СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятий на тему: "Колесо истории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая  работа по теме: "Колесо истории" предназначена для повторения материала от Древней Руси до Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятий на тему: "Колесо истории"»

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы» __________________________________________________________________



Федеральное агентство по образованию


Таганрогский филиал


Федерального государственного образовательного учреждения

среднего профессионального образования

Донского государственного межрегионального колледжа

строительства, экономики, предпринимательства









Методическая разработка





«Колесо истории…»












Таганрог 2014 г.



Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы» __________________________________________________________________________


ББК 65.05

Рассмотрена методическим советом и рекомендована к изданию в качестве методической разработки по проведению внеклассного мероприятия посвященного

«Дню Победы» протоколом № от_ _методического совета ФГОУ СПО Дгмксэп Таганрогского филиала








Регистрационный номер ______







« Утверждено»

Заместителем директора по ВР

С. В. Антоненко


О. А. Дрыгина, Методическая разработка «Колесо истории…» для проведения внеклассных мероприятий.



таганрог: ФГоу спо Дгмксэп Таганрогский филиал, 20014. – с.




Вступление

Звучит оркестровое вступление П. Чайковского (тожественный марш).


Здравствуйте!


«Сотри у народа его прошлое, и ты 
лишишь его судьбы»


Народная мудрость


«История питает нравственное чувство 
и праведным судом своим 
располагает душу к справедливости, 
которая утверждает наше 
благо и согласие общества».

Н. М. Карамзин

«История ничему не учит, 
а только наказывает за незнание 
уроков». 

В.О. Ключевский



Ведущий 1. История России- это история многовековой жизни и борьбы народов нашей страны за свободу и независимость. Не щадя себя, наши предки самоотверженно противостояли половцам, монголо-татарам. немецким рыцарям, шведам, наполеоновским полчищам и гитлеровским ордам- всем.  кто приходил с мечом на нашу землю.

На льду Чудского озера, на Куликовской битве, Полтавском сражении, на Бородинском поле, фронтах Великой Отечественной  войны вставали люди нашей Родины, грудью встречая тех, кто пытался завоевать нашу землю.

Ведущий 2: России приходилось воевать во все времена. Наша страна всегда была привлекательна для врагов. Что оставалось делать русским- исключительно побеждать. Древнейшие  легенды, летописи, песни, былины сохранили память о тех, кто словом и делом утвердил в сознании народа непреходящую мудрость-завет : « На родной земле хоть умри, но с нее не сходи».

Ведущий 1.Нелегкий путь пришлось пройти русским воинам через века, испытать немало тяжелого, лихого на перевалах истории, одержать трудные победы в борьбе за честь  и независимость своей страны.

Ведущий 2 Война оставила след в душе каждого человека. Но боль постепенно проходит, и только память возвращается вновь в те былые времена. И сегодня мы заглянем  сквозь толщу веков и вспомним, победы наших героев.

Человек, который всегда готовы отдать свою любовь, преданность и жизнь за Родину, такого человека называют патриотом своего отечества.


Ведущий 1

Мы рады всех вас видеть,  и приглашаем  на интеллектуальную  игру «Колесо Российской истории», призываем стать людьми которые готовы отдать свою любовь, преданность, жизнь за Родину.

И сегодня мы «повернем» колесо  и проследим историю нашей страны от глубокой древности до наших дней. ( На экране телевизора – слайд с вращающимся колесом).


Ведущий 2

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Колесо истории вместе повернём,

О путях России свой рассказ начнём,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли!



Приветствие

Ведущий 1

Прежде начать игру, давайте пригласим наших участников


Звучит торжественный марш, рассаживаются.


Ведущий 2

Уважаемые команды, давайте представимся нашим командам.

  • Название

  • Девиз

  • Эмблема


Ведущий 1

Но прежде начать игру необходимо ознакомится с правилами.


Правила общения на викторине:

  1. С уважением относимся друг к другу

  2. Любое мнение заслуживает внимания

  3. Пока один говорит, все его слушают

  4. О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки


Представляем жюри:

  1. Учителя

  2. Старшекурсники

  3. Методист

  4. Завуч по воспитательной работе

  5. (Жюри получает судейские листы)

  6. Оценочная система – 5 баллов.










Судейский лист


тура

Название тура

1 команда

2 команда

3команда

4команда

5команда


Знакомство

 

 




I

Разминка-Знаток событий

- по командам – 10 вопросов

 

 




II

Историческая точность

- ответы по карточкам

- тест

 

 




III

Болельщики

 

 




IV

Исторические личности

А) От Древне Руси до XVIII в. в России

Б) Россия в XIX – XX вв.

 

 




V

Загадки истории

А) высказывания

Б) ребусы, анаграммы, шифровки

В) древо


 

 




 VI

Везде живопись, музыка и поэзия слышна

А. Угадать литературные произведения, писателей.

Б. Музыкальный

В. Живопись

Г. Архитектура, скульптуры



 

 




VII

Конкурс капитанов - медали







VIII

Конкурс стихотворений







 

ИТОГО

 

 





Критерии оценки викторины:

-       за правильный ответ – 2 балла;

-       за неполный ответ – 1 балл;

-       за неправильный ответ – 0 баллов.

