СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Разрешение конфликтных ситуаций как способ эффективного взаимодействия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке представлена методика организации и проведения внеклассного мероприятия по теме «Разрешение конфликтных ситуаций как способ эффективного взаимодействия». Мероприятие проводится в форме тренинга.

Целью методической разработки является развитие у студентов коммуникативных навыков, навыков разрешения конфликтных ситуаций, формирование у обучающихся толерантности, уважения к чужому мнению.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия «Разрешение конфликтных ситуаций как способ эффективного взаимодействия»»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области

«Иркутский техникум индустрии питания»



Рассмотрено на заседании ПЦК

Общеобразовательных дисциплин

Протокол №__ от «___» ______2020 г.

Председатель____________________













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеклассного мероприятия «Разрешение конфликтных ситуаций как способ эффективного взаимодействия»


преподавателей

Багиновой Анастасии Алексеевны

Просекиной Раисы Геннадьевны

2020/2021 учебный год



























В данной методической разработке представлена методика организации и проведения внеклассного мероприятия по теме «Разрешение конфликтных ситуаций как способ эффективного взаимодействия». Мероприятие проводится в форме тренинга.

Целью методической разработки является развитие у студентов коммуникативных навыков, навыков разрешения конфликтных ситуаций, формирование у обучающихся толерантности, уважения к чужому мнению.

Разработка предназначена для использования преподавателями на классных часах, а также в рамках дисциплины «Обществознание».



ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение…………………….…………………………………..…4

Ход мероприятия………………………………………………….5

Список литературы…………………………………….…..…….14




ВВЕДЕНИЕ


В современных условиях постоянно изменяющихся политических, экономических, социальных факторов растет необходимость развития у современной молодежи навыков эффективной коммуникации и социальной мобильности.

В процессе коммуникации зачастую возникают различные противоречия, столкновения интересов, поэтому так же, как и общение, конфликты считаются частью нашей повседневной жизни.

Долгое время конфликтам присваивалось только негативное значение, однако в текущих условиях становится понятным, что конфликты – это нормальное явление, необходимое для развития индивида и общества в целом.

Целью проведения данного мероприятия является развитие у студентов коммуникативных навыков, навыков разрешения конфликтных ситуаций, формирование у обучающихся толерантности, уважения к чужому мнению.

Вид мероприятия: внеклассное мероприятия, в виде тренинга.

Место проведения: учебная аудитория.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (ситуационные задачи), чистые листы по количеству участников (для упражнения «Снежинка»), конфеты (для деления участников на команды).

Время: 80 минут.

Участники: студенты группы.




Ход мероприятия



В начале мероприятия ведущими объявляется тема мероприятия и цель его проведения.

Ведущий 1: Добрый день, уважаемые участники тренинга! Темой нашей сегодняшней встречи является «Разрешение конфликтных ситуаций как способ эффективного взаимодействия».

Ведущий 2: В современных, быстро изменяющихся условиях все больше возрастает необходимость в развитии коммуникативных навыков. И одним из важнейших среди них – является навык урегулирования конфликтных ситуаций.

Далее участникам тренинга предлагается не глядя вытянуть по конфете из мешка, это необходимо для деления на команды в решении ситуационных задач.

Ведущий 1: Мы начнем наше мероприятие с небольшой лекции и для начала, конечно же, предлагаем вам рассмотреть понятие «конфликт». Давайте попробуем с вами вместе сформулировать его определение – что же такое «Конфликт», по вашему мнению?

Рисунок 1. Слайд 2 из презентации «Разрешение конфликтных ситуаций как способ эффективного взаимодействия»

Участники предлагают свои варианты определения конфликта, в итоге делается вывод о том, что конфликт – это столкновение интересов, взглядов, мнений и является неотъемлемой частью жизни общества.

Рисунок 2. Слайд 3 из презентации «Разрешение конфликтных ситуаций как способ эффективного взаимодействия»

Рисунок 4. Слайд 4 из презентации «Разрешение конфликтных ситуаций как способ эффективного взаимодействия»

Далее ведущими проводится мини-лекция, в которой рассматриваются основные классификации конфликтов, причины возникновения конфликтов, типы конфликтных личностей, тактики поведения в конфликте и стили разрешения конфликтов.

