СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по обществознанию в 10 классе «Демократические выборы и политические партии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить обучающихся с понятием «избирательное право»; раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе; научить различать активное и пассивное избирательное право; познакомить с понятиями «выборы» и «референдум», с процедурой голосования

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по обществознанию в 10 классе «Демократические выборы и политические партии»»

Методическая разработка урока по обществознанию в 10 классе

«Демократические выборы и политические партии», 2 часа

632780 Новосибирская область Баганский район село Савкино, улица Восточная 12/2,

Парфенова Юлия Николаевна

тел. дом. 89529421542, тел. рабочий 8(383)5343115

май 2019г.









































Тема: Демократические выборы и политические партии.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить обучающихся с понятием избирательное право, в избирательный процесс получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах, многопартийность.

Задачи:

1. познакомить обучающихся с понятием «избирательное право»; раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе; научить различать активное и пассивное избирательное право; познакомить с понятиями «выборы» и «референдум», с процедурой голосования.

2. сформировать аналитические умения и навыки (применять полученные знания на практике, вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение);

3. способствовать правовому воспитанию; воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся.

4.готовить к осознанному выполнению роли избирателя.

Оборудование: фрагменты документов, текст задач, ситуаций, кроссворд.

Основные понятия: Конституция РФ, выборы, рефе­рендум, активное избирательное право, пас­сивное избирательное право, избирательные комиссии.

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала

(Слова мыслителя И.А. Ильина записаны на доске)

«Участнику демократического строя необходимы личный характер и преданность Родине, черты, обеспечивающие в нем определенность воззрения, неподкупность, ответственность и гражданское мужество.» В условиях демократии, когда источником власти является народ, необходимо каждому гражданину страны осознавать важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах.

Рассмотрим ситуацию:

Десятиклассница нашей школы Юля Ш. впервые будет участвовать в выборах президента 17 марта 2024 года. Является ли ее добровольное участие в выборах – свидетельством того, что она “участник демократического строя”?

Предложите аргументированную защиту своей позиции.

При обсуждении ситуации учащимися выявились две противоположные позиции: “да” и “нет”.

Учитель: “Далеко не случайно то, что у нас выявилась группа ребят, считающая, что участие в выборах – далеко не участие в управлении государством. Более того, часть молодежи и взрослого населения нашего села выражают пассивное отношение к выборам. Предположите, какие еще проблемы мы поставим на сегодняшнем уроке?

Обучающиеся предлагают:

– проблема равнодушного отношения к будущему своей страны;

– проблема формирования активной жизненной позиции молодежи;

– проблема “мой голос ничего не решает”

Для обсуждения данных проблем необходимо разобраться, прежде всего, с избирательной системой в РФ, многопартийностью.

С выборами человечество столкнулось еще на заре своей истории. Сегодня без выборов невозможно предста­вить политическую жизнь демократического общества.

А всегда ли выборы проходили так как проходят сегодня? И с кого времени люди начали выбирать?

Обучающиеся заслушивают сообщение  

«Выборы в истории человечества» (опережающее задание Мирохин Н.):

Человеку и человечеству свойственно выби­рать. Элементы первичного родового народовла­стия принято называть «первобытной демократи­ей». В те времена предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей.

Достаточно развитых форм достигла родовая демократия у древних германцев, саксов и фран­ков. Зрелую форму управления представляли собой народные собрания древних греков в пери­од ахейской Греции.

Одним из ярких вождей демоса был Перикл, при котором афинская демократия достигла свое­го апогея. Народному собранию были приданы законодательные функции, оно превратилось в орган государственной власти, действенный институт прямой демократии.

Шли годы, столетия, сменялись государства и формы народовластия. Среди форм народного представительства следует обратить внимание на английский парламент, первое заседание которо­го состоялось в 1265 г. Это был сословно-представительный орган, состоящий из палаты лордов и палаты общин.

Выбирали и на Руси. Достаточно вспомнить Новгородское вече — орган прямой демокра­тии, выросший из родовых общин, которые отличались развитым самоуправлением. Для русского семейно-родового строя были харак­терны принципы, выраженные в поговорках: «Мир — великий человек», «Куда мир — туда и мы», «Мы от мира не отметчики», «На миру и смерть красна».

В период Московского царства для решения важных вопросов при государе возникли Зем­ские соборы, в состав которых входили все чины Московского государства: бояре, дворя­не, дьяки, выборные от городов и т.д.

Следует упомянуть о предшественнице нынеш­ней Нижней палаты Федерального Собрания — Государственной думе. Манифест о ее создании был подписан Николаем II в августе 1905 г. Пер­воначально она являлась законосовещательным учреждением, но вскоре приобрела законода­тельные функции. Закон о выборах в Думу несколько раз изменялся.