Ведущий 2

Ну, вот мы познакомились и с учащимся и с правилами пора отправляться в путь


1 раунд - Разминка – Знаток событий


Звучит мелодия (гонг), на экране появляется символ раунда









Ведущий 1

Каждое государство имеет свои символы и эмблемы, преемственность исторических традиций.

Ведущий 2

Так давайте вспомним, как появилась история, зародились Древние государства, в том числе и Русь (Русское государство) И так начнем.

Ведущий 1

Вопросы 1 команде

1. Выберите предложение, в котором слово «история» обозначает науку о прошлом человечества.

А) История о капитане Гранте очень интересная и захватывающая.

Б) Тернистые пути истории нашего народа.

В) История исследует, какой была жизнь людей в прошлые времена.

Г) «Знаешь друг,- выкрикнул Саша,- ну и история со мной случилась!» Ответ (В)


2. Кого называют «отцом истории»? (Геродот)

3. Термин полюдье означает (ежегодный сбор с княжеских земель с осени по весну)

4. Почему князь Иван получил прозвище «Калита»?

5. Этот документ в XVIII в. (Слайд) определял систему чинов и порядок продвижения по государственной службе? (Табель о рангах)

6. Последним царем из рода Романовых был (Николай II)

7. Как называется торжественный проход войск на Красной площади? (Парад).

8. В каком городе Германии проходил суд над главными фашистскими преступниками? (Нюрнберг)

9. Какое значение в ходе войны имела Сталинградская битва? (Начало коренного перелома в ходе войны)

10. Как выглядит Андреевский флаг и Чьим символом является

(Синий косой крест на белом поле.) и (Военно-морского флота.)

11. Какие памятники знаменитых людей России находятся в городе Таганроге?

(Петр1, Пушкин, Чехов, Гарибальди и т.д.


Ведущий 1

Вопросы 2 команде

1. Определите, какие из данных исторических источников относятся к письменным, а какие к вещественным. А Б В Г Д Е (АДВ – письменные, БГЕ – вещественные)

2. Наука, изучающая способы исчисления времени. (Хронология)

3. Кто принимал участие в Олимпийских играх? (Граждане, мужчины)

4. Первый письменный закон на Руси (Русская правда)

5. На слайде мы видим « Бородовые знаки», какое право получал человек при покупке этих знаков?

(Право носить бороду)

6. Стрелок, владеющий искусством меткой стрельбы? (Снайпер).

7. В каком советском городе состоялся первый парад Победы? (Москва).

8. Какое название носила операция фашистской Германии по захвату Москвы? (“Тайфун”)

9. Что означают цвета российского флага? ( Белый цвет — благородство и откровенность; синий цвет — верность, чест­ность, безупречность и целомудрие; красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.)

10 Какого цвета орел на современном гербе России? (Золотой)

11. Ты знаешь, что у каждого города есть свой герб. Найди и покажи герб нашего города.


Ведущий 2

Вопросы 3 команде

1. Наука, которая занимается исследованием монет. (Нумизматика)

2. Назовите древнейшие орудия труда (Каменный топор, скребок, серп)

3. Что означает слово «Русь»? (Земля, где проживают жители с русыми волосами или около р. Рось)

4. Первая династия правителей на Руси (Рюриковичи

5. Крупное предприятие, основанное на разделении труда и использовании ручной ремесленной техники, – это (Мануфактура)

6. Как назывались собрания-балы с участием женщин в домах российской знати, введенные и регламентированные в 1718 г. Петром I?(Ассамблеи)

7. Против какой страны в гитлеровской Германии был разработан план «Барбаросса»? (СССР)

8. Перед этой битвой немецкое командование сосредоточило значительные силы, состоящие прежде всего из бронетанковых дивизий, оснащенных танками современных моделей “Тигр” и “Пантера”. Что это за битва? (Курская битва)

9. Торжественная песня - символ государства. (Гимн.)

10. Что означает изображение всадника на гербе России? (На щите изображен всадник — святой Георгий Победоносец на белом коне. Своим копьем он поражает дракона, что олицетворяет победу добра над злом, готовность нашего народа защищать свое государство от недругов.)

11. Кому Пётр I передал в 1705 году флаг бело-сине-красный? (Торговым судам.)


Ведущий 1

Вопросы 4 команде

1. Наука, которая занимается исследованием гербов. (Геральдика)

2. Город-государство, особая форма организации общества в Древней Греции (Полис)

3. Первым князем у славян был (Рюрик)

4. На каком озере произошло Ледовое побоище 1242 г.? (Чудское)

5. Крайне жестокая внутренняя политика Ивана Грозного получила название (Опричнина)

6. Как называется гусеничная военная машина? (Танк).

