СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Круглый стол» по духовному краеведению "Священослужители на дорогах Великой отечественной войны"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

v

Склоняя головы перед великим подвигом народа, сокрушившего фашизм, будем же помнить, изучать и приумножать бесценный и благородный вклад в Победу Русской Православной Церкви, более чем тысячелетие сплачивавшей на защиту Руси все народы, населявшие её, поднимавшей на смертный бой воинов разных национальностей.

Низкий поклон и вечная благодарность им, отдавшим свою жизнь за Родину!

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия «Круглый стол» по духовному краеведению "Священослужители на дорогах Великой отечественной войны"»

Предметная неделя духовно-нравственной (православной) культуры ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:  «Священнослужители на дорогах войны».   Методическая разработка внеклассного мероприятия «Круглый стол» по духовному краеведению для учащихся 10 класса Автор: Гоманюк Татьяна Дмитриевна, учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №10» г. Реутов Московской области

Предметная неделя

духовно-нравственной (православной) культуры

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Священнослужители на дорогах войны».

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Круглый стол»

по духовному краеведению для учащихся 10 класса

Автор: Гоманюк Татьяна Дмитриевна, учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ №10» г. Реутов Московской области

Цели проекта: Предметные : развитие представления о духовном подвиге, патриотизме, благотворительной деятельности. Личностные: развитие, активизация познавательного интереса к материалу, анализирование, сопоставление разных точек зрения,  высказывание своей точки зрения на обсуждаемую проблему. Метапредметные: ориентирование в различных источниках информации, критическое оценивание и интерпретация информации. Задачи проекта: Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися понятий, относящихся к духовному подвигу; рассмотреть роль патриотических чувств в жизни человека и общества; Развивающая: Способствовать развитию критического мышления (практического, проблемного, рефлексивного). Продолжить работу над развитием коммуникативных умений обучающихся (слушать и слышать, владение устной речью). Воспитывающая: Воспитывать уважение к Родине, внимательное отношение к прошлому России, формирование духовных ценностей и активной жизненной позиции.
  • Цели проекта:
  • Предметные : развитие представления о духовном подвиге, патриотизме, благотворительной деятельности.
  • Личностные: развитие, активизация познавательного интереса к материалу, анализирование, сопоставление разных точек зрения, высказывание своей точки зрения на обсуждаемую проблему.
  • Метапредметные: ориентирование в различных источниках информации, критическое оценивание и интерпретация информации.
  • Задачи проекта:
  • Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися понятий, относящихся к духовному подвигу; рассмотреть роль патриотических чувств в жизни человека и общества;
  • Развивающая: Способствовать развитию критического мышления (практического, проблемного, рефлексивного). Продолжить работу над развитием коммуникативных умений обучающихся (слушать и слышать, владение устной речью).
  • Воспитывающая: Воспитывать уважение к Родине, внимательное отношение к прошлому России, формирование духовных ценностей и активной жизненной позиции.
Инновационность Тип внеклассного мероприятия: «Круглый стол», комбинированное исследование с использованием информационных технологий.  Формы работы : групповая, проблемная ситуация, работа с источниками, документами, дикуссионная, лекционная, заочная экскурсия.   Использование образовательных технологий : «информационная атака» с шоу-технологиями: участники-выступающие-дискутанты и участники-зрители; групповая проблемная работа; технология проектной деятельности.  Использованные технологии : информационные, технология проектной деятельности, исследовательская технология.  Средства обучения : мультимедийная презентация, карточки, репродукции картин, отрывки из произведений, высказывания великих людей.

Инновационность

Тип внеклассного мероприятия: «Круглый стол», комбинированное исследование с использованием информационных технологий.

Формы работы : групповая, проблемная ситуация, работа с источниками, документами, дикуссионная, лекционная, заочная экскурсия.

Использование образовательных технологий : «информационная атака» с шоу-технологиями: участники-выступающие-дискутанты и участники-зрители; групповая проблемная работа; технология проектной деятельности.

Использованные технологии : информационные, технология проектной деятельности, исследовательская технология.

