СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока-викторины "Своя игра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока-викторины "Своя игра"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

интеллектуальной игры-викторины

«Своя игра»



по дисциплине «Основы общественных наук»

для студентов 1 и 2 курсов













г. Дальнегорск, 2020

Разработчик: В.В. Пирогова - преподаватель дисциплин общеобразовательного цикла КГА ПОУ «ДИТК»









Методическая разработка по проведению практического занятия разработана на основе рабочих программ учебных дисциплин ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК, ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННХ НАУК ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ, ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………….....

4

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА…………………………………

6

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА……………………………………………..

8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

17

СПИСОК ИСПОЛЬЗЕМУЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….

16

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….

18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Любой педагог согласится с утверждением, что нестандартная организация учебной деятельности – одно из важных средств обучения, т.к. формирует устойчивый интерес к обучению, снимает напряжение, помогает формировать навыки учебной деятельности. Кроме того, такой способ обучения оказывает эмоциональное воздействие на подростков, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

При использовании активных методов обучения меняется роль ученика, из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.

Некоторые исследователи считают, что игра является неотъемлемой частью развития личности и ее потенциала. В процессе игры можно обучаться, воспитываться, изменяться и, конечно же, развиваться. Игра связана с положительными эмоциональными переживаниями, активностью, концентрацией внимания, воображением и работой мыслительных процессов. Здесь также часто задействован соревновательный аспект, заложенный в игре. Он стимулирует обучающихся активизировать по максиму все свои ресурсы и знания.

Что касается определения игры, то общепринято оно звучит как «вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе». Это важно помнить, организовывая игры. Это как раз тот случай, где участие важнее победы, ведь человек учится уже каждую минуту, играя. И, даже проиграв, он остается в выигрыше, так как проработал, выучил и запомнил определенные конструкции. Игра включает в себя такие особенности и компоненты:

  • речевая деятельность;

  • взаимодействие в коллективе;

  • личная индивидуальная деятельность;

  • личная мотивация, работающая без принуждения;

  • развитие психических способностей;

  • обучение с увлечением.

Особое место в организации нестандартных уроков-игр, уроков-викторин занимают интерактивные игры. На таких уроках обучающиеся активно взаимодействуют не только с преподавателем, а и между собой, находятся в постоянном диалоге. Ребята являются не пассивными слушателями, но активными участниками процесса. Их деятельность носит творческий, поисковый, продуктивный характер.

Для участия в викторине требуются углубленные знания по указанной теме и необходим широкий кругозор, знания, полученные в ходе изучения дисциплины, дополнительных занятиях и общая эрудиция.

В ходе викторины, обучающиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность обучающихся. Повышается эрудиция, как игроков, так и зрителей.

Роль преподавателя заключается в подготовке вопросов викторины и компьютерной презентации по этим вопросам, в эмоциональном настрое обучающихся на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, дало положительный эмоциональный заряд игры.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА

Дисциплина:

Основы общественных наук

Тема урока:

Своя игра

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний по теме в игровой форме

Методы обучения:

Словесный, информационный, поисковый.

Методическая цель урока:

В игровой форме проверить знания и владение терминологией по темам: «Человек и общество», «Духовная сфера жизни общества», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».

Повысить интерес к предмету.  

Задачи урока:

а) образовательная - повторение основных понятий, определений;

б) развивающая - развитие внимательности, памяти, находчивости;

в) воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание ответственности за общее дело, патриотического отношения к родине, государству.

В результате освоения урока-викторины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Межпредметные связи:

История, Политология, Социология, Правоведение.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

План проведения урока:

пп

Название этапа урока

Время (мин.)

Приемы и методы

1

Организационный момент (наличие дежурных, проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, внешний вид и готовность обучающихся к уроку, организация внимания, объявление даты и темы урока, формы его проведения, постановка цели и задач)

3 минуты

Организация внутренней мотивации, создание рабочей обстановки, психологического настроя, демонстрация полного доверия к обучающимся, быстрое включение их в работу с применением словесного, проблемного методов обучения

2

Вступительное слово преподавателя

3 минуты

Направленность на обучение мышлению, постановка обучающихся в позицию исследователя.

3

СВОЯ ИГРА:

* раунд 1

* раунд 2

* блиц-опрос

* финальный раунд


20 мин

20 мин

10 мин

5 мин

Вовлечение обучающихся в познавательную деятельность, с использованием поискового, исследовательского, информационного методов обучения.