7. Назовите советский город, в честь которого названа площадь в  Париже, в память о Великой победе над фашизмом? (Сталинград)

8. Какие города впервые подверглись атомной бомбардировке? (Хиросима и Нагасаки)

9. Как называлась операция, которую развернули партизанские отряды с 3 августа по 15 сентября 1943 года, которая парализовала транспортное сообщение в тылу врага? ( “Рельсовая война”)

10. Найдите  среди гербов разных стран герб России? (предлагается на ИД изображения гербов Германии, США. Австрии, России, Объединенных Арабских Эмиратов, Польши, Черногории.)

11. Кто является первым президентам России (Б.Ельцин)


Ведущий 2

Вопросы 5 команде

1. Что было главным отличием древнейших людей от обезьян? (Прямохождение, речь)

2. Коллектив родственников в древности (Родовая община)

3. Столица древнерусского государства (Киев)

4. Центром объединения русских земель стало (Москва)

5. Поместье в XV в. – это (земля, полученная за службу)

6. Назовите два Тайных Общества, которые организовали будущие декабристы (Южное и Северное)

7. Как называется стремительное наступление войск? (Атака).

8. Кульминацией парада Победы 24.06.1945 стал марш 200 знаменосцев, бросавших фашистские знамена на специальный помост у подножия Мавзолея. Какой элемент формы знаменосцев после парада был сожжен вместе с этим помостом? (Перчатки)

9. Назовите символы государства. (Герб, флаг, гимн.)

10. Каким был флаг СССР? (Красного цвета с изображением серпа и молота.)

11. Кто был правителем СССР в годы Великой Отечественной войны (Сталин)


Ведущий 1

- Колесо истории вращается дальше. А мы начинаем 2 раунд – Историческая точность


Никогда не сотрутся даты

Этих подвигов боевых.

В вечном отдыхе спят солдаты –

Горе тем, кто разбудит их.

1) Вопросы – ответы по карточкам

              1. Когда было Крещение Руси (988г.)

              2. Когда произошла Куликовская битва? (8 сентября 1480 г.)

3. В каком году Русь освободилась от ордынского ига? (1480 г.)

4. Ливонская война России длилась (25 лет)

5. В каком году произошла битва под Полтавой (27 июня 1709 г)

6. В каком году состоялось наиболее значительное в ходе Северной войны сражение русского и шведского флота у мыса Гангут (27 июля 1714 г. )

7. К каком году основа Санкт-Петербург (1703)

8. В каком году основа Таганрог (12 сентября 1698)

9. Московский университет был открыт (1755)

10. В каком году произошла Отечественная война между Россией и Францией? (1812)

11. Когда произошло восстание декабристов на Сенатской площади? (14 декабря 1825)

12. Когда было отменено крепостное право в России? (19 февраля 1861)

13. Какой период времени охватывает царствование династии Романовых? (1613 -1917)

14. Какую знаменательную дату отмечает современная Россия 4 ноября? (День народного единства)

15. Сколько дней шла ВОВ? (1418 дней).

16. Назовите годы Первой мировой (1914 – 1918)

17. Назовите годы ВОВ (22 июня 1941 – 8 мая 1945)

18. Назовите годы Второй мировой войны (1 сентября 1939 -2 сентября 1945)

19. Назовите дату начала ВОВ (22 июня 1941)


21. Какой город России в годы ВОВ выдержал 900-дневную осаду немцев? (Ленинград)

22. Кто во время взятия Берлина командовал Первым Белорусским фронтом?

(Маршал Г.К. Жуков.)

23. При ночном наступлении на какой немецкий город советские войска применили 140 прожекторов, которыми ослепили войска противника? (Берлин)

24. Когда на Красной площади Москвы проходил парад, который начался не в 10, а в 9 часов утра и шёл всего лишь около получаса? (7 ноября 1941 года.)



2) Письменные ответы (тест)

Проставьте  даты  следующих  событий:

А)  подписание  советско-германского  договора  о  ненападении (23 августа 1945)

Б)  начало  второй  мировой  войны (1 сентября 1939)

В)  советско-финская  война (1939 -1945)

Г)  Великая  Отечественная  война (1941 -1945)


Против какой страны в гитлеровской Германии был разработан план «Барбаросса»?

А. Польша.                                                       В. Франция.

Б. Греция.                                                        Г. СССР.

 

В чьём кабинете Германия объявила нашему послу о начале войны с Советским Союзом?
А. Риббентропа.                                              В. Гитлера.

Б. Геббельса.                                                    Г. Бормана.

(Министра иностранных дел фашистской Германии.)


Как называлась пограничная застава, которая одной из первых приняла на себя удар фашистских полчищ?

А. Брестская крепость.                                        

Б. Петропавловская крепость.

В. Североморская застава.

 

 Сколько дней длилась оборона Брестской крепости?

А. 10 дней.                                                       В. 15 дней.

Б. 30 дней.                                                       Г. 90 дней.

(Брестская крепость – крепость-герой.)


Первое крупное поражение фашистских войск произошло...
1) под Брестом; 2) под Киевом; 3) под Москвой; 4) под Ленинградом.


Что означал Приказ № 227?  Изданный И. Сталиным от 28 июля 1942 г.

