СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по литературному чтению на родном языке (русском)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщение детей к литературе, как к искусству слова, через введение элементов литературоведческого анализа текстов.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по литературному чтению на родном языке (русском)»

Методическая разработка урока

по литературному чтению на родном языке (русском)

Раздел «О братьях наших меньших»



учебник

«Литература Костромского края»

Хрестоматия для начальной школы

4 класс


Автор: учитель начальных классов Саукова Любовь Анатольевна








2021 г



Тема урока: Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Н.А. Некрасов «Пчёлы».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний и первичного закрепления.

Цели урока: расширить знания о творчестве Н.А. Некрасова; обучать правильному чтению стихов; воспитывать внимательное отношение к живой природе; пополнять словарный запас.

Планируемые результаты образования:

Предметные результаты:

- выделять нужный эпизод;

- описывать внешний вид персонажа;

- привлекать прошлый читательский опыт для оценки персонажей;

- рассказывать о прочитанном, обосновывать своё отношение к произведению;

- развивать память, речь.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- выполняют учебные действия в устной и письменной форме;

- самостоятельно оценивают правильность выполнения действий, внесённых корректив;

Познавательные:

- самостоятельно находят значения отдельных слов в толковом словаре;

- устанавливают причинно-следственные связи между поступками героев;

Коммуникативные:

- обсуждают героев литературных произведений: высказывают свое отношение, аргументируют собственную позицию, оценивают высказывания одноклассников, вырабатывают общую позицию.

Личностные результаты:

- оценивают поступки людей жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции.

Оборудование:

1. Литература Костромского края. Хрестоматия для начальной школы.

2. Толковый словарь С..И. Ожегова.

3. Мультимедийный проектор.

4. Презентация к уроку.

5. Набор слайдов для интерактивной приставки Mimio Studio Teach

6. Доска с интерактивной приставкой Mimio Studio Teach

7. Компьютер

8. Карточки для работы в парах; набор карточек для магнитной доски.


Ход урока:

п/п

Основное содержание учебного материала

Деятельность учителя

слайда

Деятельность ученика

1

Мотивация к учебной деятельности

Учитель настраивает на работу.

- Прозвенел звонок, начинается урок.

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!»



Настраиваются на работу на уроке.


2

Актуализа-ция знаний

- Прочитайте слова левого столбика

- Что можно сказать об этих словах?

- Прочитайте слова правого столбика.

- Сформулируйте задание

Доска с интерактивной приставкой Mimio Studio Teach

На доске:

К.Г. Паустовский «Лев и собачка»

Л. Н. Толстой « Белолобый»

М.Пришвин «Кот - ворюга»

А. П. Чехов «Лимон»

-Что объединяет все эти рассказы, о ком они?

- Как человек ласково называет животных?




Слайд 2


Высказывают свои предположения.


Дети говорят о том, что на доске записаны писатели и названия литературных произведений.


Формулируют задание: необходимо соотнести автора и название произведения.

Находят общее в формулировке названий всех произведений.

Отвечают на заданные вопросы.

-Все произведения о животных.

- Человек ласково называет животных братья наши меньшие.

3

Постановка учебной задачи


- Сегодня на уроке мы начинаем работать с разделом «О братьях наших меньших»

- Прочитайте загадку, о ком в ней идет речь?

«Мастерица золотая

С песней по садам летает.

Над подсолнухом звенит,

В домике пыльцу хранит…» (Пчела)
- Как эта загадка может быть связана с темой нашего урока?
Тема урока: Н.А. Некрасов «Пчёлы»

Зная тему урока, можем поставить цели.

Какие цели урока, чему мы сможем научиться на уроке?

Познакомиться…

Прочитать…

Проанализировать …

Учиться выразительному чтению…






Слайд 3


Слайд 4



Слайд 5

Вступают в диалог с учителем.

Отгадывают загадку.






Формулируют тему, цели урока


- Познакомиться с новым литературным произведением, учиться выразительно читать, развивать речь, работать парами и т.д.

