СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока в 3 классе по предмету "Музыка" на тему "Природа в музыке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарный план урока в 3 классе по программе Г.П.Сергеевой "Природа и музыка"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 3 классе по предмету "Музыка" на тему "Природа в музыке"»



Тема урока: «Природа в музыке, литературе, живописи.» 3 класс

Программа: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Раздел учебника: «Россия-Родина моя»

Цели:

- Знакомство детей с музыкальными, литературными и художественными произведениями о природе

- Определять сходство и различие средств выразительности в разных видах искусства

Задачи:

- Развивать слуховое и эмоционально – образное мышление в процессе восприятия музыки и других видов искусства

- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, Отечеству. Формировать эмоциональную музыкальную отзывчивость.

- Познакомить с циклом «Времена года» в творчестве композиторов П.И.Чайковского, с художественными произведениями И.И. Левитана, стихотворениями русских поэтов о природе

Планируемые результаты:

Предметные: формирование умения воспринимать на слух литературные, музыкальные произведения; уметь сравнивать и анализировать музыкальные и художественные образы, различать средства выразительности разных видов искусства, использовать словарь эмоций, музыкальные термины, активно участвовать в сольном и коллективном музицировании, развивать навыки речевых, музыкальных и пластических импровизаций.

Метапредметные УУД:

Познавательные: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи; формирование навыков делать анализ музыкального произведения, использовать эмоциональный словарь, термины, находить опорные слова при устном высказывании, рассуждении о музыке, музыкальном и художественном образе в поэзии и живописи

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, планирование действий по выполнению поставленных задач, оценивание своей работы на уроке; умение эмоционально откликаться на произведения литературы (стихи), музыки, живописи.

Коммуникативные: участие в общей беседе, коллективном музицировании, соблюдая правила речевого этикета, умение слушать других, обоснование своей точки зрения; взаимодействие в паре, группе.

Личностные УУД: проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии музыкальных и художественных образов

Оборудование: компьютер, фортепиано

- Рисунки детей на тему «Осень».

- Иллюстрации картин мастера пейзажной живописи (И. Левитан «Золотая осень», «Осень», «Берёзки»)

- Стихи об осени русских поэтов.

- П.И.Чайковский «Октябрь.Осенняя песнь» из цикла «Времена года»

- Романс П.И. Чайковского на стихи А.К.Толстого «Благословляю вас, леса»

- Портрет П.И.Чайковского, И. Левитана

- Ноты песни Т. Петровой «Осенний вальс»

-Русская народная песня «Как у наших у ворот» с использованием детских музыкальных инструментов



Ход урока:

Учитель: Музыкальное приветствие

А теперь проверим, насколько хорошо вы умеете разгадывать загадки.



Вот и стали дни короче,

И длиннее стали ночи,

Птицы тянутся на юг,

Пожелтели лес и луг.



Пусты поля,

Мокнет земля, Дождь поливает.

Когда это бывает?

(Выявление темы урока)


У: Ребята, попробуйте определить, какой теме посвящён наш сегодняшний урок?

(Ответы детей)

Сегодня мы с вами встретимся с музыкой замечательного композитора, который жил в 19 в России. (портрет на доске). Как зовут этого композитора?

(ответы детей)

Это русский композитор 19 века- П. И. Чайковский, один из самых лучших мелодистов в русской музыке.

(Сообщения детей о композиторе П.И. Чайковском)

Пётр Ильич Чайковский - русский композитор 19 века, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Считается одним из величайших композиторов в истории музыки, величайший мелодист, какого бы жанра музыку он не писал, в ней всегда есть очень красивая мелодия.

Назовите известные вам произведения П. И. Чайковского

(Ответы детей)

У.- Музыкальное произведение, написанное этим композитором, называется «Октябрь», оно входит в цикл произведений о природе, т.е. состоит из нескольких частей, пьес, объединённых одной темой «Времена года».

Как вы думаете сколько частей у этого цикла пьес?

(ответы детей)

Давайте подробней остановимся на альбоме «Времена года».

История создания:

Николай Матвеевич Бернард – издатель журнала “Нувеллист”, однажды пришёл к Чайковскому и попросил его написать музыкальные пьесы к месяцам года. На что Пётр Ильич с радостью откликнулся. Таким образом, 1 числа каждого месяца, в журнале стали печататься фортепианные пьесы. Н.М. Бернарду принадлежит инициатива названия пьес и самого альбома, а также написание эпиграфов.

«Времена года» Чайковского - это дневник композитора, где он запечатлел дорогие сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Позднее его брат Модест Ильич Чайковский вспоминал: «Пётр Ильич любил жизнь. Каждый день имел для него значительность, и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа». Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением природой наполнена музыка одного из шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года".