В советский период в России выборы как тако­вые сохранялись, но были формальны, поскольку кандидаты назначались партийными комитетами на безальтернативной основе и ни у кого из рядо­вых граждан не возникало мысли выдвинуть кан­дидата по собственной воле.

С началом демократических преобразований в избирательной системе страны начались суще­ственные перемены, направленные на воплоще­ние принципов народоправства.

Учитель: В современных демократических государствах граждане имеют право на участие в управлении государством. Контроль за формированием и деятельностью законодательных, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления гражданам позволяет осуществлять участие в выборах или голосование. Выборы – арена для политической борьбы. Для того, чтобы эта борьба не принесла вред обществу, ее ограничили определенными рамками, которые установлены законами, содержащими нормы избирательного права.

Итак, избирательное право – это совокупность правовых норм, устанавливающих принципы и порядок проведения выборов. ( записать в словарь)

Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической зрелости каждого гражданина. Право избирать и быть избранным зафиксировано в Конституции РФ. Кроме этого к нормативной основе выборов можно отнести и следующие документы:

1.Всеобщая декларация прав человека 1948г

2.ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан»

3.ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»

4.ФЗ «О выборах президента РФ»

Учитель: Обратимся к тексту Конституции РФ и ответим на следующие вопросы ( Конституция РФ на парте для обучающихся):

1.кто имеет право избирать?

2.кто не имеет права избирать и быть избранным?

Работа обучающихся с КРФ

КРФ ст. 32. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосред­ственно, так и через своих представителей.

Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Не имеют права избирать и быть избран­ными граждане, признанные судом недееспо­собными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Избирательное право граждан

Учитель: Свое избирательное право граждане могут осуществлять в разных формах.

(Записать в словарь)

Чтобы выяснить, что такое активное и пассивное избирательное право и чем они отличаются , давайте обратимся к выдержкам из ФЗ №67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

(Обучающиеся работают с документом)

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

26) избирательное право активное (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

27) избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

28) избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации;

Ответы учеников:

Согласно Федеральному закону № 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Статья 27 Федерального закона гласит (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

В президенты – с 35 лет

В Государственную Думу - с 21года

Учитель: Ребята, а можете ли вы назвать депутатов Государственной Думы РФ? (ответы обучающихся) Знаете ли вы местных депутатов?

(ответы обучающихся)

Сегодня на уроке у нас в гостях депутат нашего села Булкина Т.Д.. Она расскажет нам о своей депутатской деятельности.

(Выступление Булкиной Т.Д. о работе депутата). Вопросы Булкиной Т.Д.

1. Трудно ли быть депутатом? Что вам нравится, а что не нравится в депутатской работе?

2. Перед кем ответственен депутат?

Учитель: Одной из форм участия граждан в политической жизни страны являются выборы. Путём голосования мы выбираем определённую кандидатуру, т.е. осуществляем активное избирательное право.

Вы́боры — это процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования.

 Выборы — одна из наиболее распространенных форм участия людей (граждан и так далее) в общественно-политической жизни государства, страны. (Записать в словарь)

Каким же образом происходит процедура выборов? У каждого мероприятия есть своеобразный план действий, определенный алгоритм. Есть он и у избирательного процесса. Давайте проследим за порядком проведения выборов за процедурой голосования на избирательных участках.

 Избирательный процесс – это деятельность по подготовке и проведению выборов. (записать в словарь) 

Итак, избирательный процесс состоит из нескольких стадий:

А) назначение выборов;

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральное Собрание, Государственной Думы – Президент РФ, представительного органа субъекта РФ – глава субъекта, высшего должностного лица – представительный орган этого субъекта РФ.

Днем голосования всегда является воскресенье.

В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.

Б) составление списков избирателей;

Далее проводится регистрация избирателей. Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.

В) образование избирательных округов и избирательных участков; Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки.

Г) создание избирательных комиссий;

Для организации выборов формируются избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Центральная избирательная комиссия ( ЦИК)

Избирательные комиссии субъектов РФ (ЦИКСРФ)

Окружные избирательные комиссии (ОИК)

Территориальные(районные, городские и т.п.) (ТИК)

Участковые избирательные комиссии (УИК)

(Записать кластером с доски в тетрадь)

Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.

В нашем селе во время проведения выборов работает своя Участковая избирательная комиссия. Сегодня на урок мы пригласили председателя УИК

Шпирко Т.А.

Шпирко Т.А. расскажет нам о работе и полномочиях УИК нашего села.

(Выступление Председателя УИК Савкинского сельсовета Шпирко Т.А.)

Вопросы к Шпирко Т.А.

Д) выдвижение кандидатов и их регистрация;

Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией.

Е) предвыборная агитация;

После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию. Например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т. п.

Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 00ч.00мин. по местному времени за сутки до дня голосования.

Ж) голосование;

Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.

З) подсчет голосов и определение результатов выборов.

Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.

Учитель: При подсчете голосов делается вывод о состоявшихся или несостоявшихся выборах. По необходимости назначаются повторные выборы или второй круг выборов.

Кроме выборов ещё одним проявлением активного избирательного права является участие граждан в референдуме. В чём заключается суть референдума, и в чём отличия референдума от выборов. В этом нам поможет разобраться Малиновский В.

Сообщение обучающегося о референдуме ( Форманюк Н.)

Рефере́ндум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. ( записать в словарь)

Нельзя не интересоваться, будучи патриотом своей страны, её политической жизнью. Пройдёт несколько лет и мы будете иметь право участвовать в выборах. Осмысленное и самостоятельное участие личности в политике предполагает наличие политических знаний, опыта и культуры. Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того ли иного уровня. И так, выборы являются важнейшим демократическим институтом, обеспечивая возможность гражданам участвовать в управлении государством через систему голосования.

Часто бывает так, что правящие власти разделяются во мнениях относительно дальнейшей жизни страны. В этом случае точку в вопросе может поставить народ.

Иногда референдум позволяет избежать спекуляций со стороны отдельных политиков, особенно если на голосование ставятся вопросы, касающиеся органов исполнительной и законодательной власти.

Конституционный референдум обеспечивает чистоту и прозрачность Основного закона, а это, в свою очередь, гарантирует его исполнение жителями страны. Кроме того, референдум дает возможность добиться согласия в обществе, ведь граждане государства сами определяют, как они хотят жить.

Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.

Итоги референдума в нашей стране 12 декабря 1993г. принята Конституции Российской Федерации ( записать в тетрадь)

Типы избирательных систем. Работа в группах учебник стр.253-256

1.Мажоритарная избирательная система её характеристика, плюсы и минусы

2. Пропорциональная избирательная система её характеристика, плюсы и минусы

3.Смешанная избирательная система её характеристика, плюсы и минусы.

Анализ работы в группах.

4. Решение заданий типы избирательных систем в государствах.

1. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что:

1) выборы являются всеобщими и равными;

2) победителем признается кандидат, получивший большинство голосов в своём округе;

3) голосование на участках является тайным;

4) избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений.

2.  Парламент данной страны формируется из представителей основных  политических партий, которые смогли преодолеть десятипроцентный избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков еще один, характерный для избирательной системы данной страны.

1)

Депутаты представляют различные социальные группы.

2)

В стране создается единый избирательный округ

3)

В день голосования запрещена агитация на избирательных участках

3.  Понятие «одномандатный округ» характерно для избирательной системы

1)

мажоритарной

2)

пропорциональной

3)

прямого делегирования

4)

многопартийной

4.  Верны ли следующие суждения об избирательных системах?

А. Пропорциональная система обеспечивает представительство всего спектра политических сил.

Б. Мажоритарная система создает преимущества малочисленным партиям.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

5.Что  характерно  и  для  мажоритарной,  и  для  пропорциональной избирательных систем?  

1)  выдвижение кандидатов списками от политических партий

2)  создание одномандатных избирательных округов

3)  формирование единого общенационального избирательного округа

4)  тайная подача голосов избирателей во время голосования

6.Что из приведенного ниже является примером смешанной избирательной системы?

  1. Одна половина состава парламента страны  Д.  избирается по мажоритарной системе,  другая половина  -  по пропорциональной.

  2. Конгрессмены США избираются по многомандатным избирательным округам, насчитывающим равное количество жителей.

  3. В Австралии победившим на выборах считается кандидат, набравший 50%  + 1 голос.

  4. Во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, во втором – большинство относительное.

Многопартийность

15 марта 1990 года внеочередной III Съезд народных депутатов провозгласил многопартийность в СССР.

Многопартийность один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия)

Политическая партия — иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.

По типу идеологии партии делятся на:

1. Либеральные партии

2. Демократические партии

3. Социал-демократические партии

4. Коммунистические партии

5. Националистические партии

6. Клерикальные партии

7. "Зеленые" партии

3.Для подведения итогов занятия внимание обучающихся вновь обращается на слова И.А.Ильина, записанные на доске.

Объясните: “Почему участнику демократического строя необходимы преданность Родине, неподкупность, гражданское мужество?”

Обучающиеся высказывают свои суждения

Для закрепления изученного материала работа с кроссвордом «Избирательное право»- 20 вопросов.

































Вопросы











Ответы

Домашнее задание
1.Написать эссе на тему « Я буду избирателем»

2.Прочитать § 23
3.Выполнить задание № 3 с. 262

Урок «Демократические выборы и политические партии» прошел в 10 классе. В классе 6 обучающихся. Ребята готовили заранее выступления на заданные темы, на уроке работали в группах с документами и текстом в учебнике, разгадывали кроссворд «Избирательное право».




Скачать

© 2019 1492 45

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!