СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по литературному чтению по теме " Фёдор Иванович Тютчев "Зима недаром злится..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по литературному чтению по теме " Фёдор Иванович Тютчев "Зима недаром злится..."»



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 р. п. Лесогорск












Методическая разработка урока

по литературному чтению во 2 классе

по теме

« Фёдор Иванович Тютчев «Зима недаром злится…»







Разработала:

Еренкевич Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов






















Цели:

Познакомить с новым произведением .

Обучать выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.

Расширять знания учащихся о лексическом значении слова, расширять знания об окружающем мире; развивать умения детей работать со стихотворным текстом. Развивать интерес к чтению.

Воспитывать бережное отношение к природе; чувство прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.

Оборудование. Портрет Ф.И. Тютчева; запись с произведениями П.И. Чайковского «Времена года», «Март», «Апрель»; картины художников ( И. Левитан «Март»; А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Весна – большая река»; Вера Матвеева «Весна» ); рисунки с образами Весны и Зимы; карточки со словами, обозначающими действия Весны и Зимы; Толковый словарь С.И. Ожегова.

Тип урока. Изучение нового материала

Планируемые результаты.


Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: анализировать стихотворение с целью выделения в нём существенных признаков: обобщать.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; строить монологическое высказывание

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие с гостями. Психологический настрой

Слайд1.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь,

Пусть этот день принесёт Вам всем хорошее настроение, радость.

Я желаю Вам, чтобы Вы были всегда здоровы

Всегда счастливы и бережно относились друг к другу.


На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь и в силах друзьям подарить.


Покажите, какое у вас настроение в данный момент. (смайлики)


  1. Создание проблемной ситуации. Мотивация

Слайд2

  • Посмотрите, на экране появилась запись «Всемирный День поэзии

-Как Вы это понимаете?

- Что такое поэзия?

Слайд3.

Поэзия – это красота.

Работа со словарём. Поэзия – это…

1. Это стихи, произведения, написанные стихами.

2. Это изящество и красота чего-либо.

- А кто – нибудь знает, когда Всемирный День поэзии?

Слайд4. Всемирный день поэзии – 21 марта

Я приглашаю вас окунуться в мир поэзии.

А вот чему будет посвящена поэзия, вы должны догадаться сами. У каждой группы на столе лежат конверты с загадками. Сейчас вам необходимо прочитать их и отгадать.

Она приходит в марте к нам,
Её узнаешь по шагам:
С ней зеленеет всё вокруг,
Она цветам и птицам друг! (весна)


Пара листиков зелёных
И цветочков самых нежных...
Он всегда весной доволен,
А зовут его... (Подснежник)


Не простой весенний месяц:

То мороз, а то — капель,

Он и солнечный, и светлый,

Называется... (Апрель)



Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
— Заглянул к нам месяц…( Март )

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы… ( Скворечник )

Солнце съест — Зиме конец

Серебристый Леденец… (Сосулька)


- Что объединяет все эти отгадки? (весна)

- Чему будут посвящены стихотворения в нашей теме? (весне)

  • Очень многие художники, поэты и композиторы посвящали свои произведения весне.

- Как вы думаете, почему?

  • Весна – это самое радостное время года, время пробуждения и обновления природы. Я предлагаю вам сейчас послушать произведение замечательного русского композитора П.И. Чайковского «Времена года. Март. Апрель». И одновременно познакомиться с картинами весны, написанными русскими художниками.

- Какое настроение создало увиденное и услышанное вами? (дети делятся впечатлениями).

  • А в нашей библиотеке вы можете найти и прочитать сборники стихов о весне разных поэтов.



  • У нашего стихотворения должен быть автор.

  • Чтобы узнать фамилию поэта, с творчеством которого будем знакомиться, разгадайте шифровку.


1

2

3

4

А

И

Ч

Р

У

Б

Ж

Ф

В

А

В

Н

Т

Е

С

Г

К

Д

М

Х

Д

Ю

П

Ё

О

  1. Б2,Д3,Г2,Д4,А3

___________________________

  1. А1,Б3,Б4,В1,Д4,Б3,А1,А2 ___________________________

  2. В2,Д1,В2,А2,В3, Б3 _______________________

(Фёдор Иванович Тютчев)



  • А теперь сформулируем тему урока

( Стихи о весне Федора Ивановича Тютчева)

  • А чему учимся на уроке, когда читаем стихи ?

(Мы учимся читать выразительно, находить выразительные средства, познакомимся с биографией поэта.)



  1. Поиск путей решения проблемы

- Что вы знаете о поэте Тютчеве?

  • Чтобы подробнее познакомиться с биографией поэта, его творчеством, поработаем с кейсами.

- Вспомним, что такое кейс?

  • Изучите предложенные материалы (приложение 1) и заполните рабочий лист (приложение 2). Для выполнения работы вам отводится 5 минут.

  • У каждого стихотворения есть своё название.

(стр. 110 – прочитать название)

- Как вы можете объяснить, ещё не читая, почему так начинается стихотворение?

  • Прослушивание стихотворения.

- О чём в своём стихотворении рассказал нам автор?

( Автор рассказал нам о борьбе Зимы с Весной.)

