СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме «Завершающий период Великой Отечественной войны»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме «Завершающий период Великой Отечественной войны»»»

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Томский политехнический техникум»

(ОГБПОУ «ТПТ»)











Методическая разработка урока по теме

«Завершающий период Великой Отечественной войны»»











Разработал:

Воронов В.А.


















Томск 2020



Рассмотрено на заседании ЦМК

естественнонаучных дисциплин

Протокол № _____

«____» ______________ 2020 г.

Председатель ЦМК

______________ Буянова О.Д.

Одобрено и рекомендовано к

использованию

методическим советом техникума

«_____»_______________20___г.

Зам. директора по УМР

_____________Н.А.Калугина.




«Завершающий период Великой Отечественной войны»» - Методическая разработка урока. – Томск: ТПТ, 2020г.- ____

Разработал: Воронов В.А.


Рецензент(ы): ______________________________________________________________


Методическая разработка предназначена для проведения урока по теме « Завершающий период Великой Отечественной войны» История  в группе студентов К219б1 по специальности 21.02.02, «бурение нефтяных и газовых скважин» . 

Методическая цель проведения урока: показать методику использования решения конкретных производственных ситуаций при проведении урока формирования новых знаний.

Составлена в соответствии с ФГОС и рабочей программой по учебной дисциплине «История» утвержденном в2019году. 

Педагогическая деятельность должна быть построена так: восприятие, воспитание, осмысливание, закрепление, применение. Обязательно в ходе урока следует показывать связь между предметами и особенно связь с практикой. Урок должен быть построен таким образом, что бы обучающиеся могли раскрыть себя, показать свои способности и понять, что эти знания им пригодятся в жизни. Кроме этого, я считаю, что нужно использовать деятельность учащихся на всех этапах урока, создавать такую атмосферу на занятиях, которая мотивирует обучающихся на работу. Плакаты, схемы, электронные таблицы, видеофильмы, фотографии, натуральные образцы инструментов и материалов, презентации, достаточная обеспеченность учебниками, раздаточным материалом являются эффективными помощниками в проведении уроков. Разработке таких занятий, достаточная оснащенность материалами дает возможность получить положительный результат в изучении новых тем, повторения пройденного материала.







Пояснительная записка

  1. Введение………………………………………………………………………………4

  2. Развернутый план урока …………………………………………………….……..5-6

  3. Технологическая карта…………………………………………………………..….7

  4. .Ход урока……………………………………………………………………………..8

Постановка учебной задачи………………………………………………… ……..16

Анализ учащимися исторического документа…………………………… ……..21

Систематизация знаний ……………………………………………………..…22

СССР в восочной Европе - освободитель………………………………… …….25


























Введение

Уходят годы, и Великая Отечественная война становится достоянием истории. К сожалению, время накладывает отпечаток даже на оценку войны. Уже проскальзывает информация, что победа в ней не является заслугой СССР.

Целью данной разработки стало: использование возможностей современных педагогических технологий для обобщения и систематизации учебного материала по Великой Отечественной войне, закрепления хронологии событий, формирования умения находить общее и различия в исторических событиях, связывать этот материал с событиями, которые затронули конкретно нашу малую Родину- г. Томск, узнавать героев малой Родины и перечислять их заслуги. Этот урок должен не только вооружить историческими знаниями, а побудить учеников мыслить, рассуждать, способствовать живому осмыслению истории, что соответствует требованиям ФГОС. Урок-мужества может быть посвящен предстоящей 75-летней годовщине ВОВ.

Методическая разработка урока истории по теме «Завершающий период Великой Отечественной войны: 1941 – 1945 гг.» с использованием ресурсов Краеведческого музея создана в рамках учебного курса «История» для 1 курса, как урок в теме и предназначена преподавателям истории, классным руководителям.

Особое внимание отводится практической части урока. Актуализация знаний осуществляется выполнением заданий с карты г. Томска. Закрепление изученного материала сопровождается занесением основных фактов в маршрутный лист.
Используются приёмы современных педагогических технологий: прогрессивного обучения, проблемного обучения и исследовательского метода обучения, квест-игры, соревновательного момента, деятельностного подхода.

