Сценарный план
урока литературы в 6 классе на тему: «Незрячих душою научить доброте»
(Урок – размышление по повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)
Учитель : Холодова Ираида Николаевна
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: урок-размышление
Цель урока: формирование навыков литературного анализа текста, позволяющих создавать литературный портрет на основе полученных знаний, давать характеристику героям повести и нравственную оценку их поступкам.
Задачи урока:
обучающие: уметь анализировать эпизод прозаического текста, интерпретировать авторскую позицию;
развивающие: развивать аналитическое мышление, логически правильно строить устную речь, уметь аргументировать свое мнение, делать выводы;
воспитательные: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать, сочувствовать чужому горю.
Технологии: технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации, наглядный.
Организационные формы: индивидуальная, работа в группах, коллективная (фронтальная).
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- стремление к совершенствованию собственной речи;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– потребность в самовыражении через слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Предметные результаты:
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.
Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал, толковый словарь.
Ход урока
1 этап урока: организационный.
Мотивация на работу: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Ученики:
- Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что на улице красиво, как в сказке.
– Сегодня светит солнце.
Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке. Давайте поприветствуем друг друга и начнем урок.
Учитель: (На фоне музыки ) Сегодня мы будем говорить об удивительной книге, которая уже не одно десятилетие волнует читателей, заставляет сопереживать чужому горю, делает нас добрее, отзывчивее. О какой книге пойдет речь?
Учитель: Троепольский писал: «Я за то, чтобы писать обо всем... Если писать только о добре, то для зла – это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных, не будут замечать»
- Как вы понимаете эти строки?
- С каким чувством вы закрыли последнюю страницу?
- Какой эпизод вас затронул больше всего?
Целеполагание:
Учитель: обратимся к эпиграфу урока: «Сострадание к природе так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью сказать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными»
- О чем эти слова, что хотел донести до нас автор?
- Попробуем сформулировать тему урока.
Ученики высказывают предположение.
Учитель корректирует тему урока и предлагает записать ее в тетрадь.
Да, трудно не согласиться с этим высказыванием Л.Н.Толстого, ведь оно отражает тему урока: «Незрячих душою научить доброте»
Учитель: сформулируйте цели урока
Ученики озвучивают цели урока
Учитель: спрогнозируйте результаты урока
Ученики прогнозируют результаты
Учитель: Как вы считаете, от кого зависят выводы, к которым мы придем, размышляя над повестью?
Ученики: Конечно, от автора, во многом, от его позиции.
2 этап урока: актуализация знаний (подготовка учащихся к работе на основном этапе урока)
Учитель: Давайте познакомимся с биографией писателя Г. Н. Троепольского
(сообщение ученика)
Учитель: 46 лет исполняется в этом году с момента выхода повести и 40 лет с момента ее экранизации Сергеем Ростоцким. Большую роль в формировании авторского отношения к героям повести сыграла способность режиссера Ростоцкого передать задуманное Троепольским на экране (обращение к презентации)
Учитель: что объединило писателя и режиссера?
Ученик: стремление сделать людей добрее
Учитель: какую проблему нам придется решить на уроке?
Ученик: может ли повесть научить людей быть чуточку добрее!
Учитель: чтобы озвучить проблемную ситуацию, посмотрим небольшой эпизод из фильма
Просмотр эпизода фильма: «Иван Иванович выбирает щенка»
Учитель: Почему Иван Иванович взял именно этого щенка?
Учитель: Что вы знаете об этой породе собак?
Учитель: Почему автор называет Бима интеллигентным?
Кто такие интеллигенты? (Обратимся к толковому словарю и запишем определение в тетради)
Учитель: Какой прием использует автор?
Учитель: Можно ли отнести эпитет интеллигентный к хозяину Бима?
Расскажите об Иване Ивановиче.
Учитель: Какую роль играет портретная характеристика?
Учитель: К какому выводу пришли, рассуждая над проблемой?
(ученики формулируют вывод)
Учитель: Да, именно по отношению к собаке будут раскрыты характеры и поступки людей.
Учитель: Подведем итоги этого этапа урока и проверим домашнее задание в форме игры: «Кто хочет стать пятионером?» В роли учителя выступит ученик (ца)
Ученик(ца) выходит к доске и формулирует вопросы по повести. Прикрепляет карточки с вопросами на доске, затем опрашивает класс и оценивает ответы.
