СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Типы связи слов""

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Типы связи слов""»





МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Мюрегинская СОШ»













методическая разработка урока на тему :

«Типы связи слов»

8 класс







автор: Алиева Зухра Адилпашаевна

учитель русского языка и литературы







2021

Цели урока:

обучающие: расширить представление обучающихся о способах связи слов в словосочетании, о специфике типов связи в заданиях В2 ГИА, В3 ЕГЭ; совершенствовать навыки разбора словосочетаний;

развивающие: способствовать формированию самостоятельной работы; воспитательные: воспитывать в восьмиклассниках любовь и уважение к родному краю посредством использования текстов кубанских писателей, формировать гражданско-патриотические чувства.

Оборудование урока: презентация, мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

  2. Изучение нового учебного материала.


Учитель: Сегодня на уроке мы должны изучить способы связи слов в словосочетании. Эта тема изучается в разделе русского языка под названием «Синтаксис». Но прежде вспомним, что такое синтаксис?


Ученик: Синтаксис – это раздел грамматики, в котором изучается структура и значение словосочетаний и предложений.


Учитель: Словосочетание, как и слово, служит для названия явлений окружающего мира. Сближаясь по своей роли в языке со словом, словосочетание отличается от него тем, что представляет собой сочетание двух и более элементов, в той или иной степени самостоятельных и связанных по законам синтаксиса русского языка.



Словосочетания состоят из главного и зависимого слова. Зависимое слово поясняет главное. Например, в словосочетании просторный класс зависимое слово просторный распространяет главное слово класс. Зависимое слово соединяется с главным по смыслу и, как правило, грамматически. Смысловая связь обнаруживается по вопросам, например: просторный класс (какой класс? – предмет и его качество), очень просторный(в какой степени просторный? – качество и его степень).


Грамматическими средствами связи зависимого слова с главным служат окончания и предлоги. При помощи этих средств зависимые слова соединяются с главными следующими способами: 1) связью согласования (большая дверь, моя дверь, открытая дверь, вторая дверь,); 2) связью управление (закрыть дверь, поставить дверь, с улицы дверь). 3)Неизменяемые зависимые слова соединяются с главным связью примыкания, например: очень большая, жить любя, очень хорошо, стремительно ворвалась, не перестаю удивляться.


Учитель: можно ли запомнить блок правил после одного прочтения? Покажите в чем сложность этого материала.


Ученик: невозможно овладеть правилами с одного приема из-за большого объема материала.


Учитель: работаем с опорой на таблицы, представленные в презентации и содержание учебника. Сложилась проблемная ситуация: объем материала практически невозможно запомнить. Как же быть? Нужно искать какие-то рациональные приемы усвоения такого сложного материала. Какие языковые понятия следует вспомнить, чтобы усвоить эти правила













правила.


Ученик: Следует вспомнить термины «синтаксис», «словосочетание», «главное слово», «зависимое слово», «способы связи».


Учитель: Выделим основные признаки названных лингвистических понятий.


Ученики:Синтаксис – это…

Словосочетание – это…

Главное слово в словосочетании – это…

Зависимое слово – это…

Способы связи – это…


Учитель: для того, чтобы запомнить блок правил и научиться ими пользоваться, необходимо применить рациональные приемы изучения: членение текста на части, группировка, классификация.


Ученик:можно группировать материал по способам связи: согласование, управление, примыкание.


  1. Закрепление учебного материала


Учитель:попытаемся построить таблицу, чтобы наглядно представить всю информацию. Теперь материал стал приемлемым для осмысления и запоминания. Можно смело переходить к отработке полученных знаний и умений. Предлагается совместная деятельность учащихся в парах. Совершенствуем навыки диалога.

Выпишите из стихотворения кубанского поэта В. Лукашенко, жителя станицы Казанской, три словосочетания с разными видами связи, используя слова, выделенные жирным шрифтом. Произведите разбор получившихся словосочетаний.Последнее словосочетание охарактеризуйте с точки зрения языковых средств художественной выразительности.



В который раз знакомая тропинка

Ведет меня от дома и к реке.

