Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Томский политехнический техникум»
(ОГБПОУ «ТПТ»)
Методическая разработка урока по теме
«Завершающий период Великой Отечественной войны»»
Разработал:
Воронов В.А.
Томск 2020
Рассмотрено на заседании ЦМК естественнонаучных дисциплин Протокол № _____ «____» ______________ 2020 г. Председатель ЦМК ______________ Буянова О.Д. | Одобрено и рекомендовано к использованию методическим советом техникума «_____»_______________20___г. Зам. директора по УМР _____________Н.А.Калугина. |
«Завершающий период Великой Отечественной войны»» - Методическая разработка урока. – Томск: ТПТ, 2020г.- ____
Разработал: Воронов В.А.
Рецензент(ы): ______________________________________________________________
Методическая разработка предназначена для проведения урока по теме « Завершающий период Великой Отечественной войны» История в группе студентов К219б1 по специальности 21.02.02, «бурение нефтяных и газовых скважин» .
Методическая цель проведения урока: показать методику использования решения конкретных производственных ситуаций при проведении урока формирования новых знаний.
Составлена в соответствии с ФГОС и рабочей программой по учебной дисциплине «История» утвержденном в2019году.
Педагогическая деятельность должна быть построена так: восприятие, воспитание, осмысливание, закрепление, применение. Обязательно в ходе урока следует показывать связь между предметами и особенно связь с практикой. Урок должен быть построен таким образом, что бы обучающиеся могли раскрыть себя, показать свои способности и понять, что эти знания им пригодятся в жизни. Кроме этого, я считаю, что нужно использовать деятельность учащихся на всех этапах урока, создавать такую атмосферу на занятиях, которая мотивирует обучающихся на работу. Плакаты, схемы, электронные таблицы, видеофильмы, фотографии, натуральные образцы инструментов и материалов, презентации, достаточная обеспеченность учебниками, раздаточным материалом являются эффективными помощниками в проведении уроков. Разработке таких занятий, достаточная оснащенность материалами дает возможность получить положительный результат в изучении новых тем, повторения пройденного материала.
Пояснительная записка
Введение………………………………………………………………………………4
Развернутый план урока …………………………………………………….……..5-6
Технологическая карта…………………………………………………………..….7
.Ход урока……………………………………………………………………………..8
Постановка учебной задачи………………………………………………… ……..16
Анализ учащимися исторического документа…………………………… ……..21
Систематизация знаний ……………………………………………………..…22
СССР в восочной Европе - освободитель………………………………… …….25
Введение
Уходят годы, и Великая Отечественная война становится достоянием истории. К сожалению, время накладывает отпечаток даже на оценку войны. Уже проскальзывает информация, что победа в ней не является заслугой СССР.
Целью данной разработки стало: использование возможностей современных педагогических технологий для обобщения и систематизации учебного материала по Великой Отечественной войне, закрепления хронологии событий, формирования умения находить общее и различия в исторических событиях, связывать этот материал с событиями, которые затронули конкретно нашу малую Родину- г. Томск, узнавать героев малой Родины и перечислять их заслуги. Этот урок должен не только вооружить историческими знаниями, а побудить учеников мыслить, рассуждать, способствовать живому осмыслению истории, что соответствует требованиям ФГОС. Урок-мужества может быть посвящен предстоящей 75-летней годовщине ВОВ.
Методическая разработка урока истории по теме «Завершающий период Великой Отечественной войны: 1941 – 1945 гг.» с использованием ресурсов Краеведческого музея создана в рамках учебного курса «История» для 1 курса, как урок в теме и предназначена преподавателям истории, классным руководителям.
Особое внимание отводится практической части урока. Актуализация знаний осуществляется выполнением заданий с карты г. Томска. Закрепление изученного материала сопровождается занесением основных фактов в маршрутный лист.
Используются приёмы современных педагогических технологий: прогрессивного обучения, проблемного обучения и исследовательского метода обучения, квест-игры, соревновательного момента, деятельностного подхода.
Данная тема приобретает особую актуальность, так как в настоящее время необходимо уделять как можно больше внимания воспитанию патриотизма и любви к своему Отечеству. Также работа с ресурсами дает информацию о героях-земляках Томской области и г.Томска.
Это позволяет при изучении данной темы показать роль внутрипредметных и межпредметных связей. Урок проводится в параллелях 1 курса.
План занятия
Дисциплина/ МДК/ История
Специальность: специальность 21.02.01.
Курс: 1
Номер группы: К219Б1
Дата: 16.03.2020
Тема программы: Календарно-тематический план. Раздел 13. «Великая Отечественная война»
Тема занятия: Завершающий период Великой Отечественной войны .
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах, фронтальная
Методы обучения: интерактивный, поисковый.
Используемые СОТ (современные образовательные технологии): технологии развития критического мышления, ИКТ.