Данная тема приобретает особую актуальность, так как в настоящее время необходимо уделять как можно больше внимания воспитанию патриотизма и любви к своему Отечеству. Также работа с ресурсами дает информацию о героях-земляках Томской области и г.Томска.

Это позволяет при изучении данной темы показать роль внутрипредметных и межпредметных связей. Урок проводится в параллелях 1 курса.










План занятия


Дисциплина/ МДК/ История

Специальность: специальность 21.02.01.

Курс: 1

Номер группы: К219Б1

Дата: 16.03.2020

Тема программы: Календарно-тематический план. Раздел 13. «Великая Отечественная война»

Тема занятия: Завершающий период Великой Отечественной войны .

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах, фронтальная

Методы обучения: интерактивный, поисковый.

Используемые СОТ (современные образовательные технологии): технологии развития критического мышления, ИКТ.

Цель:

  1. образовательная - рассмотреть и исследовать крупнейшие операции 1944-1945 гг., познакомить с датами основных исторических событий заключительного периода войны: июнь-август 1944, февраль 1945, апрель-май 1945, 8 мая 1945; выяснить роль СССР в завершающем периоде войны;

  2. развивающая - развивать умения и навыки работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками; развивать навыки работы с информацией формировать навыки групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения, развивать умение работать с различными источниками информации, самооценки своей деятельности

  3. воспитательная - воспитывать патриотизм, национальное самосознание, активную гражданскую позицию, чувство сопричастности к жизни своей страны, уважительного отношения к мнению других, находить выходы их проблемных ситуаций.

Ожидаемые результаты

Предметные: сформированность целостного представления о завершающем периоде Великой Отечественной войны.

Метапредметные: умение ставить и формулировать проблему; формирование навыков групповой работы, умения отстаивать свою точку зрения;  уметь представить свою группу; владеть способами деятельности в группе; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера.

Личностные: сформированость мотивов к поиску новых знаний, формированию критического мышления; воспитание патриотизма, активной гражданской позиции, национального самосознания; умение принимать решения, самоопределение в ситуации учебной деятельности.

Место проведения: кабинет 401

Время проведения: 2 часа (90 минут)


Материально – дидактическое оснащение урока: технологическая карта урока, видео, презентации, компьютер, мультимедийный проектор, экран; документы (творческие задания, карта, исторический документ)














Технологическая карта зантия


Этап урока

Задачи

Время

Метод обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства обуче

ния

УУД

Универсальные учебные действия

Пока затели

1.Мотивирование на учебную деятельность

Включает учащихся в учебную деятельно сть.




Вступительное слово: Здравствуйте ребята, садитесь.

Сегодня будем говорить о Великой Отечественной войне.

Деление группы на четыре команды.

Планирование учебного сотрудничества с преподавателя и студентов.

Умение

настраиваться на работу.




2.Целеполагание, постановка проблемы. Мотивация учебной деятельности.

Активизи рует мыслитель ную деятель ность через устные вопросы; Показы вает практическую значимость изучаемой темы





Преподаватель: События Великой Отечественной войны все более отдаляются во времени. Однако люди не перестают задумываться над причинами, породившими эту войну, ее итогами и уроками. Великая Отечественная война - одна из самых трагических страниц в истории нашей страны.

Преподаватель: Наша победа не была исторически предопределена. Она была завоевана в упорной борьбе, ценой огромного напряжения всех сил государства, ее народа и армии. Освобождала другие страны от нацизма.


Посмотрите отрывок из кинохроники тех лет «Освобождение Польши».


Каким предстал СССР в кинохронике?


- Сейчас посмотрите видео - Заявление экс премьер-министра Украины Арсения Яценюка в интервью немецкому телеканалу ARD.


Каким предстал СССР на этом видео?


В чем мы видим противоречие?


Какая возникает проблема? Сформулируйте проблемный вопрос.


Проблемный вопрос: СССР в Восточной Европе – освободитель или завоеватель?


