СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока Тема 3.2: Трансформация природных мотивов в декоративные формы Тема урока: Понятие стилизации.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Данный урок является частью программы  профессионально модуля МДК .

Содержание программы объясняется задачей формирования у обучающихся базы, необходимой для усвоения знаний по профессиональным модулям. Настоящая программа является адаптированной к специфике подготовки рабочих по профессии 54.01.05 Изготовитель художественных изделий из тканей с художественной росписью.

Междисциплинарный курс носит прикладной характер, так как в профессиональных компетенциях выпускников значится ПК.

Использовать стилизованные приемы при создании композиционных решений – то роль практического занятия по изображению композиции очень значима, как впрочем, и вся тема, которая раскрывает принципы изображения растений, животных архитектурных строений и т.д.

Данная тема 3.2 Трансформация природных мотивов рассчитана на 22 академических часа.

В свою очередь каждое практическое задание состоит из нескольких этапов: нацеливание обучающихся на выполнение работы от зарисовки до построения какой-либо композиции на заданную форму для выполнения изделия. На данном уроке дается понятие «Стилизация».

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока Тема 3.2: Трансформация природных мотивов в декоративные формы Тема урока: Понятие стилизации.»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГБПОУ Уфимский художественно – промышленный колледж г.УФА







Методическая разработка урока

Тема 3.2: Трансформация природных мотивов

в декоративные формы

Тема урока: Понятие стилизации.























Преподаватель: Имаева Д.Д.





Уфа

Пояснительная записка

Данный урок является частью программы профессионально модуля МДК .


Содержание программы объясняется задачей формирования у обучающихся базы, необходимой для усвоения знаний по профессиональным модулям. Настоящая программа является адаптированной к специфике подготовки рабочих по профессии 54.01.05 Изготовитель художественных изделий из тканей с художественной росписью.


Междисциплинарный курс носит прикладной характер, так как в профессиональных компетенциях выпускников значится ПК.

Использовать стилизованные приемы при создании композиционных решений – то роль практического занятия по изображению композиции очень значима, как впрочем, и вся тема, которая раскрывает принципы изображения растений, животных архитектурных строений и т.д.


Данная тема 3.2 Трансформация природных мотивов рассчитана на 22 академических часа.


В свою очередь каждое практическое задание состоит из нескольких этапов: нацеливание обучающихся на выполнение работы от зарисовки до построения какой-либо композиции на заданную форму для выполнения изделия. На данном уроке дается понятие «Стилизация».

















Технологическая карта урока


Дата проведения:

ФИО преподавателя: Имаева Диля дауытовна

№ группы:

Год обучения:

Профессия: 54.01.05 Изготовитель художественных изделий из тканей с художественной росписью.

Тема 3.2: Трансформация природных мотивов в декоративные формы

Тема урока: Понятие стилизации.

Цели:


Обучающие: дать понятие о стилях и видах стилизации, вести самостоятельный поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Развивающие: развить пространственное мышление, цельность видения изображения, способность самоконтроля за выполнением практических работ, осуществлять текущий и итоговый контроль, развивать чувство ответственности за результаты своей работы.

Воспитывающие: воспитывать культуру труда, аккуратность, самостоятельность.

Учебная задача для обучающихся: выполнить логико-смысловые модели по видам и стилям изображения стилизации.

Тип урока: адаптивно-комбинированный (сообщение и усвоение новых знаний, закрепление и совершенствование ПК)


Методы обучения по типу познавательной деятельности учащихся:

  • информационно-рецептивный: обучающиеся воспринимают и осмысливают новые знания, фиксируют их в своей памяти;

  • репродуктивный: обучающиеся сознательно усваивают новые знания и умения, понимают и запоминают, отрабатывают новые навыки,

  • частично-поисковый: обучающиеся сравнивают, анализируют, корректируют и делают выводы.

Форма организации учебной деятельности преподавателем: индивидуальная работа с обучающимися, фронтальная организация педагогического процесса, контроль за исполнением практической работы, анализ выполненной работы учащимися и обобщающий анализ преподавателем.

Методические приемы:

  • создание атмосферы комфорта и взаимопонимания;

  • отработка приемов, навыков и умений;

  • решение профессиональных задач;

  • осуществление межпредметных связей;

  • работа с учащимися;

  • проведение сравнительного анализа;

  • демонстрация слайд-шоу.

Межпредметные связи: ОП.01 История народных художественных промыслов, ОП.04 Основы композиции и дизайна.

Планируемый результат:

  • свободно ориентироваться в изображении стилизации, ее видах и стилях;

  • анализировать и выявлять основные признаки в стилизации изображения;

  • демонстрировать навыки творческого мышления;

  • выполнить логико-смысловую модель;

  • уметь сравнивать, анализировать и осуществлять корректировку допущенных ошибок.

