СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия - экскурсии «И древнее прошлое особо храня…»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективность организации и проведения экскурсии на достаточно высоком уровне ее содержания, требует от педагогов и обучающихся тщательной предварительной подготовки. Считаем целесообразным выделить следующие этапы работы над созданием выставки и подготовки экскурсии:

  • подготовительный этап:
  1. Создание рабочей группы преподавателей и обучающихся с целью подготовки и презентации исторической выставки.
  2. Определение темы, места и времени (периода) проведения выставки.

При выборе темы выставки необходимо учитывать задачи, стоящие перед  поисково-исследовательской музейной группой  на текущий учебный год и образовательного учреждения в сфере гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.

3.       Составление тематико-экспозиционного плана мероприятия.

План может включать следующую информацию:

  • тема
  • место проведения
  • сроки проведения
  • цели, задачи
  • композиционное построение выставки: композиционный центр выставки, место расположения экспонатов
  • тематика выставочных работ
  • тип выставочных работ и критерии их отбора
  • требования к оформлению выставочных работ
  • дополнительное оформление выставки (эстетические дополнения)

Составление тематико-экспозиционного плана экскурсии позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести выставку любого уровня.

  • Основной этап:
  1. Подбор экспонатов выставки.
  2. Подготовка экспонатов выставки (чистка, ремонт и т.д.).
  3. Работа с выставочным помещением.
  4. Оформление выставки и сопутствующих материалов.

Прежде всего, необходимо помнить, что подготовка выставки в музее – это организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого рода педагогических задач, а не украшение интерьера образовательного учреждения. Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление.

  1. Информирование общественности о предстоящей выставке.
  2. Открытие выставки.

Открытие может включать следующие элементы: вступительное слово педагога и/или представителя администрации образовательного учреждения, презентация содержания выставки, представление участников выставки, организационные вопросы (сроки и время работы выставки).

  1. Проведение экскурсии.

В основе проведения экскурсии лежит правило "от показа к рассказу", которое принято как аксиома экскурсионного дела. При составлении текста педагоги и обучающиеся должны добиться, чтобы материал излагался, как того требуют цель и тема экскурсии.

Можно с уверенностью констатировать следующий факт: подготовка выставки, проведение экскурсионного мероприятия представляет сложный процесс, однако является эффективной формой воспитания обучающихся, становления и разви­тия высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка И древнее прошлое особо храня.....»

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курсавский региональный колледж «Интеграл»






Методическая разработка внеаудиторного

мероприятия - экскурсии

«И древнее прошлое особо храня…»



Конкурсное направление: «Экскурсия для студентов»

Сведения об авторах:


Прозорова Наталья Николаевна,

преподаватель

ГБпоу «Курсавский региональный колледж «Интеграл»




Скрыленко Дмитрий Николаевич,

преподаватель

ГБпоу «Курсавский региональный колледж «Интеграл»



с. Курсавка

2018 год

Содержание




Стр.

1.

Пояснительная записка

4

2.

Методика организации и проведения мероприятия

6

3.

План мероприятия

8

4.

Ход мероприятия

10

5.

Библиография

12


Приложения:

Приложение 1-6 Тематические направления экскурсии

Приложение 7 Фотоматериалы о проведении мероприятия



Приложение 8 Интерактивная экскурсия «И древнее прошлое особо храня» (http://proggrup.hol.es)










 

Пояснительная записка


прежде чем перейти к твердой пище,

ребенок вскармливается молоком матери,

прежде чем учить ребенка любить другие

страны и другие народы, надо его

научить уважать свою страну и свой народ

К.Д. Ушинский


Сегодня, как никогда актуально звучат слова русского педагога К.Д. Ушинского… В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Что представляется сейчас особо значимым еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан. Считаем, что воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Система дополнительного образования дает уникальную возможность в сфере образования создавать условия, служащие базой для патриотического, духовно-нравственного развития.

Так, например подготовка и проведение экскурсионной работы в рамках поисково-исследовательской музейной - одно из эффективных средств обучения и воспитания. Ведь, участвуя в создании новых экспозиций в музее, педагоги и обучающиеся, помимо решения задач совершенствования содержания и методов обучения и воспитания, вносят неоценимый вклад в дело выявления, собирания, сохранения и использования объектов исторического наследия. Музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности обучающегося одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, суждений, оценок и чувств.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что педагогическое пространство музея является интегративной развивающейся средой нового типа и становится полноправной культурологической составляющей современного образования. Организация и проведение экскурсий в музее является ярким примером «красочной» иллюстрации исторических событий.

