Методическая разработка урока русской литературы в 9 классе с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) «Праведница земли русской» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор»)
Выполнила
учитель русского языка и литературы
Чернова Маргарита Геннадьевна
п. Черемисиново 2023г.
Цель: развивать умения и навыки анализа прозаического произведения
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Солженицына, с историей написания рассказа “Матренин двор”. 2.Подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской. 3.Помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.
Тип: презентация нового материала
Вид: урок – исследование
Оборудование к уроку:
экран, мультимедийный проектор;
презентация учителя “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”
презентация обучающегося “История создания рассказа “Матренин двор”;
презентация обучающегося.
Предварительное домашнее задание:
Прочитать рассказ А.И.Солженицына “Матренин двор”.
Индивидуальные задания:
подготовить мультимедийную презентацию по теме “История создания рассказа “Матренин двор”
подготовить мультимедийную презентацию по теме “Значение слова праведник”
выразительное чтение наизусть стихотворения Булата Окуджавы.
рассказ о прошлом от лица Матрены
Эпиграф к уроку:
“Все мы жили с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша” А. И. Солженицын.
План урока:
1.Оргмомент. Знакомство учащихся с целью урока.
2. Вступительное слово учителя.
3. Презентация учителя “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”.
4. Знакомство с историей создания рассказа “Матренин двор”.
5. Работа над заглавием рассказа “Матренин двор”.
6. Аналитическая беседа
7.Заключительное слово учителя.
Ход урока
1. Оргмомент. Нацеливание
2. Вступительное слово учителя.
Приложение 1. Слайд 1
- Ребята! Сегодня у нас необычный урок, тема его “Праведница земли русской”, а посвящен будет наш урок А.И. Солженицыну и его произведению “Матренин двор”. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с основными этапами жизни и творчества Александра Исаевича, узнаем, какова история создания его рассказа “Матренин двор”, попытаемся осмыслить образ Матрены как праведницы земли русской.
Чтобы настроиться на серьезный лад нашего разговора, я предлагаю вам послушать духовное пение Ф. Шаляпина, именно его слушал А. Солженицын, находясь в доме главной героини рассказа Матрены. (Звучит духовое пение в исполнении Шаляпина)
3. Презентация учителя “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”. (Приложение 1)
Детство и юность будущего писателя. (Приложение 1, слайд 2- 3)
Учитель
- Со стороны отца Солженицын происходит из старинной крестьянской семьи. Отец Исаакий Семенович получил университетское образование. Семья матери была богатой, дед Солженицына дал своей дочери Таисии Захаровне прекрасное воспитание и образование.
Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года, а за 6 месяц до рождения сына при странных обстоятельствах на охоте погибает его отец. Поэтому воспитанием Солженицын занимается мать, дедушка и бабушка.
Детство писателя было похоже на детство всех советских детей: учился в обычной школе, был старостой класса, любил футбол, посещал театр. В 1936 году поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. На 1 курсе знакомится с Натальей Решетовской, ставшей его женой в 1940году.
На фронтах ВОВ. (Приложение 1 слайд 4)
Учитель
- В 1941 году Солженицын оканчивает университет в Ростове и 18 октября уходит на фронт, сначала простым солдатом, а после окончания офицерской школы становится лейтенантом. С 1941-1945гг. Солженицын командует артиллерийской батареей, в одном из сражений выводит ее из окружения, за что Солженицын был представлен к ордену Красного знамени. Вместо награды Солженицына арестовывают. В 1945году его переписка с другом Николаевым Виткевичем попадает под надзор контрразведки. Они, критикуя политическую обстановку в стране и шифруясь, называют Ленина “Вовкой”, а Сталина - “Паханом”
Арест и лагерь (Приложение 1 слайд 5, 6)
Учитель
- Капитан Солженицын был разжалован. За 3 месяца до победы его арестовывают и 27 июля осуждают на 8 лет исправительных трудовых лагерей. Затем последовала Бутырская тюрьма, кирпичный завод в Ново – Иерусалиме, Мардоинская спецтюрьма, лагерь в Экибастузе. Именно в это время Солженицын узнает, что у него обнаружили раковую опухоль.
Освобождение. Жизнь в ссылке. (Приложение 1, слайд 7)
Учитель
- После смерти Сталина в 1953 году Солженицын выходит из лагеря на “вечное ссыльнопоселение” в акул Кок Терек Джамбульской области. Эта “вечность” поселения длилась 3 года: в 1956 году Солженицын реабилитирован и работает учителем сельской школы во Владимирской области. Именно с этим периодом жизни связан рассказ Солженицына “Матренин двор”. В 1957 году состоялся переезд в Рязань, где он работает в школе и пишет “В кругу первом”.
