Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курсавский региональный колледж «Интеграл»
Методическая разработка внеаудиторного
мероприятия - экскурсии
«И древнее прошлое особо храня…»
Конкурсное направление: «Экскурсия для студентов»
Сведения об авторах:
| Прозорова Наталья Николаевна, преподаватель ГБпоу «Курсавский региональный колледж «Интеграл» |
| Скрыленко Дмитрий Николаевич, преподаватель ГБпоу «Курсавский региональный колледж «Интеграл» |
с. Курсавка
2018 год
Содержание
| | Стр. |
1. | Пояснительная записка | 4 |
2. | Методика организации и проведения мероприятия | 6 |
3. | План мероприятия | 8 |
4. | Ход мероприятия | 10 |
5. | Библиография | 12 |
| Приложения: Приложение 1-6 Тематические направления экскурсии Приложение 7 Фотоматериалы о проведении мероприятия | |
| Приложение 8 Интерактивная экскурсия «И древнее прошлое особо храня» (http://proggrup.hol.es) | |
Пояснительная записка
… прежде чем перейти к твердой пище,
ребенок вскармливается молоком матери,
прежде чем учить ребенка любить другие
страны и другие народы, надо его
научить уважать свою страну и свой народ
К.Д. Ушинский
Сегодня, как никогда актуально звучат слова русского педагога К.Д. Ушинского… В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Что представляется сейчас особо значимым еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан. Считаем, что воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Система дополнительного образования дает уникальную возможность в сфере образования создавать условия, служащие базой для патриотического, духовно-нравственного развития.
Так, например подготовка и проведение экскурсионной работы в рамках поисково-исследовательской музейной - одно из эффективных средств обучения и воспитания. Ведь, участвуя в создании новых экспозиций в музее, педагоги и обучающиеся, помимо решения задач совершенствования содержания и методов обучения и воспитания, вносят неоценимый вклад в дело выявления, собирания, сохранения и использования объектов исторического наследия. Музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности обучающегося одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, суждений, оценок и чувств.
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что педагогическое пространство музея является интегративной развивающейся средой нового типа и становится полноправной культурологической составляющей современного образования. Организация и проведение экскурсий в музее является ярким примером «красочной» иллюстрации исторических событий.
Методика организации и проведения мероприятия
Эффективность организации и проведения экскурсии на достаточно высоком уровне ее содержания, требует от педагогов и обучающихся тщательной предварительной подготовки. Считаем целесообразным выделить следующие этапы работы над созданием выставки и подготовки экскурсии:
Создание рабочей группы преподавателей и обучающихся с целью подготовки и презентации исторической выставки.
Определение темы, места и времени (периода) проведения выставки.
При выборе темы выставки необходимо учитывать задачи, стоящие перед поисково-исследовательской музейной группой на текущий учебный год и образовательного учреждения в сфере гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.
3. Составление тематико-экспозиционного плана мероприятия.
План может включать следующую информацию:
тема
место проведения
сроки проведения
цели, задачи
композиционное построение выставки: композиционный центр выставки, место расположения экспонатов
тематика выставочных работ
тип выставочных работ и критерии их отбора
требования к оформлению выставочных работ
дополнительное оформление выставки (эстетические дополнения)
Составление тематико-экспозиционного плана экскурсии позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести выставку любого уровня.
Подбор экспонатов выставки.
Подготовка экспонатов выставки (чистка, ремонт и т.д.).
Работа с выставочным помещением.
Оформление выставки и сопутствующих материалов.
Прежде всего, необходимо помнить, что подготовка выставки в музее – это организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого рода педагогических задач, а не украшение интерьера образовательного учреждения. Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление.
Информирование общественности о предстоящей выставке.
Открытие выставки.
Открытие может включать следующие элементы: вступительное слово педагога и/или представителя администрации образовательного учреждения, презентация содержания выставки, представление участников выставки, организационные вопросы (сроки и время работы выставки).
Проведение экскурсии.
В основе проведения экскурсии лежит правило "от показа к рассказу", которое принято как аксиома экскурсионного дела. При составлении текста педагоги и обучающиеся должны добиться, чтобы материал излагался, как того требуют цель и тема экскурсии.
Можно с уверенностью констатировать следующий факт: подготовка выставки, проведение экскурсионного мероприятия представляет сложный процесс, однако является эффективной формой воспитания обучающихся, становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
План мероприятия
Тема: «И древнее прошлое особо храня…»
Цель: формирование осознанного отношения к историческим ценностям Отечества: его прошлому, настоящему и будущему.
Задачи:
- образовательные: способствовать формированию исторических знаний об археологических памятниках, найденных на территории Андроповского района Ставропольского края, демонстрирующих различные аспекты политической, экономической и культурной жизни различных обществ и народов, находящихся на разных ступенях развития;
- развивающие: формировать навыки работы с историческими источниками, культурными артефактами, развивать навыки публичного выступления;
- воспитательные: формировать гражданско-патриотическую позицию студентов; воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому; развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию.
