СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Большие полушария головного мозга человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме "Большие полушария головного мозга человека" (8 класс)

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Большие полушария головного мозга человека"»

Тема урока: «Большие полушария головного мозга».


Цели урока: познакомить обучающихся со строением и функциями переднего мозга человека; формировать умения работать с таблицами, текстом учебника.

Задачи: познакомить с положением, строением и функциями отделов переднего мозга, показать ведущую роль больших полушарий в поведении высших животных и человека; раскрыть симметрию левого и правого полушарий; вырабатывать умения применять теоретические знания для объяснения результатов опытов и наблюдений.


Методы урока: рассказ с элементами беседы.


Оборудование: мультимедийная презентация, муляж головного мозга.


Ход урока

I. Организационный момент.


II. Повторение.

1. Индивидуальная работа учащихся по карточкам.

2. Блиц – опрос (разминка). Вопрос – ответ.

1. Общее количество пар черепных нервов. (12).

2. Белое вещество головного мозга представлено. (Волокнами проводящих путей).

3. Чем представлены кора мозжечка, подкорковые ядра, кора больших полушарий. (Серым веществом мозга).

4. Отдел мозга, ответственный за координацию произвольных движений и сохранение положения тела в пространстве, а также регуляцию мышечного тонуса и равновесия. (Мозжечок).

5.Отдел мозга, ответственный за ориентировочные рефлексы на зрительные и слуховые раздражители, а также принимающий участие в регуляции мышечного тонуса и позы тела. (Средний мозг).

6. Структура заднего мозга, осуществляющая связь спинного и вышележащих отделов головного мозга, ответственная за пищевые и защитные рефлексы, а также регулирующая деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. (Продолговатый мозг).

7. Структуры, входящие в задний мозг. (Продолговатый мозг, мост, мозжечок).

8. Имеют кору из серого вещества. (Мозжечок, большие полушария).

9. Если поврежден наступает мгновенная смерть. (Продолговатый мозг).

3. Объясните причинно – следственные связи.

а) Почему можно нечаянно проглотить неподходящий предмет?

б) В клинике лежит человек, у которого в одном из отделов головного мозга опухоль. Человек хочет взять стакан, но промахивается. После нескольких усилий он схватывает стакан и раздавливает его, слишком сильно сжав. В каком отделе головного мозга у него опухоль?

в) После операционного удаления какого-то отдела головного мозга собак перестала реагировать на свою кличку, на вид и запах пищи, узнавать друзей и недругов. Какой отдел мозга у нее удален?

Обобщение.


III. Изучение нового материала.

1. Методы исследования функций головного мозга.

Рассказ учителя.

Зависимость сознания от мозга утверждал еще Гиппократ.

С середины XIX в. Физиологи большое внимание стали уделять экспериментальным исследованиям. Ученым удалось с помощью приборов наблюдать и регистрировать нервные процессы.

Первое время применяли только острый метод. Одни ученые вскрывали череп собаки и, раздражая отдельные участки ее мозга электрическим током, наблюдали ответные реакции тех или иных органов. Другие удаляли части мозга и наблюдали расстройства тех или иных жизненных функций.

Самое значительное достижение XIX – ХХ в.в. – создание рефлекторной теории нервной деятельности. И.П. Павлов говорил, что мозг – это самое совершенное и сложное создание земной природы.

Современная наука на основе учения о рефлексах располагает точными данными о деятельности мозга. Человек может использовать свои знания о нервной системе и управлять протекающими в ней процессами.

В настоящее время активность мозга изучают с помощью электрофизиологических методов, в том числе электроэнцефалографии.

Деятельность мозга изучают также при операциях, проводимых под местной анестезией.

В настоящее время на основании наблюдения эффектов раздражения или удаления отдельных участков коры больших полушарий, клинических наблюдений, анализа биоэлектрических изменений в ответ на раздражение различных рецепторов детально изучена локализация функций в коре больших полушарий. Об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке.

2. Большие полушария мозга.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Вопрос к классу: Из каких отделов состоит передний мозг?

Передний мозг состоит из двух частей: промежуточного мозга и больших полушарий. Промежуточный мозг граничит со средним мозгом, а большие полушария сверху и с боков покрывают все отделы мозга.

Демонстрация муляжа (таблицы) мозга рыбы, земноводного, пресмыкающегося, птицы, млекопитающего и человека.

Вопросы к классу:

1. Найдите на демонстрируемых моделях передний мозг.

2. Как в процессе эволюции меняется соотношение между отделами мозга?

3. Каковы особенности переднего мозга человека, с какими видами нервной деятельности их можно связать?

Рассказ учителя.

