СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по обществознанию на тему: Защита прав потребителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по обществознанию на тему: Защита прав потребителей»

Тема урока: Защита прав потребителей

Цели урока: 

образовательная: познакомить обучающихся с основными правами и обязанностями в области защиты прав потребителя; с правовым статусом потребителя в ЛНР;

развивающая: формировать элементарные умения защиты своих прав в данной области, способствовать  развитию экономического и логического  мышления, развивать навыки самостоятельной работы с текстом и применение своих знаний при решении практических задач;

воспитательная: воспитывать понимание того, что защита прав граждан стала в нашей стране обычным социально-правовым явлением; воспитывать толерантное отношение друг к другу; владение грамотными способами защиты прав потребителей, способствовать самовоспитанию  таких социальных качеств, как организованность, деловитость, самостоятельность, смелость. 

Тип учебного занятия комбинированный урок.

Методы обучения: иллюстративно-объяснительный, проблемный, наглядный.

Оборудование:

раздаточный материал - ситуационные задачи у каждого ученика; опорный конспект;

мультфильм «Как старик корову продавал».

Ход урока:

I. Организационный момент: проверка наличия обучающихся.


II. Актуализация материала прошлого урока

1. Кто такой рациональный потребитель?

2. Что такое рациональное потребление?

3. Перечислите источники доходов и расходы потребителя.

4. Какой набор товаров предпочтет потребитель?

5. Как потребление зависит от дохода?

6. Как вы понимаете сущность закона Энгеля?

III. Мотивация учебной деятельности

Преподаватель: Все мы постоянно выступаем в качестве потребителей - покупаем товары, обращаемся в службы быта, ездим на транспорте, пользуемся коммунальными и медицинскими услугами и т.д. и т.п. Часто при этом, увы, наши права нарушаются. Для того чтобы защитить свои права, нужно их знать. И сегодня мы узнаем, что мы должны делать, чтобы быть разумными и экономически грамотными потребителями.

ІV. Сообщение темы, целей и задач урока

1. Потребитель его права и обязанности

2.Защита прав потребителей.

3. О защите прав потребителей ЛНР.


V. Изучение нового материала.

1. Потребитель его права и обязанности

Задание обучающимся - Кто же такой потребитель?  Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос.

Преподаватель: Итак, потребитель - гражданин, купивший или имеющий намерение заказать, приобрести товары, услуги для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли. Товар предназначен только для личного пользования. 

Задание обучающимся: В каких случаях герои сказок были потребителями?

1. Муха-Цокотуха, когда «пошла на базар и купила самовар». (Да)

2. Старик по отношению к золотой рыбке. (Нет, т.к. хотел все и бесплатно)

Преподаватель: Таким образом, благополучие человека как потребителя,  зависит от его собственного грамотного поведения с продавцами. В первую очередь потребителю что нужно знать?

Обучающиеся: Свои права.

Преподаватель: Принято выделять следующие основные права потребителей.

Потребители имеют право на:

1. Защиту своих прав государством;

2. надлежащее качество продукции и обслуживания;

3. безопасность продукции;

4. необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции, ее количестве, качестве, ассортименте, а также о ее производителе (исполнителе, продавце);

5. возмещение вреда (убытков), причиненных дефектной или фальсифицированной продукцией или продукцией ненадлежащего качества, а также имущественного и морального (неимущественного) вреда причиненного опасной для жизни и здоровья людей продукцией в случаях, предусмотренных законодательством;

6. обращение в суд и другие уполномоченные органы государственной власти за защитой нарушенных прав;

7. объединение в общественные организации потребителей (объединения потребителей).


Обучающиеся записывают права в опорный конспект

Преподаватель: Но кроме прав потребители также имеют и обязанности

Потребители обязаны:

1. перед началом эксплуатации товара внимательно ознакомиться с правилами эксплуатации, изложенными в предоставленной производителем (продавцом, исполнителем) документации на товар;

2. в случае необходимости разъяснения условий и правил использования товара — до начала использования товара обратиться за разъяснениями к продавцу (изготовителю, исполнителю);

3. пользоваться товаром согласно его целевому назначению и придерживаться условий (требований, норм, правил), установленных производителем товара (исполнителем) в эксплуатационной документации;

4. с целью предотвращения негативных для потребителя последствий использования товара — применять предусмотренные производителем в товаре средства безопасности с соблюдением предусмотренных эксплуатационной документацией специальных правил, а в случае отсутствия таких правил в документации — придерживаться обычных разумных мер безопасности, установленных для товаров такого рода.

Обучающиеся записывают обязанности в опорный конспект

2.Защита прав потребителей.

Преподаватель (с привлечением знаний и опыта учащихся): Итак, с азбукой потребителя мы познакомились. Но эти права нужно уметь защищать. Каков механизм защиты наших прав  как потребителей?  

Существует три основных способа защиты прав потребителя.

Первый  способ - гражданин может защитить свои права сам, не обращаясь в другие органы. (Иметь документ, подтверждающий заключение договора купли - продажи товара или услуги (кассовый чек, расписка, квитанция товара или услуги, подтверждающий заключение договора купли-продажи, указать факт отказа, предъявить претензии магазину.) Если права потребителя были нарушены в момент оформления покупки, ему необходимо немедленно обратиться с устной претензией к должностному лицу предприятия торговли или обслуживания. Если же все было в порядке на этом этапе, но дома вскрылись отрицательные качества  товара  или услуги, то потребителю необходимо предъявить претензии магазину. В случае отказа необходимо написать претензию, изложить суть, указать факт отказа.

