Урок по предмету "Русский язык" для 5 класса по теме
"Сочинение-фантазия (например, современная сказка)".
Кузнецова Ольга Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Гимназия №21»
г.о. Электросталь.
Цели:
1) научить школьников составлять собственную сказку, проверить приобретенные их знания о волшебной сказке как литературном жанре, особенности ее композиции и художественного стиля;
2) развивать творческие способности учеников, культуру связной устной и письменной речи, логическое мышление, умение грамотно излагать свои мысли и наблюдение;
3) воспитывать уверенность в своих возможностях; прививать интерес к результатам собственной работы.
Планируемые результаты:
1) учащиеся знают особенности волшебной сказки;
2)знают и определяют композиционные части разных видов сказок;
3) могут сочинить сказку;
4) могут увидеть и оценить результаты своих действий;
5) умеют слушать и слышать друг друга.
Тип урока: урок развивающего контроля.
На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов (https://lesson.edu.ru/lesson/46aaa906-f2ee-4bc3-8c11-12c9b280354d):
«Алгоритмы написания сочинений разных жанров»,
«Галерея изображений (группа изображений по одной тематике)»,
«Изображение или фото»,
«Интерактивная хрестоматия первоисточников».
Ключевые слова: СКАЗКА, ФАНТАЗИЯ, СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ, СОВРЕМЕННОСТЬ.
Базовые понятия, единые для школьного образования:
Алгоритм
Искусство
Культура
Этапы урока
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
работы, поможет созданию творческой атмосферы (разгадывание ребуса, в котором зашифровано ключевое понятие урока «фантазия»).
Учитель: Ребята, отгадайте ребус, и вы узнаете слово, которое превратит нас во всесильных волшебников и позволит невозможное сделать возможным.
материалами интерактивной хрестоматии. Работа со словарем синонимов.
Учитель: «Ребята, обратимся к материалам интерактивной хрестоматии первоисточников».
По ним можно повторить, что такое сказка, ее типы и композицию, языковые выразительные средства.
изображений по одной тематике).
Учитель: Вспомните героев литературных сказок.
Кто это? «На голове чалма, на ногах туфли, явно не по размеру, а в руках волшебная трость, умеющая находить клады. Ну конечно, это он — никогда не унывающий, добрый, честный и находчивый…». (Маленький Мук).
А это кто пролетает на ядре? Узнали? «Веселый выдумщик и в то же время самый правдивый человек на свете, заядлый путешественник, смелый и находчивый…». (Барон Мюнхаузен).
Кто это машет нам? «Волосы цвета морковки заплетены в две тугие косички, торчащие в разные стороны, нос похожий на крошечную картофелину, да к тому же в крапинку. В синем платье, украшенном красными лоскутками. На худых ногах длинные чулки разного цвета: один — коричневый, а другой — черный и огромные черные туфли. А на плече обезьянка». Ну как не узнать ее — «Пеппилотту Виктуалию Рульгардину Крисминту, дочь капитана Эфроима Длинныйчулок… Короче — Пеппи».
Кого это принес восточный ветер? Безупречные манеры, элегантный костюм, не женщина, а само совершенство. Ну, разумеется, это самая лучшая няня на свете…(Мэри Поппинс).
Ну а этого парнишку трудно не узнать! «Невысокого роста, худой, зеленоглазый, в круглых очках, непослушные темные волосы топорщатся, а над бровью шрам в виде молнии. Взгляд дерзкий и умный». (Гарри Поттер).
Применение изученного материала (в том числе в новых ситуациях).
Обсуждение пошагового алгоритма подготовки к сочинению-фантазии.
Учитель: Представьте, что один из сказочных героев вдруг оказался среди нас, в нашем современном мире.
- Придумайте историю на эту тему.
- Что можно рассказать о жизни героя в необычных для него условиях…
!!!(Можно предложить как вариант сочинить «бином фантазии» или сказку о себе).
- Обратите внимание на композицию сочинения.
Давайте вместе составим план.
«О чем можно рассказать во вступлении?»
«Чему будет посвящена основная часть?»
«Чем можно завершить сочинение?»
(Один из вариантов — композиционное построение сочинения по законам жанра сказки. Обратите внимание на использование типов речи: во вступлении это будет повествование и описание, в основной части — повествование, в заключительной части — рассуждение).
Учитель: Для того, чтобы повторить определение «алгоритма», вернемся к нашим ключевым понятиям в самое начало.
Как написать сочинение-фантазию?
Выбери сказочного героя, которого ты хотел бы «переселить» в наше время.
Придумай, где будет жить и работать твой любимый герой? Чем он будет заниматься в свободное время? Какие его сказочные привычки сохранятся в нашем мире? Какие друзья будут окружать его? Возможно, и ты захочешь подружиться с ним.
Придумай забавную ситуацию, в которую попал сказочный герой, не привыкший к особенностям современной жизни.
!!! Помните, что герой, хоть и попал в другое время, но сохранил свой характер. Рассказывая о герое, постарайтесь сохранить его индивидуальность.
Порассуждайте о том, какие черты характера помогают вашему герою жить в нашем мире, общаться с людьми.
Учитель: Вспомните, как построена сказка. Продумайте, как вы построите свою сказку. Посмотрите, какие у вас есть варианты.
Сначала напишите сочинение на черновике. Только после того, как отредактируете его, перепишите в тетрадь.
Можете оформить сочинение на альбомном листе, нарисовать портрет героя или иллюстрацию к рассказанному эпизоду.
Учитель: Следуйте инструкции-алгоритму, и у вас всё получится. Желаю творческих успехов!
Подведение итогов. Рефлексия « Лестница успеха».
Домашнее задание: редактировать сказку, переписать в тетрадь.