Средства обучения : мультимедийная презентация, карточки, репродукции картин, отрывки из произведений, высказывания великих людей.

ПЛАН ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «КРУГЛЫЙ СТОЛ»:  Работа с эпиграфом. Постановка проблемной ситуации (групповая работа). Экскурс в историю: «Положение Русской Православной церкви накануне Великой Отечественной войны». Работа с документами: 4.1. «Обращение Митрополита Сергия (Страгородского)».  4.2. «Воззвание Митрополита Сергия (Страгородского). 5. Представление и защита исследовательских проектов:   5.1. «Священнослужители на фронтах Великой Отечественной войны»  5.2. «Патриотическое служение на оккупированных территориях».  5.3. «Благотворительная деятельность русской православной церкви». 6. Заключительный постдискуссионный  этап: «Одна на всех Победа».

ПЛАН

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«КРУГЛЫЙ СТОЛ»:

  • Работа с эпиграфом.
  • Постановка проблемной ситуации (групповая работа).
  • Экскурс в историю: «Положение Русской Православной церкви накануне Великой Отечественной войны».
  • Работа с документами: 4.1. «Обращение Митрополита Сергия (Страгородского)».

4.2. «Воззвание Митрополита Сергия (Страгородского).

5. Представление и защита исследовательских проектов:

5.1. «Священнослужители на фронтах Великой Отечественной войны»

5.2. «Патриотическое служение на оккупированных территориях».

5.3. «Благотворительная деятельность русской православной церкви».

6. Заключительный постдискуссионный этап: «Одна на всех Победа».

2. Экскурс в историю:

Положение православной церкви накануне

Великой Отечественной войны

Учебный материал. Этап объяснения

  • Работа с эпиграфом:

«Патриотизм – это не только одна любовь к Родине.

Это гораздо больше…

Это – сознание своей неотьемлемости от Родины

и неотьемлемое переживание вместе с ней

ее счастливых и ее несчастных дней».

А.Н. Толстой.

На территории бывшей РСФСР в 25 областях не осталось

ни одного действующего храма,

а в 20 областях их осталось от 1 до 5.

3 . Постановка проблемной ситуации (групповая работа).

  • Работа с документами:

« Обращением и воззванием митрополита Сергия (Страгородского)».

  • Ответить на вопросы по тексту документов и определить :

к кому обращается он, к чему призывает, в чем видит священный долг каждого, какой характер носит обращение и воззвание.

  • Ответ обосновать .

В 1937 году было арестовано 132 900 православных священнослужителей,

из которых 85 300 были расстреляны.

К 1939 г. по всей стране оставалось незакрытыми около 100 храмов из 60000 действующих в 1917 г.

На свободе пребывали только 4 правящих архиерея.

Воззвание. « На морских кораблях иногда подается зычная команда: «Всех наверх!» Это значит, кораблю угрожает морская стихия, управление кораблем требует совместной работы всех, кто находится на нем. И вот по этой команде все выбегают на верхнюю палубу, каждый к своему месту. И там спешат делать, что от каждого требуется, пока не пройдет жгучий момент и корабль будет по- прежнему спокойно и уверенно продолжать свое плавание. Нечто подобное, только в неизмеримо большей степени, переживаем и мы сейчас.

Мрачная и дикая стихия угрожает стране.

Родина наша в опасности, и она созывает нас: все в ряды, все на защиту родной земли, ее исторических святынь, ее независимости от чужеземного порабощения. Господь нам дарует победу».

26 июня 1941 года

Обращение. «Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству.

Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу.

Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред Родиной и Верой, и выходили победителями…»

22 июня 1941год

Учебный материал. Этап закрепления.

5. Представление и защита исследовательских проектов и их обсуждение (работы групп):

  • «Священослужители на фронтах Великой Отечественной войны» .

Без наперсного креста, без рясы, в солдатской или офицерской форме выполняли они наравне со всеми свой воинский долг.

Монахиня Адриана

(Наталия Владимировна Малышева)

Принимала участие в боях на Курской дуге и под Сталинградом.

В 2000 году приняла монашеский постриг.

Святитель Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясеневский)

Участник Русско-японской войны.

