СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока: «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:  Формирование знаний о листе как составной части побега, навыков

                       исследовательской деятельности учащихся в процессе ознакомления

                       с внешним строением листа.

 

 

 

Задачи:

  • ознакомить с разнообразием листьев, особенностями их внешнего

строения, типами жилкования листьев;

  • формировать умение дифференцировать простые и сложные листья;
  • формировать умение проводить описание и сравнение листьев;

формировать навыки

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока: «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам»»



Тема урока: «Внешнее строение листа. Разнообразие

листьев по форме и размерам»


Цели урока: Формирование знаний о листе как составной части побега, навыков

исследовательской деятельности учащихся в процессе ознакомления

с внешним строением листа.




Задачи:

  • ознакомить с разнообразием листьев, особенностями их внешнего

строения, типами жилкования листьев;

  • формировать умение дифференцировать простые и сложные листья;

  • формировать умение проводить описание и сравнение листьев;

  • формировать навыки распознавания листьев по морфологическим

критериям.




Тип урока: комбинированный, с элементами игры-путешествия.




Оборудование: комнатные растения (пеларгония, алоэ), гербарии растений с

различными типами листовых пластинок и жилкованием,

таблица «Внешнее строение листа».




Ход урока.


I. Организационный этап – проверка готовности к уроку.



II. Актуализация знаний (работа над понятиями)


Тест: «Побег. Его строение и значение».


  1. Побег – это:

А – вегетативный орган растения;

Б – генеративный орган растения;

В – побег может быть вегетативным или генеративным;

Г – все ответы не верны.

  1. Побег состоит из:

А – стебля с расположенными на нем цветами;

Б – стебля с расположенными на нем листьями и почками;

В – корня и стебля;

Г – узлов и междоузлий.

  1. Участок стебля, на котором развивается лист, называют:

А – междоузлием;

Б – пазухой листа;

В – листовым рубцом;

Г – узлом.

  1. Береза и липа имеют:

А – очередное листорасположение;

Б – супротивное листорасположение;

В – мутовчатое листорасположение;

Г – очередное или супротивное листорасположение.

  1. Мутовчатое листорасположение имеют:

А – вегетативный орган растения;

Б – генеративный орган растения;

В – побег может быть вегетативным или генеративным;

Г – все ответы не верны.

  1. Вегетативные почки растений состоят из:

А – зачаточного стебля и зачаточных листьев;

Б – зачаточного стебля и зачаточных почек;

В – зачаточного стебля, зачаточных листьев и зачаточных почек;

Г – зачаточного стебля, зачаточных листьев, зачаточных почек и цветков.

  1. Почки, развивающиеся на концах побегов, называют:

А – верхушечными;

Б – придаточными;

В – пазушными;

Г – спящими.

  1. Верхушечный рост растений происходит за счет деления клеток:

А – междоузлий;

Б – узлов;

В – конуса нарастания;

Г – промежуточных клеток.


Ответы: 1 – В; 2 – Б; 3 – Г; 4 – А;

5 – В; 6 – В; 7 – А; 8 – В.


III. Изучение нового материала (целеполагание, определение темы,

знакомство с новой информацией)

здравствуйте, ребята, на  предыдущем  уроке  мы  начали  с  вами  изучать побег. Назовите  составные  части  побега (стебель, почки, листья). Что  такое  почка, какие  виды  почек  бывают, какое  строение  они  имеют всё  это,  вы  уже  знаете. А  сегодня  мы  поговорим  о  самом  главном  органе  растений.

   Едва  ли  о  каком органе  растения существуют такие  неполные  и  ложные понятия  в  среде  людей, незнакомых с  наукой, как  о  листе. Ни  один  растительный  орган  не  испытывал  на  себе человеческой  несправедливости в  такой  степени, в  какой  испытывал  лист.

   В  течение  веков,  до  конца  19-го  столетия, человек  упорно отказывался  видеть в  нем  прямую  пользу. Тогда как польза  корня как  органа  питания,  цветка  и  семени  как  органов размножения  была  неоспоримо признана за  ними  с  незапамятных  времён,  лист продолжал  пользоваться легкомысленной  славой пышного,  но  бесполезного  наряда. А  между  тем, как  мы  вскоре  увидим, лист один  из  самых  главных  органов  растения.


Учитель пишет тему на доске, учащиеся в тетрадях.



2. Познавательная задача.

Жизнь на земле без зеленых растений невозможна, так как в них из неорга-

нических веществ образуются органические, при этом поглощается углекислый газ и выделяется кислород, необходимый для дыхания. С какой частью побега это связано? Нужно знать строение листа и процессы происходящие в нем.


Лист – один из основных органов зеленого растения.

Какое он занимает положение на стебле?

- боковое, располагаясь в узлах стебля.

