СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Уроки истории-уроки жизни: воспитательные аспекты уроков истории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложность истории, ее изучения в школе состоит  в том, что история – один из немногих школьных предметов, который затрагивает не только ум, но и душу ученика, его чувства. Изучая биографии исторических деятелей, их жизненный путь, ребенок сам учится жить, постигая не только азы предмета, но и мудрость человеческого бытия. В чем воспитательные аспекты уроков истории? Ответ на этот вопрос изложен в данной методической разработке. Данный материал будет полезен учителям истории.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Уроки истории-уроки жизни: воспитательные аспекты уроков истории"»

« Уроки истории – уроки жизни: воспитательные аспекты уроков истории»

Историю можно назвать самым сложным школьным предметом, потому как она изучает жизнь людей, а ничего сложнее жизни еще не придумано. Причем это жизнь взрослых людей, а у школьников 11-17 лет нет жизненного опыта взрослого человека, им трудно понять, почему в той или иной ситуации исторический персонаж поступил так, а не иначе, какими мотивами руководствовался, какие цели преследовал. Именно об этом идет речь на уроках. Сложность истории, ее изучения в школе состоит еще и в том, что история – один из немногих школьных предметов, который затрагивает не только ум, но и душу ученика, его чувства.

В книге «Уроки истории- уроки жизни» Т. И. Гончарова пишет: «Урок истории состоится лишь тогда, когда на основе исторических знаний, суждений, обобщений возникает душевное волнение, а в иных случаях потрясение. Подлинный урок интеллектуален и эмоционален одновременно». С этим нельзя не согласиться, но часто бывает так, что педагоги не используют большой эмоциональный потенциал истории (отдавая предпочтение логическому познанию предмета), либо используют неосознанно и нецеленаправленно. Как известно целевая установка урока состоит из трех взаимосвязанных частей – образовательной, воспитательной и развивающей.

« Наибольшие трудности учителя испытывают в формулировании воспитательных целей урока. Гражданственность и патриотизм – два спасительных кита урока истории, будь то о греко- персидских войнах или о России между февралем и октябрем 1917 года», - замечает историк методист О. Ю. Стрелова, и это замечание справедливо. Когда речь идет о воспитании на уроке истории, то, конечно, нельзя формулировать воспитательные цели в такой общей форме как патриотическое или гражданское воспитание. Скорее всего, речь может идти о том, что на конкретном уроке истории ученики смогут пережить конкретные чувства: гордость, восхищение или напротив, возмущение, неприятие каких-то вещей, сопереживание, удивление, горечь и т.д. Это означает, что посредством изучения конкретного исторического материала будет задета эмоциональная сфера учеников, их чувства, то есть ученики не останутся равнодушными к историческим событиям, историческим персонажам и их поступкам. При этом следует иметь в виду, что воспитательное воздействие может носить «отсроченный» «отложенный» характер, имеет «длительный срок действия». Мы не всегда знаем, когда и почему наши ученики вдруг вспомнят наши уроки и вспомнят ли вообще, и сколько человек вспомнят.

Я на своих уроках стараюсь уделять внимание реализации воспитательных задач и определила ряд направлений в этой работе. Первое направление – это использование воспитательных возможностей содержательного компонента урока.
Так, формированию патриотизма способствуют уроки, в ходе которых ученики знакомятся с освободительной, справедливой борьбой нашего народа против завоевателей. Например, урок по теме «Куликовская битва» целиком посвящается изучению нового материала методом рассказа учителя. Взятый сам по себе исторический материал этого урока не так уж и сложен для учащихся, но основная его задача — раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско и положившего начало освобождению Руси от ига монголо-татарских ханов. Конкретно-исторический материал содержит большой нравственный потенциал. Рассматривается горячая любовь к Родине русских воинов, князя Дмитрия, воеводы Боброка, их готовность отдать за ее свободу самое дорогое - жизнь. На уроке героям противопоставляется предательская позиция рязанского князя Олега и нижегородских князей. Учащиеся делают выводы нравственного порядка о низости предательства, лжи и трусости. Материал о героическом подвиге русского народа на Куликовом поле в 1380 г. с ярким описанием событий, выразительными характеристиками конкретных людей воспитывает патриотические чувства учащихся.

Такие же воспитательные задачи выполняют уроки по темам «Князь Александр Невский и его храбрые мужи», «Он спас Отечество свое» (Кутузов М.И., Отечественная война 1812 г.), «Великая Отечественная война: год за годом» (историко-познавательная игра), которые способствуют формированию уважению к прошлому нашей страны, формированию чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.

Исторический материал, изучаемый на уроке, содержит массу нравственных проблем, которые необходимо решать на уроке. Как должны были поступить греческие полисы, когда узнали о нашествии персов? Какой выбор сделал князь Александр Ярославич? А Иван Калита? Почему князь Трубецкой не пришел на Сенатскую площадь? Судят ли победителей? Стоит задавать эти вопросы ученикам, их обсуждение на уроке создаст возможность для реализации воспитательного потенциала истории, формирования нравственных качеств личности ученика. Причем в содержание материала должно входить большое количество исторических мелочей, деталей – это и есть самое интересное в истории, то что задевает учеников, не оставляет равнодушными, а значит и воспитывает.

