Форма для методической разработки урока по астрономии (технологическая карта)
Название методической разработки: урок №1( изучения нового материала)
Автор разработки: Джунь А.В
Общая часть |
Предмет | Класс | Тема урока |
Астрономия | 11 | Предмет астрономии |
Используемый учебник |
Название | Класс | Авторы |
«Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» | 11 | Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Сформулировать понятие астрономии ,изучить ее этапы развития, место астрономии среди других наук и практическом применении астрономических знаний; иметь первоначальное понятие о методах и инструментах астрономических исследований; масштабах Вселенной, космических объектах, явлениях и процессах ,значение астрономии для народного хозяйства и практических нужд человечества. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, пользоваться учебником и справочным материалом. Умение работать с текстом, иллюстрациями и др. Умение задавать вопросы по теме. | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Воспитывать в себе чувство патриотизма – любви и уважения к людям своего общества, к своей стране – России, гордости за их достижения. |
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
Компьютер , проектор | Презентация к уроку, CD- "Red Shift 5.1", Календарь Наблюдателя: астрономический журнала(электронный, Небосвод). В Интернете астроссылки Астротоп, портал: Астрономия в Википедии. |
Организационная структура урока |
Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) |
Организационный момент | | | Приветствует учащихся Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Готовятся к уроку Приветствуют учителя | 1 |
Актуализация субъектного опыта учащихся | | Слайд 1 | Задает наводящие вопросы. Создает эмоциональный настрой Озвучивает тему и цель урока. | Приводят примеры. Записывают тему | 2 |
Изучение новых знаний | сформулироватьпонятие астрономии, основных ее разделов, этапов развития | фрагмент фильма Астрономия (ч.1, фр. 2 Самая древняя наука), слайд 2,3 | Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Пробуждает интерес к новому предмету | Анализируют содержание фрагмента. Формулируют понятия ( астрономии, этапов развития)( приложение 1.) | 7 |
Первичная проверка понимания изученного | масштабах Вселенной, космических объектах, явлениях и процессах, значении астрономии | Слайд 4,5 | Побуждает к высказыванию своего мнения | Формулируют , составляют схему (приложение 2) Высказывают свое мнение. | 6 |
Изучение новых знаний | ; | Слайд 6, учебник | Организует самостоятельную работу с учебником.Контролирует | Читают текст. Находят понятие, информацию. | 5 |
Первичная проверка понимания изученного | | фотографии и иллюстрации астрономических объектов из мультимедийного диска «Мультимедиа библиотека по астрономии». | Формулирует задание Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний | Отвечают на вопросы | 6 |
Изучение новых знаний | иметь первоначальное понятие о методах и инструментах астрономических исследований | пример астрономического журнала (электронного, например Небосвод). | Пробуждает интерес к новому предмету и его методам познания Организует оценочные высказывания обучающихся | Анализируют. Записывают в тетрадь. ( Приложение 4) | 6 |
проверка понимания изученного | | Слайд 7 | Акцентирует внимание учащихся. | Формулируют по схеме на слайде ( приложение 5 ) | 5 |
подведение итогов учебного занятия | | | Отмечает степень вовлеченности | Формулируют конечный результат своей работы на уроке | 2 |
домашнее задание | | Слайд 8 | Комментирует домашнее задание | Записывают в дневник | 2 |
рефлексия | | Слайд 9 | Организует беседу, связывая результаты урока с его целями | Осуществляют самооценку | 3 |
Приложение 1
Астрономия – одна из самых увлекательных и древнейших наук о природе – исследуется не только настоящее, но и далекое прошлое окружающего нас макромира, а также вырисовать научную картину будущего Вселенной.
Потребность в астрономических знаниях диктовалась жизненной необходимостью:
Этапы развития астрономии
I-й Античный мир (до н. э). Философия →астрономия → элементы математики (геометрия).
Древний Египет, Древняя Ассирия, Древние Майя, Древний Китай, Шумеры, Вавилония, Древняя Греция. Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии: ФАЛЕС Милетский (625-547, Др.Греция), ЕВДОКС Книдский (408- 355, Др. Греция), АРИСТОТЕЛЬ (384-322, Македония, Др. Греция), АРИСТАРХ Самосский (310-230, Александрия, Египет), ЭРАТОСФЕН (276-194, Египет), ГИППАРХ Родосский(190-125г, Др.Греция). подробнее
II-ой Дотелескопический период. (наша эра до 1610г). Упадок науки и астрономии. Развал Римской империи, набеги варваров, зарождение христианства. Бурное развитие арабской науки. Возрождение науки в Европе. Современная гелиоцентрическая система строения мира. Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии в данный период: Клавдий ПТОЛЕМЕЙ (Клавдиус Птоломеус)( 87-165, Др. Рим ), БИРУНИ, Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль – Бируни (973-1048, совр. Узбекистан), Мирза Мухаммед ибн Шахрух ибн Тимур (Тарагай) УЛУГБЕК(1394 –1449, совр. Узбекистан), Николай КОПЕРНИК (1473-1543,Польша), Тихо(Тиге) БРАГЕ (1546- 1601, Дания).