Ребята, вспомните, какими разнообразными бывают листья различных рас-

тений! А на сколько они отличаются по размерам! Например, у некоторых тропических пальм достигают 20-22 метров в длину. Под такой лист можно спрятаться от дождя не одному человеку. В Индии такие листья жители используют для покрытия жилищ. А лист водного растения ряски имеет в диаметре всего около 3 мм, меньше ногтя. В оранжереях ботанических садов выращивают тропическое водное растение Викторию, родственное нашим кувшинкам.


Сообщение учащегося о растении виктория амазонская.


Продолжительность жизни листьев разная. У большинства растений сред-

ней полосы листья живут всего несколько месяцев. Но у нашей обыкновенной ели они могут жить от 7 до 12 лет. Это уже довольно долго. Есть растения, у которых всего два листа длиной 3 м, которые живут более 100 лет и они отходят от твердого ствола высотой сантиметров 30, - это африканская вельвичия.

По каким признакам мы определяем то или иное растение?

Очень часто мы определяем вид того или иного растения по форме или раз-

мерам его листьев. Но как ни разнообразны листья, для них характерно, что они в большинстве плоские и с сильно развитыми поверхностями.

Какое это имеет значение?

- больше соприкасаются с воздухом и на них больше падает солнечных

лучей.

Итак, как мы можем дать определение новому органу побега?


Лист – это плоский зеленый орган побега.


Учитель рисует схему листа на доске, а учащиеся в тетрадях.


В строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые

общие черты. Давайте познакомимся с внешним строением листа (рис.46). Работа с учебником.

Какое строение имеет лист?

- лист может состоять из пластинки (это расширенная часть листа, пластин-

чатая, отсюда и ее название, черешка, представляющего собой суженную стеблевидную часть листа).


Учитель обращает внимание на края листовых пластинок.


Следующая часть листа – это черешок.

Какова роль черешка?

- черешок может менять свое положение в пространстве, а вместе с ним ме-

няет положение и листовая пластинка, которая оказывается в условиях наиболее благоприятного освещения (свет необходимое условие для фотосинтеза). Черешок изгибается при ударах, при дожде, граде, что предохраняет лист от повреждений. Нижний конец черешка переходит в основание листа. Это нижняя часть черешка, которая связана со стеблем и его узлами.

На основании нередко образуются выросты – это прилистники. У дуба, бе-

резы пленчатые прилистники опадают рано, и у взрослых листьев мы их не видим, а вот у гороха сохраняются в течение всей жизни листа.

Однако не у всех листьев можно выделить все четыре части.

Листья отличаются по способу прикрепления к стеблю.

Проблемный вопрос:

Сколько листьев изображено на рисунке?

Работа с учебником, заполнение схемы. Подводим к выводу о типах листьев.





Л истья


Черешковые Сидячие

(есть черешок) (нет черешка)

Береза, дуб, пеларгония Рожь, алоэ




Сидячие листья прикрепляются основанием листовой пластинки.

Листья каких растений, находящихся в кабинете, не имеют черешков?

- алоэ (в народе называют столетник или колючий лекарь).

Но листья различаются не только по наличию частей, но и по количеству

листовых пластинок.

По числу листовых пластинок на черешке листья делятся:




Л истья


Простые Сложные

(на одном черешке – (на одном черешке -

одна листовая пластинка) несколько листовых пластинок)

Клен Каштан, шиповник


У сложных листьев каждый листочек обычно опадает независимо от других.




Тройчатосложные Пальчатосложные Перистосложные

(3 листовых пластинки (несколько листовых (листочки прикрепляются по

на 1 черешке) пластинок, выходящих всей длине черешка в 2 ряда)

З емляника, клевер из одной точки)

Конский каштан, люпин



Непарноперистые Парноперистые

(оканчиваются одним листочком) (оканчиваются парой листочков)

Рябина, малина Желтая акация, горох


Ребята, отгадайте загадку, к какой группе листьев относится это растение?

Кислит, а не щавель

В тени, а не ель

Листья – тройняшки

Нежней промокашки. (кислица, тройчатосложный лист)


Работа с листьями комнатных растений.

Ребята, внимательно рассмотрите листовую пластинку. Что вы видите?

(Четко выраженные жилки.)

Жилки – проводящие пучки листьев. Они придают листьям эластичность,

прочность, предохраняя от разрывов. Нередко в лесной подстилке можно обнаружить «листья-сеточки». Это прошлогодние листья, у которых сгнили мягкие ткани, но чаще сохраняются жилки благодаря их большой прочности.

Расположение жилок на листе называется жилкованием.

Учитель рисует схему на доске, а учащиеся в тетрадях.