4

Подведение итогов урока. Краткий анализ урока. Определение положительных и отрицательных результатов. Пути решения по улучшению достигнутых результатов

5 минут

Формулирование выводов, применение полученных знаний в практической жизни, пути устранения пробелов в знаниях на основании результатов контроля



Организация подготовки к игре и правила

Игра состоит из четырех раундов:

Группа делится на команды. Одновременно играют все команды. Количество участников в команде зависит от количества человек в группе. 

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Она получает оценки «отлично». Проигравшие команды получают оценки «хорошо».

Ход игры: выбор вопроса:

  • Право выбора первого вопроса определяется жеребьевкой;

  • Право выбора следующего вопроса получает команда, давшая правильный ответ на предыдущий вопрос. 

Ход игры: ответы на вопросы:

  • На обсуждение каждого вопроса дается 30 секунд; 

  • Право отвечать на вопрос получает та команда, капитан которой раньше других поднял руку; 

  • Право отвечать получает любой член команды по выбору капитана; 

  • В случае верного ответа команда получает право выбора следующего вопроса;

  • В случае неверного ответа – право отвечать переходит к другой команде.

Ход игры: дополнения:

  • Если ученик, дававший ответ на вопрос, дал не правильный или не полный ответ – у команды есть шанс его поправить; 

  • Если команда не может дать полный ответ на вопрос – право дополнить получает другая команда. 

 Ход игры: оценивание вопросов:

  • Каждый вопрос оценивается определенным количеством баллов; 

  • Команда, давшая не полный ответ на вопрос получает меньшее количество баллов; 

  • Остальные баллы за вопрос получает команда, давшая правильное дополнение. 

Деятельность жюри:

1. Подсчёт набранных баллов в соревновании каждой подгруппы.

2. Контроль правильности ответов на вопросы по темам.

3. Оглашение результатов игры-викторины.


СВОЯ-ИГРА

Раунд 1

Человек

10

20

30

Общество

10

20

30

Экономика

10

20

30

Политика

10

20

30

Право

10

20

30

РАЗДЕЛ ЧЕЛОВЕК

Вопрос на 10 баллов

Как переводится HOMO SAPIENS?

Вопрос на 20 баллов

Такие факторы как: брачные связи, собирательство, охота, появление языка повлияли на образование процесса.

Назовите это процесс?

Вопрос на 30 баллов

Как называется процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопление социального опыта?

РАЗДЕЛ ОБЩЕСТВО

Вопрос на 10 баллов

Перечислите институты общества?

Вопрос на 20 баллов

Эта сфера общества включает в себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности

Вопрос на 30 баллов

Этот процесс носит скачкообразный характер, она может быть кратковременной или долговременной.

РАЗДЕЛ ЭКОНОМИКА

Вопрос на 10 баллов

Назовите науку об основах хозяйственной деятельности страны?

Вопрос на 20 баллов

Перечислите типы экономических систем?

Вопрос на 30 баллов

Стоимость рабочей силы наемных работников?

РАЗДЕЛ ПОЛИТИКА

Вопрос на 10 баллов

На какие три ветви делится власть в РФ?

Вопрос на 20 баллов

Целостное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета. Назовите данное государство

Вопрос на 30 баллов

Перечислите дополнительные признаки государства.

РАЗДЕЛ ПРАВО

Вопрос на 10 баллов

Что это за документ?

Вопрос на 20 баллов

Как называется способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности?

Вопрос на 30 баллов

Перечислите группы прав граждан.

Раунд 2

Духовная сфера

10

20

30

Социальная сфера

10

20

30

Экономическая сфера

10

20

30

Политическая сфера

10

20

30











РАЗДЕЛ ДУХОВНАЯ СФЕРА

Вопрос на 10 баллов


Какая религия изображена на картинках?

Вопрос на 20 баллов

Что изображено на данных картинках?

Вопрос на 30 баллов

Музыкальный вопрос (русская народная песня «Калинка-малинка»

О какой форме культуры идет речь?

РАЗДЕЛ СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Вопрос на 10 баллов

Какой вид поведения демонстрируется на трех изображениях?

Вопрос на 20 баллов

Какой тип мобильности изображен?

Вопрос на 30 баллов

На картинке изображены виды этноцентризма, назовите каждый из них.

РАЗДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА

Вопрос на 10 баллов

На картинках изображены виды прав на имущество, назовите каждый их них.

Вопрос на 20 баллов

Определите тип экономической системы.

Вопрос на 30 баллов

На картинках изображены доходные части бюджета назовите их.

РАЗДЕЛ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА

Вопрос на 10 баллов

Определите функцию государства.

Вопрос на 20 баллов

Определите форму правления.

Вопрос на 30 баллов

В большинстве стран это лицо направляет работу исполнительной ветви власти. Однако в некоторых странах он не включен ни в одну из ветвей власти, но активно влияет на них. О ком идет речь?