Строение больших полушарий мозга.

Полушария головного мозга состоят из подкорковых базальных ганглиев – скоплений серого вещества в толще белого вещества и «мозгового плаща». У взрослого человека масса полушарий составляет 80% головного мозга. Правое и левое полушарие разделены глубокой продольной бороздой. «Плащ» у человека представлен корой головного мозга. Это серое вещество больших полушарий. Кора является высшим, эволюционно наиболее молодым образованием центральной нервной системы.

Кора покрывает всю поверхность больших полушарий слоем от 1,5 до 3 мм. Общая поверхность полушарий у взрослого человека 1700-2000 см2. В коре насчитывают от 12 до 18 млрд. нервных клеток. Обширная поверхность коры головного мозга достигается за счет многочисленных борозд, которые делят всю поверхность полушарий на выпуклые извилины и доли.

Запись в тетрадь.

Три главные борозды – центральная, боковая и теменно – затылочная – делят каждое полушарие на четыре доли: лобную, теменную, затылочную, височную.

В коре больших полушарий различают чувствительные (сенсорные), двигательные (моторные) и ассоциативные зоны. Установлено, что в различные отделы коры больших полушарий проецируются все рецепторные поля организма человека. Эти области коры были названы И.П. Павловым корковыми, или центральными концами анализаторов.

Запись в тетрадь.

Сенсорные (чувствительные) зоны:

а) зрительная – затылочная доля; г) обонятельная – височная доля;

б) слуховая – височная доля; д) кожно – мышечная чувствительность - теменная доля

в) вкусовая – височная доля;

Двигательные (моторные)зоны коры – зоны, при раздражении которых возникает движение.

Они взаимодействуют с сенсорными зонами, вследствие чего при раздражении некоторых участков моторных зон вместе с движением возникает и ощущение, а при раздражении сенсорной области наряду с ощущением возникает и движение.

Запись в тетрадь.

Моторная и сенсорная зоны коры, расположенные с обеих сторон от борозды, представляют собой единое функциональное образование, называемое сенсомоторной зоной.

Ассоциативные зоны – отделы коры, расположенные рядом с сенсорными зонами, в которых возникает возбуждение при поступлении импульсов в сенсорные зоны.

В одной и той же ассоциативной зоне возбуждение может возникать при поступлении импульсов от различных рецепторов.

Лобные доли мозга ответственны за составление программ поведения и управление трудовой деятельностью. Этими долями прогнозируются будущие действия.

Левое полушарие (у правшей) является «устройством» для абстрактного мышления (идет анализ речевых звуков, а также их синтез, формирование из них отдельных слов и предложений).

Левое полушарие отвечает за способность говорить и понимать речь; писать и понимать написанное, совершать в уме математические операции.

Правое полушарие отвечает за образное мышление, т.е. способность целостно, в воспринимать предметы и явления, с одновременной и даже мгновенной, обработкой многих, если не всех их параметров.

Такая функциональная ассиметрия полушарий имеется только у человека. Какими –то свойствами обладает только одно полушарие, другими – оба, но в разной степени, и все это находится в сложнейшем взаимодействии и взаимозависимости.

Кора больших полушарий необходима для образования условных рефлексов. Через кору больших полушарий проходят все дуги всех условных рефлексов, а условные рефлексы служат средством приспособления к меняющимся условиям внешней среды. Одной из главных функций коры является осуществление высшей нервной деятельности.

Запись в тетрадь.

Вывод о значении коры больших полушарий головного мозга:

  1. Осуществляется целесообразная связь с внешней средой.

  2. Кора контролирует все функции, в том числе двигательные. Это важнейший командный центр, управляющий всеми нижележащими структурами.

  3. С корой у человека связаны речь и мышление. Человек руководствуется в своем поведении сознанием.

  4. Приобретение индивидуального жизненного опыта.


IV. Закрепление.

Сформулируйте вопросы по теме и задайте их учителю.

Дополнительно (если останется время).

Задания.

1. Определите, какие зоны коры будут воспринимать слово «ключ», написанное на доске. Установите, в каком полушарии эта надпись будет опознана. (Воспринимать слово будут зрительные зоны затылочных доле правого и левого полушарий. Надпись будет опознана в левом полушарии, если человек правша, потому что у этих людей центры речи находятся в левом полушарии)


2. Определите, какие зоны коры будут воспринимать реальный ключ. Установите, в каком полушарии этот предмет будет опознан. (Воспринимать реальный ключ будут зрительные зоны правого и левого полушарий, расположенные в затылочных долях. Предмет будет опознан в правом полушарии)


V. Домашнее задание.

§46.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!