СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе М.Ю.Лермонтов. "Бородино"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование: кого можно назвать гордостью и славой России

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по литературе в 5 классе М.Ю.Лермонтов. "Бородино"»

Тема: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Слава и гордость России

Цели: рассказ о поэте, историческая основа и патриотический пафос стихотворения «Бородино»; понимание поэтического сюжета, сосредоточенного на передаче внутренних переживаний, ощущений героев, их чувств и настроений, показать своеобразие передачи чувств и мыслей в стихотворном тексте; формирование учебно-познавательных действий в материализованной и умственной форме; формирование умений анализа стихотворного теста, умений устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы; развивать навыки выразительного чтения стихотворения; осознание учащимися себя гражданином своего Отечества, проявление интереса и уважения к истории, воспитание патриотических чувств; признание общепринятых морально-этических норм.

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

- как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

- А бывает, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа?

- обратите внимание на тему урока: «Слава и гордость России». М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Сформулируйте цели урока.

Если тема урока «Слава и гордость России», «М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино», то на уроке мы должны узнать, можно ли поэта считать славой и гордостью России. Прочитав стихотворение «Бородино», мы узнаем, кто из героев является гордостью и славой России и почему. Если стихотворение называется «Бородино», то, наверное, в нем пойдет речь о событиях Бородинской битвы, о людях, которые защищали Родину в войне 1812г.

- хотите узнать? - Надо это знать? Почему? – Можем узнать? Как?

Будем читать текст стихотворения, познакомимся с биографией поэта, будем обсуждать текст стихотворения, анализировать его, получим ответ на вопрос.

Учитель: Итак, основной вопрос для исследования на уроке – это вопрос, кого и почему можно считать славой и гордостью России.

1.Актуализация и пробное учебное действие.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действия

Слово учителя: М.Ю.Лермонтов родился в 1814г., через два года после Отечественной войны 1812г. Год 2014 знаменателен – исполняется 200 лет со дня рождения великого русского поэта. В 2012г. была другая знаменательная дата – 200 лет победы русского народа в Отечественной войне 1812г. И это, наверное, неслучайно, есть в этом какая-то связь.

Учитель: ребятам было предложено провести исследование, изучить дополнительный материал и рассказать о поэте

Группа «Литературоведы»

1-й ученик: М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного офицера Юрия Петровича Лермонтова. Невеселым было его детство. Смутно он помнил ласковые руки своей матери, она умерла, когда маленькому Мише не было и 3-х лет. (1. Показ постера). Отца мальчик видел редко, бабушка его не любила. (2. Чтение отрывка из стихотворения по постеру).

2-й ученик: После смерти матери его воспитанием занималась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Елизавета Алексеевна была замечательная бабашка. Она много уделяла внимания своему внуку, его воспитанию и образованию. Если внимательно посмотреть на портрет бабушки, можно увидеть, какая она добрая, заботливая, мне так кажется. У нее, как и у всех бабушек в мире, добрые глаза, в них видна настоящая любовь к внуку.

1-й ученик: Одаренность Лермонтова начала проявляться рано: поэтические способности, очень любил рисовать, прекрасно лепил, увлекался музыкой. Его увлечения не мешали успешно учиться. Он быстро стал говорить по-французски, по-немецки. Скоро усвоил все, что могли ему дать домашние учителя.

2-й ученик: В 1828г. Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. (3.Показ постера). 5 и 6 классы он заканчивает одним из лучших учеников. В пансионе он писал стихи, занимался лепкой, играл на скрипке и рояле. К концу 1830 года у Лермонтова накопилось уже много стихотворений.

1-й ученик: В 1830г. Лермонтов поступает в Московский университет, где проучился около 2-х лет. (4.Показ постера).

2-й ученик: Он поступает в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через 2 года приказом Лермонтов переведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.

2.Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: осознание учащимися недостаточности их знаний или способностей

Учитель: можно ли на этом этапе работы ответить на вопрос урока, кого можно считать славой и гордостью России? Почему?

3.Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способов и средств реализации

Учитель: что надо сделать, чтобы решить поставленную задачу?

Дальше продолжить разговор о судьбе поэта, найти в его биографии те моменты, которые характеризовали бы его как гордость России. Анализировать стихотворение поэта.

4.Реализация построенного проекта.

Цель этапа: построение учащимися нового способа действия и формирование умений применять их при решении задачи, вызвавшей затруднение

1-й ученик: Лермонтов очень высоко ценил творчество А.С.Пушкина. А когда Пушкин погиб, Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта». Из-за него молодого поэта отправляют на Кавказ, где он участвует в боевых действиях. Лермонтов был отважным, смелым офицером, его уважали солдаты. Это уважение он заслужил по праву, так как никогда не прятался за спины своих солдат, а был впереди, как и должен поступать командир.

2-й ученик: Лермонтов – великий русский поэт. За короткую жизнь он написал много произведений. Стихи он начал писать рано. В нем рано пробудился поэтический талант. А сколько еще мог он написать, если бы его жизнь не оказалась такой короткой!

1-й ученик: Лермонтов, как и другой великий русский поэт А.С.Пушкин, погиб на дуэли. Россия лишилась великого поэта. А Лермонтов и был таким поэтом, несмотря на свой молодой возраст.



5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия

Учитель: можно ли считать Лермонтова на этом этапе работы славой и гордостью России? Почему?