Цель:
образовательная - рассмотреть и исследовать крупнейшие операции 1944-1945 гг., познакомить с датами основных исторических событий заключительного периода войны: июнь-август 1944, февраль 1945, апрель-май 1945, 8 мая 1945; выяснить роль СССР в завершающем периоде войны;
развивающая - развивать умения и навыки работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками; развивать навыки работы с информацией формировать навыки групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения, развивать умение работать с различными источниками информации, самооценки своей деятельности
воспитательная - воспитывать патриотизм, национальное самосознание, активную гражданскую позицию, чувство сопричастности к жизни своей страны, уважительного отношения к мнению других, находить выходы их проблемных ситуаций.
Ожидаемые результаты
Предметные: сформированность целостного представления о завершающем периоде Великой Отечественной войны.
Метапредметные: умение ставить и формулировать проблему; формирование навыков групповой работы, умения отстаивать свою точку зрения; уметь представить свою группу; владеть способами деятельности в группе; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера.
Личностные: сформированость мотивов к поиску новых знаний, формированию критического мышления; воспитание патриотизма, активной гражданской позиции, национального самосознания; умение принимать решения, самоопределение в ситуации учебной деятельности.
Место проведения: кабинет 401
Время проведения: 2 часа (90 минут)
Материально – дидактическое оснащение урока: технологическая карта урока, видео, презентации, компьютер, мультимедийный проектор, экран; документы (творческие задания, карта, исторический документ)
Технологическая карта зантия
Этап урока | Задачи | Время | Метод обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Средства обуче ния | УУД Универсальные учебные действия | Пока затели |
1.Мотивирование на учебную деятельность | Включает учащихся в учебную деятельно сть. | | | Вступительное слово: Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня будем говорить о Великой Отечественной войне. Деление группы на четыре команды. | Планирование учебного сотрудничества с преподавателя и студентов. Умение настраиваться на работу. | | | |
2.Целеполагание, постановка проблемы. Мотивация учебной деятельности. | Активизи рует мыслитель ную деятель ность через устные вопросы; Показы вает практическую значимость изучаемой темы | | | Преподаватель: События Великой Отечественной войны все более отдаляются во времени. Однако люди не перестают задумываться над причинами, породившими эту войну, ее итогами и уроками. Великая Отечественная война - одна из самых трагических страниц в истории нашей страны. Преподаватель: Наша победа не была исторически предопределена. Она была завоевана в упорной борьбе, ценой огромного напряжения всех сил государства, ее народа и армии. Освобождала другие страны от нацизма. Посмотрите отрывок из кинохроники тех лет «Освобождение Польши». Каким предстал СССР в кинохронике? - Сейчас посмотрите видео - Заявление экс премьер-министра Украины Арсения Яценюка в интервью немецкому телеканалу ARD. Каким предстал СССР на этом видео? В чем мы видим противоречие? Какая возникает проблема? Сформулируйте проблемный вопрос. Проблемный вопрос: СССР в Восточной Европе – освободитель или завоеватель? Преподаватель: «У нас сегодня вновь идет бой за Победу, великую Победу 1945 года. Россия стала сильнее, поэтому наши бывшие союзники пытаются переписать историю, назначить виновником войны не только Германию, но и Советский Союз». Как мы узнаем правду? (ответы уч-ся: изучить источники, литературу, отрывки из монографий, документы периода Вов, выявить последствия, значение, вклад СССР в победу над фашизмом в Вов и во II мировой войне в таких направлениях, как фронт, тыл, оккупация, плен и т.д) Преподаватель: Мы знаем о том, что СССР в период “коренного перелома” перешел в наступление. Однако Германия была еще сильной и боеспособной страной. Сегодня нам предстоит исследовать завершающий период Великой Отечественной войны. Нам предстоит изучить основные события этого периода, показать роль СССР в Победе над Германией. И тогда мы скажем правду. | Обучающиеся отвечают на вопросы | | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют ключевой вопрос урока после предварительного обсуждения | |
