Тема урока: «Природа в музыке, литературе, живописи.» 3 класс
Программа: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская
Раздел учебника: «Россия-Родина моя»
Цели:
- Знакомство детей с музыкальными, литературными и художественными произведениями о природе
- Определять сходство и различие средств выразительности в разных видах искусства
- Задачи:
- Развивать слуховое и эмоционально – образное мышление в процессе восприятия музыки и других видов искусства
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, Отечеству. Формировать эмоциональную музыкальную отзывчивость.
- Познакомить с циклом «Времена года» в творчестве композиторов П.И.Чайковского, с художественными произведениями И.И. Левитана, стихотворениями русских поэтов о природе
Планируемые результаты:
Предметные: формирование умения воспринимать на слух литературные, музыкальные произведения; уметь сравнивать и анализировать музыкальные и художественные образы, различать средства выразительности разных видов искусства, использовать словарь эмоций, музыкальные термины, активно участвовать в сольном и коллективном музицировании, развивать навыки речевых, музыкальных и пластических импровизаций.
Метапредметные УУД:
Познавательные: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи; формирование навыков делать анализ музыкального произведения, использовать эмоциональный словарь, термины, находить опорные слова при устном высказывании, рассуждении о музыке, музыкальном и художественном образе в поэзии и живописи
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, планирование действий по выполнению поставленных задач, оценивание своей работы на уроке; умение эмоционально откликаться на произведения литературы (стихи), музыки, живописи.
Коммуникативные: участие в общей беседе, коллективном музицировании, соблюдая правила речевого этикета, умение слушать других, обоснование своей точки зрения; взаимодействие в паре, группе.
Личностные УУД: проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии музыкальных и художественных образов
Оборудование: компьютер, фортепиано
- Рисунки детей на тему «Осень».
- Иллюстрации картин мастера пейзажной живописи (И. Левитан «Золотая осень», «Осень», «Берёзки»)
- Стихи об осени русских поэтов.
- П.И.Чайковский «Октябрь.Осенняя песнь» из цикла «Времена года»
- Романс П.И. Чайковского на стихи А.К.Толстого «Благословляю вас, леса»
- Портрет П.И.Чайковского, И. Левитана
- Ноты песни Т. Петровой «Осенний вальс»
-Русская народная песня «Как у наших у ворот» с использованием детских музыкальных инструментов
Ход урока:
Учитель: Музыкальное приветствие
А теперь проверим, насколько хорошо вы умеете разгадывать загадки.
Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг.
Пусты поля,
Мокнет земля, Дождь поливает.
Когда это бывает?
(Выявление темы урока)
У: Ребята, попробуйте определить, какой теме посвящён наш сегодняшний урок?
(Ответы детей)
Сегодня мы с вами встретимся с музыкой замечательного композитора, который жил в 19 в России. (портрет на доске). Как зовут этого композитора?
(ответы детей)
Это русский композитор 19 века- П. И. Чайковский, один из самых лучших мелодистов в русской музыке.
(Сообщения детей о композиторе П.И. Чайковском)
Пётр Ильич Чайковский - русский композитор 19 века, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.
Считается одним из величайших композиторов в истории музыки, величайший мелодист, какого бы жанра музыку он не писал, в ней всегда есть очень красивая мелодия.
Назовите известные вам произведения П. И. Чайковского
(Ответы детей)
У.- Музыкальное произведение, написанное этим композитором, называется «Октябрь», оно входит в цикл произведений о природе, т.е. состоит из нескольких частей, пьес, объединённых одной темой «Времена года».
Как вы думаете сколько частей у этого цикла пьес?
(ответы детей)
Давайте подробней остановимся на альбоме «Времена года».
История создания:
Николай Матвеевич Бернард – издатель журнала “Нувеллист”, однажды пришёл к Чайковскому и попросил его написать музыкальные пьесы к месяцам года. На что Пётр Ильич с радостью откликнулся. Таким образом, 1 числа каждого месяца, в журнале стали печататься фортепианные пьесы. Н.М. Бернарду принадлежит инициатива названия пьес и самого альбома, а также написание эпиграфов.
«Времена года» Чайковского - это дневник композитора, где он запечатлел дорогие сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Позднее его брат Модест Ильич Чайковский вспоминал: «Пётр Ильич любил жизнь. Каждый день имел для него значительность, и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа». Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением природой наполнена музыка одного из шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года".
Двенадцать пьес - двенадцать картинок из жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов: Пушкина, Майкова, Фета, Плещеева, Кольцова, Толстого, Некрасова и Жуковского.