Мне вслед кивает каждая травинка,

С природой я живу накоротке.


Учитель:Во время проверки обменяйтесь тетрадями друг с другом. При необходимости устраните ошибки.



Ученики:

- знакомая тропинка (согласование)

- ведет к реке (управление)

- вслед кивает (примыкание) - средство художественной выразительности – олицетворение.


Учитель:в следующем задании необходимо вставить пропущенные буквы:


Я вышел посм…треть на цв…ты. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю ра…ст…лался коврик, который своим густым покровом с ра…броса…ыми по нему цв…тами очень напоминал настоящий к…вер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол – скромных н…чныхцв…тков, привл…ка.щих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили.

(По Е.Носову)


Выпишите из этого текста следующие словосочетания. В скобках укажите способ связи.

х

  1. Гл.+сущ.________________(_______________)

х

  1. Прилаг. +сущ._________________(_________________)

х

  1. Нареч. + глаг. ___________(_________________)

х

  1. Гл. + гл. неопр. формы__________________(_________________)


Проверка задания.


Учитель:Совсем скоро вам предстоит сдавать выпускные экзамены. В экзаменационных тестах за курс 11 класса эти задания являются заданиями повышенной сложности. Выполняя их, необходимо выписать словосочетание из текста, обозначив вид подчинительной связи, или определить вид связи у предложенного словосочетания, то есть задания, похожие на те, которые мы с вами выполнили.

В следующем упражнении необходимо заменить данные словосочетания синонимичными. Обозначить главное и зависимое слова и способ связи. Такие задания вам предстоит выполнить на ГИА по русскому языку за курс 9 класса.Его мы выполним вместе.


Х х

Лист дуба (управление) – дубовый лист (согласование)

Хрустальная вода (__________) - ____________________(___________)

Напиток из шоколада (__________) - ____________________(___________)

Песчаное дно(__________) - ____________________(___________)

Проверка выполненного задания.


Учитель:Работа с карточками. На карточках вам предстоит заменить фразеологические обороты в словосочетания и наоборот

х

словосочетаниями типа глагол +наречие.

  1. Как снег на голову _______________________

  2. Сломя голову ____________________

  3. Как рыба об лед ______________________

  4. Мчаться высунув язык______________________

  5. Души не чаять_______________________


х

глагол + нареч.

  1. ___________________________ становится страшно

  2. ___________________________ очень устал

  3. ___________________________ работать плохо


Ученики производят взаимопроверку, используя ответы из презентации.


  1. Подведение итогов урока.


Учитель: восстановите по памяти:


  1. Словосочетанием называются два или несколько слов, объединенных ______________и_____________.

  2. Словосочетание состоит из ________________и_______________слов.

  3. В словосочетании слова связываются тремя главными способами:

Запиши способ и свой пример.

А) __________________________ ________________________

первый способ пример

Б) __________________________ ________________________

второй способ пример

В) __________________________ ________________________

третий способ пример



  1. Проводится оценка работы на уроке. Выскажите свое отношение к данному уроку, продолжив фразу…

Мне удалось…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я доволен…

Я считаю, что поработал…

Мне было трудно…



  1. Домашнее задание.

Учитель: Подумай!В последние годы произошло заметное обновление лексического состава в газетно-публицистическом стиле русского языка. Появились новые наименования для названия явлений действительности: ближнее зарубежье, рублевое пространство, горячие точки, коридоры власти. Попробуй продолжить список словосочетаний, выпиши 5 словосочетаний из газет. Произведи их разбор, определи тип связи.

  1. Выставление оценок.


  1. Список литературы

  1. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М, 2005

  2. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 класс: учебное пособие по русскому языку для 5-9 классов. –М.: Дрофа, 2007 г.

  3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.-М.: Рольф, 2007 г.

  4. Л.Г. Ларионова. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. –М.: Дрофа, 2010 г.

  5. О.В. Беляева, О.А. Даценко. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс.-М.: «Вако», 2008

  6. Р.М. Гриценко. Региональный компонент содержания в курсе русского языка. Пособие для учителя. Краснодар, 2004.




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!