Доктор медицинских наук, профессор хирургии.

В 1945 году был удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В 2000 году причислен к лику святых.

Архимандрит Алипий

(Иван Михайлович Воронов)

Награжден Орденом Красной звезды, медалью «За отвагу», несколькими медалями «За боевые заслуги».

Патриарх Пимен

(Извеков Сергей Михайлович )

начал свой боевой путь заместителем командира роты и дослужился до звания майора.

https://www.pravmir.ru/veterany-svyashhenniki-i-monaxini/

Постановлением Моссовета от 19 сентября 1944 года

и от 19 сентября 1945 года около двадцати священников

московских и тульских церквей были награждены

медалями «За оборону Москвы».

«Информационная атака». Учебный материал. Этап закрепления: 6,7. Представление и защита исследовательских проектов и их обсуждение (работы групп): « Патриотическое служение на оккупированных территориях» . «Благотворительная деятельность русской православной церкви». «Гоните ненавистного врага из нашей Великой Руси. Пусть славное имя Дмитрия Донского ведет нас на битву за священную русскую землю. Вперед, к победе, братья-воины!» 30 декабря 1942 года Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий Русская церковь с помощью верующих с 1941 по 1943 год в фонд обороны внесла200 миллионов рублей, а к концу войны сумма увеличилась до 300 миллионов рублей. По предложению митрополита Алексия(Симанского) уже 23 июня1941 года приходы Ленинграда начали сбор пожертвований на оборону. Всего верующие ленинградцы за 1942 год собрали 1485 тысяч рублей, а за 1943- 5051 тысяч рублей

«Информационная атака».

Учебный материал. Этап закрепления:

6,7. Представление и защита исследовательских проектов и их обсуждение (работы групп):

  • « Патриотическое служение на оккупированных территориях» .
  • «Благотворительная деятельность русской православной церкви».

«Гоните ненавистного врага из нашей Великой Руси.

Пусть славное имя Дмитрия Донского ведет нас на битву за священную русскую землю.

Вперед, к победе, братья-воины!»

30 декабря 1942 года

Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий

Русская церковь с помощью верующих с 1941 по 1943 год в фонд обороны внесла200 миллионов рублей, а к концу войны сумма увеличилась до 300 миллионов рублей.

По предложению митрополита Алексия(Симанского) уже 23 июня1941 года приходы Ленинграда начали сбор пожертвований на оборону.

Всего верующие ленинградцы за 1942 год собрали 1485 тысяч рублей, а за 1943- 5051 тысяч рублей

Учебный материал. Опрос.

Одна на всех Победа!

9 мая 1945 года . Патриарх Алексий: «Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господня, – дня, в который изрек Господь праведный суд Свой над злейшими врагами человечества, – и Православная Русь, после беспримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не щадившего и самой жизни ради спасения Отечества, – ныне предстоит Господу сил в молитве, благодарно взывая к Самому Источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы и за дарование мира всему миру.

Но только ли сознание радости несет победа?

Она несет также сознание обязанности, сознание долга, сознание ответственности за настоящее и будущее, сознание необходимости усилить труд, чтобы закрепить победу, чтобы сделать её плодотворной, чтобы залечить раны, нанесенные войной. Много еще предстоит нам трудного дела, но мы теперь можем дышать свободно и радостно приняться за труд, – тяжелый, но созидательный.»

https://www.pravmir.ru/veterany-svyashhenniki-i-monaxini/

Склоняя головы перед великим подвигом народа, сокрушившего фашизм, будем же помнить, изучать и приумножать бесценный и благородный вклад в Победу Русской Православной Церкви, более чем тысячелетие сплачивавшей на защиту Руси все народы, населявшие её, поднимавшей на смертный бой воинов разных национальностей.

Низкий поклон и вечная благодарность им, отдавшим свою жизнь за Родину!