Ведущий 2: Существует множество различных классификаций конфликтов, но сегодня мы рассмотрим с вами основные две. Итак, первая классификация – типы конфликтов по количеству участников. В данной классификации конфликты подразделяются на 4 типа:

  • Внутриличностный конфликт - это состояние, в котором у человека есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он в данный момент не может справиться, не может выработать приоритеты поведения. Конфликт осознается как серьезная эмоциональная проблема. В данном типе конфликта участниками являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п. Внутриличностный конфликт почти всегда выливается во вне, то есть становится межличностным, между личностью и группой или межгорупповым;

  • Межличностный конфликт возникает на почве столкновения интересов, взглядов, целей и ценностей двух людей;

  • Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда мнение одного человека противоречит интересам группы, формой данного конфликта может выступать буллинг.

  • Межгрупповой конфликт – это столкновение интересов различных групп, социальных, возрастных, этнических, формальных, неформальных и т.д.

Ведущий 1: Следующая классификация – это типы конфликтов по Дарендорфу (Ральф Густав Да́рендорф – англо-германский философ, социолог, политолог и общественный деятель). Конфликты делятся на:

  • Реальные – конфликты, возникающие по объективным причинам, т.е. имеющие по собой реальные основания;

  • Случайные – конфликты, возникающие по причине второстепенных, незначительных факторов;

  • Заместительные – ситуация, когда один конфликт замещает другой (например, случайный конфликт замещает реальный);

  • Фальшивые – конфликты, не имеющие под собой оснований;

  • Скрытые конфликты – характеризуются так же, как и внутриличностные.

Ведущий 2: Причины конфликтов делятся на 5 основных групп:

  • Ограниченность ресурсов – ресурсы всегда ограничены, а человеческие потребности безграничны. К этой причине можно отнести любые виды ресурсов – от финансовых до моральных;

  • Различия в представлениях и ценностях – представление о какой-то ситуации может быть у людей совершенно разным в зависимости от их целей. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей. Различия в ценностях людей — также весьма распространенная причина конфликта;

  • Взаимозависимость задач – возникает везде, где люди в своей деятельности зависят от других людей;

  • Различия в манере поведения и жизненном опыте – на наш взгляд, наиболее распространенная причина возникновения конфликтов среди молодежи. Различия в жизненном опыте, уровне ценностей, образовании, возрасте, манере одеваться и социальном уровне уменьшают степень взаимопонимания между людьми;

  • Неудовлетворительные коммуникации – данная причина основывается на затруднении в коммуникации, возникает там, где появляются разного рода коммуникативные барьеры, недопонимания. Примером могут служить сплетни, слухи.

Далее участникам раздаются листы бумаги для выполнения упражнения «Снежинка». Цель: работа со стереотипами, развитие умения принимать чужую точку зрения.

Ведущий 1: Сейчас мы предлагаем вам выполнить упражнение, которое называется «Снежинка» - вам нужно взять по листу бумаги в руки, закрыть глаза и точно выполнять указания, которые будут озвучены. Итак:

  1. Сложите лист вдвое, оторвите правый верхний угол;

  2. Снова сложите лист вдвое, оторвите правый верхний угол;

  3. Сложите лист вдвое, оторвите правый верхний угол;

  4. Сложите лист вдвое, оторвите правый верхний угол;

  5. Разверните лист и откройте глаза.

Идет обсуждение, у всех участников должны получится разнообразные снежинки. В обсуждении у участников целесообразно спросить: «Можно ли сказать, что у кого-то бумага оторвана неправильно? Бывает ли, что мы оцениваем человека, в зависимости от того, делает он также, как мы, либо поступает не так, как мы, смотрит на мир не так, как мы?».

Практический вывод: Нужно терпимо относиться к мнению и взглядам других людей.

Ведущий 2: Продолжаем нашу лекцию и следующим этапом, мы рассмотрим существующую классификацию типов конфликтных личностей, в которую входят:

  • Грубиян;

  • Грубиян-крикун;

  • Привычный крикун;

  • Всезнайка;

  • Пессимист;

  • Пассивно-агрессивный;

  • Паровой каток (беспринципный);

  • Скрытый агрессор (манипулятор);

  • Разгневанный ребёнок;

  • Жалобщик;

  • Молчун;

  • Сверхпокладистый;

  • Невинный лгун…

Стоит заметить, что эта классификация постоянно пополняется, так как конфликтных личностей становится все больше.