Преподаватель: «У нас сегодня вновь идет бой за Победу, великую Победу 1945 года. Россия стала сильнее, поэтому наши бывшие союзники пытаются переписать историю, назначить виновником войны не только Германию, но и Советский Союз».


Как мы узнаем правду?

(ответы уч-ся: изучить источники, литературу, отрывки из монографий, документы периода Вов, выявить последствия, значение, вклад СССР в победу над фашизмом в Вов и во II мировой войне в таких направлениях, как фронт, тыл, оккупация, плен и т.д)



Преподаватель: Мы знаем о том, что СССР в период “коренного перелома” перешел в наступление. Однако Германия была еще сильной и боеспособной страной. Сегодня нам предстоит исследовать завершающий период Великой Отечественной войны. Нам предстоит изучить основные события этого периода, показать роль СССР в Победе над Германией.

И тогда мы скажем правду.

Обучающиеся отвечают на вопросы


Личностные: понимают необходимость учения, выраженного
в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют ключевой вопрос урока после предварительного обсуждения


1. Открытие новых знаний

Поиск путей решения проблемы. Работа в группах

Дает задание для самостоятельной работы.



Активизирует знания учащихся.



Каждая группа получает свое задание. Содержание заданий соответствует основным событиям завершающего этапа войны

На слайде: карта.

1 группа: Задание “10 сталинских ударов”.

Задача группы – исследовать эти военные операции, показать на карте у доски и кратко пояснить.

«Десять сталинских ударов» (военная кампания 1944 года).

  • Январь 1944 г. снятие блокады Ленинграда (Ленинградско-Новгородская операция).


  • Февраль-март 1944 г. была освобождена вся Правобережная Украина (Корсунь-Шевченковская операция).


  • Апрель-май разгром немецких войск в Крыму (Крымская операция).


  • 6 июня 1944 г.открытие второго фронта. Наступление Красной Армии на Карельском перешейке, прорыв «линии Маннергейма», заняли Выборг и Петрозаводск, освободили Карелию. Финляндия вышла из войны (Выборгско-Петрозаводская операция).


  • 23 июня 1944 г. операция «Багратион» (Освобождение Белоруссии). Немцы были разбиты в районе фронта Витебска, Бобруйска, Могилева, Орши. Была освобождена вся советская Белоруссия, часть Литвы и восточной Польши. Группа немецких армий «Север» в Прибалтике была расчленена надвое.


  • Июль 1944 г. наступление войска 1-го Украинского фронта, окружившие 8 дивизий противника и освободившие Львов (Львовско-Сандомирская операция).


  • Август 1944 г. на южном направлении в районе Кишинева были разгромлены немецко-румынские войска. Были окружены 22 дивизии противника, которые были уничтожены. Рухнул весь южный фланг немецкой армии. Из войны была выведена Румыния. Был освобождён Белград. Румыния и Болгария выступили против Германии (Ясско-Кишиневская операция).


  • В сентябре-октябре были освобождены Эстония и Латвия, 38 дивизий противника были уничтожены южнее Риги (Прибалтийская операция).


  • Осень 1944 г. окружение Венгрии (Восточно-Карпатская операция).


  • Октябрь 1944 г. удар в северной Финляндии, освобождение от немцев Норвегии (Петсамо-Киркенесская операция).


Итог: В итоге десяти ударов советских войск были разбиты и выведены из строя 136 дивизий противника, из них около 70 дивизий были окружены и уничтожены. Под ударами Красной армии окончательно развалился блок стран «Оси»; были выведены из строя союзницы Германии — Румыния, Болгария, Финляндия. В 1944 году  вся территория СССР была освобождена от захватчиков, и военные действия были перенесены на территорию Германии.


2 группа: Задание «Освобождение Европы от фашизма»


Задача группы – исследовать 5 завершающих военных операций, показать на карте у доски и кратко пояснить.

Ответить на основной вопрос после просмотра видео «Берлинская операция».


1) Восточно-Прусская (апрель1945 года)

  • Первая территория куда вступила Красная Армия

  • Главная крепость Кенигсберг (Восточная Пруссия, ныне Калининград) освобождена 11.04.1945.

