СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по Пушкинским местам Санкт - петербурга

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование современных педагогических технологий: проблемное обучение с применением приемов интегрирования, музейно – педагогических технологий, здоровьесберегающих технологий.Цель урока: совершить  экскурсию по площади Искусств к памятнику А. С. Пушкину,  познакомить школьников с фактами биографии поэта, связанными с жизнью в Петербурге, и определить, почему памятник поэту украшает площадь.  

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по Пушкинским местам Санкт - петербурга»

Учитель русского языка и литературы

Аксенова В. А.




Конспект урока – экскурсии

из цикла «Литературные места Санкт – Петербурга»

«Пушкинские места Санкт – Петербурга.

Площадь Искусств»

с использованием технологии проблемного обучения



Использование современных педагогических технологий: проблемное обучение с применением приемов интегрирования, музейно – педагогических технологий, здоровьесберегающих технологий.


Цель урока: совершить экскурсию по площади Искусств к памятнику А. С. Пушкину, познакомить школьников с фактами биографии поэта, связанными с жизнью в Петербурге, и определить, почему памятник поэту украшает площадь.



Задачи урока:


Образовательные: воссоздать окружающую площадь атмосферу творчества, обобщить изученное о Пушкине, продолжать развитие ассоциативного мышления и творческого воображения обучающихся.



Развивающие: способствовать развитию кругозора и формированию интеллектуально развитой личности ученика через приобщение к культуре города; развитие речи, формирование эмоционально-эстетическую отзывчивости к красоте Петербурга



Воспитательные: воспитывать духовно-нравственные качества личности: патриотизм, любовь к родному городу, к культурному наследию своего народа, к русской поэзии, а также культуру поведения в общественном месте и на дороге.



Форма работы: коллективная


Методы: проблемный, наглядный


Тип урока: комбинированный


Источники: Энциклопедия Санкт – Петербурга (http://www.encspb.ru/), энциклопедия классической музыки (http://intoclassics.net/news/ ), сайт, посвященный жизни и творчеству А. С. Пушкина (http://pushkin.niv.ru/), Энциклопедия искусства. Пушкинский Петербург (http://www.artprojekt.ru/referats/literature/li_22309.htm)


















План – конспект урока

«Пушкинские места Санкт – Петербурга.

Площадь Искусств»




Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Организационный момент


Первая фаза технологического цикла - подготовка к восприятию проблемы




Работа по правилам поведения в общественном месте














Вторая фаза технологического цикла - постановка проблемы

Приветствие



Дорогие ребята! Сегодняшний урок необычный. Сегодня мы с вами посетили одно из самых красивых мест Санкт – Петербурга.

Вспомните пожалуйте «Правила настоящего петербуржца», которые мы с вами составляли на одном из уроков, и скажите, как мы должны себя вести во время экскурсии.


Спасибо, молодцы!

Как называется место, на котором мы сейчас находимся с вами?

А кому установлен этот памятник?

Наша задача не только совершить экскурсию по самой красивой площади Петербурга, но и подумать, почему памятник А. С. Пушкину установлен именно здесь.









Учащиеся называют правила поведения во время посещения общественных мест.

















Площадь Искусств



А. С. Пушкину

Проверка домашнего задания

Дома вы должны были вспомнить, какие еще места Санкт – Петербурга связаны с именем А. С. Пушкина?

Царскосельский Лицей, музей – квартира А. С. Пушкина на Мойке, Черная речка и др.

Третья фаза технологического цикла -

процесс решения проблемы


Беседа по заданному домашнему материалу



Представление и обмен информацией
























Работа по ПДД













Сравнительный анализ




















Четвертая фаза технологического цикла – стадия синтеза и обобщения

А теперь давайте пройдем по площади

  • Площадь Искусств - одно из красивейших мест Санкт-Петербурга. Почему она получила это название? Какими зданиями окружена площадь?


  • Побывали ли вы в театре им. Мусоргского на площади Искусств? Какие оперы видели? Какие произведения Мусоргского вам знакомы?







Давайте пройдем дальше.

  • Что располагается сейчас в Михайловском дворце?









А теперь мы с вами перейдем через дорогу. Ребята! Скажите, какие правила должен соблюдать пешеход при переходе через дорогу?


