СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме: "Предмет астрономии" в соответствии с ФГОС

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме: "Предмет астрономии" в соответствии с ФГОС»


Форма для методической разработки урока по астрономии (технологическая карта)


Название методической разработки: урок №1( изучения нового материала)

Автор разработки: Джунь А.В

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

Астрономия

11

Предмет астрономии

Используемый учебник

Название

Класс

Авторы

«Астрономия. Базовый уровень. 11 класс»

11

Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Сформулировать понятие астрономии ,изучить ее этапы развития, место астрономии среди других наук и практическом применении астрономических знаний; иметь первоначальное понятие о методах и инструментах астрономических исследований; масштабах Вселенной, космических объектах, явлениях и процессах ,значение астрономии для народного хозяйства и практических нужд человечества.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, пользоваться учебником и справочным материалом. Умение работать с текстом, иллюстрациями и др. Умение задавать вопросы по теме.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Воспитывать в себе чувство патриотизма – любви и уважения к людям своего общества, к своей стране – России, гордости за их достижения.

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Компьютер , проектор

Презентация к уроку, CD- "Red Shift 5.1", Календарь Наблюдателя: астрономический журнала(электронный, Небосвод). В Интернете астроссылки Астротоп, портал: Астрономия в Википедии.

Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа (мин)

Организационный момент



Приветствует учащихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Готовятся к уроку

Приветствуют учителя

1

Актуализация субъектного опыта учащихся


Слайд 1

Задает наводящие вопросы. Создает эмоциональный настрой

Озвучивает тему и цель урока.

Приводят примеры.

Записывают тему

2

Изучение новых знаний

сформулироватьпонятие астрономии, основных ее разделов, этапов развития

фрагмент фильма Астрономия (ч.1, фр. 2 Самая древняя наука),

слайд 2,3

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Пробуждает интерес к новому предмету

Анализируют содержание фрагмента. Формулируют понятия ( астрономии, этапов развития)( приложение 1.)

7

Первичная проверка понимания изученного

масштабах Вселенной, космических объектах, явлениях и процессах, значении астрономии

Слайд 4,5

Побуждает к высказыванию своего мнения

Формулируют , составляют схему (приложение 2) Высказывают свое мнение.

6

Изучение новых знаний

;

Слайд 6, учебник

Организует самостоятельную работу с учебником.Контролирует

Читают текст.

Находят понятие, информацию.

5

Первичная проверка понимания изученного


фотографии и иллюстрации астрономических объектов из мультимедийного диска «Мультимедиа библиотека по астрономии».

Формулирует задание

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний

Отвечают на вопросы

6

Изучение новых знаний

иметь первоначальное понятие о методах и инструментах астрономических исследований

пример астрономического журнала (электронного, например Небосвод).

Пробуждает интерес к новому предмету и его методам познания

Организует оценочные высказывания обучающихся

Анализируют. Записывают в тетрадь. ( Приложение 4)

6

проверка понимания изученного


Слайд 7

Акцентирует внимание учащихся.

Формулируют по схеме на слайде ( приложение 5 )

5

подведение итогов учебного занятия



Отмечает степень вовлеченности

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

2

домашнее задание


Слайд 8

Комментирует домашнее задание

Записывают в дневник

2

рефлексия


Слайд 9

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями

Осуществляют самооценку

3


Приложение 1

Астрономия – одна из самых увлекательных и древнейших наук о природе – исследуется не только настоящее, но и далекое прошлое окружающего нас макромира, а также вырисовать научную картину будущего Вселенной.

Потребность в астрономических знаниях диктовалась жизненной необходимостью:


Этапы развития астрономии

I-й Античный мир (до н. э). Философия →астрономия → элементы математики (геометрия).

Древний Египет, Древняя Ассирия, Древние Майя, Древний Китай, Шумеры, Вавилония, Древняя Греция. Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии: ФАЛЕС Милетский (625-547, Др.Греция), ЕВДОКС Книдский (408- 355, Др. Греция), АРИСТОТЕЛЬ (384-322, Македония, Др. Греция), АРИСТАРХ Самосский (310-230, Александрия, Египет), ЭРАТОСФЕН (276-194, Египет), ГИППАРХ Родосский(190-125г, Др.Греция). подробнее

II-ой Дотелескопический период. (наша эра до 1610г). Упадок науки и астрономии. Развал Римской империи, набеги варваров, зарождение христианства. Бурное развитие арабской науки. Возрождение науки в Европе. Современная гелиоцентрическая система строения мира. Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии в данный период: Клавдий ПТОЛЕМЕЙ (Клавдиус Птоломеус)( 87-165, Др. Рим ), БИРУНИ, Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль – Бируни (973-1048, совр. Узбекистан), Мирза Мухаммед ибн Шахрух ибн Тимур (Тарагай) УЛУГБЕК(1394 –1449, совр. Узбекистан), Николай КОПЕРНИК (1473-1543,Польша), Тихо(Тиге) БРАГЕ (1546- 1601, Дания).

