СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Правило правописания сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Правило правописания сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу.»

Класс 1

Предмет: Русский язык

Тема: «Буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Правило правописания сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Цели:

- создать условия для повторения и закрепления навыка употребления буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; проверить прочность усвоения навыка.

Формирование УУД:

Личностные: 

- положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

- эстетические чувства, чувство точного, яркого слова;

Регулятивные:

- контролировать процесс и результаты деятельности.
Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.

Литература: поурочные разработки.

План:

1.Орг.момент (1 мин)

2. Минутка чистописания (5мин)

3.Словарная работа ( 5 мин)

4.Актуализация знаний (2 мин)

5. Работа по теме урока (15 мин)

6. Физкультминутка (1 мин)

7. Закрепление изученного материала (10 мин)

8. Рефлексия (3 мин)

Ход урока


Этапы

Содержание

+ и – замечания

Орг.момент

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Будьте все внимательны ,

А еще старательны.


Минутка чистописания

- Открыли тетради, записываем число и классная работа.

Щщ Щщ щи щу ща

Щи да каша-пища наша.

- Молодцы!


Словарная работа

- Открываем тетради, записываем число и классная работа.

- Записываем словарные слова.

(Лопата, медведь, мороз, Москва, одежда, пальто, пенал, петух, посуда, ребята, русский, сапоги, скоро, собака, сорока, тетрадь)


Актуализация знаний

- Прочитайте стихотворение, записанное на доске. Найдите как можно больше орфограмм.

(Учащиеся по очереди выходят к доске, подчёркивают орфограммы.)

Булочка, чашка, чайник, чаёк,

Кошка Пушинка, конёк Воронок,

Девочка Ира и мальчик Илья.

Сколько здесь правил

Нашли вы, друзья?

- Молодцы!

- Прочитайте тему нашего урока. (Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.)

- Сегодня на уроке мы будем учиться находить в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов с этими буквосочетаниями.


Работа по теме урока

(На доске слова Машина)

- Назовите все звуки в этом слове.

- Что вы заметили? (Все согласные звуки в слове твердые.)

- Звук [Ш] твердый но после него нужно писать букву И. Так договорились люди между собой. Когда-то очень давно звуки [Ж] и [Ш] были мягкими с тех пор и осталось правило: после букв Ж и Ш пишется буква И.

(Учитель вывешивает на доску карточки с сочетаниями ЖИ и ШИ.)

- Запишите слова машина, подчеркните ШИ.

Жи и ши с буквой и всегда пиши:
Мыши, ежи, ужи,
Лыжи, лужи, камыши.

- На доске слова туча, роща. [туча], [роща].

- Какие в этих словах звуки [ч’], [щ’]? (Согласные, мягкие, глухие, шипящие).

- Буквы ч и щ обозначают мягкие непарные звуки [ч’], [щ’], поэтому перед любыми гласными читаются мягко. Люди договорились, что после ч и щ пишется буква а.

(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧА – ЩА)

- А сейчас сделайте звуко-буквенный анализ слов чудак и щука. (по вариантам)

- Что заметили? (звуки [ч’], [щ’] произносятся мягко, но пишется буква у. так договорились люди).

- Какое правило можем вывести? (Ча – ща пиши с буквой а; чу – щу пишем с буквой у).

(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧУ – ЩУ)

- Выполним упр. 1 с. 115

- Прочитайте.

- Какую работы выполняют буквы И,А,У в буквосочетаниях, а какую нет?

- Почему надо запомнить написание этих буквосочетаний?

- Прочтите, на что нужно обратить внимание.

- Почему в буквосочетаниях ЖИ – ШИ пишется буква И?

- Почему в буквосочетаниях ЧА – ЩА пишется буква А, а в буквосочетаниях ЧУ – ЩУ – буква У?

Упр. 2 с. 116

- Прочитайте.

- Выполним это упр. у доски.

- Как пишутся сочетания ЖИ – ШИ?

- Как пишутся сочетания ЧА – ЩА?

- Как пишутся сочетания ЧУ – ЩУ?

Упр.3

- Рассмотрите рисунка.

- Назовите предметы.

- Произнесите звук, который есть во всех словах? ([Ы])

- А какой буквой его нужно обозначить на письме? (И)

- Выполним задания.

- давайте прочитаем информацию на страничке для любознательных.

- Что вы узнали?


Физкультминутка



Закрепление изученного материала

Упр.4 . с.117

- Прочитайте.

- Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЖИ или ШИ)

- Выполним задание у доски.

- Прочитайте слова, которые вы записали? Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.

- Назовите слова, Которые вы подобрали самостоятельно.

- Запишите слово Машина, поставьте ударение и подчеркните безуд гл.

Упр. 5

- Прочитайте. Что вы заметили? (Строки расположены не по порядку.)

- Расположите строки стихотворения в нужном порядке.

- Назовите автора строк (С.Маршак)

- Найдите слова с буквосочетаниями ЖИ – ЖИ.

- Запишите стихотворения, расположите строки в правильном порядке.

Упр. 6.

- Прочитайте.

- Сколько предметов называют данные слова?

- Как нужно изменить эти слова, чтобы они обозначали несколько предметов?

- Выполним задания.

- Молодцы!


Рефлексия

- Что нового вы узнали на уроке?

- Приведите примеры слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

- Почему написание гласных букв в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу надо запомнить?













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!