(На доске слова Машина) - Назовите все звуки в этом слове. - Что вы заметили? (Все согласные звуки в слове твердые.) - Звук [Ш] твердый но после него нужно писать букву И. Так договорились люди между собой. Когда-то очень давно звуки [Ж] и [Ш] были мягкими с тех пор и осталось правило: после букв Ж и Ш пишется буква И. (Учитель вывешивает на доску карточки с сочетаниями ЖИ и ШИ.) - Запишите слова машина, подчеркните ШИ. Жи и ши с буквой и всегда пиши: Мыши, ежи, ужи, Лыжи, лужи, камыши. - На доске слова туча, роща. [туч’а], [рощ’а]. - Какие в этих словах звуки [ч’], [щ’]? (Согласные, мягкие, глухие, шипящие). - Буквы ч и щ обозначают мягкие непарные звуки [ч’], [щ’], поэтому перед любыми гласными читаются мягко. Люди договорились, что после ч и щ пишется буква а. (Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧА – ЩА) - А сейчас сделайте звуко-буквенный анализ слов чудак и щука. (по вариантам) - Что заметили? (звуки [ч’], [щ’] произносятся мягко, но пишется буква у. так договорились люди). - Какое правило можем вывести? (Ча – ща пиши с буквой а; чу – щу пишем с буквой у). (Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧУ – ЩУ) - Выполним упр. 1 с. 115 - Прочитайте. - Какую работы выполняют буквы И,А,У в буквосочетаниях, а какую нет? - Почему надо запомнить написание этих буквосочетаний? - Прочтите, на что нужно обратить внимание. - Почему в буквосочетаниях ЖИ – ШИ пишется буква И? - Почему в буквосочетаниях ЧА – ЩА пишется буква А, а в буквосочетаниях ЧУ – ЩУ – буква У? Упр. 2 с. 116 - Прочитайте. - Выполним это упр. у доски. - Как пишутся сочетания ЖИ – ШИ? - Как пишутся сочетания ЧА – ЩА? - Как пишутся сочетания ЧУ – ЩУ? Упр.3 - Рассмотрите рисунка. - Назовите предметы. - Произнесите звук, который есть во всех словах? ([Ы]) - А какой буквой его нужно обозначить на письме? (И) - Выполним задания. - давайте прочитаем информацию на страничке для любознательных. - Что вы узнали? |