Ж илкование


Сетчатое Параллельное Дуговое

(жилки многократно (жилки расположены (жилки расположены

ветвятся, образуя сеть) параллельно друг другу) по дуге)

Дуб, пеларгония Пшеница, лук Ландыш




Класс двудольные Класс однодольные

(исключение подорожник - (исключение вороний глаз – сетчатое)

дуговое)


Закрепление понятия о типах жилкования листьев с помощью натуральных

объектов.

Пеларгония – получила свое название за сходство плодов с клювом аиста.

Само слово «пеларгония» в переводе с греческого языка означает «аист».

Традесканция – одно из самых распространенных комнатных растений ро-

дом из Америки, нетребовательна к условиям среды. Род назван в честь английских садоводов и ботаников XVIII века – отца и сына Традескантов.

Я  предлагаю  вам  всем  совершить  увлекательное  путешествие в  удивительный  город  под  необычным  названием « Лист». Знакомство  с  его  жителями  и  особенностями  архитектуры позволит  нам  лучше  понять значение  листьев  в  жизни  растений. Путешествие  будет  многодневным  и  очень  увлекательным.

   А  чтобы  не  заблудится в  этом  удивительном  городе,  каждой  группе  я  предлагаю  воспользоваться маршрутным  листом, включающем  в  себя  четыре  этапа. ( Основные  этапы  путешествия  висят  на  доске) 

 Итак,  ребята,  будьте  внимательны, мы  отправляемся  по  маршруту

« Внешнее  строение  листа».

1 – остановка-« Строение  листа».

Учащиеся  работают  по группам, с  предложенными  им  заданиями,

 (слайд  № 2) затем  эти задания обсуждаются (слайд № 3, 4, 5, 6) . Делаются  записи  в  тетрадь (со слайда № 7).

2- остановка-« Форма  листовой  пластинки» 

 Работа  по  группам с  гербарными  листами, обсуждение,  зарисовка в тетради  и   на  доске (слайды № 8, 9).

3-остановка - «Форма  края  листа».

Ребята работают по заданию со слайда(№10) , дополняют свои знания по теме « Форма края листа» с помощью слайда № 11

4-остановка - «Виды  листьев». 

Предварительное обсуждение вопросов со слайда № 12

Выполнение заданий (слайд № 13)

Работа  с  гербарными  листами.

Каждой  группе  даётся  шесть гербариев  с  простыми  и

сложными листьями.  Задание  обсуждается  в  группе, а  потом с

классом.  Делаются  записи  в  тетрадь. Определение вида листьев у растений со слайда(№ 14)

5-я остановка- «Жилкование»

Выполнение заданий (слайд № 15). 

Учащиеся работают  с  учебником.

Находят, что  такое  жилкование.

Разбирают по учебнику, какие  виды  жилкования  бывают. Работают  с  живыми  объектами (комнатные растения), гербариями. Делаются  записи  в  

тетрадь. Определяют тип жилкования  у растений со слайда (№ 16. 17. 18, 19).Пополняют свои знания о типах жилкования с помощью слайда № 20

    Наш первый  день  путешествия  заканчивается, и   я  предлагаю  подвести  итог. Что же  мы  с  вами  узнали о  внешнем  строении  листьев?

  1. Листья  бывают  большие  и  маленькие (примеры).

  2. Форма  листьев и  форма  края  листа тоже  очень

                разнообразны (примеры).

  1. Черты  сходства - наличие  листовой  пластинки, цвет

                листьев, наличие  жилок.

  Ребята, всё  путешествие  с  нами  был  корреспондент  школьной  газеты

 « Зелёный  патруль», он  делал  какие-то записи,  рисунки,  фотографии. Давайте  посмотрим.

  Выполнение  обобщающих  заданий:

  1. Дайте  характеристику  листа. (По  рисунку) слайд № 21

  2. Лишняя  картинка (слайд № 22).

  3. Объясните  смысл  поговорок (слайд № 23)

(Не от  добра дерево  лист  роняет. И  на  дереве  лист  на  лист  не  приходится.  После  листьев  падает  дерево.)


Физкультминутка


Чтобы закрепить полученные знания, давайте выполним практическую ра-

боту. Возьмите инструктивную карточку, по которой необходимо описать лист по плану.



IV. Закрепление знаний и умений



Практическая работа «Описание листа» (работа в группах)

Цель – дать характеристику листьям по плану.

Оборудование: конверт с листьями, схема (приложение № 1).

Задание:


  1. Описать по плану лист:

а) простой или сложный;

б) черешковый или сидячий;

в) жилкование;

г) форма листовой пластинки;

д) расчленение листовой пластинки;

е) форма края листовой пластинки.

Приложение №1

Дуб – ценная порода в лесном хозяйстве

а) простой;

б) черешковый;

в) сетчатое (перистое);

г) продолговато-обратнояйцевидная;

д) перистолопастная;

е) край цельный.


