СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Н. М. Рубцов. Стихотворение "Видения на холме".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока литературы по творчеству Н. М. Рубцова. Выбранная тема интересна и актуальна.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Н. М. Рубцов. Стихотворение "Видения на холме".»


Урок литературы


Тема: Н. М. Рубцов.

Стихотворение «Видения на холме».


Цели урока:

1) обучающая – познакомить учащихся с творчеством Н.М. Рубцова;

проверить умение анализа поэтического текста, т.е. видение смыслового содержания, определение языкового богатства поэтики;

2) развивающая – развивать образное и логическое мышление, речь, чувства языка;

3) воспитательная – формировать духовную высоту личности учащегося.


Оборудование урока: портрет Н.М. Рубцова, презентация, сборники стихов.


Оформление доски:





6 февраля.

Классная работа.

Н.М. Рубцов.

Стихотворение «Видения на холме».


3 января 1936г.

1946г.

1950г.

1959г.

1962г.

19 января 1971г.









Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие.

2. Слово учителя.

Обзор жизненного пути поэта.

В один из жарких летних дней 1962 года зашёл в редакцию журнала «Знамя» молодой человек с худым лицом, на котором выделялся большой лоб и глубоко запавшие глаза. Обут он был в дешёвые сандалии. С первого взгляда было видно, что жизнь промотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов.

- Здравствуйте! – сказал он со стеснительным достоинством. – Я стихи хочу вам показать.

Поэт, Станислав Куняев, взял стихи и начал читать.

Я запомнил, как диво,

Тот лесной хуторок,

Задремавший счастливо

Меж звериных дорог.

Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет…

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

- Как вас зовут?

- Николай Михайлович Рубцов.

Именно об этом поэте мы сегодня будем с вами говорить.


3. Сообщение темы, целей урока.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Н.М. Рубцов. Стихотворение «Видения на холме».

Сегодня на уроке мы должны с вами познакомиться с основными событиями из жизни Н.М. Рубцова и проанализировать его стихотворение «Видения на холме».


4. Работа с портретом.

Обратите, пожалуйста, внимание на портрет Н.М. Рубцова.

  • Каким изображён Николай Михайлович?

Большой открытый лоб, добрый взгляд. Это говорит об остром уме, о доброте человеческой души.


5. Работа с опросником.

Чтобы выяснить, что вы знаете об этом человеке,

я вам предлагаю ответить на вопросы.



(Если вы знаете ответ на вопрос, то поставьте + в графе знаю, если вы затрудняетесь дать ответ, то поставьте - в графе не знаю).


Вопрос

Знаю

Не знаю

1. Кто такой Н.М. Рубцов?



2. Годы жизни Н.М. Рубцова?



3. Где родился и жил?



4. Где обучался?



5. Какие произведения Рубцова вы знаете?



6. Какие темы прослеживаются в творчестве поэта?



  • Кто знает ответы на все вопросы?

К сожалению, на все вопросы ответов вы не знаете.

6. Работа с презентацией.

Чтобы у вас было как можно меньше пробелов в знаниях, мы будем сейчас знакомиться с презентацией по творчеству Н.М. Рубцова.

Вы должны внимательно слушать, смотреть представленный материал и записать в тетрадях основные события из жизни Н.М. Рубцова. (Даты, которые нужно выписать, смотрите на доске).

Просмотр презентации. Вопросы к учащимся.

  • Назовите годы жизни Н.М. Рубцова.

  • Какие основные события из жизни поэта вы выписали?

Молодцы.


  1. Слово учителя.

«И буду жить в своём народе»,- предрёк Рубцов. Так и случилось. Николай Михайлович прожил недолгую поэтическую жизнь, но невозможно представить себе современную поэзию без его стихов. Он создал несколько поэтических сборников:

«Лирика» (1965)

«Звезда полей» (1967)

«Душа хранит» (1969)

«Шум сосен» (1970)

«Зелёные цветы» (1971)

Посмертно издан сборник «Подорожники» (1976).Сам поэт так определял своё творческое кредо: «Я переписывать не стану…»

В творчестве поэта отражается тема деревни, встают образы Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского.

В стихах Рубцова звучат мотивы русской природы, он пишет о своей Родине. Одно из стихотворений мы с вами проанализируем.


8. Выразительное чтение стихотворения учителем или подготовленным заранее учеником.

«Видения на холме».

Взбегу на холм

и упаду

в траву.

И древностью повеет вдруг из дола!

И вдруг картины грозного раздора

Я в этот миг увижу наяву.