Оборудование:

Для преподавателя: ноутбук, мультимедийная доска, слайд-шоу с изображением всех этапов урока, оценочный лист работ учащихся, стерильные перчатки, халат.

Для обучающихся: конспект, карандаши, тушь, перо, гелевая ручка, линейка.


План урока:

  1. Организационная часть - 1 мин.

  2. Повторение пройденного материала – 1 мин.

  3. Определение темы урока, его актуализация – 2 мин.

  4. Совместная работа по выведению новых знаний – 10 мин.

  5. Практическая работа – 20 мин.

  6. Подведение итогов и обобщение по уроку. Анализ работы обучающихся. Оценивание и контроль – 10 мин.

  7. Выдача опережающего задания и подготовка к следующему уроку – 1мин.

Оформление классной доски: тема урока, дидактическая задача, критерии оценки, наглядные пособия, проблемная ситуация.


Ход занятия:

Вывести на экран первый слайд с указанием темы, цели и учебной задачи:


1. Организационная часть - 1 мин.

Проверка наличия обучающихся.

Проверка готовности группы к уроку (наличие спецодежды материалов для урока, порядок на рабочих местах).

Визуальная проверка санитарно-гигиенических условий в мастерской. Назначение дежурного.


2. Повторение предыдущей темы - 1 мин.

Преподаватель: продолжаем тему «Понятие стилизации». Итак, на прошлых уроках мы с вами занимались зарисовками растений и животных в графической и живописной технике. К какому виду изображения мы их отнесем? (Выслушиваю ответ учащихся).

Обучающийся: Натуралистическому

Преподаватель: Спасибо, верно. Скажите, а какими материалами мы выполняли работу?

Обучающийся: зарисовки можно выполнять любыми графическими и живописными материалами.

Преподаватель: Молодец.

3. Определение темы урока, его актуализация – 2 мин.

Преподаватель: Давайте вспомним о каком изображении мы с вами говорим в восточной миниатюре (Китай, Япония).

Обучающийся: о плоскостном

Преподаватель: А что значит плоскостное письмо?

Обучающийся: это письмо, выполненное без объемов, более упрощенное от реального изображения.

Преподаватель: Какие приемы мы применяем в росписи по ткани?

Обучающийся: Декоративные

Преподаватель: Давайте обобщим декоративные приемы, плоскостные, натуралистическим О каком мы с вами говорим стиле, смотря на фрески или греческие орнаменты, на растения и животных в восточной живописи?

Обучающийся: Мы говорим, что они стилизованы.

Преподаватель: Совершенно верно. (сообщаю тему урока). Тема нашего урока «Понятие стилизации». Ваша учебная задача: выполнить логико-смысловую модель видов и стилей стилизации. (Даю целевую установку на активный анализ материала, совместную работу по выведению новых знаний. Настраиваю на активное участие в практической работе)

4. Совместная работа по выведению новых знаний – 10 мин.

Обращаясь к предмету «Истории искусств» необходимо выполнить искусства Возрождения, творчество назарейцев, прерафаэлистов, фовизм, Мир искусства, а также вспомнить А. Матисс, К.Моне, Г. Климт, Д. Штеренберг.

Преподаватель: Давайте посмотрим на таблицу, в которой мы с вами видим две формы стилизации в изобразительном искусстве.

  1. намеренная имитация формальных признаков и образной системы того или иного стиля в новом, необычном для него художественном контексте. К ним относится:

  • искусство Возрождения – обращение к античному наследию

  • Фовизм – течение во французской живописи начала XX века, тяготеющее к «наивным», «примитивным» типам искусства

  • «Мир искусства» - русское художественное объединение на рубеже XIX-XX веков, которому были присущи тенденции неоклассицизма или увлечение древнерусской культурой. Сюда также относится творчество назарейцев и прерафаэлистов.

Рассмотрим вторую форму стилизации:

  1. Изменение видимых свойств и качеств предметов, предполагающее их упрощение (отказ от светотеневой моделировки объемной формы ради выразительности локальных цветовых пятен и их гармоничных сочетаний.

  • К.Моне – стремление к передаче световоздушной среды через высветление цветовой палитры, игру рефлексов и оптическое смешение цветов в ущерб предметному цвету, тону и четкости рисунка.

  • Климт – орнаментально-плоскостная организация картинной плоскости, усиление лаконизма, пластичности контурных линий за счет условного освещения, «отказа» от объема и трехмерного пространства.

  • Д.Штеренберг - игнорирование законов линейной перспективы и глубины пространства для усиления осязательной фактурности предметов.

Многие приемы стилизации пришли в современное искусство из далекой древности. например, в Древнем Египте были выработаны свои специфические способы стилизации предметных форм пространства, которые в дальнейшем определили традиционный египетский стиль. На фрагменте «Осирис вершит последний суд» можно увидеть характерную фризовую композицию: изображение располагается ярусами, в несколько рядов, практически без загораживания. Тем самым полностью игнорируется глубина пространства. Очень характерен и «египетский силуэт»: голова и ноги повернуты в профиль, плечи и туловище – анфас, глаз смотрит на зрителя. Есть предположение, что таким образом египтяне передавали самое самое существование в облике человека – все его линейные размеры.

