1. Организационный этап. Формы и методы: словесный (фронтальная беседа) Учитель мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки (три смайлика). 2. Актуализация знаний. Формы и методы: Словесный (фронтальная беседа), индивидуальная работа «Мозговой штурм»: 1.Вспомните, что называется материком? 2.Как назывался материк, существовавший 200 млн.лет назад. На какие материки он распался? 3.Сколько материков сейчас существует? Сколько частей света? Покажите их на карте. 4.Какие материки относятся к северным материкам? 5. Все ли материки расположены полностью в южном полушарии? 6.Почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам? 3. Постановка целей, задач, мотивация к учебной деятельности. Формы и методы: Словесный (фронтальная беседа), индивидуальная работа 3.1. Введение в тему. Посреди экватора, В равном удалении. Расположен материк, Всем на удивленье. Много рек, озер, пустынь, Климат очень жаркий. Так какой же материк будем изучать мы? Ответ детей: Африка. Но сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в воображаемое путешествие в Африку – удивительный материк полный тайн и загадок . А наше путешествие мы начнем с изучения ГП и истории исследования. Помогать работать на уроке нам будут маршрутные листы, поэтому тему урока записываем в них. Тема урока: «Географическое положение Африки. История исследования материка» 3.2. Совместное целеполагание. Исходя из темы, давайте попробуем определить цель нашего урока. Чему мы должны научиться сегодня на уроке? (ответы детей) 4. Первичное усвоение новых знаний. Методы и формы работы: частично-поисковый, словесный, наглядный, практический, работа с картой и ее преобразование в текст, фронтальная и индивидуальная работа Формы оценивания: оценка за индивидуальные опережающие задания, проверка заполнение маршрутного листа «ФГП Африки» (2-3 работы) 4.1. Общие сведения о материке Африка - древнейший материк, второй по величине после Евразии. Его площадь вместе с островами, из которых самый большой Мадагаскар, составляет 30,3млн. км2. 4.2. Название Африка давно известна людям. На древних картах мы встречаем ее изображение. На картах Эратосфена, Гекатея, Геродота встречается название – Ливия, а вот на карте Птолемея – Африка. Откуда же взялось название – Африка? -Слово «Африка», как полагают ученые, происходит от названия берберского племени Афригия, которое жило на севере материка) Есть другое объяснение. (от лат. Afrikus – безморозный, не знающий мороза) 4.3. «Рекорды Африканского континента» (опережающее задание, выступление учащегося) 4.4. ФГП Африки Географическое положение — это “адрес” географического объекта, по которому его можно найти на Земле. Изучая ГП мы должны определить местонахождение Африки на земном шаре. Физико-географическое положение материка (ФГП) – это положение материка относительно поверхности Земли, других географических объектов, оказывающих влияние на его природу. Каковы особенности физико-географического положения материка Африка? Сегодня мы впервые будем анализировать ФГП Африки. Для того ,чтобы дать характеристику ФГП материка ,мы будем совместно работать по следующему плану, используя физические карты мира и Африки. Все данные заносим в маршрутный лист (Приложение 1). План определения ФГП материка. 1.Положение материка относительно экватора 2.Положение материка относительно тропиков 3.Положение материка относительно нулевого меридиана 4.Крайние береговые точки а) северная б) южная в) западная г) восточная 5. Протяженность с севера на юг 6.Протяженность с запада на восток 7.В каких климатических поясах расположен материк 8.Положение материка относительно других материков 9. Положение материка относительно морей и океанов 10. Характер береговой линии (крупные острова, полуострова, океаны, моря, заливы, проливы). 4.5. История исследования Теперь мы уже знаем, ФГП Африки. А какова история её открытия? Ребята, материк Африка никто не открывал, люди здесь жили всегда. Отсюда, из Африки, человек расселился по всем материкам. Африка является прародиной человека, колыбелью цивилизации. И любой из вас может считать Африку своей родиной. Африку не открывали, а исследовали. Опережающее задание учащегося (презентация «Исследования Африки») 5. Первичная проверка понимания Методы и формы работы: словесный, игра Формы оценивания: активную работу учащихся (устные ответы) оценивает учитель Игра “Закончи предложение”. 1. Африка располагается в полушариях… 2. Африка посередине пересекается… 3. Нулевой меридиан пересекает Африку на… 4. С севера материк омывает… 5. Южной крайней точкой является… 6. Водопад Виктория открыл и назвал… 7. Самый большой остров у берегов Африки… 8. Африка по площади занимает… 9.Открыл путь в Индию вокруг Африки… 10.Перешеек между Африкой и Евразией ... 6. Первичное закрепление Методы и формы работы: частично-поисковый, практический, работа парная, самостоятельная Формы оценивания: активную работу учащихся (устные ответы синквейна) оценивает учитель, оценка работы в паре (друг у друга) за географические задачи 6.1. Составить синквейн на тему «Африка». 1 строка – тема (одно существительное); 2 строка – описание темы (два прилагательных ); 3 строка – описание действия темы (три глагола); 4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение к теме; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово). 6.2. Географические задачи: Не пользуясь картой, выберите правильный ответ: 1.Площадь Африки более 30 млн. км2 или 50 млн. км2. 2.Гвинейский залив омывает Африку с запада или с востока. 3.Полуостров Сомали на западе или на востоке Африки? 4.Бенгельское течение теплое или холодное? 5.Мыс Игольный – крайний северный или южный? 6.Красное море часть Атлантического или Индийского океана? 7.Что лежит севернее мыс Рас-Хафун или мыс Игольный? 8.Мозамбийский – это пролив или залив? Взаимопроверка. Если вы не допустили не одной ошибки – оценка «5» 1-2 ошибки –«4» 3 ошибки – «3» 7. Информация о домашнем задании Методы и формы работы: практический, форма работы индивидуальная Изучить параграф «Географическое положение Африки. История исследования. На к/к нанести острова, полуострова, океаны, моря, заливы и проливы, крайние точки материка. Подготовить сообщения об Атласских горах, Эфиопском нагорье, Драконовых горах. 8. Рефлексия (подведение итогов) Методы и формы работы: словесный, форма работы фронтальная Итак, пришла пора подвести итоги. Как звучала тема сегодняшнего урока? Какой же была его цель? (Изучение ГП Африки) Достигли мы цели урока? На что влияет ГП материка? Вывод : - влияет на климат, природу материка и хозяйственную деятельность населения Выставление оценок в журнал. Поднимите смайлики и покажите как вы оцениваете сегодняшний урок Зеленый – на уроке все было комфортно и все понятно. Желтый –на уроке немного затруднялся, не все было понятно. Красный- на уроке было трудно, ничего не понял. |