4

Открытие нового знания

















































Словарная разминка

Слово учителя о Н.А. Некрасове (1821 – 1878)

Родился Н.А. Некрасов 28 ноября 1821 г

Детские годы Николая Алексеевича Некрасова прошли на Волге в селе Грешнево Ярославской губернии. Отец поэта служил исправником (начальником полиции в уезде), и по долгу службы ему приходилось часто разъезжать по разным местам губернии. В такие поездки он иногда брал с собой сына. Здесь подросток наблюдал безрадостные картины жизни простого народа. Впоследствии эти впечатления легли в основу многих произведений Некрасова. Н.А. Некрасов страстно увлекался охотой. Любил поэт охотничьи скитания по костромским лесам и болотам (в бассейне реки Костромы, Судиславском, Буйском уездах), поэтом у Некрасова было много друзей среди костромских крестьян – охотников.

С какими произведениями поэта мы уже знакомились? («Школьник», «Дед Мазай и зайцы», «Крестьянские дети»)

Стихотворение «Пчёлы» было написано Некрасовым специально для детской книги, которую он хотел издать, но так и не получилось.

-Что вы знаете о пчёлах? Как живет большая и дружная пчелиная семья?

Сообщение о пчелах подготовила ученица нашего класса.

«Каждый человек знает внешний вид пчелы – полосатое брюшко и головка. Интересно то, что пчелы обитают на всех континентах нашей планеты, кроме морозной Антарктиды – холод эти насекомые не любят. Большая пчелиная семья живет в заботах и трудах! Ведь большую часть населения улья составляют рабочие пчелы. Дел у них очень много! Они добывают сладкий нектар и цветочную пыльцу, заботливо кормят подрастающих личинок, строят и ремонтируют восковые соты. Ранним летним утром из улья вылетают несколько самых смелых и предприимчивых пчелок. Это пчелы-разведчицы. Они отправляются на поиски медовых трав, полян, желтеющих одуванчиками, лугов, где раскрыли венчики душистые цветы. Потом разведчицы возвращаются в родной улей и начинают веселый затейливый танец: жужжат, кружатся, выделяя капли нектара. Другие пчелы, наблюдая за танцующими, прекрасно понимают язык их движений. Если поляна с цветущими растениями находится поблизости от улья, пчелы, танцуя, движутся по кругу, а если вдалеке, танцоры выделывают сложные пируэты, словно выписывая восьмерки. Вскоре все рабочие пчелы вылетают из улья и устремляются вслед за пчелами-разведчицами. Пчелы удивительные труженицы, они производят вкусный мед. Чтобы собрать 1 кг меда, пчела делает до 65000 вылетов , посещая при этом 45-64 миллиона цветков».

-- В стихотворении встретятся слова, определим их значение. Где можно найти более точную информацию? (В толковом словаре)

« притча»

Притча — это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

«благовещенье»

Благовещенье - в христианстве: один из двенадцати основных праздников

«христов человек»

Человек христианской веры

Слайд 6





























Слайд 7-9




























Слайд 11-13

Знакомятся с биографическими данными Н.А. Некрасова.













Приводят примеры произведений Н.А.Некрасова «Школьник», «Дед Мазай и зайцы», «Крестьянские дети» и др.


Вступают в диалог с учителем

Высказывают свои предположения






Слушают сообщение одноклассницы, дополняют примерами из личного опыта.


















Определяют значение слов и словосочетаний. При необходимости обращаются к толковому словарю


Знакомство с произведен- ием




Сейчас послушаем аудио запись стихотворения А.Н. Некрасова «Пчёлы»

Аудиозапись

- О каком природном явлении рассказано в стихотворении? Кто попал в беду? (Во время наводнения в беду попали пчёлы. Вода сильно поднялась и почти всё вокруг затопило. Сухого места осталось только деревня и пригорок с ульями).

-От чьего лица повествуется стихотворение?

- Как он относится к пчёлам?










-Почему автор назвал жителей деревни грешными?

За грехи им такое наказание – наблюдать гибель своих пчёл. Жители не могут найти выхода из этой ситуации.



Аудиозапись

Первичное знакомство со стихотворением Н.А. Некрасова «Пчёлы»

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.


-Стихотворение повествуется от лица героя (пожилого мужчины), который приглашает поесть мёда с хлебом и послушать историю. А слушателя он называет «сынком».   