В наше время древнеегипесткие способы стилизации привлекают художников своим особым лаконизмом, точной и цельной контурной линией, строгим ритмом тональных и декоративно-фактурных пятен, а также тонкой изысканной пластикой.

В современном мире можно встретить использование стилизации и в понимании имитации какого-либо стиля, и в понимании изменения предметных качеств и воздушно-пространственной среды.

Очень часто стилизация служит средством художественного обобщения при создании образа. Пластически это может быть выражено через лаконизм и ясность конструктивной идеи, обобщение форм и тонально-цветовых пятен. Этот прием и использовал прибалтийский автор. Для передачи состояния усталости, ощущения долгожданного конца дня художник отказывается от всего лишнего: от деталей заднего и переднего планов, высвечивания «утомленным солнцем» лишь два персонажа в центре, от конкретных подробностей фигур и одежды – упрощение почти плоские, характерные силуэты лучше всего отражают восприятие мира уставшим человеком.

Для нашей профессии более близкий способ стилизации изображения – декоративный по характеру и национальный по образу звучанию.

Рассмотрим работы башкирской художницы А. Ситдиковой «В доме гости». Игнорируя конструктивную точность построения, перспективные сокращения моделировку объемной формы, она добивается здесь удивительной мелодичности в трактовке образа за счет некоторых специфических приемов. Отказ от ряда формальных характеристик позволяет усилить пластические качества контурной линии, задать плавный, волнообразный ритм цветовых пятен. Ритмическим акцентом является горизонтальный ряд фруктов, наиболее активный по тону, цвету и композиционно расположенный почти по центральной линии. Бугристая линия дальнего плана и вьющиеся по фризу орнаментальные мотивы в нижней части полотна создают ему гармоничную поддержку. Избежать пестроты и дробности автору помогает сложный по оттенку белый фон, придающий всей композиции праздничность, чистоту и звучность.

И наконец способ стилизации абстракционной живописи. Лишенные узнаваемости формы призваны активизировать ассоциативное восприятие картины. Так овалы, определяющие пластический ход и конструктивную идею полотна, задают оптимистическое жизнеутверждающее начало, поскольку зрители подсознательно связывают овальные формы с яйцом, органической клеткой и другими природными мотивами (птицы, рыбы, листья, лепестки цветов, лицо человека и многое другое). Тем не менее цвет и свет напряженно подвижная линия живут в этом пространстве своей собственной, ни от чего не отраженной свободной жизнью, имеют чисто эмоциональное, а не предметное содержание.

Итак, мы с вами прошли понятие «стилизация» и ее виды изображения. Давайте выполним таблицы в конспектах.


Далее знакомлю с критериями оценки.

Выполнить ЛСМ

+

-

  1. Построить цепочку видов изображения стилизации 2 балла



  1. Назвать стили изображения стилизации 2 балла



  1. По готовым репродуктивным карточкам определить к какому виду и стилю относится данная репродукция 1 балл




Таким образом, количество «+» соответствует количеству набранных баллов. В ходе выполнения задания, решите проблемную ситуацию: отличие плоскостного изображения от декоративного.

5. Практическая работа – 20 мин.


6. Подведение итогов и обобщение по уроку. Анализ работы обучающихся. Оценивание и контроль – 10 мин.

Преподаватель: Ребята, сегодня мы разобрали с вами стили и виды изображения стилизации. Сейчас вы самостоятельно проанализируйте свою ЛСМ по критериям и выставите себе оценки. А потом мы проанализируем совместно, узнаем все ли справились с задачей.

Обучающиеся самостоятельно анализируют ЛСМ п критериям и выставляют оценки.

Анализирую работу обучающихся, и добавляю баллы за участие в обсуждении. Соглашаюсь с оценкой, либо доброжелательно и позитивно указываю на недочеты, рекомендую исправить их. Выставляю оценки.


7. Выдача опережающего задания и подготовка к следующему уроку – 1мин.

На следующий урок нам понадобится элементы растительных мотивов, для выполнения творческой композиции на заданную форму. В ходе работы над заданием решите проблемную ситуацию: какие декоративные приемы вы можете применить при выполнении своей работы?

Урок завершён. Спасибо всем за работу.


- Уборка рабочих мест.















ЛИТЕРАТУРА

Основные источники:

  1. Брюханова Т.А. Технология изделий народных промыслов Республики Башкортостан: пособие для учителей. – Уфа: Китап, 2011

  2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004

  3. Соколова О.Ю. Секреты композиции: для начинающих художников. – М.: Издательство Астрель, 2003

  4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!