1. Открытие новых знаний Поиск путей решения проблемы. Работа в группах | Дает задание для самостоятельной работы. Активизирует знания учащихся. | | | Каждая группа получает свое задание. Содержание заданий соответствует основным событиям завершающего этапа войны. На слайде: карта. 1 группа: Задание “10 сталинских ударов”. Задача группы – исследовать эти военные операции, показать на карте у доски и кратко пояснить. «Десять сталинских ударов» (военная кампания 1944 года). 6 июня 1944 г.открытие второго фронта. Наступление Красной Армии на Карельском перешейке, прорыв «линии Маннергейма», заняли Выборг и Петрозаводск, освободили Карелию. Финляндия вышла из войны (Выборгско-Петрозаводская операция). 23 июня 1944 г. операция «Багратион» (Освобождение Белоруссии). Немцы были разбиты в районе фронта Витебска, Бобруйска, Могилева, Орши. Была освобождена вся советская Белоруссия, часть Литвы и восточной Польши. Группа немецких армий «Север» в Прибалтике была расчленена надвое. Июль 1944 г. наступление войска 1-го Украинского фронта, окружившие 8 дивизий противника и освободившие Львов (Львовско-Сандомирская операция). Август 1944 г. на южном направлении в районе Кишинева были разгромлены немецко-румынские войска. Были окружены 22 дивизии противника, которые были уничтожены. Рухнул весь южный фланг немецкой армии. Из войны была выведена Румыния. Был освобождён Белград. Румыния и Болгария выступили против Германии (Ясско-Кишиневская операция). В сентябре-октябре были освобождены Эстония и Латвия, 38 дивизий противника были уничтожены южнее Риги (Прибалтийская операция). Октябрь 1944 г. удар в северной Финляндии, освобождение от немцев Норвегии (Петсамо-Киркенесская операция). Итог: В итоге десяти ударов советских войск были разбиты и выведены из строя 136 дивизий противника, из них около 70 дивизий были окружены и уничтожены. Под ударами Красной армии окончательно развалился блок стран «Оси»; были выведены из строя союзницы Германии — Румыния, Болгария, Финляндия. В 1944 году вся территория СССР была освобождена от захватчиков, и военные действия были перенесены на территорию Германии. 2 группа: Задание «Освобождение Европы от фашизма» Задача группы – исследовать 5 завершающих военных операций, показать на карте у доски и кратко пояснить. Ответить на основной вопрос после просмотра видео «Берлинская операция». 1) Восточно-Прусская (апрель1945 года) Первая территория куда вступила Красная Армия Главная крепость Кенигсберг (Восточная Пруссия, ныне Калининград) освобождена 11.04.1945. Было очень много жертв с обеих сторон. 2) Висло-Одерская ( январь 1945) освобождение Варшавы (Польши), при котором погибло около 3,5 млн человек. После этого Красная Армия вступила на территорию Германии. 3) Восточно - Померанская Операция (октябрь 1944-апрель 1945) 4) Берлинская Операция (16.04.-02.05. 1945 года) Развернулась битва за Берлин, который Сталин приказал взять любой ценой без помощи западных союзников. (Просмотр видео о нашем самарском земляке В. Чудайкине). ВОПРОС “Почему Берлинская операция считается одной из самых сложных операций в войне?” Немцы возвели на подступах к Берлину мощнейшие оборонительные рубежи. Проведя разведку боем , 16.04. советские войска начали наступление и заняли Зееловские высоты. На подступах к Берлину были установлены мощные прожектора – эффект ослепления противника. Осуществляли взятие Берлина 3 фронта: 1 Белорусский под командованием Жукова 2Белорусский под командованием Рокоссовского 1 Украинский под командованием Конева Участвовало около 3 млн. советских солдат, 8 тыс. танков, 8 тыс. самолетов, 52 тыс. орудий, 300 тысячная группировка противника была окружена в районе Берлина 30.04. советские войска начинают штурм рейхстага В ночь на 1 мая над Рейхстагом водружено Красное знамя (Егоров и Кантария), рейхстаг капитулировал. 5) Пражская Операция 9-10 мая 1945 г. | | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества. Познавательные: воспроизводят информацию, необходимую для решения учебной задачи | | |
2.Постановка учебной задачи | Организует работу обучающихся в группах Организует познавательную деятельность обучающихся с помощью создания проблемной ситуации | | | Пеподаватель: Первая группа готова? Вы исследовали 10 сталинских ударов. Покажите на карте и расскажите. Выступление 1 группы. Преподаватель: к чему привели 10 сталинских ударов? В итоге десяти ударов советских войск были разбиты и выведены из строя 136 дивизий противника, из них около 70 дивизий были окружены и уничтожены. Под ударами Красной армии окончательно развалился блок стран «Оси»; были выведены из строя союзницы Германии — Румыния, Болгария, Финляндия. В 1944 году вся территория СССР была освобождена от захватчиков, и военные действия были перенесены на территорию Германии. Преподаватель: Какой вывод по вашему исследованию вы предложите? Полное освобождение территории СССР от нацистских захватчиков. Преподаватель: Тем временем наступление советских войск продолжалось. Зажатая в тиски войной на два фронта, Германия быстро теряла силы для дальнейшего сопротивления. Однако основные ее войска были по-прежнему сосредоточены на советско-германском фронте, остававшемся главным. Вторая группа исследовала завершающие операции Великой Отечественной войны. 