«Ни шагу назад» о создании -

А. Резервный батальон

Б. Штрафной батальон

Г. Разведывательный батальон


 Когда было водружено Знамя Победы над Рейхстагом в Берлине?

a)      9 Мая

b)      1 Мая

c)       8 Мая

d)      30 Апреля


День Победы в Великой Отечественной войне? 


a)      9 Мая

b)      1 Мая

c)       8 Мая

d)      30 Апреля







1. Соотнесите  даты  и  события:


1

Блокада  Ленинграда  

А

1942-1943 гг.

2

Форсирование Днепра

Б

апрель- май 1945

3

Тегеранская  конференция декабрь

В

сент. 1942 – янв. 1943 гг.

4

Потсдамская  конференция

Г

1943 г.

5

Берлинская битва

Д

1944г.

6

Курская битва

Е

июль  1943 г.

7

Московская битва

Ж

1945 г.

8

Сталинградская  битва


з


1941 – 1944 гг.


( 1з, 2д, 3г, 4ж, 5б, 6е, 7в, 8а)

.  2 Соотнесите  названия планов и обозначением:


1

Барбаросса  

А


2

Ост

Б

Битва под Сталинградом

3

Тайфун

В

Молниеносный план нападение на СССР

4

Уран

Г

Захват Москвы

5

Цитадель

Д


6

Багратион

Е

Уничтожение славянской расы


3 Раунд – Болельщики

Ведущий 2

Пока команды готовят ответы, проходит разминка для болельщиков



Вопросы

1. Как в Древней Руси называли отважного, доблестного воина, богатыря? (Витязь.)

2. Когда в военной истории России опасность представляла… свинья?
(В Ледовом побоище, 5 апреля 1242 г., войска немецких рыцарей были построены грозным клином – «свиньёй».)



 3. Какую фразу произносили фашисты,  сдаваясь в плен?

a)      Геббельс кранты!

b)      Боршан каюк!

c)       Гитлер Капут!

d)      Мы от Штирлица!


4. Какая страна была освобождена Советскими войсками после взятия Берлина в 1945 г?

a)         Чехословакия

b)        Польша

c)         Румыния

d)        Болгария


5. Как заканчивается крылатая фраза, актуальная и в наши дни: «Награда…»

a)      Прибыла вовремя

b)      Нашла героя

c)       Убежала от труса

d)      Облюбовала героя


6. Какому полководцу народ присвоил почетное звание «Маршала Победы»?

a)      Малиновскому

b)      Коневу

c)       Жукову

d)      Рокоссовскому

 

7. На какой реке в 1945 году встретились советские и американские солдаты?

a)      Эльба

b)      Рейн

c)       Неман

d)      Миссисипи


8. По плану Гитлера на месте столицы советского народа Москвы должно было возникнуть это. Что?
А. Пустыня.                                                       В. Море.
Б. Столица новой Германии.                          Г. Огромный концлагерь.


9. Назовите фамилию командующего гитлеровскими войсками, сдавшегося в плен под Сталинградом.

А. Отто.                                                            В. Паулюс.

Б. Майнштейн.                                                 Г. Геринг.


10. Какой из этих отечественных танков стал легендой Второй Мировой войны?

А. Т-10.                                                             В. Т-34.

Б. Т-55.                                                              Г. Т-62.


11. Назовите фамилию конструктора, под чьим руководством был спроектирован лучший танк Второй мировой войны Т-34.

А. Кошкин.                                                       В. Ильюшин.

Б. Калашников.                                                 Г. Токарев.


  1. Геноцид

Вывоз населения, материальных ценностей из местностей, находящихся под угрозой

  1. Депортация

Систематическое уничтожение нацистами и их пособниками значительной части еврейского населения Европы

  1. Эвакуация

Уничтожение определенных групп населения по расовым, национальным и иным мотивам

  1. холокост

Насильственное переселение народов

12. Соотнесите понятия с объяснениями.







4Раунд – Исторические личности

Ведущий 1

А) От Древне Руси до XVIII в. в России

1. Первой из князей установила твердые налоги и государственные повинности… (Ольга)


2. Князь, почти всю жизнь участвующий в военных походах и погибший от печенегов (Святослав)


3. При каком князе официальной религией Руси стало христианство (Владимир)


4. Правил в Киеве тот князь,

И молва о нем неслась.

Все соседи князя знали

И мудрейшим называли.     (Ярослав)


  1. Какой князь возглавлял русское войско во время Ледового побоища? ( Александр Невский.)


6. Кто возглавил монголо-татарское войско во время похода на Русь в XIII в.?

  • хан Мамай;

  • хан Батый (Бату);

  • Чингисхан.

7. Кто является основателем Москвы? (Князь Юрий Долгорукий)


8. Во время царствования какого царя на гербе появился двуглавый орел? (Ивана 3 )


9. Первый книгопечатанник в России (Иван Федорович)


10. Кто и когда возглавил Второе Ополчение?  (Минин и Пожарский)


11. Назовите имя и фамилию человека, летом 1613 года венчавшегося на царство в России?  (Михаил Романов.)


12. Назовите царевну, правительницу русского государства, при малолетних братьях Иване и Петре.  (Софья.) 