- методические: совершенствовать методы и приемы работы обучающихся в малых группах; отрабатывать применение интерактивных методов в музейной работе.
- здоровьесберегающие: создать соответствующий психологический фон для визуального восприятия материалов экспозиции; построить внеаудиторное мероприятие на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической науки и практики, полагающейся на здоровьесберегающие принципы.
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Вид: занятие – работа с музейными предметами
Форма занятия: экскурсия
Методы обучения: объяснение, беседа, интерактивный, демонстрационный, диалектический, поисковый, наглядный, метод погружения.
Средства обучения и оборудование: книжная выставка, исторические портреты, монеты, культурные и военные артефакты.
Продолжительность: 45 минут.
Ход мероприятия
1–й этап
Организационно-мотивационный (5 минут)
- приветственное слово преподавателя;
- представление рабочей поисково – исследовательской музейной группы;
-знакомство с целью и задачами мероприятия.
2-й этап
Ход экскурсии (30 минут)
Направления экскурсии | № приложения |
2.1 | «Скифские воительницы» | 1 |
2.2 | «Золотая Орда в археологических памятниках» Татаро-монгольские женские украшения…для вдохновения Нумизматика татаро-монголов | 2 |
2.3 | «Свидетели времени» Поясные украшения казаков Историческая пуговица. Ставропольская губерния XIX век. Кокарда времен Николая II Кооперация – ПУТЬ к социализму ОСОДМИЛ 30-ые годы. | 3 |
2.4 | «Есть в этом бренном мире умозрение в красках…» Старинная нательная икона. Образок Святителя Тихона и Святителя Митрофана епископы Воронежские Чудотворцы. Нательная икона Богородицы,18 век | 4 |
2.5 | «Загадки богини Клио. Нумизматика» Денежные знаки периода правления: - Анны Иоановны (1730-1740 гг.) - Екатерины II (1762-1796 гг.) - Александра I (1801-1825 гг.) - Николая I (1825-1855 гг.) - Александра III (1855-1881 гг.) - Николая II (1894-1917 гг.) Перечеканка монет во времена правления Екатерины II (1762-1796 гг.) | 5 |
2.6 | Кровавый век - XX век Первая мировая война «Поможем нашим братьям – славянам!» Великая Отечественная война «Незабытая память войны – мы этой памяти будем вечно верны!» | 6 |
3-й этап. Подведение итогов работы (10 минут)
- заключительное слово преподавателя;
- отзывы присутствующих;
- возложение цветов к памятнику Воинам, погибшим при освобождении села Курсавка от немецко-фашистских захватчиков в январе 1943 года.
Библиография
Аланы и Кавказ. // Alanica - II. Владикавказ, 1992.
Геродот. История (скифские фрагменты) // Скифы: Хрестоматия. - М.: 1992.
Граков Б.Н. Скифы. - М.: 1971.
Иван Георгиевич Спасский. Русская монетная система. Редактор Ю.С.Аксёнов. Художник Я. С. Телишевский. Художественный редактор Б. М. Кисин. Технический редактор М. Д. Козловская. Корректор О. С. Ломакина. – М.: 1956 г.
Кавказ и цивилизации Востока в древности и средневековье. Владикавказ, 1993.
Кузнецова Т. Краткая история скифов // Скифы: Хрестоматия / Сост., введение, коммент. Т.М. Кузнецовой. - М.: 1992.
Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. - СПБ.: 1893-1906 Т.1-2.
Леонтьева Г.А. и др. Ключи к тайнам. Клио: Кн. для учащихся и студентов. ─ М.: Просвещение, 1994.
общества. Праистория Руси: Шилов Ю.А.- Екатеринбург: Деловая книга; - М.: Раритет, 1999.
Педагогика,: ил.− (Б-чка Детской энциклопедии «Ученые – школьнику»), 1990.
Семар Г. М. Семь раз отмерь! Среди монет, мер и весов.- М.: Финансы и статистика, 1992.
Смирнов А.П. Скифы. - М.: 1966.
Федоров-Давыдов Г.А. Монеты рассказывают. – 2-е изд. М.: 1987.
Хазанов А.М. Золото скифов. - М.: 1975.
Черников С.С. Загадки золотого кургана. Где и когда зародилось скифское искусство. - М.: 1965.
Щепкин В.Н. Русская палеография: Учебник для студентов вузов.─ М.: Аспект Пресс, 1999.
Юхт А.И. Русские деньги от Петра Великого до Александра I. – М.: Финансы и статистика, 1994.
Интернет - ресурсы
http://vremenami.com/voennye-naxodki/bronzovye-nakonechniki-strel.html - Бронзовые скифские наконечники стрел [17.02.2018]
https://tozoloto.ru/monety/monety-zolotoj-ordy.html - Монеты Золотой Орды [13.02.2018]
https://www.mycharm.ru/post/9064/ - Украшения татарских женщин [16.01.2018]
http://vneshnii-oblik.ru/etnografiya/tatukr.html - Украшения как часть комплекса татарской женской одежды [21.12.2017]
12