- Герой говорит о пчелах с любовью и уважением. Эти насекомые из ульев для деревни, как - кормилицы. Кроме того, пчёлы, как труженицы, вызывают уважение. И также жалость от того, что с пыльцой пчелы тогда не могли перелететь эту воду, падали и тонули. Если бы они летели «налегке», то сохранили б себе жизнь, но они погибали, выполняя свой долг.

5

Физминутка

Пчелка трудится весь день (Руками рисовать перед собой круг)
И работать ей не лень. (Покачивание указательными пальцами в знак отрицания)
От цветка летит к цветку, (Ритмичные взмахи руками)
Клеит на брюшко пыльцу. (Круговые движения ладонью по животу)
Хоботком нектар сосет, (Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)
За день много соберет. («Раскрыть» перед собой все пальцы)
Унесет нектар тот в улей (Изображают полет)
И назад вернется пулей. (Резко выбросить руку с вытянутым указательным пальцем вперед)
В сотах утрамбует мед, (Топанье ногами)
Скоро ведь зима придет. (Поеживание)
Будет пчёлкам чем питаться. (Имитация движения ложкой)
Нужно летом им стараться. (Имитация накладывания меда в соты).


Выполняют комплекс упражнений из физминутки.

6


Повторное чтение



Первичное закрепление









1. Чтение по цепочке (столбиками).

2. Выборочное чтение.

- Кто спас пчёл? Прочитайте строки из стихотворения.

Этот «прохожий» посоветовал поставить вехи – такие опоры для пчел, чтобы они могли отдохнуть. За эту простую, но практически гениальную мысль он стал буквально «святым человеком» в той деревне.

- С кем сравниваются пчёлы, присевшие отдохнуть на зелёную веху? прочитайте строки из стихотворения

- Почему слушатель «сынок» отвесил низкий поклон Господу богу?



Самостоятельно читают стихотворение по цепочке.

Вступают в диалог с учителем. Находят ответы на вопросы в тексте:

- К счастью, проходил мимо деревни человек. И как раз привело его к ним на большой церковный праздник – это хороший знак.

- Пчёлы сравниваются с «богомолками» у храма на лавочке.

- Слушатель, поев мёда, тоже перекрестился с благодарностью тому человеку.

7

Работа в парах

-Найдите в стихотворении слова, которые придают стихотворению сказочную напевность, запишите их.




Работают в парах, находят слова, придающие сказочную напевность

-«Надоумить», «натко», «тужил-тосковал», «травочка», «медок».

8

Включение нового знания в систему знаний и повторение



-Чему учит это стихотворение?

Стихотворение Некрасова "Пчелы" учит заботиться о живой природе, учит любить и понимать природу.

Н.А.Некрасов напоминает слушателям, что все в мире взаимосвязано, природа помогает человеку, а человек должен беречь природу. Погибли бы пчелы, исчезли бы все пчелы на земле и человек лишился бы дара природы меда.

- Составим синквейн на тему: «Пчела»

В первой строчке пишем одно существительное, во второй – два прилагательных, в третьей – три глагола, в четвертой строчке – главную мысль синквейна

( желательно из четырех слов, предлоги можно не считать ), пятая строчка представляет собой итог, как правило, из одного слова.











Магнитная доска


Высказывают своё мнение, делают выводы





Коллективно составляют синквейн

На тему: «Пчела» карточками на магнитной доске

Пчела

Трудолюбивая Медоносная

Собирает. Трудится. Жужжит

Даёт человеку целебный мёд.

Труженица

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Какие задачи ставили на уроке?

-Удалось ли их решить?

-Где можно применить новые знания?

-Было ли вам интересно на уроке, докажите примерами.

Доска с интерактивной приставкой Mimio Studio Teach

На экране цветочная поляна, пчёлка для каждого из вас

Если вам было интересно на уроке – вы поместите свою пчёлку на красные цветы,

если вы испытывали затруднения – на жёлты цветы,

если вам было скучно – на синие.

Пусть эти пчёлки помогут вам быть трудолюбивыми, добрыми и отзывчивыми. И тогда у вас всё будет хорошо.

Слайд 14

Подводят итог урока.



Дают оценку своей деятельности



10

Домашнее задание

1) читать стихотворение (с. 249-250);

2) творческое задание в тетради рисунок к стихотворению

Слайд 15

Записывают домашнее задание








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!