III-ий Телескопический до появления спектроскопии (1610-1814гг). Изобретение телескопа и наблюдения с его помощью. Законы движения планет. Открытие планеты Уран. Первые теории образования Солнечной системы. Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии в данный период: Галилео ГАЛИЛЕЙ (1564-1642, Италия), Иоганн КЕПЛЕР (1571-1630, Германия), Ян ГАВЕЛИЙ (ГАВЕЛИУС) (1611-1687, Польша), Ганс Христиан ГЮЙГЕНС (1629-1695, Нидерланды), Джованни Доминико (Жан Доменик) КАССИНИ (1625-1712, Италия-Франция), Исаак НЬЮТОН (1643-1727, Англия), Эдмунд ГАЛЛЕЙ ( ХАЛЛИ, 1656-1742, Англия), Вильям (Уильям) Вильгельм Фридрих ГЕРШЕЛЬ (1738-1822, Англия), Пьер Симон ЛАПЛАС (1749-1827, Франция).

IV-ый Спектроскопия. До фотографии. (1814-1900гг). Спектроскопические наблюдения. Первые определения расстояния до звезд. Открытие планеты Нептун. Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии в данный период: Йозеф фон ФРАУНГОФЕР (1787-1826, Германия), Василий Яковлевич (Фридрих Вильгельм Георг) СТРУВЕ (1793-1864, Германия-Россия), Джордж Бидделл ЭРИ (ЭЙРИ, 1801-1892, Англия), Фридрих Вильгельм БЕССЕЛЬ (1784-1846, Германия), Иоганн Готфрид ГАЛЛЕ (1812-1910, Германия), Уильям ХЕГГИНС (Хаггинс, 1824-1910, Англия), Анжело СЕККИ (1818-1878, Италия), Федор Александрович БРЕДИХИН (1831-1904, Россия), Эдуард Чарльз ПИКЕРИНГ (1846-1919, США).

V-ый Современный период (1900-наст.время). Развитие применения в астрономии фотографии и спектроскопических наблюдений. Решение вопроса об источнике энергии звезд. Открытие галактик. Появление и развитие радиоастрономии. Космические исследования. Подробнее смотрите Хронологию.

Приложение 2

1 - гелиобиология
2 - ксенобиология
3 - космическая биология и медицина
4 - математическая география
5 - космохимия
А - сферическая астрономия
Б - астрометрия
В - небесная механика
Г - астрофизика
Д - космология
Е - космогония
Ж – космофизика

Вопросы:



Приложение3

Вопросы

1.Какие сведения астрономические вы изучали в курсах других предметов? (природоведение, физики, истории и т.д.)

2.В чем специфика астрономии по сравнению с другими науками о природе?

3.Какие типы небесных тел вам известны?

4.Планеты. Сколько, как называются, порядок расположения, самая большая и т.д.

5.Какое значение в народном хозяйстве имеет сегодня астрономия?

Значения в народном хозяйстве:

- Ориентирование по звездам для определения сторон горизонта

- Навигация (мореходство, авиация, космонавтика) - искусство прокладывать путь по звездам

- Исследование Вселенной с целью понять прошлое и спрогнозировать будущее

- Космонавтика:

- Исследование Земли с целью сохранения ее уникальной природы

- Получение материалов, которые невозможно получение в земных условиях

- Прогноз погоды и предсказание стихийных бедствий

- Спасение терпящих бедствие судов

- Исследования других планет для прогнозирования развития Земли


Приложение 4

Наблюдения в астрономии.

Наблюдения - основной источник информации о небесных телах, процессах, явлениях, происходящих во Вселенной, так как их потрогать и провести опыты с небесными телами невозможно (возможность проведения экспериментов вне Земли возникла только благодаря космонавтике). Они имеют и особенности в том, что для изучения какого либо явления необходимы:

-длительные промежутки времени и одновременное наблюдение родственных объектов (пример-эволюция звезд)

-необходимость указания положения небесных тел в пространстве (координаты), так как все светила кажутся далекими от нас (в древности возникло понятие небесной сферы, которая как единое целое вращается вокруг Земли)









Приложение5







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!