13. Русский император. Его первой женой была Евдокия Лопухина. С детства любил всевозможные потехи, игры. Самое любимое развлечение - «потешные полки». Победил шведов. Ввел новую моду в России Назовите героя (Петр I )

14. Во время правления какой императрицы к России были присоединены Крым и Северное Причерноморье?  (Екатерина II.) 

Ведущий 2

Б) Россия в XIXXX вв.

1. Русский полководец XVIII века. Родился слабым мальчиком, но решил стать военным. Прошел путь от солдата до фельдмаршала. Участвовал в подавлении восстания Пугачева. Взял штурмом турецкую крепость Измаил. Генералиссимус русской армии. Назовите героя (Суворов)


2. О каком историческом деятеле идёт речь?
Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар-

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружён,

Глядел на грозный пламень он. (Наполеон)

3. Кто стал царем освободителем? (Александр II)

4. При каком царе было 3 революции и проиграны 2 войны? (Николай II )

5. Как звать инициатора проведения Октябрьской революции в России? (Ленин)

6. Кто являлся Верховным главнокомандующим Красной Армии в годы ВОВ? (И.В.Сталин)


7. Кто, из перечисленных был четырежды Героем Советского Союза и не проиграл не одного сражения?

1)      Жуков

2)      Кожедуб

3)       Буденный

4)      Покрышкин


8. . Эта небольшая группа, обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потерял при взятии Парижа. О чем   идет речь?(« одоме Павлова»,  Сталинград)


9. Кем был Рихард Зорге, получивший посмертно звание Героя Советского Союза?

1)        Рос. Разведчик

2)        Командир партизанского отряда

3)         Летчик-испытатель

4)        Конструктор танков


10 У летчика были ампутированы ступни обеих ног. В

     результате длительных тренировок он снова вернулся в строй.  

      Назовите его имя. (А.П.Маресьев)


11. (1924-1943), Герой Советского Союза (1943, посмертно), рядовой гвардейского стрелкового полка. 23.2.1943 в бою за д. Чернушки (Псковская обл.) закрыл телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения. (А. Матросов)

12. .  Знаменитый сталинградский снайпер, уничтоживший более 300 фашистов?       (В.Г.Зайцев)

         

13.  Какой героический подвиг совершил летчик Н.Ф.Гастелло? (направил горящий  самолет в скопление вражеских машин и танков)

14. Этот человек родился 10 ноября 1919, село Курья Алтайского края.

С началом Великой Отечественной войны старший сержант участвовал в боях как командир танка. В октябре 1941 года в обоях под Брянском был тяжело ранен и контужен.

В 1944 году разработал образец самозарядного карабина, устройство основных узлов которого послужило базой для создания автомата в 1946 году. В 1947 году изобретатель усовершенствовал свой автомат и одержал победу в конкурсных испытаниях.

( Калашников)


15. Кто водрузил знамя Победы над Рейхстагом? (Егоров и Кантария)


16. Назовите имя героини М.Алигер, которой принадлежат эти слова:

“Граждане, не стойте, не смотрите,
Я живая, голос мой звучит,
Убивайте их, травите, жгите,
Я умру, но правда победит!” (Зоя Космодемьянская)



5 Раунд – Загадки истории

Ведущий 1

Буква к букве – будет слово,

Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

А) высказывания

1. «Иду на Вы» (киевский князь Святослав)

2. «Да будет Киев матерью городов русских!»? (Олег)

3. «Своего князя мне уже не воскресить, но я хочу почтить вас завтра перед своими людьми» (княгиня Ольга)

4. Какому русскому полководцу принадлежат слова:

«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»? (Александру Невскому)

5. "Врагов тьма тьмущая, многая множество бесчисленно, воскликнул князь, - но лучше честная смерть, чем позорная жизнь!” (Дмитрию Донскому). 

6. "Весело слушать, когда подданные открыто говорят государю правду. Вот чему надо учиться у господ англичан, голанцев ( Петру I)

7. Какому русскому полководцу принадлежит знаменитая фраза: «Тяжело в учении, легко в бою»? (А.В.Суворову)

7.1. "Каждый воин должен понимать свой маневр. Воюют не числом, а умением”. (Александру Суворову). 

8. Команда «Воздух» времен ВОВ означала именно это. Что? (Тревога, появился вражеский самолет)


9. «Проверено- мин нет». Кто делает такие надписи? Про кого справедливо говорят, что они ошибаются только один раз? (Сапёры).


10. Кого называют бойцом «невидимого фронта», опровергнувшим поговорку «Один в поле не воин»? (Разведчик).

11. Дорога проложенная для снабжения города «Мы ее называем - «Дорога жизни»!». (Ладожское озеро, ленинградцы).

Ведущий 2

Б) Ребусы, анаграммы, шифровки

1. Найдите в цепочке слов лишние, и определите, о каком гербе идет речь?

Колосья, ленты, звезда, корона, серп и молот, скипетр, земной шар.

(Корона и скипетр: герб СССР)

1.1. Найдите в цепочке слов лишние, и определите, о каком гербе идет речь?

