СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока внеклассного чтения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока внеклассного чтения»

Сценарный план

урока литературы в 6 классе на тему: «Незрячих душою научить доброте»

(Урок – размышление по повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)

Учитель : Холодова Ираида Николаевна

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: урок-размышление

Цель урока: формирование навыков литературного анализа текста, позволяющих создавать литературный портрет на основе полученных знаний, давать характеристику героям повести и нравственную оценку их поступкам.

Задачи урока:

обучающие: уметь анализировать эпизод прозаического текста, интерпретировать авторскую позицию;

развивающие: развивать аналитическое мышление, логически правильно строить устную речь, уметь аргументировать свое мнение, делать выводы;

воспитательные: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать, сочувствовать чужому горю.

Технологии: технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации, наглядный.

Организационные формы: индивидуальная, работа в группах, коллективная (фронтальная).

Планируемые результаты:

Личностные результаты: 

- стремление к совершенствованию собственной речи;

– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– потребность в самовыражении через слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения. 

Коммуникативные УУД:

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Предметные результаты:

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное;

– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.

Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал, толковый словарь.


Ход урока

1 этап урока: организационный.

Мотивация на работу: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Ученики:

-  Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что на улице красиво, как в сказке.
– Сегодня светит солнце.

 Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке. Давайте поприветствуем друг друга и начнем урок.

Учитель: (На фоне музыки ) Сегодня мы будем говорить об удивительной книге, которая уже не одно десятилетие волнует читателей, заставляет сопереживать чужому горю, делает нас добрее, отзывчивее. О какой книге пойдет речь?

Учитель: Троепольский писал: «Я за то, чтобы писать обо всем... Если писать только о добре, то для зла – это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных, не будут замечать»

- Как вы понимаете эти строки?

- С каким чувством вы закрыли последнюю страницу?

- Какой эпизод вас затронул больше всего?

Целеполагание:

Учитель: обратимся к эпиграфу урока: «Сострадание к природе так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью сказать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными»

- О чем эти слова, что хотел донести до нас автор?

- Попробуем сформулировать тему урока.

Ученики высказывают предположение.

Учитель корректирует тему урока и предлагает записать ее в тетрадь.

Да, трудно не согласиться с этим высказыванием Л.Н.Толстого, ведь оно отражает тему урока: «Незрячих душою научить доброте»

Учитель: сформулируйте цели урока

Ученики озвучивают цели урока

Учитель: спрогнозируйте результаты урока

Ученики прогнозируют результаты

Учитель: Как вы считаете, от кого зависят выводы, к которым мы придем, размышляя над повестью?

Ученики: Конечно, от автора, во многом, от его позиции.

2 этап урока: актуализация знаний (подготовка учащихся к работе на основном этапе урока)

Учитель: Давайте познакомимся с биографией писателя Г. Н. Троепольского

(сообщение ученика)

Учитель: 46 лет исполняется в этом году с момента выхода повести и 40 лет с момента ее экранизации Сергеем Ростоцким. Большую роль в формировании авторского отношения к героям повести сыграла способность режиссера Ростоцкого передать задуманное Троепольским на экране (обращение к презентации)

Учитель: что объединило писателя и режиссера?

Ученик: стремление сделать людей добрее

Учитель: какую проблему нам придется решить на уроке?

Ученик: может ли повесть научить людей быть чуточку добрее!

Учитель: чтобы озвучить проблемную ситуацию, посмотрим небольшой эпизод из фильма

Просмотр эпизода фильма: «Иван Иванович выбирает щенка»

Учитель: Почему Иван Иванович взял именно этого щенка?

Учитель: Что вы знаете об этой породе собак?

Учитель: Почему автор называет Бима интеллигентным?

Кто такие интеллигенты? (Обратимся к толковому словарю и запишем определение в тетради)

Учитель: Какой прием использует автор?

Учитель: Можно ли отнести эпитет интеллигентный к хозяину Бима?

Расскажите об Иване Ивановиче.

Учитель: Какую роль играет портретная характеристика?

Учитель: К какому выводу пришли, рассуждая над проблемой?

(ученики формулируют вывод)

Учитель: Да, именно по отношению к собаке будут раскрыты характеры и поступки людей.