Методика организации и проведения мероприятия


Эффективность организации и проведения экскурсии на достаточно высоком уровне ее содержания, требует от педагогов и обучающихся тщательной предварительной подготовки. Считаем целесообразным выделить следующие этапы работы над созданием выставки и подготовки экскурсии:

  • подготовительный этап:

  1. Создание рабочей группы преподавателей и обучающихся с целью подготовки и презентации исторической выставки.

  2. Определение темы, места и времени (периода) проведения выставки.

При выборе темы выставки необходимо учитывать задачи, стоящие перед поисково-исследовательской музейной группой на текущий учебный год и образовательного учреждения в сфере гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.

3. Составление тематико-экспозиционного плана мероприятия.

План может включать следующую информацию:

  • тема

  • место проведения

  • сроки проведения

  • цели, задачи

  • композиционное построение выставки: композиционный центр выставки, место расположения экспонатов

  • тематика выставочных работ

  • тип выставочных работ и критерии их отбора

  • требования к оформлению выставочных работ

  • дополнительное оформление выставки (эстетические дополнения)

Составление тематико-экспозиционного плана экскурсии позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести выставку любого уровня.

  • Основной этап:

  1. Подбор экспонатов выставки.

  2. Подготовка экспонатов выставки (чистка, ремонт и т.д.).

  3. Работа с выставочным помещением.

  4. Оформление выставки и сопутствующих материалов.

Прежде всего, необходимо помнить, что подготовка выставки в музее – это организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого рода педагогических задач, а не украшение интерьера образовательного учреждения. Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление.

  1. Информирование общественности о предстоящей выставке.

  2. Открытие выставки.

Открытие может включать следующие элементы: вступительное слово педагога и/или представителя администрации образовательного учреждения, презентация содержания выставки, представление участников выставки, организационные вопросы (сроки и время работы выставки).

  1. Проведение экскурсии.

В основе проведения экскурсии лежит правило "от показа к рассказу", которое принято как аксиома экскурсионного дела. При составлении текста педагоги и обучающиеся должны добиться, чтобы материал излагался, как того требуют цель и тема экскурсии.

Можно с уверенностью констатировать следующий факт: подготовка выставки, проведение экскурсионного мероприятия представляет сложный процесс, однако является эффективной формой воспитания обучающихся, становления и разви­тия высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

План мероприятия


Тема: «И древнее прошлое особо храня…»

Цель: формирование осознанного отношения к историческим ценностям Отечества: его прошлому, настоящему и будущему.

Задачи:

- образовательные: способствовать формированию исторических знаний об археологических памятниках, найденных на территории Андроповского района Ставропольского края, демонстрирующих различные аспекты политической, экономической и культурной жизни различных обществ и народов, находящихся на разных ступенях развития;

- развивающие: формировать навыки работы с историческими источниками, культурными артефактами, развивать навыки публичного выступления;

- воспитательные: формировать гражданско-патриотическую позицию студентов; воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому; развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию.

- методические: совершенствовать методы и приемы работы обучающихся в малых группах; отрабатывать применение интерактивных методов в музейной работе.

- здоровьесберегающие: создать соответствующий психологический фон для визуального восприятия материалов экспозиции; построить внеаудиторное мероприятие на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической науки и практики, полагающейся на здоровьесберегающие принципы.

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Вид: занятие – работа с музейными предметами

Форма занятия: экскурсия

Методы обучения: объяснение, беседа, интерактивный, демонстрационный, диалектический, поисковый, наглядный, метод погружения.

Средства обучения и оборудование: книжная выставка, исторические портреты, монеты, культурные и военные артефакты.

Продолжительность: 45 минут.

Ход мероприятия


1–й этап

Организационно-мотивационный (5 минут)

- приветственное слово преподавателя;

- представление рабочей поисково – исследовательской музейной группы;

-знакомство с целью и задачами мероприятия.