Учитель: Лермонтов – великий поэт, вы правы, написал много замечательных произведений. Среди них – стихотворение «Бородино». Прежде чем говорить об этом стихотворении, давайте окунемся в те исторические события, которые описываются в нем. Итак, начало 19 века, 1812г. Чем знаменателен этот год? Почему вошел в историю?

Выслушать ответы учеников.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: усвоение нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия

- Просмотрите презентацию и подумайте над основным вопросом урока: кого можно считать гордостью и славой России.

Показ слайдов о войне 1812г.

1-й слайд: 12 июня 1812года армия французов вторглась а Россию.

2-й слайд: 2 месяца продолжалось отступление русских войск

3-й слайд: 26 августа 1812г. под Бородино, в деревне, расположенной в 124 км от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны.

4-й слайд: Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался поднять боевой дух своих солдат, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы.

5-й слайд: Главнокомандующим русской армией был назначен М.И.Кутузов.

6-й слайд: Перед началом боя русские отслужили торжественный молебен и пронесли вдоль линии войск чудотворную икону Смоленской Божией Матери.

7-й слайд: Русские понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.

8-й слайд: 7 раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды конницы.

9-й слайд: «За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад!» - таков был приказ.

10-й слайд: Потери русских составили 45 тысяч человек. Французы потеряли от 50 до 58 тысяч человек. В резерве у русских оставалось не более 5 тысяч человек, а у французов – вся гвардия (19 тысяч человек)

11-й слайд: Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.

12-й слайд: Взвесив все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказывает отступить к Москве.

13-й слайд: Бородино надломило дух наполеоновской армии, пошатнуло ее уверенность в победе. И прав был генерал Ермолов, говоря: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую».

14-й слайд: История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения м.Ю.Лермонтова

- можно ли участников Бородинской битвы считать славой и гордостью России? Почему?

Учитель: в 1837г. исполнилось 25 лет со дня, когда русская армия на Бородинском поле дала отпор полчищам Наполеона. С приближением годовщины стали появляться исторические описания великого сражения, рассказы и воспоминания его участников, литературные произведения о подвигах полководцев и доблести участников Отечественной войны 1812г. Лермонтов тоже обращается к теме Отечественной войны. Он описал великий день в стихотворении «Бородино».

Проверка домашнего задания

Дома вы должны были самостоятельно прочитать статью учебника и ответить на вопрос:

- чем вызван интерес поэта к событиям Бородинского сражения?

Воспоминания и рассказы участников войны заполняли его детство. Отец его был в ополчении, принимал участие в военных действиях. Гувернер поэта, француз по национальности, был офицером наполеоновской гвардии, раненным, он попал в плен.

Братья бабушки проявили себя в этой войне храбрыми и опытными военачальниками. Один из них, Афанасий Алексеевич, потом рассказывал об этом сражении и своем участии в нем.

Маленький Мишель слушал эти рассказы с большим интересом. К тому же он слышал такие рассказы и от других людей. Это были солдаты, участники войны.

Потом, когда он езди с бабушкой в Москву, которая была еще не застроена после пожара, юный Л. Видел разрушенный Кремль, орудия, которые были отняты у врагов, села, разрушенные врагами.

Уже тогда ему открылась правда о войне: не только ее жестокость, беспощадность, но и мужество, самоотверженность защитников родной земли.

В гвардейском полку, куда в 1834г. поэт поступил на военную службу, были солдаты-участники Бородинской битвы: ведь служили солдаты тогда 25 лет. Они рассказывали о своем участии в войне, их слушал и поэт.

7.Включение в систему знаний и повторения.

Цель этапа: включение нового способа действия в систему знаний, при этом повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению других разделов и тем.

Учитель: Конечно, Лермонтов никак не мог оказаться равнодушным, и в честь 25-летия создал стихотворение «Бородино». Когда вы дома знакомились со стихотворением, вы столкнулись с множеством слов, уже вышедшим из употребления. Что это за слова?

Словарная работа с показом слайдов.

Чтение стихотворения учителем. Одновременно с чтением показ слайдов.

Первичное восприятие произведения. Беседа по содержанию стихотворения:

- о каком событии рассказывается в стихотворении?

- какова его тема?

Стихотворение о войне 1812г., о Бородинском сражении.

- что интересует молодого солдата, что его волнует?

- почему автор доверил рассказ о сражении старому солдату?

- проиллюстрируйте эти слайды словами из текста.

- как они доказывают, что рассказчик – участник сражения?

- с какими чувствами старый солдат вспоминает своих боевых товарищей?

- как он их называет?

- найдите и прочитайте строки, в которых говорится о верности, преданности русских солдат

- вот люди, которые вели в бой русскую армию. Может быть, с них был написан портрет командира-полководца?

- найдите и прочитайте строки о нем.

- как понимаете слова «полковник наш рожден был хватом»?

- как понимаете выражение «отец солдатам»?

- в каких словах полковника звучит тревога за судьбу России?

- прочитайте строки, рисующие картину Бородинского сражения.

- какие строки ярко рисуют жестокость боя?

- о чем печалится солдат-рассказчик?

- о чем он говорит с гордостью?

Учитель: кого можно считать славой и гордостью России на этом этапе работы? Почему?

8. Рефлексия

Цель этапа: самооценка собственной деятельности, осознание метода построения границ применения нового способа действия

- кого же можно назвать славой и гордостью России? Почему?

- понравился вам урок? Полезен он? Чем? На каких уроках вы можете применить полученные знания?

10. Домашнее задание: выразительно читать стихотворение, стр. вопросы и задания к тексту стихотворения

11. Выставление оценок
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!