- Какие образы вы услышали? (Зима, Весна)

  • Мы сейчас с вами будем учиться красиво и выразительно читать это стихотворение.

Словарная работа


И всё засуетилось – забеспокоилось, всё тает.

Нудит Зиму вон – вынуждает уйти, выгоняет.

Пуще – сильнее.

Недаром - не напрасно.

Наперекор – назло, вопреки.

Подняли трезвон – звонко запели.

Хлопочет - занимается чем-то очень усердно

Взбесилась – очень сильно разозлилась

  • Ну что же, настало время вам прочитать самим стихотворение.

Ваша задача прочитать свои строфы и выяснить, на какие слова вы будете делать логическое ударение

Анализ стихотворения

1 – строфа

- Скажите, почему же начала злиться зима? (она почувствовала, что наступает весна)

- В каких словах говорится о том, что весна вот-вот придёт? Найдите их и прочитайте и подчеркните. («Весна в окно стучится…»)

- Как вы понимаете эти строки? (весна очень близко)

- Как будем читать эти строки? (радостно)

- Почему?

2 – строфа

- «И всё засуетилось»- говорит поэт. Как вы понимаете это выражение?

(побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы)

- Объясните вторую строку «Всё нудит зиму вон» -заставляет зиму уйти, нудит- вынуждает.

-Какие птицы встречают весну своим пением? (жаворонки)

Звукозапись. Послушаем пение жаворонка.

3 – строфа

- Найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны. ( Хлопочет, ворчит; хохочет, шумит ).

- А как шумит Весна? ( Весна шумит ручьями, шелестом ветерка, птичьим криком).

4 – строфа

- Выберите из текста слова, доказывающие, что Зима так просто не уходит. ( Зима взбесилась ).

- А как называет поэт Зиму? (ведьмой злой ).

- А как называет Весну? ( прекрасное дитя ).

5 - строфа

- Как Весна отреагировала на проказы Зимы? (Она не переживает и не обращает внимания на неё.)


- Ребята, каким тоном надо читать эту строфу? (Бодрым, так как Весна всё равно побеждает.)

- А кого называют: дитя, ведьма?

- А зима и весна: они живые? Докажите.

- Как написаны слова Зима и Весна? (с заглавной буквы, имена собственные)

ПРИЁМ ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ

  1. Физминутка

  2. Работа по группам

  1. подчеркнуть слова, которые говорят, что делает зима

  2. подчеркнуть слова, которые говорят, что делает весна

  3. нарисовать образ зимы ( найти строчки)

  4. нарисовать образ весны ( найти строчки)

- Образы были одинаковые или разные?

  • Ещё один приём «КОНТРАСТ»

  1. инсценировать строчки из стихотворения



  • А теперь давайте все вместе составим синквейн

  1. Весна

  2. Долгожданная, яркая

  3. Идет, торопится, шумит

  4. Весна, весна на улице! Весна, весна! Как воздух чист!

  5. Новая жизнь.

  1. Домашнее задание.

Стр. 78, отчитать выразительно. Выучить наизусть (по желанию)

  1. Рефлексия учебной деятельности

- Удалось ли нам увидеть образы весны и зимы? Как?



- Чему нам надо еще учиться на уроках литературного чтения?



- Оцените свою работу с помощью смайликов.





























Приложение 1.

«Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Федор – средний ребенок в семье. Кроме него у Ивана Николаевича и его жены Екатерины Львовны было еще двое детей: старший сын – Николай и младшая дочь – Дарья.

Первоначальное образование получил дома. Домашним образованием мальчика руководил молодой поэт-переводчик Семён Раич, познакомивший ученика с творениями русских и мировых поэтов. Он стал для своего ученика настоящим товарищем. 

Юные годы Федор Тютчев провел в Москве. В 1819 г. Фёдор поступил на словесное отделение Московского университета. В 1821 г. с отличием его закончил. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1822 г. уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене — столице тогдашнего Баварского королевства. На чужбине Тютчев провёл двадцать два года.

Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но печатался очень редко. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г. Александру Пушкину попала в руки тетрадь со стихами Ф.Тютчева. Пушкин принял стихи с изумлением и восторгом и опубликовал их в своем журнале "Современник". Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее.

В 1844 г. Тютчев переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был зачислен на службу в Министерство иностранных дел. Стихов в эти годы он совсем не печатал. Первый сборник стихотворений вышел в 1854 г. под названием: «Стихотворения Ф.Тютчева. С.Петербург, 1854».

Федор Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе. Умер поэт 15 июля 1873 года в Царском Селе, похоронен в Петербурге.».1








Приложение 2.

Рабочий лист.


Содержание вопроса

Ответ

1

Дата рождения поэта




2

Где родился Ф.И.Тютчев?




3

Сколько детей было в семье Тютчевых?




4

Кто занимался домашним образованием Фёдора Тютчева?




5

В каком учебном заведении учился поэт?




6

Сколько лет Фёдор Иванович провел за границей?




7

Кто впервые опубликовал стихи Тютчева?




8

В каком году вышел первый сборник стихов поэта?




9

Как назывался первый сборник?




10

Посвятил ли Фёдор Тютчев всю свою жизнь поэзии и литературному творчеству?
















1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!