Береза – пионер леса, первой заселяет вырубки, гари.

а) простой;

б) черешковый;

в) сетчатое (перистое);

г) яйцевидная;

д) цельная;

е) край внизу цельный, а вверху двоякопильчатый

  1. К какому классу – Однодольные или двудольные принадлежат эти

растения?

3. Зарисуйте внешнее строение листа в тетрадь и подпишите рисунок.





Проверочный тест (проверка степени усвоения знаний)

«Внешнее строение листа»


  1. Лист – это часть:

а) корня;

б) побега;

в) растения.

  1. Листья березы:

а) сложные черешковые;

б) простые сидячие;

в) простые черешковые.

  1. Листья имеют черешок:

а) у большинства видов растений;

б) у меньшей части видов растений;

в) только у цветковых растений.

  1. Сложные листья на общем черешке могут иметь:

а) не более 8 листочков;

б) от 3 и более листочков;

в) 1-2 листочка.

  1. Дуговое и параллельное жилкование характерно:

а) для двудольных растений;

б) для однодольных растений.

  1. Листья пшеницы имеют жилкование:

а) параллельное;

б) сетчатое;

в) дуговое.


Ответы: 1 – б; 2 – в; 3 – а; 4 – б; 5 – б; 6 – а.



V. Рефлексия, коррекция


Подведение итогов, выставление оценок в листок учета.




VI. Домашнее задание (ДДЗ):


Что надо выполнить дома по минимуму:

  1. § 18, знать термины, самостоятельно описать по плану листья любого комнатного растения.

Что надо выполнить по желанию:

  1. Творческое задание – отгадать кроссворд. Приложение №2

  2. Задание для учеников, интересующихся биологией: назвать любимые растения всех географов, туристов и путешественников (компасные растения). Листья расположены в направлении с севера на юг (латук, эвкалипт).







Листок учета уровня обученности

по теме «Внешнее строение листа»


Ф.И. учащегося ______________________________________



№ п/п

Содержание задания (работы)

Оценка

«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

1

Вводный тест.




2

Практическая работа.




3

Работа на уроке:

- устный ответ;

- взаимопомощь.




4

Закрепление (тест).




5

Итоговая оценка (средний балл).




Конспект урока



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация урока.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя.

2. Актуализация знаний учащихся о строении растений.

Работа над понятиями.

Выполнение теста «Побег, его строение и значение»

3. Изучение нового материала.

3.1 Целеполагание



3.2 Определение темы (результат совместной деятельности).




3.3 Знакомство с новой информацией, осмысление связей и отношений в объекте изучения.

3.4 Физкультминутка.

Учитель задает шараду. Обобщает высказывания учеников и озвучивает цели и задачи урока в обобщенном виде.

Учитель ставит познавательную задачу. Рассказ с элементами беседы, демонстрация фотографии листа Виктории амазонской, разнообразных размеров листьев.

Фронтальное изучение материала с выходом на основные понятия.



Учитель предлагает представить ученикам:

что они маленькие росточки

Росточки тянутся вверх.

Выглянуло солнышко, маленькие растения развернули свои листья.

Подул ветерок, листочки зашелестели.

Наступила осень, листочки пожелтели и опали.

Отвечают на вопросы.





Записывают тему урока в тетради, задают интересующие их вопросы.




Учащиеся работают с текстом и рисунками учебника, заполняют схемы, делают выводы.





Ученики приседают.



Ученики поднимают руки вверх.

Ученики выполняют наклоны.


Ученики опустили руки и сели за парты.

4. Закрепление знаний и умений.

Учитель строит работу по принципу увеличения доли самостоятельности учащихся в определении хода исследования.

Выполняют практическую работу «Описание листа», работают в группе.

5. Рефлексия, коррекция.

Учитель выставляет оценки и комментирует их.

Учитель предлагает учащимся оценить урок хлопками в ладоши: два хлопка – довольны уроком;

один хлопок – не совсем довольны;

без хлопков – урок оказался трудным.

Учащиеся заполняют листок учета уровня обученности и дают по команде учителя оценку урока хлопками.

6. Домашнее задание (определение и разъяснение ДДЗ).

Учитель поясняет, что надо сделать дома по минимуму, а что можно сделать по желанию.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.









Литература


  1. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. – М. Вентана-Графф, 2002.

  2. Биология 6 (7) класс: Поурочные разработки. М. Вако, 2003.

  3. Школьникам о лесе. Изд. 2-е, дополн. Зорина Т.Г. «Лесная промышленность», 1971 г.

  4. Энциклопедия для детей. Биология. Под редакцией М. Аксенова, Г.Вильчек, И. Кудрявцева, «Аванта», 2004.

  5. Полная энциклопедия комнатных растений / Ю.В. Сергиенко. – М.: АСТ.2008.



10


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!