А. Рефлексия. Критерии факта. Хорошо усвоен материал об духовном подвиге и истории патриотического вклада Русской Православной церкви в годы Великой Отечественной войны. Успешно справились с проблемными вопросами, заданиями, так как была проведена большая исследовательская работа, предварительная подготовка, использован богатый исторический материал по различным источникам.  Затруднения вызвал вопрос об неоднозначном отношении власти к подвигам священослужителей. Б. Рефлексия. Критерии отношения  Цели и задачи круглого стола достигнуты. Тип мероприятия, его структура, взаимосвязь частей оправданы для достижения целей.  Форма достижения целей выбрана групповая, индивидуальная, фронтальная.  Во время самостоятельной работы учитель выступал в качестве консультанта, а также была возможность пользоваться дополнительной литературой.  Дидактический материал, технические средства обучения использовались в соответствии с нормами СанПин. Учащиеся были активны на разных этапах круглого стола и проявили интерес к теме.

А. Рефлексия. Критерии факта.

  • Хорошо усвоен материал об духовном подвиге и истории патриотического вклада Русской Православной церкви в годы Великой Отечественной войны.
  • Успешно справились с проблемными вопросами, заданиями, так как была проведена большая исследовательская работа, предварительная подготовка, использован богатый исторический материал по различным источникам.
  • Затруднения вызвал вопрос об неоднозначном отношении власти к подвигам священослужителей.

Б. Рефлексия. Критерии отношения

  • Цели и задачи круглого стола достигнуты.
  • Тип мероприятия, его структура, взаимосвязь частей оправданы для достижения целей.
  • Форма достижения целей выбрана групповая, индивидуальная, фронтальная.
  • Во время самостоятельной работы учитель выступал в качестве консультанта, а также была возможность пользоваться дополнительной литературой.
  • Дидактический материал, технические средства обучения использовались в соответствии с нормами СанПин.
  • Учащиеся были активны на разных этапах круглого стола и проявили интерес к теме.
Использованные источники: https://www.pravmir.ru/veterany-svyashhenniki-i-monaxini/ 2. http://www.orthedu.ru/ch-hist/1465-10.html 3. http://www.orthedu.ru/ch-hist/11338-russkaya-pravoslavnaya-cerkov-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny-1941-1945-gg.html 4. http://www.librero.ru/noosphere/patriot 5. http://spbda.ru/publications/m-v-shkarovskiy-patrioticheskaya-deyatelnost-russkoy-pravoslavnoy-cerkvi-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny/ 6. http://diplomba.ru/work/83581 7. http://www.polkmoskva.ru/articles/other/patrioticheskaya-deyatelnost-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny/ 8. http://cheloveknauka.com/sovetskoe-gosudarstvo-i-deyatelnost-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-v-period-velikoy-otechestvennoy-voyny 9. http://hranitel-slov.livejournal.com/19526.html 10. ttps://святая-екатерина.рф/svyashhenniki-i-monahi-veterany-velikoj-otechestvennoj-vojny/ 11. https://multiurok.ru/files/metodika-provedeniia-kruglogo-stola-po-fgos.html 12.  https://www.pravmir.ru/slovar-pravmira/

Использованные источники:

  • https://www.pravmir.ru/veterany-svyashhenniki-i-monaxini/

2. http://www.orthedu.ru/ch-hist/1465-10.html

3. http://www.orthedu.ru/ch-hist/11338-russkaya-pravoslavnaya-cerkov-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny-1941-1945-gg.html

4. http://www.librero.ru/noosphere/patriot

5. http://spbda.ru/publications/m-v-shkarovskiy-patrioticheskaya-deyatelnost-russkoy-pravoslavnoy-cerkvi-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny/

6. http://diplomba.ru/work/83581

7. http://www.polkmoskva.ru/articles/other/patrioticheskaya-deyatelnost-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny/

8. http://cheloveknauka.com/sovetskoe-gosudarstvo-i-deyatelnost-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-v-period-velikoy-otechestvennoy-voyny

9. http://hranitel-slov.livejournal.com/19526.html

10. ttps://святая-екатерина.рф/svyashhenniki-i-monahi-veterany-velikoj-otechestvennoj-vojny/

11. https://multiurok.ru/files/metodika-provedeniia-kruglogo-stola-po-fgos.html

12. https://www.pravmir.ru/slovar-pravmira/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!