Слушание музыки:
Эпиграф к пьесе А.К. Толстого:
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
П.И. Чайковский, «Октябрь. Осенняя песнь»
У.- А теперь давайте подробно поговорим, о том, что вы услышали.
Вам понравилось? В каком исполнении вы услышали музыку?
Д.-( фортепиано, пианист)
У.- Скажите, пожалуйста, какое настроение передала музыкальная картина П.И. Чайковского?
(дети отвечают, а учитель записывает на доске) – печальное, спокойное, грустное
- Скажите, а какими музыкальными средствами композитор изобразил осень? (таблица средств выразительности «Цветик- семицветик»)
(ответы детей: минор, напевная мелодия, спокойный ритм, динамика: пиано, а затем звук усиливался и снова затихал)
У: А мелодия всегда одинаковая звучала или она менялась? Какие изменения вы слышали?
Учитель играет фрагменты разные из 1, 2 и 3 части (выявление 3х частной формы)
(ответы детей: 1 и 3 части похожи, повторение.2 часть: ритм меняется, мелодия развивается, динамика усиливается, постепенно громче, кульминация во 2 части ,затем звук постепенно затихает и плавно переходит в 3 часть- повторение.)
У: Какую картину природы изобразил нам П. Чайковский? Какая у него осень? Опишите ее.
( По одному прилагательному каждый говорит). А теперь составьте фразу об осени, которую нарисовал нам композитор музыкальными красками.
(Ответы детей)
У: Ребята, а вы знаете стихи о природе, об осени? (Дети читают стихи)
У: Какое стихотворение похоже по настроению музыкальному образу «Осенняя песнь»?
(ответы детей)
У : Картины природы можно изобразить музыкальными звуками, словом в литературе , поэзии и конечно художники изображают природу … (ответ детей: красками!). Посмотрите иллюстрации замечательного художника, мастера пейзажа И.И. Левитана. Какая осень на картинах И. Левитана?
(ответы детей)
У: Какими красками он изобразил осень? Скажите одну фразу об осени на картинах И. Левитана
(ответы детей)
У: Какие картины подходят по настроению пьесе П. Чайковского?
(ответы детей)
У.- Красота природы и смена времен года всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они по-разному увидели и изобразили одно и то же время года. Изображая то или иное состояние природы, художник тем самым выражает свое отношение к ней. Он не копирует увиденное, через произведение искусства он передает свое внутреннее состояние, свой взгляд на мир.
У: Послушаем ещё одно произведение П.И.Чайковского для голоса и фортепиано (романс- написать термин на доске) на стихи А.К. Толстого. Этот романс звучит как слава высшей любви природе от человека, любви ко всему живому. Природа-бесценный дар, во все времена люди несли ей свою благодарность за всё, что она нам даёт: жизнь, тепло, свет, радость , восхищение. Романс исполняет Дмитрий Хворостовский.
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить,
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!
У.- Каждый человек в душе - художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию, или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины, поэты рисуют рифмой свои образы природы, а художники – свои картины природы, поэтому мы находим в произведениях сходства и различия. Все произведения искусства – это творение рук человека. Я думаю, нашей теме урока будет созвучна эта песня.
Исполнение песни Т. Петровой «Осенний вальс»
Обобщение урока:
У. - А Педагог: молодцы ребята, вы очень хорошо справились со всеми заданиями. Давайте вспомним, музыку какого композитора мы слушали? Как называются эти произведения?
(ответы детей)
У: Молодцы. Хочется закончить урок словами композитора П.И. Чайковского : «Чем старше я становлюсь, тем сильнее чувствую свою связь с природой!».
Интернет-ресурсы:
1.Портрет П. Чайковского и биография . Пьеса «Осенняя песнь» запись в исполнении Д. Мацуева
https://www.culture.ru/persons/8307/petr-chaikovskii
2.https://www.arts-dnevnik.ru/levitan-kartiny/
Портрет И. Левитана
https://artchive.ru/publications/2355~Liki_Levitana_Rasskazyvaem_istorii_10_portretov_genial'nogo_pejzazhista_i_pisanogo_krasavtsa
4.Романс «Благословляю вас, леса»
https://yandex.ru/video/preview/?text=чайковский%20благословляю%20вас%20леса&path=wizard&parent-reqid=1634494616388282-11632134900425579545-sas6-5244-da7-sas-l7-balancer-8080-BAL-6543&wiz_type=vital&filmId=449195320664153359