СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока с использованием элементов технологии РКМЧП

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая рвзработка урока с использованием элементов РКЧПМ на уроке в 8 классе по теме "Пищеварениев ротовой полости"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока с использованием элементов технологии РКМЧП»

Методическая разработка урока биологии в 8 классе в формате технологии «Развитие критического мышления».





Тема урока: «Пищеварение в ротовой полости».

Цель урока: Изучение начального этапа процесса пищеварения.

Задачи:

  • Образовательная: Обеспечить усвоение знаний о механической и химической обработке пищи в ротовой полости, свойствах ферментов, рефлекторной регуляции пищеварения, строении и типах зубов.

  • Развивающая: Продолжить работу над формированием у учащихся осмысления учебного материала (фактического и дополнительного), навыков частично-поисковой деятельности, умение вести диалог, высказывать своё мнение, выслушивать друг друга. Работать в заданном темпе.

  • Воспитательная: Воспитывать уважение к интеллектуальному труду, познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта и профилактикой зубных болезней.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: частично-поисковые, проблемные, объяснительно-иллюстративные.

Приёмы технологии РКМ: «Письмо по кругу», «Верите ли вы?», «Инсёрт», «Кластер».

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Оборудование: мультимедийная презентация по теме, магнитная доска, карточки с глаголами, таблица по теме «Пищеварение в ротовой полости», тексты для приёма «Инсёрт», инструкции по выполнению лабораторного опыта.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Приветствие ребят, проверка готовности уроку.

  2. Разминка. Используется приём «Письмо по кругу».

Ребята получают лист №1 с заданием.










Лист №1

Письмо по кругу «Строение пищеварительной системы» Слайд с изображением пищеварительной системы. Органы обозначены цифрами.

1111111

10

3

2

4

12

6

9

8

7

5

11

11а

Задание:

1. Напишите один из органов, образующих пищеварительную систему, согласно нумерации.

2. Передай письмо по кругу.

3. Тот, кто последний написал термин – делает вывод.

1.____________ 7.__________________

2. ____________ 8.__________________

3._____________ 9.__________________

4._____________ 10._________________

5._____________ 11._________________

6._____________ 11а._________________

12.__________________

1-9 -это_________________________________________________

10-12-это________________________________________________

Вывод:__________________________________________________




  1. Объяснение нового материала.

Первый этап урока « Вызов».

  • Первым в пищеварительной системе указывается ротовая полость. Давайте поиграем в игру «Верите ли вы?». На магнитной доске прикреплены карточки с глаголами:

  1. Измельчается

  2. Откусывается

  3. Смачивается

  4. Обезвреживается

  5. Расщепляется

  6. Анализируется

  7. Охлаждается

  8. Запасается

  9. Уничтожается

  10. Перемешивается

  11. Портится

  12. Направляется

  • Верите ли вы, что все действия происходят с пищей в ротовой полости?

  • Почему вы не можете точно ответить?

  • Какую цель вы определяете для изучения темы в связи с этим?

Идёт постановка цели урока – Изучение начального этапа процесса пищеварения (или что происходит с пищей в ротовой полости).




Второй этап урока «Осмысление».

  • Какие составляющие части образуют ротовую полость?

  • Какой вклад в пищеварение вносит каждый из них?

С

зубы

оставляем вместе с учащимися кластер «Составляющие части ротовой полости"

Р отовая полость

глотка

Слюнные железы

язык

Мягкое нёбо

























Далее кластер берём за план изучения темы.

  1. Зубы. Изучение пункта осуществляем с помощью приёма «Инсёрт»

Памятка

Метод «Инсёрт» (Самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления).

Зубы.

Полость рта делится на два отдела: преддверие рта и собственно рот. Вся полость выстлана слизистым эпителием. На верхней и нижней челюстях расположены зубы. У новорожденных зубов нет. Примерно к 6-му месяцу начинают появляться молочные зубы. К 10—12 годам молочные зубы заменяются постоянными. У взрослых людей по 28—32 постоянных зуба. Последние зубы — зубы мудрости — вырастают к 20—22 годам.