При необходимости происходит обсуждение типов.

Ведущий 2: В зависимости от нашего темперамента, жизненного опыта, настроения, мы выбираем определенную тактику поведения в конфликте:

  • Тактика захвата и удержания объекта конфликта;

  • Тактика физического насилия (ущерба);

  • Тактика психологического насилия;

  • Тактика давления;

  • Тактика демонстративных действий;

  • Санкционирование;

  • Тактика коалиций;

  • Тактика фиксации своей позиции;

  • Тактика дружелюбия;

  • Тактика сделок.

Важно понимать, что далеко не каждая из приведенных тактик является эффективной. Давайте подумаем и выделим тактики, которые, по вашему мнению, являются наиболее эффективными?

Идет обсуждение, ответ: тактика фиксации своей позиции; тактика дружелюбия, тактика сделок (компромисс).

Ведущий 1: В начале нашего мероприятия, мы сделали вывод о том, что конфликт – это естественный результат взаимодействия людей и то, какие последствия будет иметь конфликт, негативные или позитивные, будет зависеть от того, как этот конфликт был разрешен.

Существует пять основных стилей разрешения конфликтов:

  • Принуждение (позиция силы);

  • Избегание (уклонение, попытка остаться в стороне от конфликта, избегать ответственности за его разрешение);

  • Сглаживание (уступки, принесение в жертву собственных интересов);

  • Компромисс (равные уступки);

  • Решение проблемы (сотрудничество, конструктивное обсуждение проблемы, попытка найти решение, которое в равной степени, будет удовлетворять интересы обеих сторон).

Ведущий 2: Теперь мы попробуем применить полученные знания на практике. В начале мероприятия вы вытянули по конфете, сейчас вам нужно разделиться на команды по цветам фантиков.

Участники делятся на 5 команд, раздаются ситуационные задачи, распечатанные на листах. Одной команде – одна задача. Дается задание выработать одно или несколько решений задач, и предложить свои варианты разрешения конфликтной ситуации. На решение ситуаций дается 5-7 минут.

Предлагаются следующие ситуационные задачи:

Ситуация №1

Мама ученика Васи выразила несогласие с методами работы Марьи Петровны. Вася и другие ученики рассказывали, что Марья Петровна кричит, запугивает и предъявляет завышенные требования. (Говорит, что, если вы не успеваете, тогда забирайте документы, это вам не школа). Маме Васи это не понравилось, она считает, что педагог не имеет права применять психологическое насилие.

Ситуация №2

Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?

Ситуация №3

В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками – мальчишками. Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?

Ситуация № 4.

Вам предстоит сдавать экзамен, и вдруг учитель предлагает пяти ученикам защищать реферат, а не учить билеты. Четыре темы выбрали сразу же. Осталась только одна тема, и вы хотите ее взять. Как вы поступите, если ею заинтересовался ваш друг; просто одноклассник и т. п.?

Ситуация № 5

На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?

Далее по 1-2 участника от каждой команды представляют решение своей ситуации, идет обсуждение между участниками команд и ведущими, в виде «мозгового штурма».

Ведущий 1: Благодарим участников команд за столь интересные решения конфликтных ситуаций! Вы все большие молодцы! Надеемся, что сегодняшнее мероприятие было для вас увлекательным и полезным. И в завершение, нам хотелось бы дать вам рекомендации по межличностному взаимодействию:

  • Учиться искусству убеждения;

  • Уважать мнение других;

  • Помнить имя собеседника;

  • Помогать собеседнику чувствовать своё значение;

  • Помнить, что главные враги общения – раздражительность и бестактность.

И самое главное помнить, ЧТО НЕЛЬЗЯ УНИЗИТЬ, НЕ УНИЗИВШИСЬ САМОМУ! Благодарим вас за внимание и желаем успехов в межличностном взаимодействии!



Список литературы

  1. Анцупов А.Я. Конфликтология. Теория и практика : /А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. -5-е изд., перераб. и доп. -М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2019. -503 с.

  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Учебное пособие для высших учебных заведений. -2-е изд. испр.и доп./Б.С. Волков, Н.В. Волкова. -М.: Академический Проект; Альма Матер, 2019. -384 с.

  3. Шараева, Л. Г. Разрешение конфликтов в образовательной организации / Л. Г. Шараева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 123-127. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/174/10548/ (дата обращения: 08.03.2021).


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!