СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока учебной практики по теме «Центровка валов электрических машин».

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: Изучить виды и способы центровок электрических машин, сформировать первоначальные умения и навыки, трудовые приёмы и операции, недопущения брака при центровке валов электрических машин.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока учебной практики по теме «Центровка валов электрических машин».»

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский лесопромышленный техникум»


УТВЕРЖДАЮ:

Старший мастер

____________ Г. И. Чугаев

«____»____________ 20 г.


УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УПР

____________ И. В. Юрецкая

«____»____________ 20 г.



Методическая разработка урока учебной практики

по теме «Центровка валов электрических машин».


« »__________ 20 г. Мастер п/о Лодырев В.Н.

Тема урока: Способы центровки электрических машин.


Цель работы: Изучить виды и способы центровок электрических машин, сформировать первоначальные умения и навыки, трудовые приёмы и операции, недопущения брака при центровке валов электрических машин.


Воспитательная цель: Показать взаимосвязь предметов специального цикла с учебной практикой, проявить навыки самостоятельной работы, логически мыслить, бережно относиться к инструменту и оборудованию.


Обучающие цели урока:

1.В чём заключается центровка электродвигателя.

2.Произвести сравнения видов центровки электрических машин.

3.Научится различным способом центровки, выявление брака, составление алгоритма поиска неисправностей в данной работе.



Материально – техническое оснащение урока:

1.Действующие стенды по центровке электрических машин.

2.Приспособления и устройства для центровки электрических машин.

3.Индикаторы.

4.Магнитные стойки, скобы.

5.Ценровочные прокладки.

6.Набор инструмента электрика.

7.Щуп, центровочная линейка.


Дидактическое оснащение урока:

1.Диафильм: Способы центровки электрических машин.

2.Карточки: Виды центровки валов электрических машин.

3.Схема замеряемых зазоров.

4.Таблица зазоров измеряемых в четырёх положениях валов.

5. Карточки задания.


Наглядные пособия:

1.Стенды по центровке валов электрических машин.

2.Центровочные скобы.

3.Методическая разработка.

4.Литература. Л.В. Коростонивский. «Монтаж, эксплуатация и ремонт электрооборудования».


Организационный этап – 5 минут

- Проверка наличия обучающихся на уроке.

- Назначение дежурного.

- Проверка внешнего вида.

- Готовность обучающихся к уроку.


Вводный этап урока - 35 …. 40 минут.


Тема урока: Способы центровки электрических машин.


Цели:

Ознакомить обучающихся с содержанием урока:

-Научить обучающихся различным способам центровки электрических машин.

- Переходить от конкретного к абстрактному.

- Определение условной деятельности.

- Показ мастером п/о обучающимся практических приёмов и навыков по последовательному выполнению операций по центровке валов электрических машин.

- Закрепление требований техники безопасности.

- Определение и разъяснения заданий обучающимся на учебный день.

- Сообщение норм времени и критериев оценок.

- Организация рабочего места.

- Объяснение нового материала.


Основной этап урока: (самостоятельная работа обучающихся) 3 часа.

- Ознакомить обучающихся с электрооборудованием, приборами для центровки валов электрических машин.

- Изучение инструкции приборов.

- Ознакомление со способами центровки валов электрических машин.

- Выбор полумуфт и способами прессовки полумуфт.

- Запись основных моментов и последовательность центровки валов.

- Обнаружить и диагностировать зазоры между полумуфтами.

- Определить способы устранения неполадок и методы их предупреждения.

- Выполнение требований по технике безопасности.

- Работа с технологической картой.


Текущий инструктаж:

- Выполнение практической работы согласно технологической карты. В процессе работы производится целевой обход рабочих мест обучающихся,

Инструктирование отдельных обучающихся.


Первый обход: проверка организации рабочего места.


Второй обход: проверить самоконтроль обучающихся. Правильная насадка полумуфты его проверка. Правильная установка центровочных скоб, натяжение гаек, выбор накидных ключей и головок.


Третий обход: Соблюдение техники безопасности.


Четвёртый обход: Выдача дополнительного задания наиболее успевающим обучающим: Составить таблицу значения от скорости вращения и способов соединения двух полумуфт на: 980об/мин. 1000об/мин. 1500об/мин. 2000об/мин. 3000об/мин. Какие ещё знаете способы центровки валов электрических машин и их преимущество.


Пятый обход: Проверить правильность выполненной работы, приёмка работ, оценивание.


Заключительный инструктаж – 20 минут.

1.Общий анализ практической работы, Разбор ошибок, допущенных обучающимися при изучении видов центровки валов электрических машин. Выявление причин и методы устранения.

2.Отметиь кто из обучающихся добился полученных результатов работы.

3.Собщить оценку качества работы каждого обучающегося.