Примерные вопросы:
- Как звали соседку Ивана Ивановича?
- Какая надпись была выгравирована на ошейнике, заказанном Дашей?
- Почему Иван Иванович жил один?
- Какова родословная Бима?
- Сколько выстрелов сделал Иван Иванович в лесу после смерти Бима?
- Почему Иван Иванович не сказал ребятам о гибели собаки?
Учитель оценивает работу ученика, подготовившего вопросы к домашнему заданию.
3 этап урока: открытие новых знаний
(Просмотр эпизода «Прощание с другом»)
Учитель: «Теплая дружба и преданность становилась счастьем, потому что один понимал другого, и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы»
Анализ эпизода: работа в группах. Класс делится на 4 группы. На каждой парте листок с планом анализа эпизода, отвечает 1 представитель от группы.
Обратить внимание!
Единственным доказательством правоты аргументов ваших рассуждений может быть только художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.
Учащиеся – представители групп - зачитывают подготовленный анализ эпизода.
Учитель: Можно ли эту сцену назвать прощанием друзей, если речь идет о том, что прощаются не люди, а человек и собака?
Учитель: «Бим твердо усвоил: поцарапайся в дверь: тебе откроют обязательно: двери и существуют для того, чтобы каждый мог войти: попросишь – и тебя пустят»
Учитель: В Евангелие от Матфея сказано: «Просите, и дано будет вам, ищите, и найдете, стучите, и отворят вам» Но не все в мире живут по законам нравственности, не все читали эти слова. И об этом не знал Бим» Докажите текстом.
(Обращение к презентации)
Ученик: «Только не знал Бим и не мог знать, сколько потом будет бед и разочарований от такой доверчивости, не знал и не мог знать, что есть двери, которые не открываются, сколько в них не царапайся»
С этого момента начинаются скитания Бима. Он со всей ответственностью ждет хозяина, потому что ему приказано ждать.
Физминутка
4 этап урока: включение нового знания в систему знаний
Решение проблемной ситуации:
Учитель: На какие группы можно условно поделить всех людей, с которыми пришлось встретиться Биму? На доске вынесены имена персонажей повести, распределите их условно на группы.
Учащиеся выходят к доске и делят героев на группы.
Учитель: Почему именно этих людей вы отнесли к той или иной группе?
Докажите текстом.
Учащиеся распределили персонажей повести на три группы: добрые, злые и равнодушные, аргументировали свое мнение, приводя примеры из текста. Сформулировали вывод: у добрых людей есть имена, а у злых нет.
Ученик: В этом выражается отношение автора к своим героям. Добрые люди жалеют Бима, разговаривают с ним, как с человеком, изливают ему душу, даже называют «человеком»
Учитель: Какой прием использует здесь автор для убедительности изображаемых событий?
Ученик: Прием дневниковых записей, которые создают иллюзию правдоподобности.
Учитель: Опасно ли равнодушие? Запишите определение в тетрадь
Ученик: Из-за таких людей собака теряет веру в людей
Учитель: К какому выводу пришел Бим во время поиска хозяина?
Ученик: Люди все разные: добрые и злые!
5 этап урока: усвоение новых знаний
Учитель: В каких еще произведениях русской литературы мы читали о судьбе собаки?
Ученики: А.И.Куприн «Белый пудель», Л.Андреев «Кусака» и другие.
Учитель: Дома вы выполняли творческие задания: учили стихи, рисовали иллюстрации к повести, и я тоже хочу вам прочитать стихотворение Асадова «Стихи о рыжей дворняге»
Учитель читает стихотворение
Учитель: О чем это стихотворение?
Ученик: Такое бывает среди людей: одет красиво, а в душе черствый, не зря ведь народ придумал пословицу: «Личиком бел, да душою черен»
Ученик: А я знаю о другом отношении к собаке, читает стихотворение Р.Рождественского «Моей Собаке»
Лапа моя, лапа,
Носа моя, носа,
Я научусь плакать
Тихо и безголосо.
Я научусь думать
Много и без истерик,
Гордость запру в трюмы
И научусь ВЕРИТЬ!
Чуда моя, чуда,
Рада моя, рада,
Хочешь, с тобой буду
Весь выходной рядом?
