СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока с применением библиотеки ЦОР «Сочинение-фантазия (например, современная сказка). Русский язык. 5 класс»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока с применением библиотеки ЦОР «Сочинение-фантазия (например, современная сказка). Русский язык. 5 класс»»

Урок по предмету "Русский язык" для 5 класса по теме

"Сочинение-фантазия (например, современная сказка)".

Кузнецова Ольга Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №21»

г.о. Электросталь.

Цели:

1) научить школьников составлять собственную сказку, проверить приобретенные их знания о волшебной сказке как литературном жанре, особенности ее композиции и художественного стиля;

2) развивать творческие способности учеников, культуру связной устной и письменной речи, логическое мышление, умение грамотно излагать свои мысли и наблюдение;

3) воспитывать уверенность в своих возможностях; прививать интерес к результатам собственной работы.

Планируемые результаты:

1) учащиеся знают особенности волшебной сказки;

2)знают и определяют композиционные части разных видов сказок;

3) могут сочинить сказку;

4) могут увидеть и оценить результаты своих действий;

5) умеют слушать и слышать друг друга.

Тип урока: урок развивающего контроля.

На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов (https://lesson.edu.ru/lesson/46aaa906-f2ee-4bc3-8c11-12c9b280354d):

  • «Алгоритмы написания сочинений разных жанров»,

  • «Галерея изображений (группа изображений по одной тематике)»,

  • «Изображение или фото»,

  • «Интерактивная хрестоматия первоисточников».

Ключевые слова: СКАЗКА, ФАНТАЗИЯ, СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ, СОВРЕМЕННОСТЬ.

Базовые понятия, единые для школьного образования:

  • Алгоритм

  • Искусство

  • Культура




Этапы урока



  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.


  • Мотивирование на учебную деятельность: коллективная форма

работы, поможет созданию творческой атмосферы (разгадывание ребуса, в котором зашифровано ключевое понятие урока «фантазия»).


Учитель: Ребята, отгадайте ребус, и вы узнаете слово, которое превратит нас во всесильных волшебников и позволит невозможное сделать возможным.


  • Подготовительный этап написания сказки обеспечивается

материалами интерактивной хрестоматии. Работа со словарем синонимов.

Учитель: «Ребята, обратимся к материалам интерактивной хрестоматии первоисточников».

По ним можно повторить, что такое сказка, ее типы и композицию, языковые выразительные средства.

  • Актуализация опорных знаний. Галерея изображений (группа

изображений по одной тематике).


Учитель: Вспомните героев литературных сказок.

  1. Кто это? «На голове чалма, на ногах туфли, явно не по размеру, а в руках волшебная трость, умеющая находить клады. Ну конечно, это он — никогда не унывающий, добрый, честный и находчивый…». (Маленький Мук).

  2. А это кто пролетает на ядре? Узнали? «Веселый выдумщик и в то же время самый правдивый человек на свете, заядлый путешественник, смелый и находчивый…». (Барон Мюнхаузен).

  3. Кто это машет нам? «Волосы цвета морковки заплетены в две тугие косички, торчащие в разные стороны, нос похожий на крошечную картофелину, да к тому же в крапинку. В синем платье, украшенном красными лоскутками. На худых ногах длинные чулки разного цвета: один — коричневый, а другой — черный и огромные черные туфли. А на плече обезьянка». Ну как не узнать ее — «Пеппилотту Виктуалию Рульгардину Крисминту, дочь капитана Эфроима Длинныйчулок… Короче — Пеппи».

  4. Кого это принес восточный ветер? Безупречные манеры, элегантный костюм, не женщина, а само совершенство. Ну, разумеется, это самая лучшая няня на свете…(Мэри Поппинс).

  5. Ну а этого парнишку трудно не узнать! «Невысокого роста, худой, зеленоглазый, в круглых очках, непослушные темные волосы топорщатся, а над бровью шрам в виде молнии. Взгляд дерзкий и умный». (Гарри Поттер).


  1. Применение изученного материала (в том числе в новых ситуациях).

Обсуждение пошагового алгоритма подготовки к сочинению-фантазии.


Учитель: Представьте, что один из сказочных героев вдруг оказался среди нас, в нашем современном мире. 

- Придумайте историю на эту тему.

- Что можно рассказать о жизни героя в необычных для него условиях…

!!!(Можно предложить как вариант сочинить «бином фантазии» или сказку о себе).

- Обратите внимание на композицию сочинения.

Давайте вместе составим план.

  • «О чем можно рассказать во вступлении?»

  • «Чему будет посвящена основная часть?»

  • «Чем можно завершить сочинение?»

(Один из вариантов — композиционное построение сочинения по законам жанра сказки. Обратите внимание на использование типов речи: во вступлении это будет повествование и описание, в основной части — повествование, в заключительной части — рассуждение). 

  • Алгоритмы написания сочинений разных жанров.

Учитель: Для того, чтобы повторить определение «алгоритма», вернемся к нашим ключевым понятиям в самое начало.
Как написать сочинение-фантазию?

  • Выбери сказочного героя, которого ты хотел бы «переселить» в наше время.

  • Вступление.

Придумай, где будет жить и работать твой любимый герой? Чем он будет заниматься в свободное время? Какие его сказочные привычки сохранятся в нашем мире? Какие друзья будут окружать его? Возможно, и ты захочешь подружиться с ним.

  • Основная часть.

Придумай забавную ситуацию, в которую попал сказочный герой, не привыкший к особенностям современной жизни.

!!! Помните, что герой, хоть и попал в другое время, но сохранил свой характер. Рассказывая о герое, постарайтесь сохранить его индивидуальность.

  • Заключение.  

Порассуждайте о том, какие черты характера помогают вашему герою жить в нашем мире, общаться с людьми.
  • Композиция сочинения.

Учитель: Вспомните, как построена сказка. Продумайте, как вы построите свою сказку. Посмотрите, какие у вас есть варианты. 

  • Черновик.

Сначала напишите сочинение на черновике. Только после того, как отредактируете его, перепишите в тетрадь.

  • Оформление.

Можете оформить сочинение на альбомном листе, нарисовать портрет героя или иллюстрацию к рассказанному эпизоду.


Учитель: Следуйте инструкции-алгоритму, и у вас всё получится. Желаю творческих успехов!


  1. Подведение итогов. Рефлексия « Лестница успеха».

  1. Домашнее задание: редактировать сказку, переписать в тетрадь.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!