4.Выдоча домашнего задания. Выверка линии валов электрической машины и приводимого механизма.





Технологическая карта практических работ по центровке валов электрических машин.

1.Последовательность выполнения работ по центровке валов электрических машин.

- Выбор полумуфт по размерам валов электрических машин и приводимого механизма.

- Правильная опрессовка полумуфт (натягом).

- Подготовка прокладок, шайб, гаек, болтов по размерам отверстий на фундаменте и лапах электрических машин.

- Передвижение электродвигателя в горизонтальном и вертикальном плоскостях, для достижения взаимного положения валов двигателя и механизма, при котором, значения зазоров между полумуфтами будут равны.

- Проведение центровки в два приёма:

А) предварительная – при помощи линейки или стального уголка.

Б) окончательная – по центровочным скобам.


























В чём заключается центровка электродвигателя?

Электродвигатель, установленный на опорную конструкцию, центруют относительно вала вращаемого им механизма. Точность выверки в существенной мере определяет надёжность работы электрического двигателя в целом и в первую очередь его подшипников. Способы центровки различны и во многом зависят от типа передачи.

При непосредственном соединении механизма и электрического двигателя с помощью муфты центровка необходима для достижения такого взаимного положения валов двигателя и механизма, при котором значения зазоров между полумуфтами будут равны. Для этого двигатель передвигают в горизонтальном и вертикальном плоскостях. Перед центровкой убеждаются в прочности посадки полумуфт, на валы, обстукивая полумуфты и одновременно проверяя рукой стык полумуфты с валом. Центровку выполняют в два приёма: сначала предварительную – при помощи линейки или стального уголка, а затем окончательную – по центровочным скобам.

Предварительная центровка предполагает проверку отсутствия просвета между ребром приложенной линейки (стального уголка) и образующими обеих полумуфт в четырёх местах: вверху, внизу, слева и справа.

В процессе окончательной выверки измеряют радиальные (по окружности) и осевые (по торцу) зазоры между полумуфтами, применяют центровочные скобы различной конструкции, укреплённые на полумуфтах или валах. Если центровочных скоб нет, то можно воспользоваться скобами, изготовленными на месте из проволоки, концы которой загнуты навстречу один к другому.

Во всех случаях при центровке обращают внимание на то, чтобы отдельных прокладок под лапами электрического двигателя было как можно меньше (тонких прокладок толщиной 0,5 – 0,8 мм не более трёх- четырёх). Когда по условиям центровки прокладок оказывается больше, их заменяют общей, более толстой. Если прокладок (особенно тонких) много, то надёжное закрепление электрического двигателя не обеспечивается и центровка может нарушиться, кроме того, возникают трудности при последующих ремонтах и центровках во время эксплуатации.











Центровка валов


Центровку валов соединяемых между собой электрических машин или электрической машины и механизма выполняют, для того чтобы устранить их боковые или угловые смещения.

Существует большое количество способов и приспособлений для центровки валов. Рассмотрим наиболее распространённые из них:





1.Центровка валов с помощью радиально – осевых скоб.

Этот способ чаще всего используется в монтажной практике. Перед началом измерения полумуфты разъединяют, а валы раздвигают, чтобы скобы и полумуфты при вращении валов не соприкасались.

Конструкции радиально осевых скоб.

Наружную скобу закрепляют хомутом на ступице полумуфты машины, соединяемой с установленной машиной. Для соединения хомутов со скобами служат болты с гайками. Для большой точности измерений с помощью измерительных болтов устанавливают минимальные зазоры.


В процессе центровки боковые а и угловые b зазоры, используются щупы, индикаторы или микрометры. Индикатор или микрометрическую головку ставят на место болтов.


Измеряя щупом, его пластинки вводят в зазор с ощутимым трением на глубину до 20мм. Поскольку при замерах щупом возможны погрешности, значения которых зависят от опыта проверяющего, результаты измерений необходимо контролировать, для чего делают поворот валов и замеры повторяют.

При правильном выполнении измерений сумма числовых значений чётных размеров равняется сумме числовых значений нечётных.


а1 + а3 = а2 + а4 и в1 + в3 = в24

Практически можно считать, что замеры выполнены правильно, если разница между этими суммами не превышает 0,03 – 0,04мм. В противном случае, не изменяя положения полумуфт, измерения повторяют более тщательно.

Первое измерение зазора, а производят на 90 градусов в направлении вращения приводимого механизма или генератора и снова измеряют зазор b при совпадении рисок на валах. Выполняют четыре замера при каждом повороте валов на 90 градусов. Пятый замер производят как контрольный, когда скобы снова приходят в верхнее положение. Зазоры в первом и в пятом положениях скоб должны совпадать.