2-й этап

Ход экскурсии (30 минут)

Направления экскурсии

№ приложения

2.1

«Скифские воительницы»

1

2.2

«Золотая Орда в археологических памятниках»

Татаро-монгольские женские украшения…для вдохновения

Нумизматика татаро-монголов

2

2.3

«Свидетели времени»

Поясные украшения казаков

Историческая пуговица. Ставропольская губерния XIX век.

Кокарда времен Николая II

Кооперация – ПУТЬ к социализму

ОСОДМИЛ 30-ые годы.

3

2.4

«Есть в этом бренном мире умозрение в красках…»

Старинная нательная икона. Образок Святителя Тихона и Святителя Митрофана епископы Воронежские Чудотворцы.

Нательная икона Богородицы,18 век

4

2.5

«Загадки богини Клио. Нумизматика»

Денежные знаки периода правления:

- Анны Иоановны (1730-1740 гг.)

- Екатерины II (1762-1796 гг.)

- Александра I (1801-1825 гг.)

- Николая I (1825-1855 гг.)

- Александра III (1855-1881 гг.)

- Николая II (1894-1917 гг.)

Перечеканка монет во времена правления Екатерины II (1762-1796 гг.)

5



2.6

Кровавый век - XX век

Первая мировая война «Поможем нашим братьям – славянам!»

Великая Отечественная война «Незабытая память войны – мы этой памяти будем вечно верны!»

6


3-й этап. Подведение итогов работы (10 минут)

- заключительное слово преподавателя;

- отзывы присутствующих;

- возложение цветов к памятнику Воинам, погибшим при освобождении села Курсавка от немецко-фашистских захватчиков в январе 1943 года.





















Библиография


  1. Аланы и Кавказ. // Alanica - II. Владикавказ, 1992.

  2. Геродот. История (скифские фрагменты) // Скифы: Хрестоматия. - М.: 1992.

  3. Граков Б.Н. Скифы. - М.: 1971.

  4. Иван Георгиевич Спасский. Русская монетная система. Редактор Ю.С.Аксёнов. Художник Я. С. Телишевский. Художественный редактор Б. М. Кисин. Технический редактор М. Д. Козловская. Корректор О. С. Ломакина. – М.: 1956 г.

  5. Кавказ и цивилизации Востока в древности и средневековье. Владикавказ, 1993.

  6. Кузнецова Т. Краткая история скифов // Скифы: Хрестоматия / Сост., введение, коммент. Т.М. Кузнецовой. - М.: 1992.

  7. Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. - СПБ.: 1893-1906 Т.1-2.

  8. Леонтьева Г.А. и др. Ключи к тайнам. Клио: Кн. для учащихся и студентов. ─ М.: Просвещение, 1994.

  9. общества. Праистория Руси: Шилов Ю.А.- Екатеринбург: Деловая книга; - М.: Раритет, 1999.

  10. Педагогика,: ил.− (Б-чка Детской энциклопедии «Ученые – школьнику»), 1990.

  11. Семар Г. М. Семь раз отмерь! Среди монет, мер и весов.- М.: Финансы и статистика, 1992.

  12. Смирнов А.П. Скифы. - М.: 1966.

  13. Федоров-Давыдов Г.А. Монеты рассказывают. – 2-е изд. М.: 1987.

  14. Хазанов А.М. Золото скифов. - М.: 1975.

  15. Черников С.С. Загадки золотого кургана. Где и когда зародилось скифское искусство. - М.: 1965.

  16. Щепкин В.Н. Русская палеография: Учебник для студентов вузов.─ М.: Аспект Пресс, 1999.

  17. Юхт А.И. Русские деньги от Петра Великого до Александра I. – М.: Финансы и статистика, 1994.

Интернет - ресурсы

  1. http://vremenami.com/voennye-naxodki/bronzovye-nakonechniki-strel.html - Бронзовые скифские наконечники стрел [17.02.2018]

  2. https://tozoloto.ru/monety/monety-zolotoj-ordy.html - Монеты Золотой Орды [13.02.2018]

  3. https://www.mycharm.ru/post/9064/ - Украшения татарских женщин [16.01.2018]

  4. http://vneshnii-oblik.ru/etnografiya/tatukr.html - Украшения как часть комплекса татарской женской одежды [21.12.2017]

12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!