СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по ИЗО на тему: "Способы изображения традиционного филимоновского орнамента"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                    Урок учебного предмета «изобразительное искусство»   3 класс

Разработчик

Молчанова Ирина Александровна

 

Тема урока

  

Способы изображения традиционного филимоновского орнамента

 

Тип урока

 

Урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Цель:   деятельностная: формирование способностей обучающихся к новому способу действия по изображению филимоновского орнамента;

             образовательная: расширение теоретических и практических умений и навыков обучающихся через нетрадиционный способ  

                                            выполнения работы.

Задачи:

личностные: формирование положительного отношения к творческой деятельности, воспитание уважения к культурным народным    

                       традициям;

метапредметные: создать условия для развития у обучающихся:

  • (личностный результат) понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
  • (регулятивные УУД) находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериях; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;
  •  (познавательные УУД) умения ориентироваться в своей системе знаний о геометрическом узоре; видеть,  называть и применять цвета и цветовые оттенки; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядный материал и ЭОР; вычитывать различные виды текстовой информации;
  • (коммуникативные УУД) слушать и понимать речь других;

предметные: создать условия для развития у обучающихся умения грамотно подбирать цвет и элементы узора филимоновской игрушки.

 

Основные понятия

 

Орнамент, декорация, оттенок, прикладное искусство, бросовый материал.

Метапредметные

связи

 Литература, музыка, технология.

Ресурсы

 

В.С. Кузин, Э.И Кубышкина. Учебник по изобразительному искусству, 3 класс, Москва, Дрофа, 2012; АРМ учителя, интерактивная доска, мольберт, «Палитра» (приложения 1.1-1.3, 3), текст учителя (приложения 2), лист для эскизов росписи (приложение 4); словарь, выставочный материал, раздаточный материал, сувениры-игрушки, краски, кисточки, перья, палочки, гуашь, фломастеры, ЕК ЦОР.

Просмотр содержимого документа
«Метод. разраб. урока»

Урок учебного предмета «изобразительное искусство» 3 класс

Разработчик

Молчанова Ирина Александровна


Тема урока

 

Способы изображения традиционного филимоновского орнамента


Тип урока


Урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Цель: деятельностная: формирование способностей обучающихся к новому способу действия по изображению филимоновского орнамента;

образовательная: расширение теоретических и практических умений и навыков обучающихся через нетрадиционный способ

выполнения работы.

Задачи:

личностные: формирование положительного отношения к творческой деятельности, воспитание уважения к культурным народным

традициям;

метапредметные: создать условия для развития у обучающихся:

  • (личностный результат) понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

  • (регулятивные УУД) находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериях; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;

  • (познавательные УУД) умения ориентироваться в своей системе знаний о геометрическом узоре; видеть, называть и применять цвета и цветовые оттенки; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядный материал и ЭОР; вычитывать различные виды текстовой информации;

  • (коммуникативные УУД) слушать и понимать речь других;

предметные: создать условия для развития у обучающихся умения грамотно подбирать цвет и элементы узора филимоновской игрушки.


Основные понятия


Орнамент, декорация, оттенок, прикладное искусство, бросовый материал.

Метапредметные

связи

Литература, музыка, технология.

Ресурсы

 

В.С. Кузин, Э.И Кубышкина. Учебник по изобразительному искусству, 3 класс, Москва, Дрофа, 2012; АРМ учителя, интерактивная доска, мольберт, «Палитра» (приложения 1.1-1.3, 3), текст учителя (приложения 2), лист для эскизов росписи (приложение 4); словарь, выставочный материал, раздаточный материал, сувениры-игрушки, краски, кисточки, перья, палочки, гуашь, фломастеры, ЕК ЦОР.



Этапы урока,

целевые ориентиры

Задания, выполнение которых учащимися приведёт к достижению запланированных результатов


Деятельность

учителя


Деятельность

учеников и возможные варианты ответов


Планируемые результаты

предметные

личностные, метапредметные

ВЫЗОВ

I. Мотивация к учебной деятельности

(1 мин.).