Во избежание неточностей при замерах рекомендуется повторное измерение зазоров (вновь проворачивая валы в те же положения) одним и тем же лицом. В зависимости от массы роторов проворот валов осуществляют вручную или краном. При этом проворот вала вручную у электрических машин небольшой мощности производят без приспособлений, а у средних машин – с помощью специального приспособления, которое состоит из рычага, ленты и зажима для неё.

































2.Центровка валов способом обхода

Такой вид центровки применяется, когда один из валов не может проворачиваться, тогда их центровку и соответственно измерения зазоров выполняют при вращении только одного вала.

Для измерения зазоров к полумуфте вращающегося вала прикрепляют скобу с измерительным болтом или просто скобу. Такой способ, при котором измерительный болт практически обходит поверхность полумуфты при проворачивании вала, получил название способа «обхода одной точкой».

При этом боковое смещение контролируют щупом по зазору между измерительным болтом скобы и ободом полумуфты установленной на валу. Угловое смещение измеряют щупом по зазору между торцами полумуфт.































3.Центровка валов по полумуфтам.

Для центровки валов сначала крепят скобу на ободе полумуфты с помощью болта. Определяют боковые зазоры а между измерительным болтом ввёрнутым в скобу, и внешней поверхностью полумуфты. Вместо этого болта можно использовать индикатор.

Угловые зазоры b измеряют щупом между торцами полумуфт, при этом в каждом из четырёх их положений (0, 90, 180, 270) замеряют один боковой зазор а или четыре угловых зазора b

Действительное значение углового зазора в каждом из четырёх положений определяют как среднее арифметическое делением суммы числовых значений на количество замеров (соответственно два или четыре).

Необходимые перемещения в горизонтальной и вертикальной плоскости (значения х1 и х2 , у1 и у2) рассчитывают по формулам, приведённым ранее в примере центровки с помощью радиально – осевых скоб.




























Четыре положения валов машин

Четыре возможных положения валов машин, соединяемых с помощью полумуфт, для чего обозначим боковые смещения (зазоры) буквой а, а угловые –b.

В положении 1 валы расположены на одной прямой и их оси совподают. Очевидно, при одновременном проворачивании валов соединяемых машин зазоры а и b остаются неизменными.


В положении 2 оси валов параллельны. При проворачивании валов угловые зазоры b остаются неизменными, а боковые а изменяются.


В положении 3 центры валов совпадают, но их оси расположены под углом. В этом случае при проворачивании валов меняются угловые зазоры b , а боковые а сохраняются.


В положении 4 центры валов сдвинуты и их оси расположены под углом. При проворачивании валов будут меняться как угловые b, так и боковые а зазоры. Таким образом, валы соединяемых между собой машин могут иметь различные по виду и значению смещения валов.

























1.Валы на одной прямой центры их совпадают.

2.Валы параллельны, их оси сдвинуты

3.Центры валов совпадают их оси под углом.

4.Центры валов сдвинуты оси под углом.

Зазоры измеренные в четырёх положениях валов.

Схема замеряемых зазоров

а1 + а3 = а2 + а4 и в1 + в3 = в24


Центровка валов способом «обхода одной точки»

Центровка валов с помощью радиально – осевых скоб.

Центровка валов с помощью скоб закреплённых на ободе полумуфт.






























Техника безопасности при обслуживании электрических машин.

После остановки электродвигателя на ремонт с питающего кабеля на щите или сборке должно быть снято напряжение. А на проводе выключателя вывешен плакат: «НЕ ВКЛЮЧАТЬ РАБОТАЮТ ЛЮДИ». Никаких работ в цепях вращающегося двигателя и их аппаратуры производить не разрешается, за исключением работ в цепи реостата, ротора и испытательных работ производимых по специальной программе в которых предусматриваются необходимые меры безопасности.

При возникновении пожара запрещается тушить водой, нужно тушить песком или углекислым огнетушителем. Обтирка корпуса электрического двигателя производится только сухой тряпкой или специальной щёткой. Запрещается наматывать тряпку вокруг руки.

При монтаже электродвигателя необходимо пользоваться инструкциями. Операции по отключению и включению электрических двигателей напряжением свыше1000В, пусковой аппаратуры с приводами ручного управления производятся с изолирующего основания с применением диэлектрических перчаток. Обслуживать счёточный аппарат на работающем электрическом двигателе допускается единолично лицу из оперативного персонала с группой электробезопасности не ниже 3. При этом необходимо работать в головном уборе и застёгнутой спецодежде остерегаясь захвата её вращающимися частями машины.

Пользоваться: Диэлектрическими галошами, диэлектрическими ботами и диэлектрическим ковриком. Не касаться одновременно руками токоведущих частей и двух полюсов или токоведущих и заземляющих частей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!