СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе и способы проверки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе и способы проверки", 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе и способы проверки"»

Русский язык

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе и способы проверки

Тип урока

Поиск и открытие нового способа действия

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с падежными окончаниями имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го

склонения и со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных; совершенствовать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных трех склонений; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с падежными окончаниями имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения и со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных; научатся правильно писать безударные падежные окончания имен существительных трех склонений; использовать на практике алгоритм проверки падежного безударного окончания имени существительного с помощью проверочного слова; определять падеж и тип склонения имени существительного; выполнять звуко-буквенный разбор слова

Метапредметные УУД

Познавательные: ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных

книг, понимать прочитанное; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции

и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; проявлять этические чувства (стыд, совесть, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость), сочувствие и сопереживание; понимать чувства одноклассников, собеседников

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний.

Проверка

домашнего задания (рабочая тетрадь).

Минутка чистописания.

– Прочитайте задание 133. Распределите имена существительные в три группы по склонениям. Запишите слова группами.

– Допишите в каждую группу еще по три слова.

– Подчеркните в словах изучаемые орфограммы.

– Составьте и запишите предложение с любым именем существительным.


– Запишите буквосочетания.

– Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Объясните смысл пословиц.

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

Беседа, дядя, юноша, коллекция, деревня, дружба

Тополь, корабль, молоко, автомобиль, календарь, растение, рояль

Скатерть, мебель, сирень, морковь, рожь, обувь, совесть


Выделять существенную информацию

из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять

актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с це-

Работа над словами с непроверяемым написанием

– Отгадайте загадку:

Вперевалку зверь идет 

По малину и по мед. 

Любит сладкое он очень. 

А когда приходит осень, 

Лезет в яму до весны, 

Где он спит и видит сны.

(Медведь.)

МЕДВЕДЬ – 1. Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами. 2. Перен. О крупном, сильном, но грузном и неуклюжем, неловком человеке. МЕДВЕДЯ так назвали потому, что он знает, ВЕДАЕТ, где найти в лесу МЁД. МЕДВЕДЬ – МЁД, ВЕДАЮЩИЙ = «знающий, где есть мёд».

Однокоренные слова: медведюшка, медвежонок, медведиха, медвежий, медведица, медвежатник.

Синонимы: мишка, косолапый, Топтыгин.

Фразеологизмы:

МЕДВЕДЬ НА УХО НАСТУПИЛ – отсутствие музыкального слуха.

МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА – неумелая услуга, причиняющая только неприятность.

Пословицы и поговорки:

Медведя бояться  в лес не ходить.

Медведь неуклюж, да дюж.

Кто боится медведя, тот боится и его следов.

Для медведя зима – одна ночь.

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.


п







ч






М

Е

Д

В

Е

Д

Ь


л







а
















Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения

левой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу

III. Сообщение темы урока. Опреде- ление целей урока

– Послушайте стихотворение Ю. Карасева «Приключения зеленого листа» и определите, в каких падежах стоит слово «лист».

– Вставьте пропущенные буквы: на х..лме, ч..совой, б..лизна, пос..нел.

– Как вы проверяете безударную гласную в корне слова? (Чтобы проверить безударную гласную

в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы на эту гласную падало ударение.)

– Вставьте пропущенные гласные в следующих словах: в речк.., у печк.. .

– Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение? Чем это задание отличается от предыдущего? (Мы не знаем, как проверять безударную гласную в окончании.)

– Прочитайте тему урока.

– Сегодня на уроке будем учиться правильно писать безударные падежные окончания имен существительных

Определяют падеж слова «лист».

Как-то раз с большого клена

Оторвался лист (И. п.) зеленый

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зеленого листа (Р. п.).

Ветер нес его и нес.

Бросил только на мосту.

В тот же миг веселый пес

Шмыг – к зеленому листу (Д. п.),

Лапой – хвать зеленый лист (В. п.),

Дескать, поиграем.

«Не хочу» – парашютист

Головой качает…

Ветер вмиг с листом (Т. п.) зеленым

Над землей взметнулся снова,

Но шалун листок упал…

Я пишу в саду под кленом

Стих о том листе (П. п.) зеленом

Принимать

и сохранять учебную цель и задачу. Планировать свое

действие в соответствии
с поставленной задачей

и условиями ее реализации. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом. Работа

по учебнику

(упражне-

ние 181)

– Рассмотрите таблицу «Падежные окончания

имен существительных единственного числа 1, 2

и 3-го склонения».

– Сравните падежные окончания имен существи- тельных всех трех склонений. В каких падежах они имеют одинаковые окончания?

– Устно просклоняйте имена существительные любого склонения парами. Проверяйте безударные падежные окончания по таблице

Делают вывод: имена существительные 1-го и 2-го склонения имеют одинаковое окончание -е

в дательном и предложном падеже. Имена существительные 1-го и 3-го склонения имеют одинаковое окончание -и в родительном падеже

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 182)

– Расскажите по таблице «Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных» о способах проверки.