Копье, меч, конь, дракон, плащ, крылья, звезда.

(Меч и звезда: герб Москвы)

2. Прочитай анаграмму и узнаешь, какое оружие можно встретить на гербах разных городов:

Сеикар, ужёьр,

(секира, ружьё)

2.1. Прочитай анаграмму и узнаешь, какое оружие можно встретить на гербах разных городов:

пишга, пькоё,

(шпаги, копьё)

3. Прочитайте слова, из гимнов, записанные «змейкой»

Р е с

и к п

л б у

Ответ: Республик

3.1. Используя все буквы, прочитайте символ, который встречается на одном из гербов.

е

д

в м д

ь

е

Ответ: медведь

3.2. Используя все буквы, прочитайте символ, который встречается на одном из гербов.

с

к

о я л

ь

о

Ответ: колосья

4. Какое имя и фамилия зашифрованы в названии Советского танка – «И.С.» (Иосиф Сталин)

5. Во время Великой Отечественной войны установку БМ – 13 называли «катюшей», а как называли автомат ППШ, попробуйте догадаться? (Папашей)

6. ВГК- Верховный Главнокомандующий

7. ГКО – Государственный Комитет Обороны

8. ПВО- Противовоздушная оборона

9.  ПТО- противотанковая оборона

10. БМ – боевая машина

11. НП – наблюдательный пункт

12. СМЕРШ – смерть шпионам


(Дополнительно)

Расшифруйте название советского танка КВ
а) «Красное вооружение»
б) Клим Ворошилов»
в) «Красный воин»
Ответ: б

Шифровка
САУ- самоходная артиллерийская установка
ЦШПД – Центральный штаб партизанского движения
ПТР – противотанковое ружье
^ РС - реактивный снаряд

Ведущий 2

В) Древо

Укажите недостающих представителей дома Романовых

Дополнительно (высказывания, выражения)

1. По преданию, на поле Куликовом воинов вдохновляла икона-хоругвь с образом Спаса Нерукотворного. Этот стяг-знамя был тёмно-багряного цвета. Он был вручен со словами: « Вот оружие нетленное! Да послужит оно вам вместо шлемов». Кто вручил это знамя и какому полководцу? (Сергий Радонежский князю Дмитрию.)

2. Как в русском языке появилось выражение «всыпать по первое число»? (Ответ: выражение пришло из старой дореволюционной школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если "наставник" переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца)

3. Как в русском языке появилось выражение «казанская cиротa»? (Ответ: Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Этот фразеологизм возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь)

4. Как в русском языке появилось выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»? (Ответ: До 16 века безземельные крестьяне имели право переходить от одного помещика к другому за неделю до Юрьева дня и спустя неделю после него. В конце 90-х годов XVI века крестьяне лишились права выхода от своего владельца. "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!" - горькая присказка крестьян конца XVI века)



5. Яблоко раздора.

(Яблоко раздора – предмет спора, причина вражды Согласно мифу, на свадьбу греческого царя Пелея и морской богини Фетиды были приглашены все олимпийский боги, кроме богини раздора – Эриды, которая решила отомстить, посеяв между богами раздор. Она бросила на стол золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Гера, Афродита, и Афина поспорили, кому из них получить яблоко. Спор разрешил троянский царевич Парис, присудив яблоко Афродите. Богиня помогла ему похитить Елену, жену спартанского царя Менелая, что явилось причиной Троянской войны).


  1. Дамоклов меч.

(Дамоклов меч – постоянно грозящая опасность. Согласно преданию, - острый меч, подвешенный сиракузским тираном Дионисием на конском волосе над головою завидовавшего ему Дамокла, которого тиран во время пиршества посадил на свое место. Дионисий объяснил, что это эмблема тех опасностей, которым он как властитель подвергается).


  1. Разрубить Гордиев узел.

(Разрубить Гордиев узел – значит решительно покончить с каким-либо сложным вопросом. По древней легенде фригийцы, которым оракул повелел избрать царем того, кто первым встретится им с телегой по дороге к храму Зевса, повстречались с простым земледельцем Гордием и провозгласили его царем. Телегу эту Гордий поставил в храме и к дышлу ее прикрепил ярмо, завязав чрезвычайно запутанный узел. По предсказанию оракула, сумевший распутать этот узел должен был стать властелином всей Азии. Александр Македонский рассек узел мечом).



8. Какой термин для наших предков означал «потерять в бою коня», а для нас –«растеряться от неожиданности»? (Опешить.)

9. О чем эта старая русская загадка: «Глазами не увидишь, руками не возьмёшь, а без него в атаку не пойдёшь»? (Ура  боевой клич при атаке.)

6 Раунд – Везде живопись, музыка и поэзия слышна

(Играет торжественный марш)

Ведущий 2

А. Угадать литературные произведения, писателей.

