающемуся так и помощнику.

Ведущий: Я благодарю вас за активность, понимание. О факторах риска испортить или потерять зрение мы поговорим на следующем занятии. Я думаю, что после нашего занятия вы будете более внимательны к людям с белой тростью. Не станете равнодушно смотреть на человека, которому нужна ваша помощь. А сегодняшнюю встречу мне бы хотелось закончить словами: "Невозможно взять на себя чужую боль. Но можно хотя бы держать человека за руку, чтобы он не был со своею болью один на один".


Источник: https://poemata.ru/poets/fedorov-vasiliy/slepoy/

Источник: https://poemata.ru/poets/tarkovskiy-arseniy/slepoy/к: https://poemata.ru/poets/hodasevich-vladislav/slepoy/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!