Учитель: Подведем итоги этого этапа урока и проверим домашнее задание в форме игры: «Кто хочет стать пятионером?» В роли учителя выступит ученик (ца)

Ученик(ца) выходит к доске и формулирует вопросы по повести. Прикрепляет карточки с вопросами на доске, затем опрашивает класс и оценивает ответы.

Примерные вопросы:

- Как звали соседку Ивана Ивановича?

- Какая надпись была выгравирована на ошейнике, заказанном Дашей?

- Почему Иван Иванович жил один?

- Какова родословная Бима?

- Сколько выстрелов сделал Иван Иванович в лесу после смерти Бима?

- Почему Иван Иванович не сказал ребятам о гибели собаки?

Учитель оценивает работу ученика, подготовившего вопросы к домашнему заданию.

3 этап урока: открытие новых знаний

(Просмотр эпизода «Прощание с другом»)

Учитель: «Теплая дружба и преданность становилась счастьем, потому что один понимал другого, и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы»

Анализ эпизода: работа в группах. Класс делится на 4 группы. На каждой парте листок с планом анализа эпизода, отвечает 1 представитель от группы.

Обратить внимание!

Единственным доказательством правоты аргументов ваших рассуждений может быть только художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.

Учащиеся – представители групп - зачитывают подготовленный анализ эпизода.

Учитель: Можно ли эту сцену назвать прощанием друзей, если речь идет о том, что прощаются не люди, а человек и собака?

Учитель: «Бим твердо усвоил: поцарапайся в дверь: тебе откроют обязательно: двери и существуют для того, чтобы каждый мог войти: попросишь – и тебя пустят»

Учитель: В Евангелие от Матфея сказано: «Просите, и дано будет вам, ищите, и найдете, стучите, и отворят вам» Но не все в мире живут по законам нравственности, не все читали эти слова. И об этом не знал Бим» Докажите текстом.

(Обращение к презентации)

Ученик: «Только не знал Бим и не мог знать, сколько потом будет бед и разочарований от такой доверчивости, не знал и не мог знать, что есть двери, которые не открываются, сколько в них не царапайся»

С этого момента начинаются скитания Бима. Он со всей ответственностью ждет хозяина, потому что ему приказано ждать.

Физминутка

4 этап урока: включение нового знания в систему знаний

Решение проблемной ситуации:

Учитель: На какие группы можно условно поделить всех людей, с которыми пришлось встретиться Биму? На доске вынесены имена персонажей повести, распределите их условно на группы.

Учащиеся выходят к доске и делят героев на группы.

Учитель: Почему именно этих людей вы отнесли к той или иной группе?

Докажите текстом.

Учащиеся распределили персонажей повести на три группы: добрые, злые и равнодушные, аргументировали свое мнение, приводя примеры из текста. Сформулировали вывод: у добрых людей есть имена, а у злых нет.

Ученик: В этом выражается отношение автора к своим героям. Добрые люди жалеют Бима, разговаривают с ним, как с человеком, изливают ему душу, даже называют «человеком»

Учитель: Какой прием использует здесь автор для убедительности изображаемых событий?

Ученик: Прием дневниковых записей, которые создают иллюзию правдоподобности.

Учитель: Опасно ли равнодушие? Запишите определение в тетрадь

Ученик: Из-за таких людей собака теряет веру в людей

Учитель: К какому выводу пришел Бим во время поиска хозяина?

Ученик: Люди все разные: добрые и злые!

5 этап урока: усвоение новых знаний

Учитель: В каких еще произведениях русской литературы мы читали о судьбе собаки?

Ученики: А.И.Куприн «Белый пудель», Л.Андреев «Кусака» и другие.

Учитель: Дома вы выполняли творческие задания: учили стихи, рисовали иллюстрации к повести, и я тоже хочу вам прочитать стихотворение Асадова «Стихи о рыжей дворняге»

Учитель читает стихотворение

Учитель: О чем это стихотворение?

Ученик: Такое бывает среди людей: одет красиво, а в душе черствый, не зря ведь народ придумал пословицу: «Личиком бел, да душою черен»

Ученик: А я знаю о другом отношении к собаке, читает стихотворение Р.Рождественского «Моей Собаке»

Лапа моя, лапа, 
Носа моя, носа, 
Я научусь плакать 
Тихо и безголосо. 
Я научусь думать 
Много и без истерик, 
Гордость запру в трюмы 
И научусь ВЕРИТЬ! 
Чуда моя, чуда, 
Рада моя, рада, 
Хочешь, с тобой буду 
Весь выходной рядом? 
Хочешь, прижмись с лаской 
Мокрым своим носом. 
Хочешь про снег сказку? 
Только ЖИВИ, пёса! 

