Урок литературы
Тема: Н. М. Рубцов.
Стихотворение «Видения на холме».
Цели урока:
1) обучающая – познакомить учащихся с творчеством Н.М. Рубцова;
проверить умение анализа поэтического текста, т.е. видение смыслового содержания, определение языкового богатства поэтики;
2) развивающая – развивать образное и логическое мышление, речь, чувства языка;
3) воспитательная – формировать духовную высоту личности учащегося.
Оборудование урока: портрет Н.М. Рубцова, презентация, сборники стихов.
Оформление доски:
| 6 февраля. Классная работа. Н.М. Рубцов. Стихотворение «Видения на холме». 3 января 1936г. 1946г. 1950г. 1959г. 1962г. 19 января 1971г. | |
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие.
2. Слово учителя.
Обзор жизненного пути поэта.
В один из жарких летних дней 1962 года зашёл в редакцию журнала «Знамя» молодой человек с худым лицом, на котором выделялся большой лоб и глубоко запавшие глаза. Обут он был в дешёвые сандалии. С первого взгляда было видно, что жизнь промотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов.
- Здравствуйте! – сказал он со стеснительным достоинством. – Я стихи хочу вам показать.
Поэт, Станислав Куняев, взял стихи и начал читать.
Я запомнил, как диво,
Тот лесной хуторок,
Задремавший счастливо
Меж звериных дорог.
Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет…
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
- Как вас зовут?
- Николай Михайлович Рубцов.
Именно об этом поэте мы сегодня будем с вами говорить.
3. Сообщение темы, целей урока.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Н.М. Рубцов. Стихотворение «Видения на холме».
Сегодня на уроке мы должны с вами познакомиться с основными событиями из жизни Н.М. Рубцова и проанализировать его стихотворение «Видения на холме».
4. Работа с портретом.
Обратите, пожалуйста, внимание на портрет Н.М. Рубцова.
Большой открытый лоб, добрый взгляд. Это говорит об остром уме, о доброте человеческой души.
5. Работа с опросником.
Чтобы выяснить, что вы знаете об этом человеке,
я вам предлагаю ответить на вопросы.
(Если вы знаете ответ на вопрос, то поставьте + в графе знаю, если вы затрудняетесь дать ответ, то поставьте - в графе не знаю).
Вопрос | Знаю | Не знаю |
1. Кто такой Н.М. Рубцов? | | |
2. Годы жизни Н.М. Рубцова? | | |
3. Где родился и жил? | | |
4. Где обучался? | | |
5. Какие произведения Рубцова вы знаете? | | |
6. Какие темы прослеживаются в творчестве поэта? | | |
К сожалению, на все вопросы ответов вы не знаете.
6. Работа с презентацией.
Чтобы у вас было как можно меньше пробелов в знаниях, мы будем сейчас знакомиться с презентацией по творчеству Н.М. Рубцова.
Вы должны внимательно слушать, смотреть представленный материал и записать в тетрадях основные события из жизни Н.М. Рубцова. (Даты, которые нужно выписать, смотрите на доске).
Просмотр презентации. Вопросы к учащимся.
Молодцы.
Слово учителя.
«И буду жить в своём народе»,- предрёк Рубцов. Так и случилось. Николай Михайлович прожил недолгую поэтическую жизнь, но невозможно представить себе современную поэзию без его стихов. Он создал несколько поэтических сборников:
«Лирика» (1965)
«Звезда полей» (1967)
«Душа хранит» (1969)
«Шум сосен» (1970)
«Зелёные цветы» (1971)
Посмертно издан сборник «Подорожники» (1976).Сам поэт так определял своё творческое кредо: «Я переписывать не стану…»
В творчестве поэта отражается тема деревни, встают образы Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского.
В стихах Рубцова звучат мотивы русской природы, он пишет о своей Родине. Одно из стихотворений мы с вами проанализируем.
8. Выразительное чтение стихотворения учителем или подготовленным заранее учеником.
«Видения на холме».
Взбегу на холм
и упаду
в траву.
И древностью повеет вдруг из дола!
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Пустынный свет на звёздных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг
В крови и в жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя…
Россия, Русь – куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времён татары и монголы.
Они несут на флагах чёрный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов
в окрестностях
России.
Кресты, кресты…
Я больше не могу!
Я резко отниму от глаз ладони
И вдруг увижу: смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они – и где-то у осин
Подхватит медленное ржанье,
И надо мной –
бессмертных звёзд Руси,
Спокойных звёзд безбрежное мерцанье…
9. Беседа, работа со словарём.
(О Родине).
Обратимся к толковому словарю Ожегова.
(Видение – способность или возможность видеть.
Холм – небольшая отлогая горка, возвышенность округлой или овальной формы с пологими склонами).
Видение – т. е. взгляд, а холм – возвышенность, с которой поэт видит всю Родину не в пространственном, а в историческом временном плане. Анализ значения данных слов позволяет сделать вывод, что данное стихотворение – это взгляд из настоящего в прошлое.
Попытаемся выяснить, какой видит поэт свою Родину.
(Перед нами прошлое: картины грозного раздора, татаро-монгольское нашествие).
(Будто наяву видит лирический герой «в крови и жемчугах тупой башмак скуластого Батыя»).
(Поэт признаётся в любви своей Родине, «навек», до вечного покоя).
(В третьей строфе автор обращается к Руси, но это не просто обращение, а мольба – заклинание хранить себя.
(Высокий пафосный подъём сменяется мирной, спокойной картиной. Неизмеримое звёздное небо, бессмертные звёзды Руси, безбрежное мерцанье, красота окружающего мира. Спокойствие и доброта – всё это разве не может перебороть злобу и мстительность, вражду и ненависть?)
(В стихотворении поэт использует эпитеты: бессмертных, спокойных, безбрежное; повторы: твою, твой; градацию: навек, до вечного покоя).
(Изобразительно-выразительные средства нужны для точного отображения мыслей, чувств, эмоций, отношения его к описываемому предмету или явлению. Они делают речь красивее, интереснее).
(Любовь к Родине).
Да. Главным содержанием поэзии Рубцова была любовь к Родине, её история, кровная связь с природой и людьми. Родина для поэта – это прежде всего сельская Россия с её бескрайними полями, лесами, безбрежным небом. Гармоничность природы Руси противостоит здесь смерти и горю, что приносили на русскую землю враги.
10. Подведение итогов урока.
Вернёмся к таблице, которую вы заполняли в начале урока.
(Если вы знаете ответ на вопрос, то поставьте + в графе знаю, если вы затрудняетесь дать ответ, то поставьте - в графе не знаю).
Вопрос | Знаю | Не знаю |
1. Кто такой Н.М. Рубцов? | | |
2. Годы жизни Н.М. Рубцова? | | |
3. Где родился и жил? | | |
4. Где обучался? | | |
5. Какие произведения Рубцова вы знаете? | | |
6. Какие темы прослеживаются в творчестве поэта? | | |
Молодцы!
11.Домашнее задание.
Дома вы должны подготовить выразительное чтение стихотворения «Видения на холме».
Сообщение отметок за работу на уроке.
11. Слово учителя.
Поэзия Рубцова несёт в себе мощный нравственный заряд, она, эта поэзия, способна не только воспитывать в человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала… И спасибо ему от нас запоздалое за красоту и пронзительность этой поэзии, спасибо ему за любовь его земную, неопалимую.
Спасибо за работу.
6