ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 58»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
«ВОЛЕЙБОЛ С ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
Подготовила
Фомина Галина Николаевна
Руководитель физического воспитания
г. Дубовка, 2019г.
Актуальность.
Одной из приоритетных задач физической культуры и спорта является укрепление и сохранение здоровья, а это возможно только на основе совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях, в том числе профессионального образования.
В комплексной программе физического воспитания в ГБПОУ «ПУ № 58» в разделе спортивные игры -тема «Волейбол» занимает одно из ведущих мест.
Занятия волейболом компенсируют дефицит двигательной активности, способствуя гармоничному развитию обучающихся. Достоинство волейбола в его простоте, эмоциональности и зрелищности. Секрет популярности волейбола в том, что доступен всем. Все движения в волейболе носят естественный характер, основанные на беге, прыжках, метаниях.
Многолетний опыт моей работы показывает, что, многообразие решения задач на уроке, переключает внимание обучающихся и повышает интерес.
Поэтому в своей педагогической практике провожу комплексные уроки.
Проблема повышения эффективности занятий, прежде всего с обучающимися профессионального образования, путем изменения их содержания, использования не только общепринятых физических упражнений, но и оздоровительных средств, позволяющих усилить воздействие, как на физические кондиции, так и на улучшение состояния здоровья, является весьма актуальной.
В методической разработке: «Волейбол с применением средств оздоровительной направленности», ориентируюсь на принципы здоровьесберегающих технологий, так как они направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья обучающихся на развитие их познавательной деятельности.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:
- обеспечить каждому обучающему возможность сохранения здоровья за период обучения в общеобразовательном учреждении;
- сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Для достижения этих целей большое внимание уделяю методике применения дыхательных упражнений, так как эффективность воздействия дыхательных упражнений на различные стороны функционального состояния организма показана многими авторами (А.З. Колчинская,1973;В.В. Михайлов, 1983; С.Н. Кучкин, 1991; И.Н. Солопов, 1998, 2002, 2004, 2008).1
В соответствии со структурой урока физической культуры, в подготовительной части запланированы следующие дыхательные упражнения:
1.Активизирующий тип дыхания.
2.Общеразвивающие дыхательные упражнения.
3) методика парадоксальной гимнастики А. Стрельниковой.
4.Йоговское дыхание.
5. Упражнения «стретчинг».
Использование «стретчинг» - упражнений на растягивание в подготовительной части урока позволяет эффективно разогреть те группы мышц, которые будут в наибольшей степени вовлечены в работу.
В основной части урока, применяя этапы совершенствования техники и тактики основных приемов в волейболе, я одновременно провожу работу над совершенствованием физических качеств обучающихся. С этой целью регулярно используют три универсальных упражнения Сергея Бубновского – комплекс упражнений, разработанный для мышц плечевого пояса, мышц брюшного пресса, спины и ног. Правильная техника выполнения упражнений благотворно воздействует на весь организм в целом, оказывая как укрепляющий, так и оздоровительный эффекты.
Для совершенствования технических элементов волейбола, в процессе игры, применяю методы: метод интерактивный (сотрудничество), соревновательный, игровой метод, метод развития игрового мышления, метод дифференцированного обучения.
В заключительной части урока использую успокаивающий тип дыхания и успокаивающий стретчинг, которые направлены на ускорение восстановительных процессов. При подведении итогов урока большим успехом пользуется:«метод пяти пальцев»
М (мизинец) – мыслительный процесс, запомнили вы какие либо упражнения?
Б (безымянный) – близость цели, достигла ли я цели, научила упражнениям?
С (средний) – состояние духа, с каким настроением вы уйдёте?
У (указательный) – услуга , помощь сможете применить на практике?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Как вы себя чувствуете?
Обучающие получают домашнее задание для повышения объема двигательной активности и приобщения к самостоятельным занятиям.Для самостоятельных домашних занятий, рекомендую посильные и безопасные упражнения для выполнения в домашних условиях.
Тема: «Волейбол с применением средств оздоровительной направленности».
Цель: Способствовать формированию устойчивой мотивации к здоровому образу жизни для укрепления и сохранения собственного здоровья.
Задачи: 1. Обучать технике дыхательных упражнений.
2. Развивать силу и выносливость.
