Урок русского языка в 1 классе по теме «Перенос слов».
( 3 урок по теме).
Тема: Перенос слов с буквами «Ь» и «Й» в середине слова.
Задачи: В совместной деятельности сделать вывод о переносе слов с буквами «Й» и «Ь» в середине; учить применять правила в практических ситуациях.
Развивать навыки самоконтроля, умение анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.
Воспитывать аккуратность, культуру общения, взаимопомощь.
Оборудование: учебник русского языка для 1 класса, автор Полякова А.В., карточки со словами, карточки для групповой работы, иллюстрации ( еловый лес, сосновый и березовый; весенняя капель), алгоритм выполнения переноса слов.
Ход урока.
1. Организационный момент. Психологический настрой.
2. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение темы: «Перенос слов». А начать его мне захотелось с веселых стихов. Подумайте, почему же стихи веселые? (на доске записаны слова, дети читают их вполголоса, затем один ученик вслух ):
Как я перенёс слова.
Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенёс:
ЕДВА я перенёс: Е - ДВА,
Как получил за это «два» .
УКОЛ я перенёс: У- КОЛ
И получил за это «кол».
ОПЯТЬ я перенёс: О - ПЯТЬ
Теперь, наверно, будет «пять»!
( ответы детей на вопрос)
- Ребята, как вы думаете, а кто мог все это нам рассказать? Почему вы так решили? ( предполагают, что тот, кто не знает правила переноса или , например, Незнайка)
- А какие правила не знает герой этого стихотворения? (Дети формулируют правила, с которыми они уже знакомы)
1. Слова переносятся по слогам.
2. Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
- Что еще неверно сделал наш герой? ( неверно разделил слово ЕДВА на слоги).
- Что же может помочь нам при переносе слов? (алгоритм, который мы составили)
- Назовите «шаги» нашего алгоритма. ( при необходимости можно использовать «опору», на которой дан алгоритм действий.) Исправление ошибок на доске.
2. Постановка учебной задачи.
- Ребята, как вы думаете, все правила переноса мы с вами знаем? ( высказывают предположение, что скорее всего не все)
- Ребята, посмотрите, сколько правил переноса существует! (показ листа с правилами). А вам хочется узнать другие правила? Тогда за работу!
- Итак, какую задачу мы поставим перед собой на уроке? ( узнать новые правила переноса)
3. «Открытие» нового знания.
А) Парная форма работы.
На наборном полотне находится 7 слов ( на карточках). В конвертах у каждой пары эти же слова.
МАЙ, ЧАЙ, КАПЕЛЬ, ЕЛЬ, РУЧЕЙ, УГОЛЬ, ОКУНЬ.
-Прочтите слова. Значения каких слов неизвестно вам? (Капель – можно обратиться к толковому словарю, показать иллюстрацию, обратив внимание на образование этого слова, чтобы детям легче было запомнить его написание).
-Ребята, работая в паре, необходимо разделить данные слова на 2 группы по самостоятельно выявленному признаку.
Желательно рассмотреть разные варианты группировки для закрепления ранее изученного материала и обосновать их.
1. Слова, отвечающие на вопросы КТО? и ЧТО?
2. Слова, односложные и двусложные.
3. Слова, которые начинаются с гласного и согласного звуков.
4. Слова, заканчивающие на буквы «Й» и «Ь».
Б) Коллективная форма работы.
-Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Составь слово» . Её правила таковы: при помощи слогов ---КА,- НИК, -КИ составить новые слова.
Возможны следующие слова : майка, майки, чайка, чайки, чайник, капелька, капельки, капельник (старинное название месяца «март»), ельник ( уточнить значение, показав для сравнения иллюстрации «сосняк», «березняк», «ельник»), ручейки, угольки, угольник, окуньки и др.
- Сейчас, ребята, постараемся разделить для переноса те слова, которые у нас получились. Что же для этого нам необходимо сделать? Верно, вспомнить алгоритм. ( при необходимости вывесить «опору»). Мы с ребятами создали такой алгоритм:
1. Раздели слово на слоги.
2. Вспомни правила. ( К данному уроку знают правила о том, что слова переносятся по слогам, одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить).
3. Раздели слово для переноса.
Идет письменное комментированное выполнение задания. Дети образовывали слова при помощи слогов, поэтому при переносе они уверенно отделяют их от предшествующего слога. Получается запись и на наборном полотне. Самопроверка с наборного полотна, на котором слова уже расположены следующим образом:
МАЙ - КА ЕЛЬ - НИК
ЧАЙ - НИК УГОЛЬ - КИ
РУЧЕЙ - КИ РУ-ЧЕЙКИ КАПЕЛЬ - КА КА- ПЕЛЬКА
… …
- Посмотрите внимательно на слова. Что вы заметили?
- Как же мы разделили слова с буквами «Й» и «Ь» в середине для переноса? ( дети уверенно говорят правило - буквы «Й» и «Ь» не отделяются от стоящих перед ними букв).
-Откройте учебник на с.21, 22 , прочтите правила «про себя» ( затем чтение правила вслух 1-2 учениками).
-Что вы можете сказать о нашем выводе про перенос слов с буквами «Й» и «Ь» знаком в середине?
- Сформулируйте общий вывод о переносе слов с буквами «Й» и «Ь» в середине слова.