Хочешь, прижмись с лаской
Мокрым своим носом.
Хочешь про снег сказку?
Только ЖИВИ, пёса!
Учитель: Сравните два стихотворения, укажите сходство и различие.
6 этап урока: закрепление новых знаний.
Учитель: Почему Бим попал в желтый фургон? Почему тетка так с ним поступила?
Ученик: Тетка хотела отомстить ему за то, что он не подал ей руки в квартире Ивана Ивановича. Даже собаколовы заметили, что она злая: « Чего оскалилась? Не умеешь собак держать, так и не мучила бы. Сама наела лягушкино рыло, а собаку довела – жутко смотреть, на собаку не похожая»
Учитель: Как гибель Бима повлияла на героев повести?
Ученики: Они стали они чуточку добрее, например, Толик и Алеша сдружились.
Ученик: Родители Толика изменили отношение к Биму, писали объявление в газету, искали собаку.
Ученик: Молодой собаковод Иван навсегда оставил свое занятие: зачитаем 16 главу: «Стало окончательно ясно, что он считает себя тоже виноватым в гибели собаки. Видимо, он испытывает укор мертвого. Укор мертвых – самый страшный укор, потому что от них не дождаться ни прощения, ни сожаления, ни жалости к сотворившему зло кающемуся грешнику»
Учитель: Почему Иван Иванович не сказал ребятам о гибели Бима?
Учитель: Можно ли говорить о милосердии Ивана Ивановича по отношению к ребятам? А что такое милосердие? Запишите определение в тетрадь.
Учитель: « Седой, как снег, человек шел по белому пустырю, рядом с ним, взявшись за руки, два мальчика шли искать своего общего друга. И у них была надежда.
« И ложь бывает святой, как правда. Так умирающий человек говорит любимым: «Мне совсем стало хорошо». Так мать поет безнадежно больному ребенку веселую песенку и улыбается. А жизнь идет. Идет, потому что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь..»
7 этап урока: применение новых знаний
Учитель: Какова же, ваш взгляд, идея повести? В каких словах мы слышим обращение автора к читателям?
Ученик: «Благо тому, кто сумел впитать в себя все это с детства и пронес через жизнь, не расплескивая ни капли из дарованного природой сосуда спасения души! В такие дни в лесу сердце становится всепрощающим, но и требовательным к себе. Умиротворенный, ты сливаешься с природой. И эти торжественные минуты сновидений осени так хочется, чтобы не было неправды и зла на земле...
Учитель: Воронежский поэт Сергей Никулин написал стихотворение
«Слышу выстрел стихает....»
Ученик читает стихотворение.
Учитель: Кто же такие незрячие люди? Почему же их надо учить доброте? Чему же научил нас Бим?
Ученик: преданности, доброте: он не смог жить без хозяина, а еще он был очень добрым, отзывчивым.
Учитель: Так почему же, на ваш взгляд, так называется повесть?
Ученик: окрас собаки белый – носит символический характер, у Бима много хороших качеств, черный цвет – символ смерти, финал повести трагический.
Учитель: почему именно этот жанр выбирает Г.Н.Троепольский? Что мы знаем об этом жанре прозы? Смог ли автор донести задуманное до читателей?
Ученик: да, всех нас Г.Н.Троепольский научил быть добрыми, милосердными, помогать людям и любить братьев наших меньших, ведь, как говорил А.Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Учитель: Г. Н. Троепольский говорил: « Когда собаки теряют надежду, они умирают естественно – тихо, без ропота, в страданиях, неизвестных миру…Нет на земле ни единого человека, который слышал бы, как умирает собака. Собаки умирают молча». В Воронеже поставили памятник Биму (обращение к презентации)
Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, не предадут, не обидят, не откажут в помощи, пусть борются со злом!!!
8 этап урока: контроля и самоконтроля знаний
Учитель: Перед вами на столе лежит карточка, оцените свою работу на уроке.
Этап информации о домашнем задании
Учитель: Размышления в ходе урока привели нас к определенному выводу. Напишите сочинение на тему: «Если бы со мной рядом был Бим, смог ли я спасти его? Кого в повести можно назвать добрым человеком?»
Этап подведения итогов занятия
Учитель дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Этап рефлексии
Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
9