3. Совершенствовать передачу мяча сверху и снизу 2-мя руками, технику верхней прямой подачи.
4. Воспитывать интерес к занятиям физической культуры.
Тип урока: комплексный.
Метод проведения: метод интерактивный, соревновательный, игровой, метод развития игрового мышления, метод дифференцированного обучения.
Оборудование: гимнастические коврики, волейбольная сетка, в/мячи.
Место проведения: спортзал.
Ход урока.
Части урока | Содержание | Дозировка | Организационно-методические указания |
П о д г о т о в и т е л ь н а я 8-10 мин. | Построение, сообщение задач урока. 1.Активизирующий тип дыхания. И. п.- о .с. 1-2-3-руки вверх, вдох 4- выдох 2. И.п.- о. с. руки к плечам 1-2 -вдох,развернуть плечи 3-4– выдох, и. п. Дыхание по методу А. С. Стрельниковой. 1. «Ладошки». Упражнение выполняется на 8 счетов. И. п.-о. с., локти опущены вниз, ладони направлены наружу. На счет 1- короткий, шумный вдох через нос, сжимая кулаки. Выполнить 8 вдохов движений через нос, выдох пассивный, выполняется произвольно. 2. «Погончики» Упражнение выполняется на 8 счетов. И. п.- кисти сжаты в кулаки и находятся на уровне пояса. На счет 1- вдох, толкая кулаки вниз к полу, затем кисти рук возвращаются в и. п. Без остановки выполнить 8 вдохов-движений через нос, думаем о вдохе. 3. «Обними плечи» И. п.- руки согнуты в локтях на уровне плеч. Рывки рук навстречу друг другу до отказа, обнимая себя за плечи. Упражнение выполняется на 8 счетов. 4. «Насос». Упражнение выполняется на 8 счетов. И.П.- станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища, спина круглая, голова опущена. На счет 1- легкий наклон ( руками тянуться к полу) одновременно короткий, шумный вдох, слегка приподняться( но не выпрямляться), снова наклон и короткий шумный вдох. Выполнить 8 вдохов-движений. «Кошка» 1-3-5-7 приседания и одновременно поворот туловища вправо, вдох шумный через нос; 2-4-6-8 тоже влево, вдох шумный через нос, выдох свободный; 8 вдохов -движений 4 раза. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте. «Ха»- дыхание йогов. 1-2-3- вдох с одновременным подъемом рук через стороны вверх 4- выдох со звуком «ха» и резким опусканием рук Упражнения «стретчинг» | 20-30сек. 5-6 раз 5-6 раз 8х4 8х4 8х4 8х4 8х4 5-6 раз 2-3 мин. | Приветствие, наличие формы, выявление больных. Вдох- через нос, выдох через рот Лопатки соединить, развернуть грудную клетку Вдох сильный и короткий через нос выполняется на каждый счет, выдох свободный Вдох сильный и короткий через нос выполняется на каждый счет, выдох свободный. Вдох сильный и короткий через нос выполняется на каждый счет при обхватывании руками плеч, выдох свободный. Вдох сильный и короткий через нос выполняется на каждый счет при наклоне вперед с одновременным движением рук вниз, выдох свободный. Вдох сильный и короткий через нос выполняется на каждый счет, выдох свободный. Руками делайте хватательные движения руками вправо и влево Вдох медленный через нос- выдох через рот Для подготовки мышц рук, плечевого пояса, спины и ног для предстоящей работы. |
О с н о в н а я 25-30 мин. | Три универсальных упражнения Сергея Бубновского. Отжимание. И. п. – упор ладонями на полу, стоя на коленях 1- руки сгибаем в локтях, вдох 2- разгибаем- выдох со звуком «ха» Мышцы пресса: и. п.- лежа на спине, руки подняты вверх над головой, кисти сомкнуть в «замок». 1-поднимаем руки, плечи, лопатки от пола со звуком «ха» Мышцы спины и ноги:и. п. лежа на животе, руки согнуты упираются в пол. По-очереди, поднимаем одну ногу, то другую, при этом следим, чтобы нога поднималась полностью, отрываем бедро от пола, колено не сгибать. Затем поднимаем две ноги вместе. Передача мяча 2-мя руками сверху. 1.Стоя в кругу, выполнение передач мяча 2-мя руками сверху, снизу по кругу. 2.То же, но в игровой форме. 3.