СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока развития речи "Жемчужины русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Охвачены пословицы, поговорки, пословицы. Много творческих заданий.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока развития речи "Жемчужины русского языка"»

Урок развития речи  «Жемчужины русского языка»

Урок развития речи

«Жемчужины русского языка»

Жемчужины русского языка Фразеологизмы Пословицы Поговорки В них индивидуальные особенности народа. Это неоценимый источник информации о культуре, истории. Образные выражения, обогащающие нашу речь

Жемчужины русского языка

  • Фразеологизмы
  • Пословицы
  • Поговорки
  • В них индивидуальные особенности народа.
  • Это неоценимый источник информации о культуре, истории.
  • Образные выражения, обогащающие нашу речь
 Цель:   1) Воспитывать через пословицы, поговорки, фразеологизмы любовь к русскому языку, к своему народу; прививать интерес к их изучению; 2) Научить правильно употреблять пословицы и поговорки в различных жизненных ситуациях, правильно определять смысл фразеологизмов, пословиц и поговорок. 3)Развивать речевые умения, совершенствовать коммуникативные умения ; 5)Развивать творческие способности .

Цель:

  • 1) Воспитывать через пословицы, поговорки, фразеологизмы любовь к русскому языку, к своему народу; прививать интерес к их изучению;
  • 2) Научить правильно употреблять пословицы и поговорки в различных жизненных ситуациях, правильно определять смысл фразеологизмов, пословиц и поговорок.
  • 3)Развивать речевые умения, совершенствовать коммуникативные умения ;
  • 5)Развивать творческие способности .

Сценка «Жемчужинка»

Сценка «Жемчужинка»

Фразеологизмы

Фразеологизмы

Творческая работа – сочинение с использованием фразеологизмов

Творческая работа – сочинение с использованием фразеологизмов

«Почему мы  так говорим?»

«Почему мы так говорим?»

«Оживи фразеологизм»  Пантомима

«Оживи фразеологизм» Пантомима

Фразеологический Аукцион

Фразеологический Аукцион

  Пословицы Вам выражения знакомы:  Про первый блин, что вечно комом,  Про сор, что из избы несут…  Как их в народе все зовут?          В краткой, образной форме они отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи.

  Пословицы

  • Вам выражения знакомы: Про первый блин, что вечно комом, Про сор, что из избы несут… Как их в народе все зовут?     
  •  
  •   В краткой, образной форме они отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи.
Творческая работа – сочинение по пословице

Творческая работа – сочинение по пословице

 Дидактическая игра  «Живые слова» .   Вам слова выданы не зря,  Несложен их секрет.  Из них составьте вы, друзья,  На мой вопрос ответ!  1.   Оно не воробей, вылетит – не поймаешь.                               2.   Когда она есть, ума не надо.                                                    3.   Им лучше в грязь не ударять.                                                  4.   Кто и во сне кур считает?                                                         5.   Паршивая, она все стадо портит.                                              6.   В сказке был чудесный пир,  Что на нем я с медом пил?                                                           1.Слово    2.  Сила  3.   Лицо    4. Лиса  5. Овца    6. Пиво

Дидактическая игра «Живые слова» .

  • Вам слова выданы не зря, Несложен их секрет. Из них составьте вы, друзья, На мой вопрос ответ!

  • 1.   Оно не воробей, вылетит – не поймаешь.                              2.   Когда она есть, ума не надо.                                                   3.   Им лучше в грязь не ударять.                                                 4.   Кто и во сне кур считает?                                                        5.   Паршивая, она все стадо портит.                                             6.   В сказке был чудесный пир, Что на нем я с медом пил?                                                      

  • 1.Слово  

  • 2.  Сила

  • 3.   Лицо  

  • 4. Лиса

  • 5. Овца

  •   6. Пиво
«Продолжите пословицу»   1.Кто много читает 1 тот всё знает   2. а спеши делом … 2.Не спеши языком   3.Дерево смотрят в плодах 4. Без дела жить 3. а человека в делах…   4. небо коптить … 5.Старый друг   6.Пустая мельница 5. лучше новых двух  6. и без ветра мелет

«Продолжите пословицу»