Второй способ  - обращение потребителя в одну из зарегистрированных общественных организаций потребителей. Общественные организации потребителей имеют право:

- проводить проверку качества и безопасности товаров;

- проверять соблюдение прав потребителей и правил обслуживания;

- участвовать в контроле за применением регулируемых цен;

- вносить в прокуратуру и другие органы материалы о привлечении к ответственности  лиц, виновных в нарушении прав потребителей;

- предъявлять иски в суд в интересах потребителей и т.д.

Третий способ  - обращение потребителя за защитой к специальным государственным    органам. В случае, когда потребитель сам не может разрешить конфликтную ситуацию, его государство  защищает. В органах местного самоуправления, отделах внутренних дел работают инспектора по борьбе с правонарушениями   в сфере потребительского рынка. К ним вы можете обратиться в случае нарушения ваших прав как потребителя. Если это обращение не поможет, вы вправе обратиться в суд с иском о нарушении ваших прав.

Четвертый способ - судебная защита прав потребителей. Защита прав потребителей осуществляется судом.

3. О защите прав потребителей в ЛНР

Защита прав потребителей представляет собой комплекс мер, направленных на исключение предоставления гражданину некачественного товара, а при его приобретении – на возможность замены или возврата затраченных денежных средств.

  

К сожалению, далеко не все потребители в полной мере используют права, предоставленные Законом «О защите прав потребителей», избегая затрат личного времени или просто не зная о них Ситуация усугубляется еще и тем, что при обнаружении некачественного товара покупатель и продавец вступают в конфликт и зачастую попросту не хотят услышать друг друга».

 

Конфликт интересов понятен – один участник складывающегося, мягко говоря, неконструктивного диалога потратил некую денежную сумму, а второй, в свою очередь, не желает прощаться с причитающейся из этой суммы выручкой.


В этом случае граждане могут обратиться с письменным заявлением в Государственную службу финансово-бюджетного надзора Луганской Народной Республики, которая расположена по адресу: площадь Героев ВОВ, 3а; в отдел защиты прав потребителей управления по вопросам торговли и сферы услуг городской Администрации, который расположен на улице Коцюбинского, 14, кабинеты №408 и №430. На территории торговых комплексов «Расцвет» и «Аркада», что в квартале 50 лет Октября, функционируют пункты по предоставлению консультаций (вторник – с 8.00 до 11.00), а также в мясомолочном павильоне луганского Центрального рынка (пятница – с 8.00 до 12.00). Помимо этого, для удобства луганчан работает телефонная  горячая линия по номеру: 58-07-37. 

   

Ускоренный курс «самозащиты»

 

Закон «О защите прав потребителей» довольно обширен и включает в себя множество пунктов, осведомленность в которых станет весьма полезной. 

 

Так, товары, которые нельзя обменять/вернуть: лекарственные препараты, предметы сангигиены, ювелирные изделия, белье нательное и постельное белье, чулочно-носочные изделия и ряд других.

 

Покупатель имеет право в течение 14 дней после покупки при предъявлении расчетного документа обменять непродовольственный качественный товар по причине неудовлетворенности его формой, габаритами, фасоном, при условии, если он не использовался и сохранен его товарный вид.

 

В установленный гарантийный срок потребитель вправе требовать пропорционального уменьшения цены, безвозмездного устранения недостатков в разумный срок и возмещения расходов на их устранение в случае выявления и подтверждения таковых посредством спецэкспертизы.

 

Продавец обязан заменить продовольственный товар ненадлежащего качества или возвратить потребителю уплаченные им деньги, если недостатки выявлены в пределах срока годности. 

 VІ. Обобщение и систематизация знаний. 

1. Задание: Сформулируйте советы покупателю.

Приблизительные ответы:

При покупке будьте внимательны, выбирайте товары тщательно и неторопливо.

Прочитайте руководство по эксплуатации и проверьте гарантию.

Проследите, чтобы продавец поставил печать и дату покупки в паспорте изделия.

Не забывайте забрать товарный чек, подтверждающий, что покупка совершена именно в данном торговом предприятии.

Требуйте сертификат качества.


2. Решение ситуационных задач.  А теперь давайте поучимся отстаивать свои права как потребителей на примере конкретных  жизненных ситуаций.   

1) Иванов купил корейский телевизор, к которому приложена инструкция на корейском и английском языках.  

2) В магазине вы приобрели платье, а когда пришли домой, увидели дырку на рукаве.

3) Вы купили банку сметаны. Дома заметили, что товар просрочен.

Обучающиеся предлагают свои варианты разрешения ситуаций.

3. Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

Задание обучающимся:  Если богач все же купил бы корову, какие права покупателя были бы нарушены?

«Качество товара» гласит: продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.

 «Информация о товарах» гласит: изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.


4. В каких случаях товар по требованию покупателя обязательно должен быть заменен на другой:

- гражданин купил музыкальный центр, но, не вскрывая упаковки, через месяц попросил заменить его с доплатой на более дорогой; (нет)

- гражданин купил литровый электрочайник, в течение недели кипятил воду, а потом попросил обменять его на двухлитровый; (нет)

- гражданин приобрёл микроволновую печь с 6 месячным гарантийным сроком, которая на 27 неделе вышла из строя из-за бракованной детали; (да)

- гражданин купил японский телевизор, но, не разобрав инструкцию, напечатанную на японском языке, включил его в сеть с нестандартным напряжением и аппарат сгорел (да)


VІІ. Подведение итога урока: Сегодня на уроке мы узнали, какие права и обязанности есть у потребителя и как можно защитить права. Так же мы рассмотрели конкретные ситуации из повседневной жизни, в которых может оказаться каждый из нас.

Выставление оценок за урок.


VІІІ. Домашнее задание:  проработать конспект, составить «Памятку потребителя».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!