Именно в этот период снова о себе дает знать грозное заболевание. Солженицын борется с болезнью различными методами и излечивается от него. С этого времени Солженицын становится верующим человеком.
Взаимоотношения с государственной властью. Выдворение из страны. (Приложение 1, слайд 8)
Учитель
- В конце 50 в начале 60-х гг. публикуется несколько рассказов, среди них “Один день Ивана Денисовича”. Вслед за публикацией рассказа Солженицына принимают в союз писателей. С этого момента начинаются творческий подъем писателя.
В 1967 году на открытии съезда союзов писателей Солженицын выступает о вреде цензуры. Многим это не понравилось, именно с тех пор, с мая 1967 года начинается открытая и беспощадная борьба Солженицына и Советской власти. Его исключают из союза писателей. Чтобы не осудили за тунеядство. Ростропович берет Солженицына работать дворником на дачу, а 1970 году советскому дворнику присуждают Нобелевскую премию. В 1973 году в Париже выходит “Архипелаг ГУЛАГ”. Это вызвало бурю возмущений в Советской печати
13февраля 1974 года Солженицына арестовали, лишили советского гражданства и выдворили за пределы Советского союза, в Германию. С этого момента начинается жизнь в изгнании.
Возвращение на родину. (Приложение 1, слайд 9)
Учитель
- Но все это время Солженицын мечтает вернуться на родину. “Я не теряю надежды при жизни вернуться. Но это не будет возможно до напечатания в России моих главных книг. Я не могу вернуться как бы немым”.
Главные книги Солженицына увидели свет, и Солженицын вернулся в Россию. В 1989 году отменили решение об исключении из Союза писателей. В 1994 году Солженицын вернулся на Родину, жил до смерти под Москвой, имел свою точку зрения на события, происходящие в России, Солженицын не примыкал ни к “левым”, ни к “правым”.
4. Знакомство с историей создания рассказа
Учитель
- О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставят рассказ “Матренин двор”. Его называют “блистательным”, “подлинно гениальным произведением”. “Рассказ правдив”, “рассказ талантлив”, отмечалось в критике. Мы сейчас узнаем, когда и как появился этот рассказ.
Выступление обучающегося с презентацией “История создания рассказа “Матренин двор” (Приложение 2)
Рассказ “Матренин двор” написан в 1959 году, а опубликован в 1964 году. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Ему “хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России”, найти “тихий уголок России подальше от железных дорог”. После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.
Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать.
Изначально автор назвал свое произведение “Не стоит село без праведника”. Известно, что в 1963 году во избежание трений с цензурой издатель А.Т.Твардовский изменил название - мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХХ века.
Рассказ является своеобразным этапом осмысления писателем феномена “простого человека”, носителя массового сознания. Рассказчик – бывший зек, ставший школьным учителем, проникается нелегкой судьбой своей квартирохозяйки. Она предстает образцом незлобивости и скромности, и это притом, что вся ее жизнь трагична.
5. Работа над заглавием рассказа “Матренин двор”.
Учитель
- Давайте вернемся к первоначальному заголовку рассказа “Не стоит село без праведника”. Мы с вами видим, что А.И. Солженицын обращается к литературной традиции изображения праведника. Сейчас мы услышим, что означает слово “праведник”, как его толкуют авторы различных словарей и что же сопровождает праведника по жизни.
Выступление учащегося с презентацией “Значение слова “праведник” (Приложение 3)
Учитель
- Как же вы понимаете заголовок “Не стоит село без праведника”?
Всеми перечисленными качествами обладает главная героиня рассказа Матрена Васильевна. Постараемся понять образ главной героини и постигнуть ее судьбу через время, в которое ей довелось жить, через образы людей, которые были рядом
6. Аналитическая беседа
Учитель
Приложение 4. Слайд 1.
- Обратимся к началу рассказа. Шел 1956 год. Игнатич возвращался из лагеря, ему “хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России”. Почему рассказчик стремится именно туда? Что ищет он в «нутряной» России? (Игнатич ищет самого себя, здесь он пытается обрести внутреннюю устойчивость, духовно-нравственную опору).
Слайд 2.
Какое художественное средство использует писатель в названии посёлка, куда отправляется наш герой?
Весь рассказ построен на антитезе. Герой находится на распутье: он взыскует идеального, но ещё не в состоянии преодолеть инерцию реального. Посёлок Высокое Поле олицетворяет собой высокое духовное начало, которого рассказчик ещё не достиг.
Слайд 3
«Высокое Поле. Само название не лгало. На взгорке между ложков, а потом других взгорков, с прудом и плотинкой, Высокое Поле было тем самым местом, где не обидно бы жить и умереть».