  • 1.Кто много читает
  • 1 тот всё знает

  • 2. а спеши делом …
  • 2.Не спеши языком

  • 3.Дерево смотрят в
  • плодах
  • 4. Без дела жить
  • 3. а человека в делах…

  • 4. небо коптить …
  • 5.Старый друг

  • 6.Пустая мельница
  • 5. лучше новых двух

  • 6. и без ветра мелет
Стихотворение  В. Суслова «Как работает слово» Лентяй отдыхает, а время идет. Бывает частенько, что слово одно, «Под камень лежачий вода не течет» Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда: Сказать болтуну мы порою не прочь: «Довольно мол, воду-то в ступе толочь!» Возьмем хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду, ты дело давай». С тех пор уж «не мало воды утекло» Работать впустую. Что скажут потом? О смелом мы вправе сказать наперед Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет». Не дело, мол, «воду носить решетом». А гуси и утки сухие всегда, Стихи я пишу не жалея труда, Заметили люди: «Как с гуся вода». Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода». Случалось с тобою, ты правил не знал, Молчал при опросе? «Воды в рот набрал».

Стихотворение В. Суслова «Как работает слово»

Лентяй отдыхает, а время идет.

Бывает частенько, что слово одно,

«Под камень лежачий вода не течет»

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда:

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно мол, воду-то в ступе толочь!»

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду, ты дело давай».

С тех пор уж «не мало воды утекло»

Работать впустую. Что скажут потом?

О смелом мы вправе сказать наперед

Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет».

Не дело, мол, «воду носить решетом».

А гуси и утки сухие всегда,

Стихи я пишу не жалея труда,

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».

Случалось с тобою, ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал».

Ребус «Прочти пословицу»:  По кругу вписана пословица. Чтобы её прочитать, надо отыскать букву, с которой она начинается, и читать по ходу часовой стрелки, пропуская всё время две буквы.

Ребус «Прочти пословицу»: По кругу вписана пословица. Чтобы её прочитать, надо отыскать букву, с которой она начинается, и читать по ходу часовой стрелки, пропуская всё время две буквы.

   « А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» — так говорил о русских пословицах А. С. Пушкин. 

  • « А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» — так говорил о русских пословицах А. С. Пушкин. 
 Вопросы – шутки   1. Они ненавидели друг друга 1. В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями? 2.Есть ли ноги у газеты, книги? 3. В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? 4. Есть ли у земли лицо? 5.Может ли вопрос заболеть? Есть ли у него ребро? 6. В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее?  7. Из какой поговорки можно заключить, что дрова заготовляют не в лесу?  2.  Есть, когда их держат « вверх ногами»   3. Знать как дважды два .  4. В фразеологизме стереть с лица земли .  5.В фразеологизмах больной вопрос, поставить вопрос ребром . 6.Делать из мухи слона.  7.Кто в лес, кто по дрова.

Вопросы – шутки

  • 1. Они ненавидели друг друга
  • 1. В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями?
  • 2.Есть ли ноги у газеты, книги?
  • 3. В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения?
  • 4. Есть ли у земли лицо?
  • 5.Может ли вопрос заболеть? Есть ли у него ребро?
  • 6. В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее?
  • 7. Из какой поговорки можно заключить, что дрова заготовляют не в лесу?

  • 2. Есть, когда их держат « вверх ногами»

  • 3. Знать как дважды два .

  • 4. В фразеологизме стереть с лица земли .

  • 5.В фразеологизмах больной вопрос, поставить вопрос ребром .
  • 6.Делать из мухи слона.

  • 7.Кто в лес, кто по дрова.
Исследовательская работа Фразеологизмы, пословицы, поговорки в литературных произведениях

Исследовательская работа

  • Фразеологизмы, пословицы, поговорки в литературных произведениях
 «Расскажи пословицу жестами»

«Расскажи пословицу жестами»

Пословицы о правде Правда – свет разума; Правда – светлее солнца; Правда чаще ясного солнца; Все минется, одна правда останется; доброе дело – правду говорить смело; Кто правдой живет, тот добро наживет; Без правды не житье, а вытье; За правду не судись: скинь шапку да поклонись; Правда суда не боится; На правду нет суда; Завали правду золотом, затопчи ее в грязь – все наружу выйдет; Правда – что шило в мешке: не утаишь; В ком правды нет, в том добра мало  и др.

Пословицы о правде

  • Правда – свет разума; Правда – светлее солнца; Правда чаще ясного солнца; Все минется, одна правда останется; доброе дело – правду говорить смело; Кто правдой живет, тот добро наживет; Без правды не житье, а вытье; За правду не судись: скинь шапку да поклонись; Правда суда не боится; На правду нет суда; Завали правду золотом, затопчи ее в грязь – все наружу выйдет; Правда – что шило в мешке: не утаишь; В ком правды нет, в том добра мало  и др.
Пословицы и поговорки связаны с историей, обычаями наших предков, с их бытом. Они обогащают нашу речь, делают её выразительной. Чем больше знает их человек, тем он интереснее.   Наш долг – беречь этот мудрый чистый родник.