2 группа: рассказывает и показывает на карте 5 завершающих военных операций Демонстрация фрагмента фильма “Самарские судьбы. Владимир Чудайкин” (фрагмент о Берлинской операции). Ссылка фильма: https://yadi.sk/i/jT2H82ukJluCtg Перед демонстрацией фрагмента фильма учащимся ставится проблемный вопрос: “Почему Берлинская операция считается одной из самых сложных операций в войне?” (Немцы возвели на подступах к Берлину мощнейшие оборонительные рубежи. Проведя разведку боем , 16.04. советские войска начали наступление и заняли Зееловские высоты. На подступах к Берлину были установлены мощные прожектора – эффект ослепления противника). Преподаватель: К чему привели эти военные операции? Преподаватель: Какой вывод вашего исследования вы предложите? Вывод: СССР освободил от нацизма страны Восточной Европы. Преподаватель: Какой общий вывод нашего исследования вы предложите? В результате 10 сталинских ударов территория СССР полностью освободилась от нацистских захватчиков. В результате 5 завершающих операций была освобождена советскими солдатами территория Восточной Европы от нацистов. Преподаватель: Какой проблемный вопрос вы сформулировали в начале урока? СССР в Восточной Европе - освободитель или завоеватель? Преподаватель: Мы можем ответить на проблемный вопрос. Да, СССР в Восточной Европе – освободитель! Преподаватель: Великая Отечественная война вошла в каждый дом. В каждой семье есть свой герой этой войны. Сейчас многие составляют фронтовые дороги своих дедов и прадедов. Вы тоже можете найти дополнительную информацию о своем участнике войны на сайтах министерства обороны РФ: «Память народа», «Подвиг народа», «Мемориал». Интернет-ресурсы. Базы данных. ОБД Мемориал – сведения о погибших воинах (http://obd-memorial.ru/html/index.html ) «Подвиг народа» – сведения о наградах периода войны (http://www.podvignaroda.ru/ ) «Память народа» – сведения о наградах и подвигах периода войны (http://www.pamiatnaroda.ru/ ). | Совместно с преподователем думают над проблемной ситуацией | Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера | | |
3. Анализ учащимися исторического документа 4.Систематизация знаний. | Организует работу обучающихся в группах Организует работу на доске Проверяет уровень усвоения нового материала | | | Преподаватель: работу построим таким образом. 1 группа исследует исторический документ и составит вопросы по нему для 2 группы. 2 группа после изучения документа будет отвечать на вопросы 1 группы. Исследование учащимися исторического документа “Акт о безоговорочной капитуляции Германии”. Вопросы: Стороны договора; Дата прекращения военных действий; Условия договора для Германии; На каких языках был составлен акт? Преподаватель: В.В. Путин, выступая на конференции 11.12.2019 года, ответил так. (просмотр видео – выступление Путина В.В. на конференции 11.12.2019 г.). Правда Победы, какая она? Составьте на доске схему, напишите плюсы и минусы в пользу правды Победы. Составить схему Правда Победы 1) Сохранена свобода и независимость СССР. 2) Расширились границы СССР. 3) Разгромлен фашизм. 4) Народы Европы спасены от фашистского ига. 5) Изменился социально-экономический строй в странах Восточной Европы. 1) Героизм, сплочение народных масс; 2) Окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство ее полководцев, командиров и политработников; 3) Единство фронта и тыла; 4) Героическая борьба партизанских соединений и подполья; 5)Возможности сверхцентрализованной директивной экономики, помноженные на огромные природные и людские ресурсы; 6) Организаторская деятельность Коммунистической партии, которую поддерживал народ и др. Преподаватель: Какой вывод нашего исследования вы предложите? В результате 10 сталинских ударов территория СССР полностью освободилась от нацистских захватчиков. В результате 5 завершающих операций была освобождена советскими солдатами территория Восточной Европы от нацистов. СССР в Восточной Европе – освободитель! Преподаватель: Война стала для всех народов СССР временем тяжелейших испытаний. В противостоянии с жестоким и сильным врагом советские люди проявили свои лучшие качества: любовь к Отчизне, взаимопомощь, терпение, мужество на фронте и в тылу. Война показала, что советский солдат научился воевать на поле брани и в решающий момент морально превзошел врага. И все во имя одной цели – победы над врагом, ставшей частью нашего национального самосознания. | Обучающиеся работают в группах, формулируют вопросы и отвечают на вопросы Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи Решают поставленную в начале урока проблемную ситуацию, предлагают свои варианты Выполняют задание | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют свою деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу | | |
5.СССР в восточной Европе освободитель | Вызвать у обучающихся гордость за свою Родину | | | Разноуровневое домашнее задание: 1 уровень – параграф 25, отвечать на вопросы. 2 уровень – И написать эссе “Урок Победы”. | | | | |
Рефлексия | Организует деятельность по применению полученных знаний | | | Каждый студент пишет на листе, что ценного он узнал сегодня на уроке-исследовании. | Выполняют задания | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | | |
8