1. И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут. (.Лермонтова «Бородино» )


2. Кому принадлежат эти строки:

Переправа, переправа...
Темень, холод, ночь как год,
Но вцепился в берег правый,
Там остался первый взвод”. (А.Т.Твардовский “Василий Теркин)


3. О каком событии говорится в стихотворном отрывке

По льду летели с лязгом, громом,

      К мохнатым гривам наклоняясь,

      И первым на коне огромном

      В немецкий строй врубился князь. (Ледовое побоище). 


4.     Черной тучей конница Мамая

        Затянула весь простор степной,

         Но её удары принимая,

         Выстроились русичи стеной. (Битва на Куликовом поле)


5. На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася…

И думал он: Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён… (Строительство Петербурга)



Ведущий 1

Б. Музыкальный

1. Какую мелодию наигрывали часы на Спасской башне Московского Кремля до 1917 года? («Боже, царя храни».)

2. Какой номер имеет симфония, написанная Шостаковичем в блокадном Ленинграде? (Симфония №

Чей голос звучал по всесоюзному радио, оповещая о начале ВОВ? (Левитан)


3. В зале звучат записи песен военной поры и о войне.

Смуглянка А. Новиков — В. Шевченко,

Прощание славянки В. Агапкин — А.Федотов, Ю.Леднев,

Священная война А. Александров — В. Лебедев-Кумач,

День Победы” (сл. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова),

Катюша М. Блантер — М. Исаковский,

В землянке К. Листов — А. Сурков.

Журавли”. - Расул Гамзатов


4. Какая музыка исполнялась в России в качестве гимна с 1991 по 2001 гг.? (Музыка из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».)

5. Кто авторы и композитор второго гимна СССР? (Музыка – А.В.Александров, авторы текста – С.В. Михалков и Г.Г.Эль – Регистан.)


Ведущий 2

В. Живопись

1. Какой плакат нарисовал И. Тоидзе «Родина-мать зовёт»


2. Угадай события войны. (поставить нумерацию)

Задание. Какому событию посвящены фотографии? Его значение (слайд 3). (Битва за Москву)
Задание. Какому событию посвящены фотографии? Его значение (слайд 4). (Блокада Ленинграда)
Задание. Какому событию посвящены фотографии? Его значение (слайд 5). (Сталинград, Коренному перелому в войне)
Задание. Какому событию посвящены фотографии? Его значение (слайд 6). (Взятию Берлина, Победе в Великой Отечественной войне)
Задание. Какому событию посвящены фотографии? Его значение (слайд 7). (особому периоду Второй мировой войны – бомбардировке городов Японии Хиросимы и Нагасаки)

3. Фото в феврале 1945 года Ялтинская конференция - Кто изображен. (Сталин, Рузвельт и Черчилль)




Ведущий 1


Г. Архитектура, скульптуры

Как называются здания, памятники и где они находятся

1. Как называется храм в г. Москве, посвященный погибшим солдатам в Отечественной войне 1812 г. .?

  • Преображенский собор;

  • Храм Христа спасителя;

  • Софийский храм;

  • Киево-Печорская лавра.

2. По приказанию какого царя в Москве был построен Печатный двор?

  • Елизавета Петровна;

  • Борис Годунов;

  • Иван IV Грозный;

  • Алексей Михайлович.

3. Петр диковинки любил,

Собирал их и копил.

Из причуды царской сей

Первый создан был музей (Кунсткамера) 


4. Зимний дворец у Невы, посмотри!

Жили когда-то в нем наши цари.

Ну а сейчас в нем огромный музей,

Города гордость и Родины всей. (Эрмитаж) 


5. Пограничная застава, которая одной из первых приняла на себя удар фашистских полчищ?

(Брестская крепость)


6. В каком городе находятся данные скульптуры и кому они посвящены.

Минин и Пожарский (Москва, 2 ополчение, освободителям Москвы)

«Медный всадник» (Петербург, Петр I)

           «Воину-освободителю» (Германия, Берлин)

«Алёша» ( сооружённый в честь русских солдат, погибших при освобождении страны от

фашистов, в Болгарии, в Пловдиве.)

Родина мать (Волгоград)

Рука просящая помощи (Балка смерти, г. Таганрог)


старик скорбящий и несущий на руках погибшего ребенка ( Хатынь, Белоруссия, посвященные

сожжению жителей деревень в Белоруссии).


7 Раунд – Награды ( для капитанов) В гимнастерку влез солдат,

Ведущий 2

А на гимнастерке –

Ордена, медали вряд

Жарким пламенем горят…

Но прежде чем проведем раунд среди капитанов, необходимо провести жеребьевку для конкурса стихов. (Раздача стихов)

1. Определить названия советских наград (слайды)

Рис. 1 Медаль “Золотая Звезда” Героя Советского Союза,

рис.2 Орден Славы,

рис.3 Орден Красной знамени,

рис.4 Орден Победы, 

рис. 5 Орден Отечественной войны,

рис.6. Взятие Берлина.

      2. Какой орден стал первой советской наградой, учрежденной в годы Великой Отечественной войны? (Орден Отечественной Войны)

3. Как назывался высший военный полководческий орден периода Великой Отечественной войны? (Орден «Победы»)


  1. За что вручали самую известную медаль ВОВ? (За отвагу)

5. Что обозначают цвета Георгиевской ленточки

7 Раунд - Конкурс стихотворений.