Цели:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Сколько в мире красок!

Сколько красоты!

Изобразительному искусству

Научишься и ты.

Какое это счастье-

Дарить людям прекрасное!

Только проявите старание, внимание и прилежание.


Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Внутреннее восприятие требований, направленных на учебную деятельность



К-планирование учебного сотрудничества.

П-учебно-познава- тельная мотивация.

Л-самоопределение.



II. Актуализация и выявление имеющихся знаний по теме урока

(5 мин.)

Цель: актуализировать и выявить имеющиеся у учащихся знания по теме урока

1. Демонстрация предметов народно-прикладного искусства: Гжель, Хохлома, Дымково, Филимоново.






2. Мини-исследование в группах, по определению вида народной игрушки, используя приём «Палитра» Приложение1.1-1.3














3. Стадия вызова -выход на проблему.













Организует фронтальную работу

Краткий рассказ о народном декоративном искусстве.

На интерактивной доске выводит понятия «народно-декоративное искусство».

- Объясните значения этих слов.




Организует работу в группе.

- Перед вами «Палитра» с кратким изложением характеристики определенного вида народной игрушки. Внимательно прочитайте, выберите из текста главные признаки игрушки и заполните «цветовую гамму».

- По окончанию работы из предложенного демонстрационного материала выберите нужную игрушку по описанию и дайте ей краткую характеристику.

Организует самооценку.

(прием «Карусель»)


Создаёт проблемную ситуацию, используя краткое описание филимоновской игрушки.

- Чтение текста.

Приложение 2.

- О каком изделии идёт речь? Используя «Палитру», сравните описание моего изделия с вашим. Приложение 3.

- Какой вывод можно сделать?


- О каком виде изделия идёт речь?





Слушают рассказ учителя.


Объясняют значение слов. При затруднении могут пользоваться словарём.


Слушают объяснения учителя по работе с «Палитрой» и заполнению «цветовой гаммы».

Выполняют работу.






Выбирают нужную игрушку по описанию. Представитель группы кратко рассказывает об игрушке по найденной характеристике.


Оценивают свою работу.








Слушают описание незнакомого изделия и сопоставляют с описанием своей игрушки.


Каждая группа находит сходства в описании.





- Для всех изделий можно найти элементы описания.

- Не знаем.



Развитие умения слушать и сопоставлять услышанное с выставочным материалом.

Умение пользоваться словарём.

П-извлечение необходимой информации из прослушанного текста; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.



П-подведение под понятие; анализ объектов с целью выделения признаков.

Р-внесение необходимых корректив и способов действия в расхождении с эталоном.

К-оформление своих мыслей в устной и письменной форме.






Р – осознание качества и уровня усвоения.







П-самостоятельный поиск способов решения проблем.




Р-выделение учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

ОСМЫСЛЕНИЕ

IV. Открытие нового знания (10 мин.).

Цель: организовать совместное открытие нового знания используя ИКТ;.


1. Интерактивное задание на прослушивание и просмотр слайдов

 Произведения народных мастеров. Филимоновские игрушки


http://school-collection.edu.ru

Модель 1 ПК – много.











2. Работа в парах. Определение цвета и элементов узора, применяемых в филимоновских игрушках.








3. Командная игра – разминка.

Демонстрация изображений филимоновской игрушки в правильном и неправильном стиле изображения.


4. Взаимопроверка, исправление ошибок.



Организует фронтальную работу по просмотру слайдов.



Организует фронтальную работу по обобщению тео-

ретических знаний о филимоновских игрушках.

– Сделайте выводы о том, чем отличается филимоновская игрушка от остальных видов изделий.


Организует работу в парах.

- Перед вами иллюстративный материал с изображением филимоновской игрушки. Внимательно рассмотрите и определите особенности расположения филимоновского узора в цвете.

Приложение 4.


Организует командную игру по выявлению правильных и неправильных оформлений филимоновской игрушки.

