СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе "РУССКАЯ БАСНЯ В XX ВЕКЕ"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе "РУССКАЯ БАСНЯ В XX ВЕКЕ"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по литературе в 5 классе "РУССКАЯ БАСНЯ В XX ВЕКЕ"»

Халина Елена Леонидовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №61»


5 «К» класс, литература


РУССКАЯ БАСНЯ В XX ВЕКЕ


Тип урока: открытие новых знаний, комбинированный


Цель:


– показать связь сюжетов басен XIX и ХХ вв. в произведениях И.А. Крылова и С.В. Михалкова;

– обучать выразительному чтению;

– развивать аналитические способности учащихся.



Планируемые результаты:


предметные


метапредметные

личностные

научиться сравнивать басни разных авторов, находить сходства и различия (басни XIX и ХХ вв.)




познавательные: слушать, извлекать, нужную информацию, работать с текстом, самостоятельно осуществлять деятельность, ясно излагать собственную точку зрения;


регулятивные: в соответствии с поставленной учебной задачей производить необходимые действия и операции;


коммуникативные: вступать в коммуникации, строить монологические высказывания

проявление устойчивого познавательного процесса, проявление умения ориентироваться в системе моральных норм и ценностей


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку, организация внимания.


  1. Мотивация учебной деятельности.



















П.К. Клодт. Памятник И.А. Крылову в Санкт-Петербурге. 1855 г.

Крылов в окружении героев его басни.


Репродукция – это воспроизведение предметов искусства путём фотографии.


– Ребята, посмотрите внимательно на репродукцию. Как вы думаете, кто изображен на ней?

– Почему вы так решили?


В Санкт-Петербурге, в Летнем саду у набережной реки Невы, есть удивительный памятник. На пьедестале, одетый по-домашнему в простой повседневный сюртук, сидит задумавшись немолодой тучный человек. У него в руках раскрыта книга. А причудливый узор пьедестала образуют выступающие из бронзы фигурки животных, людей, изображения растений. Все они живут своей жизнью, все соединяются в тесно переплетенные, но все же самостоятельные группы.






  1. Постановка учебной задачи.

Сообщение темы урока, постановка целей и задач.


– Как вы думаете, о каком жанре литературы пойдет речь на уроке?


Обращение к портретам баснописцев (И.А. Крылов и С.В. Михалков).


В ХХ столетии жанр басни продолжал развиваться. Один из известных советских баснописцев ­– Сергей Владимирович Михалков. Творчество Ивана Андреевича Крылова относят к XIX веку.


– Какова наша цель на этом уроке?


- повторить произведения И.А. Крылова

- познакомиться с басенным творчеством С.В. Михалкова

- выявить мораль басен и показать связь их сюжетов


Запись темы и эпиграфа.


За теплое чувство, за исцеляющий юмор,

за проницательный русский ум

любят басни в России все от мала до велика


– Что такое эпиграф?


Эпиграф – краткое изречение, цитата или высказывание, помещаемое перед текстом произведения, выражающее его основную идею и тему.

Эпиграф следует писать в правой части страницы, в кавычки не заключается.


  1. Актуализация знаний.


– Чтобы понять, как связано творчество И.А. Крылова и С.В. Михалкова, что надо знать?


– Давайте вспомним то, что мы уже знаем о баснях?

- что такое басня?

- кто обычно является героями басен?

- кого мы узнаем в этих животных?

- какие человеческие пороки и недостатки чаще всего высмеиваются в баснях?

лень, трусость, хвастовство, ложь, глупость, самолюбие, жадность

- как называется высмеивание человеческих пороков, которые приписываются животным? Аллегория / иносказание.

- чем басня отличается от других жанров произведения? (есть мораль)

- что такое мораль?

Разминка «Битва знатоков»


– Каждый, кто вырос в России, легко назовет несколько афоризмов, которые введены Крыловым в нашу повседневную речь. Давайте и мы вспомним некоторые из них:


А вы, друзья, ка ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. (Квартет)


Ай Моська, знать, она сильна,

Что лает на слона. (Слон и Моська)


Спой, светик, не стыдись. (Ворона и Лисица)


За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит петуха?

За то, что хвалит он кукушку. (Кукушка и Петух)


У сильного всегда бессильный виноват. (Волк и Ягненок)


Афоризм – краткое, выразительное, обладающее глубоким смыслом изречение.


– А сейчас послушайте загадку и постарайтесь её отгадать, так как ключевое слово отгадки и будет название произведения, с которым мы познакомимся сегодня на уроке.


Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец – глупца, баран – барана.

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну – обезьяна,

А вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого.

(зеркало)


– Итак, сегодня мы поработаем с басней И.А. Крылова «Зеркало и Обезьяна» и познакомимся с творчеством баснописца ХХ века С.В. Михалкова, а именно басней «Зеркало».



  1. Работа с текстом. Инсценирование.

