СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме: "Географические координаты. Географическая долгота".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме: "Географические координаты. Географическая долгота".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме: "Географические координаты. Географическая долгота".»

8


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение АГО «Артинская Средняя Общеобразовательная школа №6»









Методическая разработка урока по теме:



«Географические координаты. Географическая долгота»









Предмет: география

Класс: 5

Учитель:

Шевалдина Л.Н.













Арти, 2022г

Тема урока: Географические координаты. Географическая долгота.

Цель: сформировать знания о географических координатах – широте и долготе, способах определения географических координат; научить определять географические координаты с помощью градусной сетки; развивать умение ориентироваться по географической карте, развивать навыки определения географического адреса точки, продолжить формирование картографической грамотности; раскрыть значимость знаний о географических координатах для практической жизни людей на примере литературных произведений.

Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый (эвристический)

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Межпредметные связи: математика, литература.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта полушарий, географические атласы, аудиозапись из произведения Ж. Верна «Дети капитана Гранта», презентация к уроку, оценочный лист (Приложение 1).

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, ребята и уважаемые коллеги! Мы начинаем наш урок географии в 5 «Б» классе. (Слайд 1).

На уроке нам сегодня нужен атлас, учебник, тетрадь, ручка, оценочный лист. (Слайд 2).

На уроке будут оцениваться ваши устные ответы и письменные задания. И от того, как четко, быстро, внимательно, организованно вы будете работать, зависит ваша оценка. Желаю успеха и хороших оценок (Слайд 3).

Проверка домашнего задания (Слайды 4-6).

Вспомним термины, с которыми мы познакомились на предыдущем уроке:

Что такое параллель?

Что такое меридиан?

Что такое градусная сеть?

Работа с картой (атлас стр.8-9) (слайд 7).

  1. Какая линия делит Землю на северное и южное полушарие? (экватор)

  2. Какие линии делит Землю на восточное и западное полушарие?

(Начальный меридиан (гринвичский, нулевой) и 180 * меридиан.

Что мы научились определять на предыдущем уроке? (слайд 8).

(географическую широту объектов на карте).

-Что такое географическая широта?

-Какой бывает широта? (северная и южная)

-От какой линии отсчитывается широта? (от экватора)

- Какую широту имеет экватор? (0)

-Какую широту имеют полюса? (90)

- Что значит определить географическую широту? (стр.53)

-Какую широту имеет Санкт-Петербург? (60 * с.ш.)

-Какую широту имеет Мирный (российская станция в Антарктиде)? 70* ю.ш.

Оценивание своей деятельности на уроке (обучающиеся проставляют баллы в оценочный лист, в первый столбик опрос, за каждый правильный ответ 1 балл).

Выполнение теста (слайд9).

Самопроверка (Слайд 10)

(обучающиеся проверяют сами себя, оценивают себя и выставляют баллы в лист самооценки).

Мотивация и определение темы урока (Слайд 11).

Ребята, слышали ли вы в разговорной речи фразу: «Оставьте мне ваши координаты». Что означает это выражение? Системы координат пронизывают всю нашу жизнь.

Что такое почтовый адрес? ( указывает на точное место в реальном пространстве)

Что такое электронный адрес? – (место в виртуальном пространстве).

Но есть ещё понятие – адрес географического объекта.

- А что же будет являться адресом географического объекта?

(географические координаты)

Это и будет тема нашего урока:

Географические координаты. Географическая долгота (Слайд 12).

Определение цели урока:

Как вы думаете, чему на уроке сегодня мы должны научиться?

Цель урока- Научиться определять географические координаты (Слайд 13).

Задачи урока (Слайд 14)

Для того, чтобы научиться определять географические координаты, нам нужно научиться определять географическую долготу.

Продолжим развивать умение ориентироваться по географической карте.

Изучение новой темы (Слайд 15)

А сейчас я предлагаю послушать небольшой отрывок романа Жюля Верна "Дети капитана Гранта" (Глава 2 «Три документа») и ответить на вопрос

«Почему героям романа Ж.Верна «Дети капитана Гранта» пришлось совершить кругосветное путешествие?»»