Пустынный свет на звёздных берегах

И вереницы птиц твоих, Россия,

Затмит на миг

В крови и в жемчугах

Тупой башмак скуластого Батыя…


Россия, Русь – куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шёпот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…


Россия, Русь! Храни себя, храни!

Смотри, опять в леса твои и долы

Со всех сторон нагрянули они,

Иных времён татары и монголы.

Они несут на флагах чёрный крест,

Они крестами небо закрестили,

И не леса мне видятся окрест,

А лес крестов

в окрестностях

России.


Кресты, кресты…

Я больше не могу!

Я резко отниму от глаз ладони

И вдруг увижу: смирно на лугу

Траву жуют стреноженные кони.

Заржут они – и где-то у осин

Подхватит медленное ржанье,

И надо мной –

бессмертных звёзд Руси,

Спокойных звёзд безбрежное мерцанье…


9. Беседа, работа со словарём.

  • Какие впечатления вызвало у вас это стихотворение?

  • Какие слова вам не понятны?

  • О чём это стихотворение?

(О Родине).

  • В названии стихотворения словосочетание, состоящее из 2 слов. Что обозначают эти слова?

Обратимся к толковому словарю Ожегова.

(Видение – способность или возможность видеть.

Холм – небольшая отлогая горка, возвышенность округлой или овальной формы с пологими склонами).

Видение – т. е. взгляд, а холм – возвышенность, с которой поэт видит всю Родину не в пространственном, а в историческом временном плане. Анализ значения данных слов позволяет сделать вывод, что данное стихотворение – это взгляд из настоящего в прошлое.

Попытаемся выяснить, какой видит поэт свою Родину.

  • Какие страницы истории Руси вспоминаются поэту в первой строфе стихотворения?

(Перед нами прошлое: картины грозного раздора, татаро-монгольское нашествие).

  • Как изображаются враги России?

(Будто наяву видит лирический герой «в крови и жемчугах тупой башмак скуластого Батыя»).

  • Как меняются картины во второй строфе? (Докажите текстом).

(Поэт признаётся в любви своей Родине, «навек», до вечного покоя).

  • Какое видение сменяет предыдущее?

(В третьей строфе автор обращается к Руси, но это не просто обращение, а мольба – заклинание хранить себя.

  • О чём говорится в 4 строфе?

(Высокий пафосный подъём сменяется мирной, спокойной картиной. Неизмеримое звёздное небо, бессмертные звёзды Руси, безбрежное мерцанье, красота окружающего мира. Спокойствие и доброта – всё это разве не может перебороть злобу и мстительность, вражду и ненависть?)

  • Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт?

(В стихотворении поэт использует эпитеты: бессмертных, спокойных, безбрежное; повторы: твою, твой; градацию: навек, до вечного покоя).

  • Для чего нужны изобразительно-выразительные средства?

(Изобразительно-выразительные средства нужны для точного отображения мыслей, чувств, эмоций, отношения его к описываемому предмету или явлению. Они делают речь красивее, интереснее).




  • Скажите, что было главным содержанием поэзии Н.М. Рубцова

(Любовь к Родине).

Да. Главным содержанием поэзии Рубцова была любовь к Родине, её история, кровная связь с природой и людьми. Родина для поэта – это прежде всего сельская Россия с её бескрайними полями, лесами, безбрежным небом. Гармоничность природы Руси противостоит здесь смерти и горю, что приносили на русскую землю враги.


10. Подведение итогов урока.

Вернёмся к таблице, которую вы заполняли в начале урока.

(Если вы знаете ответ на вопрос, то поставьте + в графе знаю, если вы затрудняетесь дать ответ, то поставьте - в графе не знаю).


Вопрос

Знаю

Не знаю

1. Кто такой Н.М. Рубцов?



2. Годы жизни Н.М. Рубцова?



3. Где родился и жил?



4. Где обучался?



5. Какие произведения Рубцова вы знаете?



6. Какие темы прослеживаются в творчестве поэта?



  • У кого появилось больше + в графе знаю?

  • Кто сможет ответить на все вопросы?

Молодцы!


11.Домашнее задание.

Дома вы должны подготовить выразительное чтение стихотворения «Видения на холме».

Сообщение отметок за работу на уроке.


11. Слово учителя.


Поэзия Рубцова несёт в себе мощный нравственный заряд, она, эта поэзия, способна не только воспитывать в человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала… И спасибо ему от нас запоздалое за красоту и пронзительность этой поэзии, спасибо ему за любовь его земную, неопалимую.


Спасибо за работу.

6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!