У каждого зуба имеются выступающая в ротовую полость коронка, шейка и находящийся в глубине челюсти корень. Внутри зуба имеется полость. Коронка зуба покрыта твердой эмалью, служащей для предохранения зуба от стирания, проникновения микробов. Большую часть коронки, шейки и корня составляет дентин — плотное, похожее на кость вещество. В полости зуба разветвляются кровеносные сосуды и нервные окончания. Мягкая часть в центре зуба называется пульпой.

Строение зубов связано с выполняемыми функциями. Спереди на верхней и нижней челюстях располагаются по 4 плоских резца. Позади резцов находятся клыки — длинные, глубокосидящие зубы. Как и резцы, они имеют простые одиночные корни. Резцы и клыки служат для откусывания пищи. Позади клыков с каждой стороны имеются по 2 малых и по 3 больших коренных зуба?! У коренных зубов бугристая жевательная поверхность и корни с несколькими отростками. С помощью коренных зубов пища дробится и размельчается, т.е. происходит её механическая обработка.

Большой вред зубам и деснам наносит никотин, выделяющийся во время курения; ни в коем случае не следует грызть твердые предметы, нельзя сразу после приема горячей пищи пить холодную воду или есть мороженое. Это ведет к появлению в эмали трещин, через которые в полость зуба проникают микроорганизмы. Микроорганизмы вызывают воспаление пульпы, сопровождающееся зубной болью и последующим разрушением всего зуба. При обнаружении трещин или повреждений зуба следует немедленно обратиться к стоматологу.

После еды необходимо тщательно прополаскивать рот. Полоскание уда­ляет остатки пищи между зубами, которые служат благоприятной средой обитания микробов. С зубов следует удалять желтоватый налет, со­держащий различные микроорганизмы. Для этого нужно перед сном и утром чистить зубы, пастой или зубным порошком. Здоровые зубы — залог нормальной работы органов пищеварения.


























Задание: Читая текст, пометьте соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.




V «галочка» (то, что уже известно)

знак «минус» (то, что противоречит представлению)

+ знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным)

? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

После работы с текстом учащиеся активно проговаривают материал. Читают или воспроизводят по памяти сначала то, что они уже знают про зубы (где у них в тексте стоит «V»), затем что им было интересно (в тексте «+») и т.д.

Делают вывод: Функция зубов – механическая обработка пищи.

  1. Слюнные железы.

Предварительно учащимся даётся задание подготовить сообщение.

Заслушиваем и обсуждаем сообщения.

  • Слюнные железы.

  • Состав слюны и действие её на пищу.

  • Изучение слюноотделения.

Проводим лабораторный опыт «Наличие ферментом в слюне» согласно инструкции.










Инструкция по проведению работы

Лабораторный опыт

«Наличие ферментов в слюне».

Задание:

1. Возьмите 3 пробирки с крахмальным клейстером.

2. Капните раствор йода в каждую из пробирок.

3. В 1-ю пробирку капните свежую слюну,

во 2-ю - прокипяченную слюну,

в 3-ю - воду

4. Поставьте пробирки на водяную баню.

5. Через 30 мин. посмотрите результат опыта.

6. Объясните опыт.

7. Сделайте вывод.




Вывод: Под действием ферментов слюны происходит химическая обработка пищи. Начинают расщепляться углеводы до глюкозы.




  1. Язык.

  • В древние времена была страшная казнь – вырывали язык. Чего лишался человек? Может язык нужен только для разговора?

Прогнозируем: в тетради каждый запишет всё, что он знает про язык.

На основании общих данных делаем вывод: Язык перемешивает, анализирует, участвует в глотании пищи – направляет её в глотку.

  1. Мягкое нёбо и глотка. Акт глотания.

Работа со слайдом.




Третий этап урока «Размышление».

Возвращаемся к приёму «Верите ли вы?»

  • Уберите, что считаете лишним. Чего не происходит в ротовой полости?

  • Расставьте цифры, определяя последовательность действий.

  • Сделайте вывод.

  • Соотнесите вывод с поставленной целью.

Вывод: В ротовой полости пища проходит механическую и химическую обработку. Под действием ферментов слюны идёт расщепление углеводов до глюкозы.



  1. Выставление оценок за работу на уроке.

  2. Домашнее задание:

  • Текст учебника стр. 152-155,

  • Записи в тетради

  • Составить синквейн с любым термином темы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!