Большое значение для воспитания школьников имеет изучение исторических деятелей различных эпох и времен с древности до современности. Изучение жизни, деятельности, мыслей, творческого наследия исторических личностей, которые оставили значительный след в истории своей страны, своего народа, является основой для воспитания ценностных ориентиров современных школьников.

При изучении событий, связанных с жизнью и деятельностью неоднозначных исторических персонажей, таких как: Наполеон Бонапарт, Чингисхан, Петр I, Александр Македонский, О. фон Бисмарк и др., стараюсь учить своих учеников извлекать уроки из прошлого, определять положительные и отрицательные последствия их деятельности, акцентируя внимание на то, что человек должен думать и прогнозировать последствия своих поступков и действий. С этой целью стараюсь организовать дискуссию на уроке, что позволяет ученикам осмыслить и оценить роль личности в истории, высказать свое суждение и отношение к ним. Это способствует созданию условий для воспитания активной жизненной позиции учеников, инициативности, готовности к принятию самостоятельных решений.

Таким образом, содержательный компонент уроков истории имеет широкую палитру для создания воспитательной ситуации на уроке. И реализация этого направления воспитательной работы на уроке зависит от тех требований, которое выдвигает современное общество перед учителем и образовательным процессом в целом, а также ценностных ориентиров самого педагога.

Второе направление – использование воспитательных возможностей организации образовательного процесса и урока.

В первую очередь, я стараюсь способствовать воспитанию интереса к учению, к процессу познания. В данном случае использую различные методики активных форм организации учебной деятельности, которые способствуют поддержанию интереса к учению и активизации познавательной деятельности учащихся.   Например, воображаемое путешествие в Древний Египет на хронолете, на машине времени и т.п.

- воображаемое интервью или репортаж – взять интервью у исторической личности – например, у Гитлера, Сталина, сделать репортаж, например, о древней Индии и т. д

-метод незаконченного предложения – например, о чем мог просить в молитве средневековый крестьянин «Господи, спаси нас…» или древний грек «О, великая Афина, прошу…)

- ситуации выбора – задания типа «Как бы вы поступили, если…», «За кого бы вы проголосовали?», «К какому бы направлению вы примкнули?»

- ожившая картина – придумать монологи или диалоги оживших персонажей исторических картин;

- сочинения от первого лица – «Я –декабрист», «Мой замок».

При выполнении образных заданий от учащихся требуется:

1. обогатить картину прошлого исторически достоверным материалом.

2. придумать конструкцию, призванную организовать исторический материал (сюжет, рассказа, план описания)

3. добиться целостности создаваемой картины, проработанности исторических деталей, «яркости видения»

Важной составляющей современного урока, является  внедрение в практику  учителя такого понятия как  метапознание или «обучение тому, как учиться». Это направление отражает способность учеников к отслеживанию, оцениванию, контролю и преобразованию своего процесса обучения. Это не только процесс развития, но и воспитания, т.к. происходит личностное формирование ученика через его самосознание, самовоспитание, самооценку, что составляет процесс его саморегуляции.

Каждый урок является средой, где происходит воспитание культуры общения. Это еще одно направление моей работы. Ученики учатся слушать и слышать не только учителя, но и друг друга, научаются налаживать диалог с другими и посредством него не только общаться, но и обучаться. Поэтому стараюсь организовать групповую работу на уроке. Важным элементом работы в группе является готовность к сотрудничеству, терпимость, умение преодолеть разногласия и личную неприязнь. Эти качества, воспитанные в школе, способствуют в дальнейшем к толерантному восприятию мира и человека, признания инакомыслия, осознание границ своей свободы и прав другого человека, готовность договариваться.

Реализация воспитательных задач на уроке – это длительный и кропотливый процесс, и постановка таких задач целесообразна на серию уроков или раздел. Если прежде приоритет всегда отдавался образовательным целям, то сегодня на первый план выступают воспитательные и развивающие цели, тем самым в содержании образования усиливается морально-нравственный аспект.

Достойно, главное достойно

Любые встретить времена,

Когда эпоха то застойна,

То взбаламучена до дна.

И если все переломалось,

Как невозможно предрешить,

Скажи себе такую малость:

«И это надо пережить…»

Таким образом, урок истории обладает важным потенциалом влиять на воспитание очень многих качеств личности учеников. Воспитательный аспект урока должен предусматривать и использование содержания учебного материала, и оптимальный выбор технологий обучения, и продуманность форм организации познавательной деятельности. Всё это во взаимодействии способствует формированию и развитию патриотических, нравственных, трудовых, эстетических и других качеств личности школьника, что в свою очередь направлено на решение тех задач, которые перед нами выдвигает современная образовательная стратегия государства.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!