Слайд 4
Посёлок Торфопродукт. Докажите текстом, что это место можно назвать «преисподней». Сделайте свои выводы.
Действительно, описание посёлка Торфопродукт напоминает подземное царство дьявола: «Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался посёлок – однообразные худо оштукатуренные бараки…Над посёлком дымила фабричная труба…паровозики, тоже густо-дымящие, пронзительно свистя, таскали…поезда с бурым торфом…Рычали кругом экскаваторы на болотах…»Цветовая гамма здесь соответствующая – преобладают серые, мрачные тона. Звуки напоминают адские визги и вопли.
Слайд 5-6
- В какой деревне поселяется рассказчик? Какой смысл заключён в названии посёлка? Найдите описание дома Матрёны Васильевны. Что особенного в нём?
Итак, Игнатич на время поселяется в деревне Тальново – не в Высоком Поле и не в Торфопродукте, а где-то между ними. Окончательный выбор ему ещё предстоит сделать.
Дом Матрёны Васильевны – не убогое крестьянское жилище, а основа национального мироздания, патриархальная вселенная, космос. Несмотря на жизнь, полную страданий и несправедливостей, несмотря на бесчисленные удары судьбы, она осталась человеком с душой и сердцем, бескорыстным и отзывчивым, не озлобилась и не отчаялась. В её доме не властвуют звериные законы «антимира», здесь живут по морали, завещанной Христом.
Матрёнин двор – это некий остров посреди океана лжи, который хранит сокровища народного духа. В слове двор ощущается нечто прочное, основательное. Гибель Матрёны, разрушение её двора и избы – грозное предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры
Слайд 7-8
Что значит жить по морали? Почему автор почти не описывает внешность Матрёны Васильевны?
Через улыбку героини автор пытается разгадать русскую душу. Красота ликов древнерусских иконописцев – красота внутренняя, духовная. Солженицын – верный последователь художников иконописи. Свою душу Матрёна распахивает, когда слушает музыку Глинки. Именно в них она видит прежде всего правду и искренность Романсы производят на неё необыкновенное воздействие. «А вот это - по-нашему…» - прошептала она, выйдя «из-за перегородки растеплённая, с пеленой слезы в неярких своих глазах».
В музыке, подобно молитве, совершается таинство соприкосновения с Богом.
- Какими мучениями и заботами жила Матрена в новое время (середина 50-х годов)? Что же заставляло такую добрую, бескорыстную Матрену воровать?
Проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны, отмеривая пешком километры и кланяясь конторским столам. Но и с трудом начисленные 80 рублей после денежной реформы 1961 года стали бы “не деньги, а слезы”! Не имея возможности купить торф, который добывается везде вокруг, но не продается колхозникам, она вынуждена брать его тайком. “В день 6 раз по 2 пуда торфу, да километра за три”…
Сена не накосить - на колхозной земле нельзя, а другой просто нет; огороды всем инвалидам обрезали. Не было права и уехать - нет паспортов.
Слайд 9
Как раскрывается характер героини в этой “обреченной глубине”?
В чем она видела смысл своей жизни?
По мнению соседей и родственников, вся жизнь Матрены была несуразной и никчемной: жила бедно, одиноко и убого, вечно работала бесплатно на других, вечно лезла в мужицкие дела, пренебрежительно относилась к собственности: и за обзаводом не гналась; и не бережная, и даже поросенка не держала…” Единственные ее ценности – грязно-белая коза, колченогая кошка, да фикусы, заполняющие “одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой”.
Движение сюжета направлено на постижение тайны характера главной героини. Матрена раскрывается не столько в обыденном настоящем, сколько в прошлом. Вспоминая свою молодость, она рассказывает: “Это ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала”… Оказывается, Матрена когда-то была молодой, сильной, красивой. И любовь была в ее жизни. “Совсем по-новому увидел Матрену” Игнатич, когда слушал рассказ о самом светлом мгновении ее жизни. “Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены – как будто освобожденное от морщин, от будничного небрежного наряда – испуганное, девичье, перед страшным выбором”.
Эти лирические, светлые строки раскрывают обаяние, душевную красоту, глубину переживаний Матрены. Внешне ничем не примечательная, сдержанная, нетребовательная, Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком.
Где-то в глубине сердца как жизненную боль пронесла через годы Матрена свою любовь.
Словарная работа.
Давайте выясним, какое значение для Матрёны Васильевны играет горница?
Какой ещё герой связан с этим словом?
