СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок знакомит учащихся с понятиями "терморегуляция" и "закаливание", с механизмами терморегуляции организма и способами закаливания.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"»

Методическая разработка урока по теме: «Терморегуляция организма. Закаливание»


Цель: знать значение терморегуляции организма и закаливания.

Задачи:

  • выяснить значение терморегуляции;

  • изучить рефлекторные механизмы терморегуляции;

  • познакомить учащихся с изменениями в организме, связанными с нарушениями терморегуляции;

  • выяснить значение закаливания и способы закаливания.


Оборудование: мультимедийная презентация, рабочая тетрадь, учебник.


Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учителя.

Проверяется готовность учащихся к уроку.


II. Актуализация знаний.

Фронтальная беседа:

1) Что такое гомеостаз?

2) Какие системы органов поддерживают постоянство внутренней среды?

3) Какие органы обеспечивают поддержание постоянной температуры тела?

Обобщение ответов учащихся.


III. Постановка учебной задачи.

Вопрос к классу: существуют организмы пойкилотермные (от греч. poikίlos — различный, переменчивый и thérmē — тепло) организмы, температура тела которых непостоянна и изменяется одновременно с изменением температуры внешней среды) и гомойотермные (от греч. hómoios — подобный и thérmē — тепло) организмы, способные поддерживать относительно постоянную температуру тела даже при существенных изменениях температуры внешней среды). Поддержание температуры тела на относительно постоянном уровне приобрели гомойотермные организмы в процессе эволюции. Это явилось одним из важнейших событий в развитии жизни на Земле. К чему привело появление гомойотермности у организмов?

Обобщение ответов учащихся:

  1. Повысило выживаемость организмов.

  2. Привело к формированию систем гомеостаза.

  3. Создало условие для развития и совершенствования ЦНС и особенно головного мозга.

Вопрос к классу: подумайте, что вам предстоит сегодня узнать? (Учащиеся формулируют цель урока).


IV. «Открытие нового знания».


1. Температура тела человека.

Нормальная температура тела – от 36,4ºС до 37,5ºС, ниже 25ºС и выше 43ºС вызывает смерть организма. Диапазон 36,4ºС - 37,5ºС характерен для протекания всех химических реакций.

Пойкилотермная наружная часть – оболочка (кожа, скелетная мускулатура), а гомойотермная внутренняя часть – ядро (мозг и органы в грудной, брюшной полости и малом тазу).

Температура поверхности кожи неодинакова на различных участках. Разница температур на туловище и конечностях составляет 10ºС и более. Самая высокая температура – в области шеи и самая низкая – на пальцах рук и ног (28,5ºС).


2. Регуляция температуры тела.

А) Поведенческая терморегуляция.

Поведенческая терморегуляция – это ориентирование в окружающей среде с уменьшением охлаждения.

Вопрос к классу: приведите пример поведенческой терморегуляции.

Б) Физиологическая терморегуляция.

Физиологическая терморегуляция – связана с обменом веществ.

Физиологическая терморегуляция


Химическая Физическая

(теплообразование) (теплоотдача)

Путями теплоотдачи являются:

  • Проведение: пол → ступня, тепло → вода.

  • Конвекция – передача телом тепла перемещающимся частицам воздуха или воды. Чем холоднее воздух, тем сильнее отдача тепла данным путем и сильнее охлаждается кожа, и наоборот.

  • Излучение - отдача тепла в виде инфракрасного излучения. Теплоизлучение больше, когда больше t тела и ниже температура окружающих предметов. В состоянии покоя за счет теплоизлучения из организма выходит 60 % тела.

  • Испарение влаги с кожи и со слизистых оболочек в дыхательных путях. Испарение с потом в состоянии покоя составляет 500 мл за сутки, при повышении t окружающей среды и при физической нагрузке 10 – 15 л жидкости в сутки.

Пример:

Человек в покое, не выполняет никакой работы. tº воздуха = +20ºС.Тело отдает тепло – 66% - излучением, 19% - испарением, 15% - конвекцией.

Человек выполняет физическую работу, его тело отдает тепло – 12% - излучением, 72% - испарением, 13% - конвекцией.

Механизмами усиления теплообразования являются:

  • Мышечная работа

  • Холодовая дрожь


3. Рефлекторные механизмы терморегуляции.

Терморегуляция осуществляется рефлекторно. Колебания t воспринимаются терморецепторами кожи, слизистой рта, верхних дыхательных путей.

Главный центр тер­морегуляции расположен в гипоталамусе. Здесь осуществляется интеграция различной сенсор­ной информации, связанной с тепловым балансом, и регуля­ция температуры тела. Разрушение этого участка гипоталамуса или нарушение его нервных свя­зей (перерезка на уровне среднего мозга) ведет к утрате спо­собности регулировать температуру тела.

 В терморегуляторном центре обнаружены различные по функциям группы нервных клеток: термочувствительные нейроны; клетки, оп­ределяющие уровень поддерживаемой в организме темпера­туры тела; в переднем гипоталамусе расположены нейроны, управляющие процессами теплоотдачи, а в заднем гипотала­мусе - теплопродукции.

Гипоталамус

(промежуточный мозг)


Двигательный путь

ЦБН

ЦСН

Чувствительный путь

задняя

передняя

Центр теплоотдачи Центр теплообразования












Терморецепторы

(кожа, слизистые языка, желудка, Рабочий орган

трахеи, бронхов стенки вен) (железы внешней и внутренней

секреции; скелетные мышцы)


3. Нарушения терморегуляции: тепловой и солнечный удары.

Самостоятельная работа с текстом учебника (§41) с последующим ответом на вопросы:

  1. Что такое солнечный удар?

  2. Перечислите симптомы солнечного удара?

  3. Назовите меры первой помощи при солнечном ударе?

  4. Что такое тепловой удар?

  5. Перечислите симптомы теплового удара?

  6. Назовите меры первой помощи при тепловом ударе?

  7. Как предупредить перегрев тела, тепловой и солнечный удар?

Фронтальная проверка выполнения задания.


4. Закаливание. Способы закаливания.

Сообщения учащихся. Запись в тетрадь с содержанием закаливающих процедур.

Закаливание – выработка мер быстрого приспособления организма к смене температур. Проведение закаливающих процедур должно быть постепенным, последовательным, систематическим и непрерывным, индивидуальным, активным и сознательным.


V. Закрепление знаний.

Выполнение заданий 5-8 после §41.


VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Вопрос к классу: Объясните, почему для организма опасна большая потеря жидкости и солей? Приведите не менее трех обоснований этого факта.


VII. Рефлексия.

Фронтальная беседа.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Какие испытали затруднения?

- Можете ли вы ответить на вопрос: какие органы участвует в терморегуляции?

- Как вы считает, пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?


VIII. Итог урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание: §41, подготовить сообщение по темам «Уход за кожей», «Уход за ногтями и волосами» «Гигиена одежды и обуви», «Грибковые заболевания кожи», «Паразитарные заболевания кожи», «Обморожения», «Травмы кожи».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!