– Каким способом вы воспользуетесь для проверки написания выделенных окончаний имен существительных в данных предложениях?

– Как проверяем безударную гласную в корне слова? (Ставим ее под ударение, подбираем проверочное слово.)

– Какие у вас есть предположения, как определить, какую гласную нужно писать в безударных окончаниях имен существительных? (Надо подобрать проверочное слово, у которого окончание ударное.)

– Какое слово может быть проверочным? (Проверочное слово должно быть того же склонения и в том же падеже с ударным окончанием.)

Выполняют синтаксический разбор предложения.

На полянке под осиной вырос подосиновик. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)

вырос (где?) на дороге

вырос (где? под чем?) под осиной

Составляют алгоритм проверки падежного безударного окончания имени существительного с помощью проверочного слова.

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль по результату



– Какое существительное выберем для проверки безударных окончаний существительных 1-го склонения? 2-го склонения? 3-го склонения?

– Определите, как же нужно действовать, чтобы безударное окончание существительного проверить ударным окончанием

Алгоритм проверки:

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Определить склонение и подобрать проверочное слово.

3. Поставить проверочное слово в нужный падеж.

4. Написать такое же окончание, как в проверочном слове



VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 184).

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Прочитайте. Определите падеж выделенных имен существительных. Как вы думаете, одинаковыми или различными будут окончания этих существительных в данном падеже? Почему?

– Как вы будете решать следующую орфографическую задачу: какое окончание и почему нужно писать в каждом имени существительном?

– Запишите предложения, вставляя пропущенные окончания.

Организует работу по применению алгоритма решения орфографических задач в безударных падежных окончаниях имен существительных.

– Мальчик-иностранец не воспользовался памяткой «Как определить букву в безударных падежных окончаниях имен существительных» и допустил ошибку в рассуждениях, что привело к неверному написанию.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Записывают предложения, вставляют пропущенные окончания.

Давно облетели осенние листья клена (2-е скл.

Р. п.), липы (1-е скл., Р. п.), тополя (2-е скл., Р. п.),

березки (1-е скл., Р. п.). Только иглы ели (3-е скл.,

Р. п.), кедра (2-е скл., Р. п.), пихты (1-е скл., Р. п.)

остались зелеными.

Выполняют синтаксический разбор предложения.

Давно облетели листья клена, липы, тополя, березки. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)

облетели (когда?) давно

листья (какие?) осенние

листья (чего?) клена, липы, тополя, березки

Исправляют ошибки. березки

Исправляют ошибки.

Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргумен-

тировать свою

точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение



Подошли куда? к чему? (к степи) к рощи.

Снежный бугор быстро образовался где? на чем?

(на стене) на крыше сторожке.

Ребята шли где? по чему? (по реке) по краю дороге.

Увидели кого? (ежа) ежиха.

– Вы согласны с такой проверкой? Какое различие между проверочным словом и проверяемым он не учел? (Проверочное слово и проверяемое должны быть одного склонения.)

– Найдите окончания некоторых слов в поговорках. Окончание – изменяемая, подвижная часть слова. Она легко может потеряться. Применив новые знания, решите орфографическую задачу. Для нахождения верного ответа выполните вслух (шепотом) развернутое рассуждение.

Собирай по ягодк.. – наберешь кузовок.

Без букваря и грамматик.. не учатся и математик.. .

Капля по капл.. и камень точит.

Азбука – к мудрост.. ступенька.

– Как правильно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударного падежного окончания имен существительных?

Подошли куда? к чему? (к реке) к роще.

Снежный бугор быстро образовался где? на чем?

(на стене) на крыше чего? (стены) сторожки.

Ребята шли где? по чему? (по окну) по краю чего?

(реки) дороги.

Увидели кого? (реку) ежиху.


ние и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Работа в тет-

ради (зада-

ние 134)

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте присказку из сказки «Царевна-лягушка». Вставьте пропущенные буквы.

В некотором царств (П. п.), в некотором государств (П. п.) жил да был царь с цариц (Т. п.). У него было три сына – все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказк (П. п.) сказать, ни пером описать. Младшего сына звали Иван-царевич.



VII. Итог урока. Рефлексия

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Что называется именем существительным?

– Как изменяется имя существительное?

– Как определить тип склонения имени существительного? Как проверить безударное окончание имен существительных? Как определить падеж существительных в предложении?

– Сколько падежей в русском языке?

– Как определить безударную гласную в окончании имени существительного?

– Давайте попробуем понять, что мы чувствуем после этого урока. На листочках записаны вопросы. Каждый отвечает на них кратко и четко.

1. Что было самым легким?

2. Что было самым трудным?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Продолжают высказывания:

• Сегодня я узнал…

• Было трудно…

• Я выполнял задания…

• Я понял, что…

• Теперь я могу…

• Я приобрел…

• Я научился…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

– Выполнить задание 135 в рабочей тетради, упражнение 183 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!