Дорогие друзья города! Мы с вами обошли всю площадь, увидели, какие замечательные здания ее окружают, а теперь вернулись к памятнику…

  • Какие еще памятники Пушкину вам известны? Кто его автор?

  • Как имя Пушкина связано с Царским Селом?


Учитель показывает фотографию памятника А. Пушкину в Царском Селе

  • Сравните памятник Пушкину на площади и изображение памятника в Царском Селе. Найдите различия, схожесть.


Памятник А. С. Пушкину скульптора Аникушина появился на площади лишь в 1957 году, но кажется, что он стоял здесь всегда.


А теперь обернитесь вокруг. Почему площадь называется «Площадь Искусств»? Какие стихии соединяются в ансамбле площади?


Теперь мы с вами можем ответить на главный вопрос. Почему именно памятник Пушкину украшает площадь Искусств? Почему волею русского народа Пушкин удостоен такой чести?





Малый драматический театр оперы и балета им. Мусоргского, Михайловский дворец, памятник Пушкину, Филармония





Дети делятся своими впечатлениями от посещения театра

Один из учеников делает небольшое сообщение: Справочный материал: Модест Петрович Мусоргский (1839-I88I) - композитор, деятель ис­кусств, автор опер "Борис Годунов", "Хованщина", "Сорочинская яр­марка.


Один из учеников делает небольшое сообщение

Государственный Русский музей

Справочный материал: Михайловский дворец построен в 1825 г. архитектором Росси для вели­кого князя Михаила Павловича в стиле классицизм, подчеркивается торжественность и пышность .




Учащиеся называют правила дорожного движения









А. С. Пушкину…?


Памятник Пушкину в Царскосельском парке, скульптор Р.Бах, 1900 г.


В Царскосельском Лицее прошли юные годы поэта, жил в Царском Селе и позже.







Учащиеся подчеркивают различия двух памятников











Музыки, живописи и поэзии




Пушкин – символизирует русскую поэзию, он русский национальный поэт, прославивший русскую литерату­ру во всем мире.


Закрепление учебного материала




А теперь, «Пушкинская викторина»


  1. “Победителю – ученику от побежденного учителя ”, - написал на своем портрете, подаренном Пушкину в день окончания им “Руслана и Людмилы”, один из крупнейших поэтов того времени. Кто был этот поэт?


  1. В стихотворении Пушкина мы встречаем эти строки: “Друзья мои, прекрасен наш союз. Он, как душа, неразделим и вечен”. О каком союзе идет речь?


  1. «Голубка дряхлая моя» Кому посвящает эти строки поэт?


  1. "Мой первый друг,
    Мой друг бесценный!"Кого так называет Пушкин?



  1. Имя кого носит Малый драматический театр оперы и балета?


  1. Какие оперы Мусоргского написаны по произведениям Пушкина?


  1. Кто автор памятника, установленного на площади Искусств?


  1. В каком году появился памятник?


  1. Как называется дворец, в котором располагается Русский музей?


  1. Какие три стихии объединяет площадь Искусств?












В. А. Жуковский







Лицейское братство






Няня




И. И. Пущина





Мусоргского




«Борис Годунов»,» Хованщина»

«Руслан и Людмила»




Аникушин





1957



Михайловский




Живопись, музыку и поэзию

Рефлексия

Ребята! Интересный ли был урок? Теперь пусть каждый, к кому я буду обращаться, закончит фразу.


На экскурсии мне было…

На экскурсии я не…

Я побывал…

Я узнал, что…

Я не знал, что…

Я знал, что…

Мне было весело, когда…

Мне было интересно узнать, что…

Я хочу, чтобы…







Дети заканчивают фразу, начатую учителем

Домашнее задание

Каким вы видите свой памятник Пушкину?


Устное словесное рисование

Заключение

Пушкин - великий русский поэт. Его имя значимо во всем мире. Наше знакомство с Пушкиным начинается еще в раннем возрасте, его имя сопровож­дает нас в течение всей жизни. А сегодняшний разговор лучше всего завершить бессмертными строками поэта.

Чтение стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».















Возложение цветов к подножию памятника





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!