Учитель: Сравните два стихотворения, укажите сходство и различие.

6 этап урока: закрепление новых знаний.

Учитель: Почему Бим попал в желтый фургон? Почему тетка так с ним поступила?

Ученик: Тетка хотела отомстить ему за то, что он не подал ей руки в квартире Ивана Ивановича. Даже собаколовы заметили, что она злая: « Чего оскалилась? Не умеешь собак держать, так и не мучила бы. Сама наела лягушкино рыло, а собаку довела – жутко смотреть, на собаку не похожая»

Учитель: Как гибель Бима повлияла на героев повести?

Ученики: Они стали они чуточку добрее, например, Толик и Алеша сдружились.

Ученик: Родители Толика изменили отношение к Биму, писали объявление в газету, искали собаку.

Ученик: Молодой собаковод Иван навсегда оставил свое занятие: зачитаем 16 главу: «Стало окончательно ясно, что он считает себя тоже виноватым в гибели собаки. Видимо, он испытывает укор мертвого. Укор мертвых – самый страшный укор, потому что от них не дождаться ни прощения, ни сожаления, ни жалости к сотворившему зло кающемуся грешнику»

Учитель: Почему Иван Иванович не сказал ребятам о гибели Бима?

Учитель: Можно ли говорить о милосердии Ивана Ивановича по отношению к ребятам? А что такое милосердие? Запишите определение в тетрадь.

Учитель: « Седой, как снег, человек шел по белому пустырю, рядом с ним, взявшись за руки, два мальчика шли искать своего общего друга. И у них была надежда.

« И ложь бывает святой, как правда. Так умирающий человек говорит любимым: «Мне совсем стало хорошо». Так мать поет безнадежно больному ребенку веселую песенку и улыбается. А жизнь идет. Идет, потому что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь..»

7 этап урока: применение новых знаний

Учитель: Какова же, ваш взгляд, идея повести? В каких словах мы слышим обращение автора к читателям?

Ученик: «Благо тому, кто сумел впитать в себя все это с детства и пронес через жизнь, не расплескивая ни капли из дарованного природой сосуда спасения души! В такие дни в лесу сердце становится всепрощающим, но и требовательным к себе. Умиротворенный, ты сливаешься с природой. И эти торжественные минуты сновидений осени так хочется, чтобы не было неправды и зла на земле...

Учитель: Воронежский поэт Сергей Никулин написал стихотворение

«Слышу выстрел стихает....»

Ученик читает стихотворение.

Учитель: Кто же такие незрячие люди? Почему же их надо учить доброте? Чему же научил нас Бим?

Ученик: преданности, доброте: он не смог жить без хозяина, а еще он был очень добрым, отзывчивым.

Учитель: Так почему же, на ваш взгляд, так называется повесть?

Ученик: окрас собаки белый – носит символический характер, у Бима много хороших качеств, черный цвет – символ смерти, финал повести трагический.

Учитель: почему именно этот жанр выбирает Г.Н.Троепольский? Что мы знаем об этом жанре прозы? Смог ли автор донести задуманное до читателей?

Ученик: да, всех нас Г.Н.Троепольский научил быть добрыми, милосердными, помогать людям и любить братьев наших меньших, ведь, как говорил А.Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Учитель: Г. Н. Троепольский говорил: « Когда собаки теряют надежду, они умирают естественно – тихо, без ропота, в страданиях, неизвестных миру…Нет на земле ни единого человека, который слышал бы, как умирает собака. Собаки умирают молча». В Воронеже поставили памятник Биму (обращение к презентации)

Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, не предадут, не обидят, не откажут в помощи, пусть борются со злом!!!

8 этап урока: контроля и самоконтроля знаний

Учитель: Перед вами на столе лежит карточка, оцените свою работу на уроке.

Этап информации о домашнем задании

Учитель: Размышления в ходе урока привели нас к определенному выводу. Напишите сочинение на тему: «Если бы со мной рядом был Бим, смог ли я спасти его? Кого в повести можно назвать добрым человеком?»

Этап подведения итогов занятия

Учитель дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Этап рефлексии

Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.





9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!