  • Было очень много жертв с обеих сторон.


2) Висло-Одерская ( январь 1945)

  • освобождение Варшавы (Польши), при котором погибло около 3,5 млн человек.

  • После этого Красная Армия вступила на территорию Германии.


3) Восточно - Померанская Операция (октябрь 1944-апрель 1945)

  • Освобождение части Германии и Будапешта (Венгрия).


4) Берлинская Операция (16.04.-02.05. 1945 года) Развернулась битва за Берлин, который Сталин приказал взять любой ценой без помощи западных союзников. (Просмотр видео о нашем самарском земляке В. Чудайкине).


ВОПРОС “Почему Берлинская операция считается одной из самых сложных операций в войне?”

  • Немцы возвели на подступах к Берлину мощнейшие оборонительные рубежи. Проведя разведку боем , 16.04. советские войска начали наступление и заняли Зееловские высоты. На подступах к Берлину были установлены мощные прожектора – эффект ослепления противника.

  • Осуществляли взятие Берлина 3 фронта:

1 Белорусский под командованием Жукова

2Белорусский под командованием Рокоссовского

1 Украинский под командованием Конева

  • Участвовало около 3 млн. советских солдат, 8 тыс. танков, 8 тыс. самолетов, 52 тыс. орудий, 300 тысячная группировка противника была окружена в районе Берлина

30.04. советские войска начинают штурм рейхстага

 В ночь на 1 мая над Рейхстагом водружено Красное знамя (Егоров и Кантария), рейхстаг капитулировал.


5) Пражская Операция 9-10 мая 1945 г.

  • Капитуляция остатков немецкой армии в Праге (Чехословакия).



Коммуникативные:

применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные: воспроизводят информацию, необходимую для решения учебной задачи



2.Постановка учебной задачи

Организует работу обучающихся в группах


Организует познавательную деятельность обучающихся с помощью создания проблемной ситуации



Пеподаватель: Первая группа готова? Вы исследовали 10 сталинских ударов. Покажите на карте и расскажите.


Выступление 1 группы.


Преподаватель: к чему привели 10 сталинских ударов?


В итоге десяти ударов советских войск были разбиты и выведены из строя 136 дивизий противника, из них около 70 дивизий были окружены и уничтожены. Под ударами Красной армии окончательно развалился блок стран «Оси»; были выведены из строя союзницы Германии — Румыния, Болгария, Финляндия. В 1944 году  вся территория СССР была освобождена от захватчиков, и военные действия были перенесены на территорию Германии.


Преподаватель: Какой вывод по вашему исследованию вы предложите?


Полное освобождение территории СССР от нацистских захватчиков.


Преподаватель: Тем временем наступление советских войск продолжалось. Зажатая в тиски войной на два фронта, Германия быстро теряла силы для дальнейшего сопротивления. Однако основные ее войска были по-прежнему сосредоточены на советско-германском фронте, остававшемся главным.

Вторая группа исследовала завершающие операции Великой Отечественной войны.

2 группа: рассказывает и показывает на карте 5 завершающих военных операций

Демонстрация фрагмента фильма “Самарские судьбы. Владимир Чудайкин” (фрагмент о Берлинской операции).

Ссылка фильма: https://yadi.sk/i/jT2H82ukJluCtg

Перед демонстрацией фрагмента фильма учащимся ставится проблемный вопрос: “Почему Берлинская операция считается одной из самых сложных операций в войне?”

  • (Немцы возвели на подступах к Берлину мощнейшие оборонительные рубежи. Проведя разведку боем , 16.04. советские войска начали наступление и заняли Зееловские высоты. На подступах к Берлину были установлены мощные прожектора – эффект ослепления противника).


Преподаватель: К чему привели эти военные операции?

Преподаватель: Какой вывод вашего исследования вы предложите?

Вывод: СССР освободил от нацизма страны Восточной Европы.


Преподаватель: Какой общий вывод нашего исследования вы предложите?


В результате 10 сталинских ударов территория СССР полностью освободилась от нацистских захватчиков. В результате 5 завершающих операций была освобождена советскими солдатами территория Восточной Европы от нацистов.