В центре круга игрокс мячом, поочередно против часовой стрелки выполняет передачу мяча сверху игроку 1-ой зоны, игрок 1-й зоны посылает в центр из центра игроку 2-й зоны и так по кругу, игрок 5-й зоны завершает передачу в 6-ую зону. Игрок 6-й зоны ловит мяч. 4.Выполнение передач мяча сверху, снизу 2-мя руками через сетку в колоннах. 5.Разыграть мяч в 3 касания. Игрок 2-й зоны выполняет передачу мяча игроку 3-й зоны, игрок 3-й зоны в 4-й и через сетку. Верхняя прямая подача. 1.Выполнение верхней прямой подачи с половины поля на 1-ую линию противоположной команды. 2. Выполнение верхней прямой подачи из-за лицевой лини. | 10 мин. 3-5 подходов 15-20 раз 20р х3 10 мин. 10 мин. | «Чтобы быть здоровым» 5-10 отжиманий, садимся, затем встаем на колени, поднимая руки вверх, резко опуская руки с выдохом вслух звука «ХА!», делаем ещё 3-10 таких подхода. Это первое из трех основных упражнений необходимо не только для позвоночника, но и укрепляет руки. Предотвращает развитие шейного остеохондроза, разогревает всё тело, восстанавливает кровообращение всего позвоночного столба и головного мозга. Развивать выносливость полезно для здоровья. Голова как одно целое с туловищем, нельзя «двигать» головой. Голову наклонить вперед.Делать это движение полминуты. Это упражнение ликвидирует застойные явления в малом тазу, нормализует работу органов пищеварения. Продолжаем прорабатывать кровеносные сосуды, ликвидируя причину болезней — застойные явления. Эти три упражнения Бубновского обходимо выполнять до 20 минут в день. Участвуют две команды. Обратить внимание на согласованность движений: рук, ног, туловища. «Кто дольше продержит мяч в воздухе выполнением передач мяча 2-мя руками сверху и снизу». Команда получает 1 балл. Команда, выполнив задание, не уронив мяч, получает 1 балл. Команды становятся напротив друг другу. По свистку, игрок, стоящий впереди выполняет передачу 2-мя руками сверху через сетку игроку другой команды и уходит в конец колонны. Игроки команды не выполнив передачу мяча сверху через сетку не получают 1 балл, соответственно другая команда побеждает, получает 1 балл. Команда, потерявшая мяч, проигрывает, противоположная получает 1 балл. Регулируем силу удара мяча. Противоположная команда должна разыграть тактику игры в 3 касания. Команда, набравшая наибольшее количество баллов побеждает. |
З а к л ю ч и т е л ь н а я 3-5 мин. | Успокаивающий тип дыхания Вдох 2-3-4- выдох. Успокаивающий стретчинг Подведение итогов урока. Домашнее задание. | 3-4 раза 2-3 мин. 1-2 мин. 20-30 сек. | При вдохе руки вверх При выдохе опустить вниз Упражнения на гимнастическом коврике. «Метод пяти пальцев» Закрепить технику изученных дыхательных упражнений. |
ВЫВОД. 1. Изучение и анализ научно-методической литературы и практического опыта показывает, что для повышения эффективности процесса физического воспитания, укрепления здоровья, роста физической и функциональной подготовленности обучающихся профессионального обучения, структура занятий физической культурой должны предусматривать комплексное использование большого арсенала средств оздоровительной направленности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Щетинин М.Н. "Дыхательная гимнастика Стрельниковой", Москва 2002, изд. "Физкультура и спорт"
2. И.Н. Кочетковская "Парадоксальная гимнастика Стрельниковой", Москва, 1989 г.
3.Источник: https://kosti.info/bubnovskij-tri-osnovnyx-uprazhneniya-dlya-pozvonochnika.html
.4.Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры. - М., 1991 г.
5.Теория и методика физического воспитания / Под ред. Ашмарина Б.А. -М., 1990 г.
6.Беляев А. В. Волейбол на уроке физической культуры 2-е изд. М.: Физкультура и спорт, 2005-144с.
7. Беляев А.В. Булыкина Л.В. Волейбол: Теория и методика тренировки. Физкультура и спорт, 2007г.