- Из предложенных вариантов изображений выберите правильные или докажите неправильные стили изображения игрушки.


Организует взаимопроверку.



Внимательно смотрят и слушают.








Делают вывод.




- Отличаются фоном, узорами, строением силуэта фигуры.



Работают в паре. Рассматривают иллюстративный материал и определяют особенности расположения филимоновского узора в цвете.





Слушают задание учителя, рассматривают иллюстрация, анализируют, формулируют ответ.


Выполняют взаимопроверку с другими командами, сравнивают результат.



П-добывать новые знания используя ЭОР.







Р-принимать участие в обсуждении и формулировании вывода.

П – анализ с выделением признаков, сравнение

П – обобщение





П-структурирование и теоретическое обобщение знаний.




К-интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

К-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

П – анализ изучаемого объекта с выделением правильных стилей


Р-предвосхищение результата и уровня знаний.

Выделение и осознание того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.


V. Физминутка

(1 мин.)

Вместе проговаривают слова и выполняют движения.

Вы, наверное, устали?

ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.



VI. Применение нового знания.

Практическая работа (10 мин.).

Цели:

– организовать самостоятельную работу по применению новых знаний,

– организовать самопроверку;

– организовать самооценку по алгоритму.



1.Прогнозирование действий выполнения работы

Объяснение нового приема техники рисования нетрадиционным способом:

- работа палочками;

- способы примакивания;


2.Практическая работа.

Роспись готового изделия.









Самооценка по алгоритму.

- Расскажите алгоритм выполнения работы


Создаёт условия для самостоятельной работы.

Знакомит с приемами работы нетрадиционным способом рисования.





Организует выполнение практической работы учащихся под звуки классической музыки.

Индивидуальная помощь учащимся при необходимости






Организует самооценку, по предложенному алгоритму «Продолжи предложение»:

–У меня получалось …

–Я испытал затруднения…

–Легче было …

–Оцениваю себя

Представляют алгоритм действий


Слушают учителя, знакомятся с приемами рисования нетрадиционным способом, анализируют.





Практическое выполнение самостоятельной работы.

На основе имеющихся знаний о народном промысле, украшают фигурки животных филимоновскими узорами.



Выполняют самооценку по алгоритму. Несколько человек проговаривают вслух алгоритм самооценки.



Использовать технику рисования нетрадиционным способом при выполнении росписи изделия.


П-использовать знания в нестандартной ситуации

К-участвовать в обсуждениях.




Р-выполнять учебные действия

К-работать консультантом и помощником для других ребят;

работать с консультантами и помощниками в своей паре, группе.



Р-в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

РЕФЛЕКСИЯ

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(2мин.).

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Определить, какое новое знание открыли.



Рефлексия.




Организует рефлексию по пройденному материалу.

–Расскажите, что нового вы узнали на уроке, что бы хотели ещё узнать, сделать.

1. На уроке я узнал …

2. Материал урока мне был (понятен, непонятен).

3. Я бы ещё хотел узнать …

- Оцените свою работу на уроке (прием «Карусель»)

- Я молодец!

- Мне нужно ещё поработать.

- Сегодня не мой день.

Отвечают на вопросы, обобщая полученные знания.

Несколько человек оценивают свою работу на уроке вслух.



Р-участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; осознание качества и уровня усвоения.

П-рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности.


VIII. Домашнее задание

(1 мин.).

Цель:

– организовать выполнение д/з.

Придумать узор для оформления филимоновской игрушки.

Объясняет домашнее задание.

– Нанести общий фон. Придумать наряд птице, лошадке и козлику.


Слушают задание, внутреннее осмысление, задают вопросы. Рассматривают сувениры.

Использовать при выполнении заданий последовательность выполнения художественной росписи.

К-слушать и понимать речь других.




Приложение 1.1.



Один из оригинальных узоров глиняные Дымковские игрушки.

Различные барыни, всадники, петухи, козлики украшены красными,

синими, желтыми, зелеными кругами (большими и маленькими),

точками, полосками, волнистыми линиями.