Преподаватель: Какой проблемный вопрос вы сформулировали в начале урока?


СССР в Восточной Европе - освободитель или завоеватель?


Преподаватель: Мы можем ответить на проблемный вопрос.


Да, СССР в Восточной Европе – освободитель!


Преподаватель: Великая Отечественная война вошла в каждый дом. В каждой семье есть свой герой этой войны. Сейчас многие составляют фронтовые дороги своих дедов и прадедов. Вы тоже можете найти дополнительную информацию о своем участнике войны на сайтах министерства обороны РФ: «Память народа», «Подвиг народа», «Мемориал».

Интернет-ресурсы. Базы данных.

ОБД Мемориал – сведения о погибших воинах (http://obd-memorial.ru/html/index.html )
«Подвиг народа» – сведения о наградах периода войны (http://www.podvignaroda.ru/ )

«Память народа» – сведения о наградах и подвигах периода войны (http://www.pamiatnaroda.ru/ ).

Совместно с преподователем думают над проблемной ситуацией

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера



3. Анализ учащимися исторического документа




























4.Систематизация знаний.



































Организует работу обучающихся в группах





























Организует работу на доске
























Проверяет уровень усвоения нового материала













Преподаватель: работу построим таким образом. 1 группа исследует исторический документ и составит вопросы по нему для 2 группы.

2 группа после изучения документа будет отвечать на вопросы 1 группы.

Исследование учащимися исторического документа “Акт о безоговорочной капитуляции Германии”.

Вопросы:

  1. Стороны договора;

  2. Дата прекращения военных действий;

  3. Условия договора для Германии;

  4. На каких языках был составлен акт?

















Преподаватель: В.В. Путин, выступая на конференции 11.12.2019 года, ответил так. (просмотр видео – выступление Путина В.В. на конференции 11.12.2019 г.).

Правда Победы, какая она? Составьте на доске схему, напишите плюсы и минусы в пользу правды Победы.


Составить схему

Правда Победы



1) Сохранена свобода и независимость СССР.

2) Расширились границы СССР.

3) Разгромлен фашизм.

4) Народы Европы спасены от фашистского ига.

5) Изменился социально-экономический строй в странах Восточной Европы.


1) Героизм, сплочение народных масс;

2) Окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство ее полководцев, командиров и политработников;

3) Единство фронта и тыла;

4) Героическая борьба партизанских соединений и подполья;

5)Возможности сверхцентрализованной директивной экономики, помноженные на огромные природные и людские ресурсы;

6) Организаторская деятельность Коммунистической партии, которую поддерживал народ и др.


Преподаватель: Какой вывод нашего исследования вы предложите?


В результате 10 сталинских ударов территория СССР полностью освободилась от нацистских захватчиков. В результате 5 завершающих операций была освобождена советскими солдатами территория Восточной Европы от нацистов.


СССР в Восточной Европе – освободитель!


Преподаватель: Война стала для всех народов СССР временем тяжелейших ис­пытаний. В противостоянии с жестоким и сильным врагом советские люди проявили свои лучшие качества: любовь к Отчизне, взаимо­помощь, терпение, мужество на фронте и в тылу. Война показала, что советский солдат научился воевать на поле брани и в реша­ющий момент морально превзошел врага. И все во имя одной цели – победы над врагом, ставшей частью нашего национального самосознания.

Обучающиеся работают в группах, формулируют вопросы и отвечают на вопросы






Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи



Решают поставленную в начале урока проблемную ситуацию, предлагают свои варианты















Выполняют задание


































Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания.

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют свою деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.

Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу
















































5.СССР в восточной Европе освободитель

Вызвать у обучающихся гордость за свою Родину



Разноуровневое домашнее задание:

1 уровень – параграф 25, отвечать на вопросы.

2 уровень – И написать эссе “Урок Победы”.





Рефлексия

Организует деятельность по применению полученных знаний



Каждый студент пишет на листе, что ценного он узнал сегодня на уроке-исследовании. 


Выполняют задания

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала









8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!