Ведущий 1

Представители от групп подходят к столику жюри и выбирают листы, на обороте которых напечатаны отрывки стихотворений. Ведется подготовка. Затем представители команд у микрофона читают стихотворение и объясняют, какому событию оно посвящено.

( Ранее полученные перед предыдущем раунде)

Стихотворение 1.

( 22 июня 1941 года)

Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!

Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным трубачом
я эти пять минут трубил тревогу. 



Стихотворение 2.

(Победа)

П обеда! Победа! Победа!
Проносится весть по стране.
Конец испытаньям и бедам,
Конец долголетней войне.
Разрушено логово зверя,
Войны очаги сметены.
И с вестью в раскрытые двери
Врывается солнце весны.
Победа – добытая кровью, –
Ты сердцу дороже стократ.
Ты с нами была в Подмосковье,
Ты помнишь Кавказ, Сталинград.
Ты с нами ходила в колоннах,
Вела нас в решительный бой.
Сегодня на наших знаменах
Ты солнце затмила собой.

Стихотворение 3.

К Смоленску родному мы рвёмся вперёд,
Для нас не преграда – погода.
Пощады в бою немчура пусть не ждёт
Зимой сорок третьего года…

Не верьте тем, кто говорит,
Что мало радости я видел.
Я жизнь любил, но лёг в гранит, –
Врагов я сильно ненавидел…

Неделю назад мы в деревню вошли,
Которую фрицы спалили.
В колодце замёрзших детей мы нашли –
Их изверги там погубили…

Не верьте тем, кто говорит,
Что мало радости я видел.
Я жизнь любил, но лёг в гранит, –
Врагов я сильно ненавидел…

Из дзота срезает ребят пулемёт,
Хоть кинул я обе гранаты.
Взвод снова потери людские несёт,
И красится снег, где солдаты…

Не верьте тем, кто говорит,
Что мало радости я видел.
Я жизнь любил, но лёг в гранит, –
Врагов я сильно ненавидел.

Прошу мою весточку всем сообщить,
Чтоб не было больше вопросов.
Умел ненавидеть и сильно любить
Боец взвода…………

Стихотворение 4

П рошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!

Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке.
И дети нынешних детей, 
И наших внуков внуки.

Затем, чтоб этого забыть 
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье. А. Твардовский


Стихотворение 5

Жди меня, и я вернусь» Константин Симонов

Ж ди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой. Стих написан: 1941


Ведущая 1

Закончился последний этап викторины и наше путешествие в мир истории.

: ...прошлое всегда с нами, и все, что мы собой представляем, все, что мы имеем, исходит из прошлого.

Мы его творение, и мы его творцы. Мы живем, погруженные в него. Не понимать этого и не ощущать прошлое... значит, не понимать настоящее.

Ведущая 2

Вы думали: история - забвение,
Архив, куда грехи свои сдают?
Она тот Высший суд, где нет прощения,
Где срока давности не признают.

Вы думали: история - что сказочка,
Где можно все напутать, переврать,
Но это вам всего лишь только кажется,
Что можно ход истории прервать!

Ведущая 1

Мы отчизне верно служим,

Ты – один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине твоей!


Ведущая 2

Ждёт тебя за труд награда –

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.


Ведущая 1

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!


Ведущая 2

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым,

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!


Ведущая 1

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!



Ведущая 2

Слово жюри. Награждение победителей.

Подведение итогов.

Награждение и вручение грамот, дипломов, сертификатов, подарков.

Ведущая 1

Мы еще раз поздравляем победителей и хотим пожелать нашим эрудитам терпения, трудолюбия и удачи. Игра закончена, но процесс познания продолжается, и еще многое предстоит вам узнать. Успехов всем участникам игры!

Спасибо всем болельщикам за понимание и терпение. Ждем всех на следующей игре.















































Дополнительно (для окончания)

Родины себе не выбирают. 
Начиная видеть и дышать, 
Родину на свете получают 
Непреложно, как отца и мать. 
Дни стояли сизые, косые… 
Непогода улица мела… 
Родилась я осенью в России, 
И меня Россия приняла. 
Родина! И радости и горе 
Неразрывно слиты были в ней. 
Родина! В любви. В бою и споре 
Ты была союзницей моей. 
Родина! Нежнее первой ласки 
Научила ты меня беречь 
Золотые пушкинские сказки. 
Гоголя пленительную речь, 
Ясную, просторную природу, 
Кругозор на сотни вёрст окрест, 
Истинную вольность и свободу, 
Заботливой руки раздольный жест. 
Напоила беспокойной кровью, 
Водами живого родника, 
Как морозом, обожгла любовью 
Русского шального мужика. 
Я люблю раскатистые грозы, 
Хрусткий и накатанный мороз, 
Клейкие живительные слёзы 
Утренних сияющих берёз, 
Безымянных реченек излуки. 
Тихие вечерние поля; 
Я к тебе протягиваю руки,
Родина единая моя.

Маргарита Алигер 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!