Блиц-опрос

Вопрос 1: Назовите год распада Советского Союза?

Вопрос 2: Назовите первого президента СССР?

Вопрос 3: Назовите дату принятия Конституции РФ?

Вопрос 4: Назовите первого президента РФ?

Вопрос 5: Назовите год начала Второй Мировой войны?

Вопрос 6: Перечислите мировые религии

Вопрос 7: Кто является главой Правительства РФ (на сегодня)?

Вопрос 8: Какой суд рассматривает дела связанные с нарушением статей Конституции РФ?

Вопрос 9: Сколько депутатов входят в состав Государственной Думы?

Финальный раунд

Отгадайте ребус


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучающимся на занятии было интересно, так как использовался метод соревнования – отличный мотиватор активности! Считаю, что цель достигнута – выявлен победитель.

При проведении уроков такая форма как игра-викторина, соревнование является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, но и оригинальная подача материала. Обучающиеся задействованы не только в проведении мероприятий через различные формы групповой и индивидуальной деятельности, но и в подготовке к ним.

Задания, которые получают обучающиеся в играх, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.

Такие уроки дают положительный заряд обучающимся и служат толчком к дальнейшей работе, помогают увлечь интересным делом, повышают интерес изучению учебной дисциплины.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основная литература:

  1. Важенин А.Г., Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей, изд. – М.: Академия, 2016;

  2. Кашлев С.С., Интерактивные методы обучения, изд. – ТетраСистемс, 2013;

  3. Лапыгин Ю.Н., Методы активного обучения, изд. Юрайт, 2017.

  4. Кравченко А.И., Обществознание, изд. Русское слово – 2014.


Интернет-ресурсы:

    1. http://www.edu.ru/- Федеральный портал «Российского образования»;

    2. http://elibrary.ru Научная электронная библиотека ELIBRARU.RU;


Приложение 1


Эталоны ответов на задания «Своя игра»

Раунд 2

РАЗДЕЛ ЧЕЛОВЕК

Вопрос на 10 баллов

Человек-разумный

Вопрос на 20 баллов

Антропосоциогенез

Вопрос на 30 баллов

Социализация

РАЗДЕЛ ОБЩЕСТВО

Вопрос на 10 баллов

Семьи, экономический, социальный, духовный

Вопрос на 20 баллов

Экономическая

Вопрос на 30 баллов

Революция

РАЗДЕЛ ЭКОНОМИКА

Вопрос на 10 баллов

Экономика

Вопрос на 20 баллов

Традиционная, административно-командная, рыночная экономика свободной конкуренции, современная рыночная экономика

Вопрос на 30 баллов

Заработная плата

РАЗДЕЛ ПОЛИТИКА

Вопрос на 10 баллов

Законодательная, исполнительная, судебная

Вопрос на 20 баллов

Унитарное государство

Вопрос на 30 баллов

Единый язык, единая денежная единица, единая транспортная система, единая информационная система, гимн, герб, флаг

РАЗДЕЛ ПРАВО

Вопрос на 10 баллов

Конституция РФ

Вопрос на 20 баллов

Правоспособность

Вопрос на 30 баллов

Личные, политические, экономические, социальные, культурные, экологические.

Раунд 2

РАЗДЕЛ ДУХОВНАЯ СФЕРА

Вопрос на 10 баллов

Ислам

Вопрос на 20 баллов

Правила этикета

Вопрос на 30 баллов

Народная культура

РАЗДЕЛ СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Вопрос на 10 баллов

Девиантное поведение

Вопрос на 20 баллов

Горизонтальная мобильность

Вопрос на 30 баллов

Национализм, патриотизм, фашизм

РАЗДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА

Вопрос на 10 баллов

Владение, пользование, распоряжение

Вопрос на 20 баллов

Традиционная экономическая система

Вопрос на 30 баллов

Налоги, государственные займы, эмиссия, международные займы

РАЗДЕЛ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА

Вопрос на 10 баллов

Правоохранительная

Вопрос на 20 баллов

Монархия

Вопрос на 30 баллов

Глава государства

Блиц-опрос

Вопрос 1: 1991

Вопрос 2: Горбачев Михаил Сергеевич

Вопрос 3: 12 декабря 1993 года

Вопрос 4: Ельцин Борис Николаевич

Вопрос 5: 1939

Вопрос 6: Буддизм, Христианство, ислам

Вопрос 7: Мишустин Михаил Владимирович

Вопрос 8: Конституционный

Вопрос 9: 450

Финальный раунд

Деятельность.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!