III-ий Телескопический до появления спектроскопии (1610-1814гг). Изобретение телескопа и наблюдения с его помощью. Законы движения планет. Открытие планеты Уран. Первые теории образования Солнечной системы. Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии в данный период: Галилео ГАЛИЛЕЙ (1564-1642, Италия), Иоганн КЕПЛЕР (1571-1630, Германия), Ян ГАВЕЛИЙ (ГАВЕЛИУС) (1611-1687, Польша), Ганс Христиан ГЮЙГЕНС (1629-1695, Нидерланды), Джованни Доминико (Жан Доменик) КАССИНИ (1625-1712, Италия-Франция), Исаак НЬЮТОН (1643-1727, Англия), Эдмунд ГАЛЛЕЙ ( ХАЛЛИ, 1656-1742, Англия), Вильям (Уильям) Вильгельм Фридрих ГЕРШЕЛЬ (1738-1822, Англия), Пьер Симон ЛАПЛАС (1749-1827, Франция).
IV-ый Спектроскопия. До фотографии. (1814-1900гг). Спектроскопические наблюдения. Первые определения расстояния до звезд. Открытие планеты Нептун. Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии в данный период: Йозеф фон ФРАУНГОФЕР (1787-1826, Германия), Василий Яковлевич (Фридрих Вильгельм Георг) СТРУВЕ (1793-1864, Германия-Россия), Джордж Бидделл ЭРИ (ЭЙРИ, 1801-1892, Англия), Фридрих Вильгельм БЕССЕЛЬ (1784-1846, Германия), Иоганн Готфрид ГАЛЛЕ (1812-1910, Германия), Уильям ХЕГГИНС (Хаггинс, 1824-1910, Англия), Анжело СЕККИ (1818-1878, Италия), Федор Александрович БРЕДИХИН (1831-1904, Россия), Эдуард Чарльз ПИКЕРИНГ (1846-1919, США).
V-ый Современный период (1900-наст.время). Развитие применения в астрономии фотографии и спектроскопических наблюдений. Решение вопроса об источнике энергии звезд. Открытие галактик. Появление и развитие радиоастрономии. Космические исследования. Подробнее смотрите Хронологию.
Приложение 2
1 - гелиобиология
2 - ксенобиология
3 - космическая биология и медицина
4 - математическая география
5 - космохимия
А - сферическая астрономия
Б - астрометрия
В - небесная механика
Г - астрофизика
Д - космология
Е - космогония
Ж – космофизика
Вопросы:
Приложение3
Вопросы
1.Какие сведения астрономические вы изучали в курсах других предметов? (природоведение, физики, истории и т.д.)
2.В чем специфика астрономии по сравнению с другими науками о природе?
3.Какие типы небесных тел вам известны?
4.Планеты. Сколько, как называются, порядок расположения, самая большая и т.д.
5.Какое значение в народном хозяйстве имеет сегодня астрономия?
Значения в народном хозяйстве:
- Ориентирование по звездам для определения сторон горизонта
- Навигация (мореходство, авиация, космонавтика) - искусство прокладывать путь по звездам
- Исследование Вселенной с целью понять прошлое и спрогнозировать будущее
- Космонавтика:
- Исследование Земли с целью сохранения ее уникальной природы
- Получение материалов, которые невозможно получение в земных условиях
- Прогноз погоды и предсказание стихийных бедствий
- Спасение терпящих бедствие судов
- Исследования других планет для прогнозирования развития Земли
Приложение 4
Наблюдения в астрономии.
Наблюдения - основной источник информации о небесных телах, процессах, явлениях, происходящих во Вселенной, так как их потрогать и провести опыты с небесными телами невозможно (возможность проведения экспериментов вне Земли возникла только благодаря космонавтике). Они имеют и особенности в том, что для изучения какого либо явления необходимы:
-длительные промежутки времени и одновременное наблюдение родственных объектов (пример-эволюция звезд)
-необходимость указания положения небесных тел в пространстве (координаты), так как все светила кажутся далекими от нас (в древности возникло понятие небесной сферы, которая как единое целое вращается вокруг Земли)
Приложение5