СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: "Словообразование".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока русского языка по теме: Словообразование. (6 класс)

Цели:        

1. Знакомство учащихся с основными способами образования слов.

2. Закрепление навыков морфемного и словообразовательного разбора.

 

Планируемые  результаты         

Личностные УУД:

 - Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: "Словообразование".»

Методическая разработка урока русского языка по теме: Словообразование. (6 класс)

Цели:        

1. Знакомство учащихся с основными способами образования слов.

2. Закрепление навыков морфемного и словообразовательного разбора.

 

Планируемые  результаты         

Личностные УУД:

 - Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Метапредметные: 

- Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Регулятивные УУД

 - Практиковаться в оформлении своих мыслей в устной форме.

 

Коммуникативные УУД

- Развивать умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. 

Познавательные УУД

 Предметные:

 -знать что такое словообразование.

- уметь определять способы образования слов.

 -уметь делать морфемный разбор.

 -уметь делать словообразовательный разбор.

 

Основные понятия:  

Приставки (приставочный способ), суффиксы (суффиксальный способ), (бессуффиксный способ), (приставочно- суффиксальный), словообразовательная цепочка, способ словообразования – сложение, переход од одной части речи в другую.

 

Ход урока:

- Здравствуйте, ребята!

- Скажите, какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Словообразование)

- А какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

- Назовите части слова? (Морфемы).

- Какая морфема идет за приставкой? (Корень).


- Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы быть грамотными, образованными)

- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

-И все? (Нет).

-Первоначально выясним путем повторения  то, что знаем.

- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

- Анализируя его выполнение,  выясним, что  не знаем.

- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

 

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1 ) Организация актуализации изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Фиксация актуализированных способов действий в речи.

3)  Фиксация актуализированных способов действий в знаках (эталонах).

4) Организация обобщения актуализированных способов действий.

5) Организация актуализации мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6) Мотивирование к пробному учебному действию («надо» - «могу» -«хочу»).

7) Организация самостоятельного выполнения пробного учебного действия.

8) Организация фиксации индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

 

- В  течение урока вам необходимо оценивать свою  познавательную деятельность:

- задание выполнено правильно, ставьте  + (плюс);

- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

 

- С чего начнем наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме: «Морфемный разбор слова»).

 Какой способ повторения нашей темы выберем? (Выполнение морфемного разбора слов).

-Предлагаю для  морфемного разбора следующие слова: прочитать, подснежник, рассвет.

(Кто-то может работать у доски, остальные  - в тетрадях).

- Учащиеся первых двух парт первого ряда по цепочке решают лингвистическую задачу.

Карточка – игра «Составьте слово»: Возьмите у прилагательного переменный приставку, у глагола заводить – корень, у существительного летчик - суффикс.

-Какое слово у вас получилось? (Переводчик).


-
Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме  «Морфемы»? (Материал усвоен на достаточном уровне)

-Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? ( Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)

- Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме  «Морфемный разбор»? (материал усвоен на достаточном уровне)

- Каким способом образовались эти слова?

- Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

- Все способы словообразования вам знакомы? ( Нет! Мы не знакомы с способами словообразования).

- Попробуйте объяснить как образовалось слово прочитать( к корню -чит- добавили приставку про- )

- В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о способах словообразовании) 

 На доске: Эталон «Словообразование».

(Сделаем справочную таблицу).

Основные способы образования слов в русском языке

1

Приставочный

Читать – прочитать

2

Суффиксальный

Лес - лесок

3

Приставочно-суффиксальный

Свеча - подсвечник

4

Бессуффиксный

Переходить - переход

5

Сложение

Лес + степь – лесостепь

Физическая культура – физкультура

Юный корреспондент – юнкор

Высшее учебное заведение – вуз [вус]

6

Переход слов одной части речи в другую

Прил. Сущ.

Столовая комната - столовя


- Теперь мы можем объяснить способы образования слов.

-Как преодолеть затруднение в определении способов словообразовании? (Обратиться к эталону).

-Прочитайте на доске примеры: расположить, безветренный, росточек, речник, наездник, оживить, вездеход. Что  вы сделаете, чтобы определить способы словообразования? (Воспользуемся эталоном).

(В словах расположить, безветренный – использовали приставочный способ; в словах росточек, речник – применили суффиксальный способ; в словах наездник, оживить – приставочно-суффиксальный; слово вездеход – образовалось путем сложения двух основ)

- Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить способы образования слов).

 

 IV. Первичное закрепление во внешней речи.

 

1)    Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

– фронтально:

– в парах или группах.

 

-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

-Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 77 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все  вместе для образца

1вариант. Прибежать (приставочный способ).

2 вариант. Снежный (суффиксальный).

- Продолжаем самостоятельно

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

 

  V. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

1)    Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2)    Организация соотнесения работы с эталоном для самопроверки ( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно соотнесение работы с подробным образцом).

3)    Организация вербального сопоставления работы с эталоном для самопроверки

(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организация рефлексии деятельности по применению нового способа действия.

(в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно вербальное сопоставление работы с подобным образцом).

- Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

- Задание для всех: Распределите слова по способам их образования, выделите словообразовательные морфемы.

Подоконник, орешек, генерал-майор, изготовитель, вездеходный, разыскать, гостиная, переводчик, расход, кресло-качалка, прошляпить, морковка, самолет, кладовая, подледный, нетрудный, поиск, Новгород, рядовой.

  Дидактических материалов к учебнику. Кто закончит раньше, продолжит эту же работу с остальными предложениями (с. 66). На работу 8 минут.

- 8 минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).

Эталон:   «Словообразование».

Слова образованные

  1. Приставочным способом: разыскать, изготовить, нетрудный;

  2. Суффиксальным способом: орешек, вездеходный, переводчик, морковка;

  3. Приставочно-суффиксальным: подоконник, прошляпить, подледный;

  4. Бессуффиксным способом: расход, поиск;

  5. Сложением основ: самолет, Новгород;

  6. Сложением слов: кресло-качалка, генерал-майор;

  7. Переходом од одной части речи в другую: гостиная, кладовая, рядовой.

- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

- Молодцы. Поставьте на полях знак  «+», у кого нет ошибок.


На доске: Эталон «Словообразование».

Видеть – видимый – невидимый - невидимка

Греть – обогреть - обогревать – обогреватель - обогревательный

Свет – светать - рассветать

-Проведите самопроверку по эталону.

-Кто ошибся в составление цепочки Вода - - - водить? Можно ли образовать от слова вода слово водить нашим правилом? (Нет, потому что эти слова не однокоренные).

- Об этом мы узнаем на следующем уроке.

 

VII. Рефлексия учебной деятельности.

1)    Организация фиксации нового содержания, изученного на уроке.

2)    Организация рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3)    Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке.

4)    Организация фиксации неразрешенных трудностей на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5)    Организация обсуждения и записи домашнего задания.

 

- Чему был посвящен урок? (Словообразованию).

- Какие способы словообразования существуют? (Приставочный, Суффиксальный, Приставочно-суффиксальный, Бессуффиксный, Сложение основ, Сложением слов, Переход од одной части речи в другую).

-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно определяем способы образования слов).

- Что помогло нам их преодолеть? (Эталон «Словообразование», справочная таблица).

Дз: выполните упр. № 68 из  параграфа 31.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!