Пословицы и поговорки связаны с историей, обычаями наших предков, с их бытом. Они обогащают нашу речь, делают её выразительной. Чем больше знает их человек, тем он интереснее. Наш долг – беречь этот мудрый чистый родник.

«Подбери пословицу».

  • Ведущий показывает пословицы и поговорки той или иной страны. Задача игроков – подобрать русскую пословицу или поговорку, аналогичную по смыслу.
  • Задания:
  • В закрытый рот муха не залетит. Итальянская пословица.(Слово – не воробей: вылетит не поймаешь)
  • Две собаки вряд ли поделят одну кость. Английская пословица. (Два медведя в одной берлоге не уживутся)
  • Похвала – не пудинг. Английская пословица. («Спасибом» сыт не будешь)
  • Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдёт за апельсин. Иранская пословица. (Набезрыбье и рак – рыба)
  • Тот не заблудится, кто спрашивал. Финская пословица. (Язык до Киева доведёт)
  • Молчаливый рот – золотой рот. Немецкая пословица. (Слово – серебро, молчание – золото)

  • Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает.         (ассирийская пословица)
  • У многих хозяев и собака дохнет.                                                     (карельская пословица)
  • Где много нянек, там дитя без носу.                                                    (польская пословица)
  • Много поваров плохой суп варят.     (английская пословица)
  • В доме, где много петухов, поздно наступает утро.                          (турецкая пословица)
Шестой тур – «Вспомни пословицу и поговорку» Вопросы: Так говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упрёками тому, кто заставляет многих ждать себя. (Семеро одного не ждут) Так говорится, когда у другого нет того, что он умеет делать, что он должен иметь по роду занятий. (Сапожник без сапог) Так говорится про человека, который сам недостаточно или с чужих слов знает то, о чем говорит. (Услышал звон, да не знает, где он) Если делаешь без суеты, то скорей достигнешь желаемых результатов. (Тише едешь – дальше будешь) В состоянии страха опасность преувеличивают или видят её там, где её нет. Говорится, когда на самом деле опасность так велика. (У страха глаза велики) Говорится по отношению к тому, кто оказался очень внимательным и помог в беде или, наоборот, проявил чёрствость к попавшему в беду. (Друг познаётся в беде)
  • Шестой тур – «Вспомни пословицу и поговорку»
  • Вопросы:
  • Так говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упрёками тому, кто заставляет многих ждать себя. (Семеро одного не ждут)
  • Так говорится, когда у другого нет того, что он умеет делать, что он должен иметь по роду занятий. (Сапожник без сапог)
  • Так говорится про человека, который сам недостаточно или с чужих слов знает то, о чем говорит. (Услышал звон, да не знает, где он)
  • Если делаешь без суеты, то скорей достигнешь желаемых результатов. (Тише едешь – дальше будешь)
  • В состоянии страха опасность преувеличивают или видят её там, где её нет. Говорится, когда на самом деле опасность так велика. (У страха глаза велики)
  • Говорится по отношению к тому, кто оказался очень внимательным и помог в беде или, наоборот, проявил чёрствость к попавшему в беду. (Друг познаётся в беде)
Назови пословицу по предметам Друзья мои! Я вижу, что пословицы и поговорки вы знаете. А можете ли вы назвать пословицу по предмету? Будьте внимательны! ЛОЖКА (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой) КНИГА (С книгой жить – век не тужить.) ИГОЛКА (Куда иголка, туда и нитка) ШИЛО (Шила в мешке не утаишь) ЯБЛОКО (Яблоко от яблони недалеко падает) КАМЕНЬ (Под лежачий камень вода не течёт) ПЕРО (Что написано пером – не вырубишь топором)
  • Назови пословицу по предметам
  • Друзья мои! Я вижу, что пословицы и поговорки вы знаете. А можете ли вы назвать пословицу по предмету? Будьте внимательны!
  • ЛОЖКА (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой)
  • КНИГА (С книгой жить – век не тужить.)
  • ИГОЛКА (Куда иголка, туда и нитка)
  • ШИЛО (Шила в мешке не утаишь)
  • ЯБЛОКО (Яблоко от яблони недалеко падает)
  • КАМЕНЬ (Под лежачий камень вода не течёт)
  • ПЕРО (Что написано пером – не вырубишь топором)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!