Горница для Матрёны – это вся её жизнь, ведь она прожила здесь около 40 лет, но она отдаёт горницу для нуждающейся в ней Киры, тем самым обрекая себя на гибель, но по-другому она поступить не может. Зловещий чёрный старик Фаддей сразу понял, как можно сломить Матрёну. В этом есть какой-то мистический смысл, когда старик покушается именно на горницу.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля слово «горница» и «горний» рассматриваются как однокоренные, причём слово
«горний» определяется как «высший, небесный, до мира духовного относящийся». Таким образом, захват горницы Матрёны можно расценить как посягательство на веру в небесное героини.
- Как природа препятствует этому? Найдите в тексте эпизод разбушевавшейся метели. «Она крутила и кружила двое суток и замела дорогу непомерными сугробами. Затем внезапно потеплело, и раскисший снег вновь сделал дорогу неприступной».
- Какой символический смысл имеет гибель Матрёны Васильевны под покровом ночного мрака?
У наших предков понятие о ночной тьме («мрак») сближалось с идеей смерти; слово «мрак» было родственно по корню со словом «мор». Именно из ночного мрака выныривает страшное в своей безжалостности существо – паровоз, поезд, которого Матрёна очень боится. Образ паровоза имеет символический смысл. Его можно рассматривать по-разному: это и технический прогресс, который прошелся по России, это и символ коммунизма, промчавшийся через христианскую жизнь миллионов покалеченных судеб русского народа.
Проблемные вопросы.
- Каковы причины гибели героини? Кто виноват в смерти Матрены?
- Можно ли героиню представить счастливой?
Учитель
- Сейчас, ребята, мы с вами услышим рассказ о жизни Матрены от первого лица. Давайте представим себе, что это сама Матрена говорит о себе.
Рассказ ученицы о жизни Матрены.
- Сегодня мы услышали много добрых слов в адрес главной героини рассказа, но если мы обратимся к эпиграфу, то поймем, что лучше всего сказал о своей героине автор: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля”
В статье “Раскаяние и самоограничение” Солженицын обозначит некую меру праведности, непрерывно возрастающую в одних и недоступную другим: “ Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, - это – праведники, мы
их видели, удивлялись (“чудаки”), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, – и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину”. Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу.
На жизнь во многом изменилась. Все больше появилось взаимной ненависти, отчуждения, озлобления. Многим может показаться, что в наше неспокойное время встретить подобных людей просто невозможно. Разрешите мне не согласиться. Не соглашусь, прежде всего, потому, что убеждена: никакие самые страшные потрясения не могут за столь короткий срок полностью уничтожить духовность народа, изуродовать, извратить – да, но не уничтожить.
Да к тому же если бы это было так, то разве сохранились бы в нашей литературе странные люди, блаженные, праведники, не подмятые, не сломленные ни системой, ни идеологией? Такова главная героиня произведения Матрена Васильевна Захарова.
Вывод учащихся: Жизнь и судьба этой женщины является для нас настоящим уроком жизни — уроком добра, совести и человечности.
Слайд 10
А.И.Солженицын назвал свою героиню праведником, какой смысл в него вкладывал писатель? Каков земной путь праведника?
Матрёна Васильевна – человек, живущий по законам Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических жизненных обстоятельствах. Главная заслуга «праведников» заключается в том, что они сберегают духовность народа, которая оказалась в России ХХ столетия «анахронизмом», но которая, несомненно, будет востребована в будущем. Русь православная находит силы выстоять.
7.Подведение итогов урока
Чем является Матрёна Васильевна для автора и для вас?
Матрёна у Солженицына – воплощение идеала русской крестьянки. Её облик подобен иконе, а жизнь – житию святой. Только после смерти героини становится ясно, что Матрёна и была тем праведником, без которого морально беднеют люди, не стоит ни село, «ни город, ни вся наша земля». Источник жизнестойкости России Солженицын видит в простых сердцах одиноких праведников, противостоящих миру лжи.
8. Заключительное слово учителя.
-Послушаем прекрасное стихотворение Булата Окуджавы
Ученица читает стихотворение Булата Окуджавы.
В нашей жизни, прекрасной и странной,
И короткой, как росчерк пера,
Над дымящейся свежею раной
Призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
Поразмыслить, покуда живой,
Что там кроется в сумерках сердца,
В самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
Но пора научиться, пора
Не вымаливать жалкие крохи
Милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
Что по – своему тоже права,
Не выжуливать жалкие крохи,
А творить, засучив рукава.
Учитель
Слайд 11.
-Мне хочется, чтобы в конце урока мы послушали “Реквием” Моцарта, несколько минут помолчали, осмыслили судьбу, только что прошедшую перед нами, и подумали: “Устоит ли земля наша без праведника и чего стоит она без таких прирожденных ангелов?”.
Домашние задание: Дать развернутый ответ на вопрос «Нужны ли сегодня праведники?»
Оценивание
14