Двенадцать пьес - двенадцать картинок из жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов: Пушкина, Майкова, Фета, Плещеева, Кольцова, Толстого, Некрасова и Жуковского.



Слушание музыки:

Эпиграф к пьесе А.К. Толстого:

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.

П.И. Чайковский, «Октябрь. Осенняя песнь»

У.- А теперь давайте подробно поговорим, о том, что вы услышали.

Вам понравилось? В каком исполнении вы услышали музыку?

Д.-( фортепиано, пианист)

У.- Скажите, пожалуйста, какое настроение передала музыкальная картина П.И. Чайковского?

(дети отвечают, а учитель записывает на доске) – печальное, спокойное, грустное

- Скажите, а какими музыкальными средствами композитор изобразил осень? (таблица средств выразительности «Цветик- семицветик»)

(ответы детей: минор, напевная мелодия, спокойный ритм, динамика: пиано, а затем звук усиливался и снова затихал)

У: А мелодия всегда одинаковая звучала или она менялась? Какие изменения вы слышали?

Учитель играет фрагменты разные из 1, 2 и 3 части (выявление 3х частной формы)

(ответы детей: 1 и 3 части похожи, повторение.2 часть: ритм меняется, мелодия развивается, динамика усиливается, постепенно громче, кульминация во 2 части ,затем звук постепенно затихает и плавно переходит в 3 часть- повторение.)

У: Какую картину природы изобразил нам П. Чайковский? Какая у него осень? Опишите ее.

( По одному прилагательному каждый говорит). А теперь составьте фразу об осени, которую нарисовал нам композитор музыкальными красками.

(Ответы детей)

У: Ребята, а вы знаете стихи о природе, об осени? (Дети читают стихи)

У: Какое стихотворение похоже по настроению музыкальному образу «Осенняя песнь»?

(ответы детей)

У : Картины природы можно изобразить музыкальными звуками, словом в литературе , поэзии и конечно художники изображают природу … (ответ детей: красками!). Посмотрите иллюстрации замечательного художника, мастера пейзажа И.И. Левитана. Какая осень на картинах И. Левитана?

(ответы детей)

У: Какими красками он изобразил осень? Скажите одну фразу об осени на картинах И. Левитана

(ответы детей)

У: Какие картины подходят по настроению пьесе П. Чайковского?

(ответы детей)

У.- Красота природы и смена времен года всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они по-разному увидели и изобразили одно и то же время года. Изображая то или иное состояние природы, художник тем самым выражает свое отношение к ней. Он не копирует увиденное, через произведение искусства он передает свое внутреннее состояние, свой взгляд на мир.

У: Послушаем ещё одно произведение П.И.Чайковского для голоса и фортепиано (романс- написать термин на доске) на стихи А.К. Толстого. Этот романс звучит как слава высшей любви природе от человека, любви ко всему живому. Природа-бесценный дар, во все времена люди несли ей свою благодарность за всё, что она нам даёт: жизнь, тепло, свет, радость , восхищение. Романс исполняет Дмитрий Хворостовский.

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды,

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю,

И эту бедную суму,

И степь от краю и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

О, если б мог всю жизнь смешать я,

Всю душу вместе с вами слить,

О, если б мог в мои объятья

Я вас, враги, друзья и братья,

И всю природу заключить!



У.- Каждый человек в душе - художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию, или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины, поэты рисуют рифмой свои образы природы, а художники – свои картины природы, поэтому мы находим в произведениях сходства и различия. Все произведения искусства – это творение рук человека. Я думаю, нашей теме урока будет созвучна эта песня.

Исполнение песни Т. Петровой «Осенний вальс»

Обобщение урока:

У. - А Педагог: молодцы ребята, вы очень хорошо справились со всеми заданиями. Давайте вспомним, музыку какого композитора мы слушали? Как называются эти произведения?

(ответы детей)



У: Молодцы. Хочется закончить урок словами композитора П.И. Чайковского : «Чем старше я становлюсь, тем сильнее чувствую свою связь с природой!».





Интернет-ресурсы:

1.Портрет П. Чайковского и биография . Пьеса «Осенняя песнь» запись в исполнении Д. Мацуева

https://www.culture.ru/persons/8307/petr-chaikovskii

2.https://www.arts-dnevnik.ru/levitan-kartiny/

Портрет И. Левитана

https://artchive.ru/publications/2355~Liki_Levitana_Rasskazyvaem_istorii_10_portretov_genial'nogo_pejzazhista_i_pisanogo_krasavtsa

4.Романс «Благословляю вас, леса»

https://yandex.ru/video/preview/?text=чайковский%20благословляю%20вас%20леса&path=wizard&parent-reqid=1634494616388282-11632134900425579545-sas6-5244-da7-sas-l7-balancer-8080-BAL-6543&wiz_type=vital&filmId=449195320664153359


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!