Все это предает изделиям исключительную выразительность.

Делает их поистине сказочными. Своеобразными и неповторимыми.

Изящные и нарядные дымковские игрушки способны

украсить любой интерьер.


Название изделия

фон

цвета

Материал изготовления

Элементы росписи (узоры)
















Приложение 1.2.




Хохломская роспись по дереву – один из самых знаменитых русских народных промыслов.

Выточенные из дерева предметы, в основном посуда.

Расписывается узорами, состоящими из цветов, травки, ягод, листочков.

Для изделий Хохломы характерны сочетание красного и черного цвета на золотистом фоне.

Или на черном фоне расписанными красными золотистыми узорами.

Хохлома наполнена радостным светом,

Празднична восхищая своей красотой.


Название изделия

фон

цвета

Материал изготовления

Элементы росписи (узоры)


















Приложение 1.3.




Гжель – это дивные изделия, выполненные из высококачественной глины (керамики).

Изделия гжельских умельцев отличаются изящной формой.

Кувшины, вазы, чайники, чашки и прочие изделия с белым фоном расписаны, синим, фиолетовым цветом

с воздушным голубоватым отливом. В элементы узоров бываю нежные цветы, листочки,

и порой целое произведение. Порой посмотришь изделия на свету,

а оно переливается своей нежностью.


Название изделия

фон

цвета

Материал изготовления

Элементы росписи (узоры)




















Приложение 2.


Текст для сравнения


Что за дивные игрушки?

Яркие, красивые!

Не жалеет солнце света желтая палитра.

Словно целый зоопарк, разные зверюшки,

Есть и барышни, и парни. Все красивы и стройны.

Вытянули шейки.

Разоделися в наряд разными полосками, точками, да елочками.





Приложение 3.





Название изделия

фон

цвета

Материал изготовления

Элементы росписи (узоры)









Приложение 4.


ИЛЛЮСТРАЦИИ ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ




Лист для эскизов росписи



Просмотр содержимого презентации
«урок»

Сколько в мире красок!  Сколько красоты! Изобразительному искусству  Научишься и ты. Какое это счастье-  Дарить людям прекрасное! Только проявите  старание,   внимание  и прилежание.

Сколько в мире красок!

Сколько красоты!

Изобразительному искусству

Научишься и ты.

Какое это счастье-

Дарить людям прекрасное!

Только проявите

старание,

внимание

и прилежание.

« Народное декоративно-прикладное искусство»  Декоративно-Прикладное Искусство   - создание художественных изделий, имеющих практическое назначение   в общественном и частном быту, и художественная обработка    утилитарных предметов (утварь, мебель, ткань, орудия труда, средства передвижения, одежда,   украшения, игрушки   и т. д.).  

« Народное

декоративно-прикладное искусство»

Декоративно-Прикладное Искусство   - создание художественных изделий, имеющих практическое назначение   в общественном и частном быту, и художественная обработка    утилитарных предметов (утварь, мебель, ткань, орудия труда, средства передвижения, одежда,   украшения, игрушки   и т. д.).  

Гжель

Гжель

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Золотая Хохлома

Золотая Хохлома

Работа в мастерской Задание: Прочитай информацию. Заполни окна.

Работа в мастерской

Задание:

  • Прочитай информацию.
  • Заполни окна.

Название изделия   Филимоновская игрушка

Название изделия

Филимоновская игрушка

Материал изготовления глина

Материал изготовления

глина

Цвета красный жёлтый зелёный синий

Цвета

красный

жёлтый

зелёный

синий

Фон жёлтый белый

Фон

жёлтый

белый

Элементы росписи кружочки полоски волнистые линии ёлочки

Элементы росписи

кружочки

полоски

волнистые линии

ёлочки

Вы, наверное, устали?  Ну, тогда все дружно встали.  Ножками потопали,  Ручками похлопали.  Покрутились, повертелись  И за парты все уселись.  Глазки крепко закрываем,  Дружно до пяти считаем.  Открываем, поморгаем  И работать продолжаем.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!