Басня И.А. Крылова «Зеркало и Обезьяна» и басня С.В. Михалкова «Зеркало».


– На дом было дано задание «Выразительное чтение басен, по ролям». Посмотрим, как вы его выполнили.



И.А. КРЫЛОВ «ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА»


Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка, – говорит, – кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть
». –
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.



– Каков иносказательный смысл басни? Над какими пороками иронизирует баснописец? Какому образу басни вы симпатизируете? Почему?


Люди легко замечают недостатки в окружающих, но с трудом признают свои собственные отрицательные черты. Нужно быть справедливым и объективным в оценке как чужих, так и своих недостатков.


– А что нам предстоит выяснить на уроке. Напомните, пожалуйста.


Сергей Михалков родился в 1913 году и прожил долгую счастливую жизнь. Он был поэтом, драматургом, баснописцем, общественным деятелем. И все-таки в первую очередь он был замечательным детским поэтом, на чьих стихах воспитывалась вся страна. А еще, конечно же, один из самых важных фактов его биографии – это создание текста к гимну сначала СССР, а потом России. Да, это поистине уникальный случай, Сергей Владимирович дважды стал автором гимна своей родины. И это, наверное, единственный в России поэт, чье стихотворение знают наизусть все россияне без исключения.


Страсть к стихотворчеству была у него с детства. Вообще, он был ранним, все значительные вещи в его жизни происходили в том возрасте, когда многие его сверстники еще только раздумывали, кем быть, какими быть, мечтали о возможных будущих успехах.


Публиковаться Михалков начал в 15 лет, в 22 года написал свой хит – поэму о милиционере дяде Степе.


Став виртуозом по части детской поэзии, Сергей Михалков обратился к басенному творчеству. Сегодня его басни стали популярными, изучаются наравне с традиционными баснями И.А. Крылова.



С.В. МИХАЛКОВ «ЗЕРКАЛО»


Жил был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться.

Горбун! Горбун! – дразнил он Верблюда.

Это я горбун? – возмущался Верблюд. – Да будь у меня на спине три горба, я был бы еще красивей!

Эй, толстокожий! – кричал Носорог Слону. – Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу!

И чего он ко мне пристает? – удивлялся добродушный Слон. – Хоботом своим я доволен, и он вовсе не похож на хвост!

Дяденька, достань воробушка! – смеялся Носорог над Жирафом.

Сам-то больно хорош! – откуда-то сверху отвечал Жираф.

Однажды Верблюд, Слон и Жираф достали зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к страусу приставал:

Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься!

От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал.

Послушай, друг! – сказал Верблюд, подойдя поближе. – Неужели ты сам себя красавцем считаешь?

Конечно! – ответил Носорог. – Кто же в этом сомневается?

Ну тогда посмотри на себя! – сказал Слон и протянул Носорогу зеркало.

Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал.

Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это еще за уродина на меня смотрит! Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!

И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп как пробка. И они перестали обижаться.



– Почему Носорог издевался над всеми животными?


Он считал их некрасивыми. Сам же был настолько глуп, что не пони­мал, что не прав.


– Кого увидел в зеркале Носорог? Почему он смеялся над своим изображением?


Он увидел своё отражение. Носорог долго смеялся над «уродиной», которой оказался сам, но так ничего и не понял.


Словесное рисование.


– Нарисуйте устный портрет персонажей басни. Кто главные герои? Какими вы их видите? Носорога? Жирафа? Слона? Верблюда? Страуса? Как ведут себя?


– Давайте подумаем над замыслом баснописца. Каков иносказательный смысл басни? Над какими пороками иронизирует баснописец?


Нельзя судить других, посмотри сначала на себя. На глупцов не обижаются, иначе потеряешь своё достоинство.


Невежество, бахвальство, глупость и высокомерие, а также такой порок, как осуждение и высмеивание недостатков других людей.

Невежество – недостаток знаний, необразованность, некультурность.

Бахвальство – хвастовство, преувеличенное восхваление своих сил и способностей.


  1. Исследовательская работа.



Связь сюжетов басен XIX и ХХ вв.


Точки зрения

И.А. КРЫЛОВ

«ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА»

С.В. МИХАЛКОВ

«ЗЕРКАЛО»

сходства

жанр



мораль



различия

герои



форма изложения




– Поговорим об эпиграфе. Вы согласны с этим утверждением? Как вы его поняли?


– Почему жанр басни сохраняет популярность до сегодняшнего дня?


  1. Подведение итогов урока.


– Справились ли мы с поставленными задачами? Все ли удалось?


  1. Рефлексия.


– Что я знал…

– Что я узнал…

– Что я хочу узнать…


  1. Домашнее задание.


* Выучить наизусть басню С.В. Михалкова «Грибы». Подумать, о чем эта басня, какие человеческие пороки в ней высмеиваются?


** Привести примеры пословиц, поговорок или афоризмов о человеческих пороках, которые высмеиваются в басне С.В. Михалкова «Грибы».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!