Визуально посмотрите на текст записки (Слайд 16)

«Почему героям романа Ж.Верна «Дети капитана Гранта» пришлось совершить кругосветное путешествие?»» (Слайд 17)

(Чтобы определить точно место крушения корабля, путешественникам необходимо было знать не только широту, но и его географическую долготу).

Вывод: чтобы определить местонахождение какого либо объекта на карте, необходимо знать не только широту, но и долготу.

Сегодня перед нами стоит непростая задача: научиться определять географические координаты объектов или их географический адрес(Слайд 18).

Широту мы умеем определять, попробуем выяснить, что такое долгота и как её определить по карте.

В учебнике §16 на странице 55 найдите определение географической долготы, прочитайте вслух и запишите его в тетрадь.

-Таким образом, от какой линии отсчитывается географическая долгота?

-Какой бывает долгота? (восточная и западная)

-Находим начальный меридиан, он имеет долготу 0*. Все точки, расположенные к западу от Гринвича имеют западную долготу (з.д.), расположенные к востоку от Гринвича – восточную долготу (в.д)

-Что значит, определить географическую долготу точки?

Назовите по рис.36 учебника стр.55 долготу городов Санкт-Петербурга и Москвы (30*и 37* в.д.)

(Слайд 19)

Мыс Игольный 20* в.д

Владивосток 131* в.д

Слайд 20

Вывод:

Какие линии на карте нам помогают определить географические координаты? Широта показывает место точки на определенной параллели, а долгота - место этой точки на конкретном меридиане.

Место пересечения и есть нужный нам адрес.

Первичное закрепление.

Слайд 21

Потерпевший кораблекрушение герой романа Жюль Верна капитан Грант («Дети капитана Гранта») сумел добраться до острова имеющий географические координаты: 37° ю.ш. и 153°з.д.

В каком океане находится остров? (в Тихом океане)

Найдите этот остров на карте (о.Табор) (Слайд 22).

Физминутка (слайд 23).

Задания для закрепления изученного материала (Слайды 24-27) :

Попробуем определить объекты по географическим координатам

Под буквой А- острова Кергелен

Под буквой В- влк Кракатау

Под буквой C- влк Орисаба

Под буквой D- остров Пасхи

Слайд 28 (задание о.Новая Гвинея)

Слайды 29-36

1 задание Точка А –ответ а

2 задание Точка В-ответ б

3 задание Точка С- ответ в

4 заданиеТочка D- ответ г

5 задание - ответ г

6 задание – ответ в

7 задание- ответ б

8 задание –ответ а

Вывод: Таким образом, мы научились определять географические координаты.

- Для чего необходимо уметь определять географические координаты? Людям, каких профессий это умение особенно необходимо?

(Штурманы прокладывают путь корабля с помощью географических координат. Геологи, географы, геодезисты, находясь в экспедиции, определяют координаты исследуемых ими объектов. Иногда приходиться искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. Военным)

Оцените свою работу в оценочном листе (четвёртый столбик).

Самостоятельная работа (Слайд 37).

Для закрепления изученного материала, предлагаю выполнить самостоятельно задания с помощью карты атласа стр.8-9 и записать ответы в оценочный лист, в третий столбик.

Информация о домашнем задании (Слайд 38).

Рефлексия (Слайд 39).

На оценочном листе ответьте на вопросы анкеты.

Итог урока. В соответствии с указанными на листе критериями оценивания, отметки за работу на уроке будут поставлены в журнал.

Можете ли вы назвать самых активных ребят сегодня на уроке?

Можно им поставить дополнительный балл за работу на уроке?

СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ! (Слайд 40).


Приложение 1

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ


Ф.И.__________________________________________



Домашнее задание

Самостоятельная работа

(оценка учителя)

(Максимальное количество баллов-6)

Активность на уроке

(оценка учителя, взаимооценка)

Итоговая оценка

(оценка учителя)

Опрос

(оценка учителя)

Тест

(самооценка)

Максимальное количество баллов-4

1.

2.

3.




Инструкция:

За каждый правильный устный ответ 1балл

Критерии оценивания:

10 баллов и больше «5»

8-9 баллов «4»

6-7 баллов «3»


АНКЕТА

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. За урок я

4. Мое настроение

5. Материал урока мне был

 

 


активно / пассивно

доволен / не доволен

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!