4. Физпауза ( упражнение «Ворона» ( по стихотворению А.Блока) для укрепления мышц спины и живота, дыхательная гимнастика).
Вот ворона на крыше покатой (вдох)
Так с зимы и осталась лохматой… ( выдох)
А уж в воздухе – вешние звоны, (вдох)
Даже дух занялся у вороны (выдох)
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, (прыгаем на двух ногах)
Вниз на землю глядит она боком (повороты вправо-влево)
Что белеет под нежною травкой? (наклон вперед)
Вон желтеют под серою лавкой (наклон вперед)
Прошлогодние мокрые стружки… (наклон вперед)
Это все у вороны – игрушки, (руки на пояс)
И уж так-то ворона довольна, (повороты вправо-влево)
Что весна и дышать ей привольно! (шагаем на месте)
5. Первичное закрепление.
Выполнение упражнения № 31 (с.22 ) с комментированием деления слов для переноса.
Дети пользуются алгоритмом. Взаимопроверка.
6.Самостоятельная работа.
Каждый ученик получает карточку со словами, разделенными для переноса.
1 карточка 2 карточка 3 карточка
УЛИ-ЦА УЛИ-ЦА УЛИ-ЦА
МОЛНИ-Я МОЛНИ-Я МОЛНИ-Я
КАПЕЛ-ЬКА КАПЕЛ-ЬКА КАПЕЛ-ЬКА
МУРАВЕЙ-НИК МУРАВЕЙ-НИК МУРАВЕЙ-НИК
СТРО-ЙКА СТРО-ЙКА СТРО-ЙКА
ЛУЖ-АЙКА ЛУЖ-АЙКА ЛУЖ-АЙКА
ПАЛЬ-ЧИК ПАЛЬ-ЧИК ПАЛЬ-ЧИК
О-ГОНЬ О-ГОНЬ
ЗАЙ-КА
ДЕ-НЬКИ
(Количество слов на карточках различно в зависимости от темпа работы каждого ученика. Кроме того, обязательно необходимо продумать разные виды помощи нуждающимся детям ).
- Ребята, прочтите слова. Значения каких слов вам неизвестно? ( при необходимости пояснить или воспользоваться словарем ).
- А теперь проверьте, правильно ли разделены слова для переноса? Если вы согласны с таким способом деления слова для переноса, то поставьте рядом со словом «+», а если вы считаете, что так переносить нельзя , то - знак « – ».
Самостоятельная работа завершается самопроверкой с доски, где стоят знаки «+» и « - » в нужной последовательности, сверху вниз.
-Кто сумел выполнить верно все задание ? Кто допустил одну ошибку? …
-Каким алгоритмом пользовались при выполнении задания? Какими правилами ?
-Какие слова на карточках разделены неверно? Объясните.
-Запишите в тетрадь эти слова, разделите для переноса правильно.
Взаимопроверка.
7. Рефлексия.
- А к нам гость! Вы его узнали? Конечно, это Незнайка. Все ребята на уроке с увлечением трудились. А давайте расскажем Незнайке , что главное для себя открыли на уроке.
-Незнайка принес нам два слова ( «КОНЬКИ», «РУЧЬИ»). Он разделил эти слова для переноса так:: КОНЬ-КИ, РУ - ЧЬИ. Верно ли это? (Обсуждение, возвращение к правилу, которому такое деление не противоречит)
-Почему же так по-разному разделены для переноса слова с буквой «Ь» в середине ?
( Сравнив слова, дети приходят к выводу, что здесь различна функция мягкого знака, что и влияет на перенос. Важно, чтобы при переносе буква «Ь» не отделялась от предшествующей буквы).
- Назовите, какие словарные слова, написание которых нужно запомнить, сегодня нам встретились? ( огонь, муравей, муравейник, улица, капель, береза, коньки )
8. Домашнее задание творческого характера ( по желанию).
- Незнайка предлагает нам творческое задание. У кого есть желание, составьте предложение, используя эти ( Незнайка, коньки, ручьи) и другие слова. Можно нарисовать рисунок.
9. Подведение итогов.
- Что было на уроке главное? Какие правила запомнили о переносе слов?
- Что было на уроке интересное?
Самооценка детьми своего эмоционального состояния и деятельности на уроке.
К следующему уроку один ученик не только изобразил Незнайку на коньках, но и принес свое стихотворение:
Светило солнышко тепло. И был он страшно удивлен:
И снег сошел уже давно, «Как долго собирался он
Когда Незнайка, взяв коньки, С друзьями выйти погулять!?
Увидел, что текут ручьи. Уж точно, не минуток пять!»
УЛИ-ЦА | УЛИ-ЦА | УЛИ-ЦА |
МОЛНИ-Я | МОЛНИ-Я | МОЛНИ-Я |
КАПЕЛ-ЬКА | КАПЕЛ-ЬКА | КАПЕЛ-ЬКА |
МУРАВЕЙ-НИК | МУРАВЕЙ-НИК | МУРАВЕЙ-НИК |
СТРО-ЙКА | СТРО-ЙКА | СТРО-ЙКА |
ЛУЖ-АЙКА | ЛУЖ-АЙКА | ЛУЖ-АЙКА |
ПАЛЬ-ЧИК | ПАЛЬ-ЧИК | ПАЛЬ-ЧИК |
О-ГОНЬ | О-ГОНЬ | |
ЗАЙ-КА | | |
ДЕ-НЬКИ | | |