МОУ «Мамырская СОШ»
ПРЕДМЕТ: ИНФОРМАТИКА И ИКТ
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ТЕМА:
«СЛОЖЕНИЕ И УМНОЖЕНИЕ В ДВОИЧНОЙ СИСТЕМЕ СЧИСЛЕНИЯ»
9 КЛАСС.
Тема урока: «Сложение и умножение в двоичной системе счисления».
Цели:
повторить навыки перехода из одной системы счисления в другую; изучить правила сложения и умножения в двоичной системе счисления;
развивать вычислительные навыки;
расширять кругозор учащихся;
воспитывать ответственное отношение к учебному труду, внимательность, аккуратность, самостоятельность.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
План урока.
Организационный момент
Повторение
Изучение новой темы
Закрепление
Подведение итогов
Постановка домашнего задания
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, Историческая справка (доклад по теме “Возникновение различных систем счисления”) с помощью MS PowerPoint XP
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверить готовность класса к уроку.
Сообщить тему, цели и ход урока.
II. Повторение.
1) Ответить на вопросы:
Что такое системы счисления?
Какие системы счисления мы изучили.
Учащиеся работают по карточкам:
Карточка № 1: Перевести число 167 в 2-ую, 8-ую, 16-ую систему счисления. 16710 = 101001112; 16710 = 2478 ; 16710 = А716.
Карточка № 2: Перевести числа 145 в 2-ую, 8-ую; 16-ую.
Выполним самопроверку с помощью приложения Калькулятор.
(Ученик объясняет, как переводить с помощью приложения Калькулятор)
Запуск: Пуск – Программы – Стандартные – Калькулятор
Команда: Вид – Инженерный.
С помощью этой программы можно переводить числа, записанные в двоичной, восьмеричной, десятичной и шестнадцатеричной системах координат. Имеют обозначения:
Hex (Hexadecimal) - шестнадцатеричная
Dec (Decimal) - десятичная
Oct (Octal) - восьмеричная
Bin (Binary) – двоичная.
Рисунок 1
Физкультминутка
«Раз- два – потянулись,
Три- четыре – все прогнулись,
Пять- шесть – наклонились,
А теперь все распрямились.
И снова:
Раз- два – потянулись,
Три-четыре – все прогнулись,
Пять-шесть – тихо сесть»
III. Объяснение новой темы:
Историческая справка (доклад по теме “Возникновение различных систем счисления”)
Тема объясняется с помощью презентации Power Point.
1. Сложение. В основе сложения чисел в двоичной системе лежит таблица сложения одноразрядных двоичных чисел.
0 + 0 = 0 0 + 1 = 1 1 + 0 = 1 1 + 1 = 10 | Важно обратить внимание на то, что при сложении двух единиц происходит переполнение разряда и производится перенос в старший разряд. Переполнение разряда наступает тогда, когда величина числа становится равной или большей основания системы счисления, для двоичной системы счисления – большей или равной 2. |
№ 1.
Примеры у доски (1112+112; 1012+1012)
2. Умножение. В основе умножения чисел в двоичной системе лежит таблица умножения одноразрядных двоичных чисел.
0 · 0 = 0 0 · 1 = 0 1 · 0 = 0 1 · 1 = 1 | Умножение многоразрядных двоичных чисел осуществляется в соответствии с этой таблицей по обычной схеме, которую вы применяете в десятичной системе с последовательным умножением множимого на очередную цифру множителя |
№ 2.
Примеры у доски (1112* 102; 1102 * 112)
IV. Закрепление (учащиеся решают в тетради)
№ 3. № 4
101 + 11 [1000] 101 . 11 [1111]
10110 + 101 [11011] 1001 . 11 [11011]
10101 + 1011 [100000] 101 . 101 [11001]
V. Подведение итогов:
Повторить типы систем счисления;
Рассказать правила сложения и умножения в двоичной системе счисления.
Выставление оценок за урок
VI. Постановка домашнего задания: дома повторить правила перехода из одной системы счисления в другую, правила сложения и умножения двоичных чисел
Карточка для домашнего задания
Вариант 1 Вычислить: 10101 + 1101 = 110111 + 1011 = 10001 . 101 = 10101 . 111 = | Вариант 2 Вычислить: 10111 + 1011 = 110101 + 1110 = 1001 . 11 = 10101 . 101 = |
Спасибо за урок.