Урок учебного предмета «изобразительное искусство» 3 класс |
Разработчик | Молчанова Ирина Александровна |
Тема урока | Способы изображения традиционного филимоновского орнамента |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Планируемые результаты: Цель: деятельностная: формирование способностей обучающихся к новому способу действия по изображению филимоновского орнамента; образовательная: расширение теоретических и практических умений и навыков обучающихся через нетрадиционный способ выполнения работы. Задачи: личностные: формирование положительного отношения к творческой деятельности, воспитание уважения к культурным народным традициям; метапредметные: создать условия для развития у обучающихся: (личностный результат) понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; (регулятивные УУД) находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериях; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; (познавательные УУД) умения ориентироваться в своей системе знаний о геометрическом узоре; видеть, называть и применять цвета и цветовые оттенки; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядный материал и ЭОР; вычитывать различные виды текстовой информации; (коммуникативные УУД) слушать и понимать речь других; предметные: создать условия для развития у обучающихся умения грамотно подбирать цвет и элементы узора филимоновской игрушки. |
Основные понятия | Орнамент, декорация, оттенок, прикладное искусство, бросовый материал. |
Метапредметные связи | Литература, музыка, технология. |
Ресурсы | В.С. Кузин, Э.И Кубышкина. Учебник по изобразительному искусству, 3 класс, Москва, Дрофа, 2012; АРМ учителя, интерактивная доска, мольберт, «Палитра» (приложения 1.1-1.3, 3), текст учителя (приложения 2), лист для эскизов росписи (приложение 4); словарь, выставочный материал, раздаточный материал, сувениры-игрушки, краски, кисточки, перья, палочки, гуашь, фломастеры, ЕК ЦОР. |
Этапы урока, целевые ориентиры | Задания, выполнение которых учащимися приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учителя | Деятельность учеников и возможные варианты ответов | Планируемые результаты |
предметные | личностные, метапредметные |
ВЫЗОВ |
I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.). Цели: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Сколько в мире красок! Сколько красоты! Изобразительному искусству Научишься и ты. Какое это счастье- Дарить людям прекрасное! Только проявите старание, внимание и прилежание. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Внутреннее восприятие требований, направленных на учебную деятельность | | К-планирование учебного сотрудничества. П-учебно-познава- тельная мотивация. Л-самоопределение. |
II. Актуализация и выявление имеющихся знаний по теме урока (5 мин.) Цель: актуализировать и выявить имеющиеся у учащихся знания по теме урока | 1. Демонстрация предметов народно-прикладного искусства: Гжель, Хохлома, Дымково, Филимоново. 2. Мини-исследование в группах, по определению вида народной игрушки, используя приём «Палитра» Приложение1.1-1.3 3. Стадия вызова -выход на проблему. | Организует фронтальную работу Краткий рассказ о народном декоративном искусстве. На интерактивной доске выводит понятия «народно-декоративное искусство». - Объясните значения этих слов. Организует работу в группе. - Перед вами «Палитра» с кратким изложением характеристики определенного вида народной игрушки. Внимательно прочитайте, выберите из текста главные признаки игрушки и заполните «цветовую гамму». - По окончанию работы из предложенного демонстрационного материала выберите нужную игрушку по описанию и дайте ей краткую характеристику. Организует самооценку. (прием «Карусель») Создаёт проблемную ситуацию, используя краткое описание филимоновской игрушки. - Чтение текста. Приложение 2. - О каком изделии идёт речь? Используя «Палитру», сравните описание моего изделия с вашим. Приложение 3. - Какой вывод можно сделать? - О каком виде изделия идёт речь? | Слушают рассказ учителя. Объясняют значение слов. При затруднении могут пользоваться словарём. Слушают объяснения учителя по работе с «Палитрой» и заполнению «цветовой гаммы». Выполняют работу. Выбирают нужную игрушку по описанию. Представитель группы кратко рассказывает об игрушке по найденной характеристике. Оценивают свою работу. Слушают описание незнакомого изделия и сопоставляют с описанием своей игрушки. Каждая группа находит сходства в описании. - Для всех изделий можно найти элементы описания. - Не знаем. | Развитие умения слушать и сопоставлять услышанное с выставочным материалом. Умение пользоваться словарём. | П-извлечение необходимой информации из прослушанного текста; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. П-подведение под понятие; анализ объектов с целью выделения признаков. Р-внесение необходимых корректив и способов действия в расхождении с эталоном. К-оформление своих мыслей в устной и письменной форме. Р – осознание качества и уровня усвоения. П-самостоятельный поиск способов решения проблем. Р-выделение учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. |
ОСМЫСЛЕНИЕ |
IV. Открытие нового знания (10 мин.). Цель: организовать совместное открытие нового знания используя ИКТ;. | 1. Интерактивное задание на прослушивание и просмотр слайдов Произведения народных мастеров. Филимоновские игрушки http://school-collection.edu.ru Модель 1 ПК – много. 2. Работа в парах. Определение цвета и элементов узора, применяемых в филимоновских игрушках. 3. Командная игра – разминка. Демонстрация изображений филимоновской игрушки в правильном и неправильном стиле изображения. 4. Взаимопроверка, исправление ошибок. | Организует фронтальную работу по просмотру слайдов. Организует фронтальную работу по обобщению тео- ретических знаний о филимоновских игрушках. – Сделайте выводы о том, чем отличается филимоновская игрушка от остальных видов изделий. Организует работу в парах. - Перед вами иллюстративный материал с изображением филимоновской игрушки. Внимательно рассмотрите и определите особенности расположения филимоновского узора в цвете. Приложение 4. Организует командную игру по выявлению правильных и неправильных оформлений филимоновской игрушки. - Из предложенных вариантов изображений выберите правильные или докажите неправильные стили изображения игрушки. Организует взаимопроверку. | Внимательно смотрят и слушают. Делают вывод. - Отличаются фоном, узорами, строением силуэта фигуры. Работают в паре. Рассматривают иллюстративный материал и определяют особенности расположения филимоновского узора в цвете. Слушают задание учителя, рассматривают иллюстрация, анализируют, формулируют ответ. Выполняют взаимопроверку с другими командами, сравнивают результат. | | П-добывать новые знания используя ЭОР. Р-принимать участие в обсуждении и формулировании вывода. П – анализ с выделением признаков, сравнение П – обобщение П-структурирование и теоретическое обобщение знаний. К-интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. К-осознанное и произвольное построение речевого высказывания. П – анализ изучаемого объекта с выделением правильных стилей Р-предвосхищение результата и уровня знаний. Выделение и осознание того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. |
V. Физминутка (1 мин.) | Вместе проговаривают слова и выполняют движения. Вы, наверное, устали? ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | | |
VI. Применение нового знания. Практическая работа (10 мин.). Цели: – организовать самостоятельную работу по применению новых знаний, – организовать самопроверку; – организовать самооценку по алгоритму. | 1.Прогнозирование действий выполнения работы Объяснение нового приема техники рисования нетрадиционным способом: - работа палочками; - способы примакивания; 2.Практическая работа. Роспись готового изделия. Самооценка по алгоритму. | - Расскажите алгоритм выполнения работы Создаёт условия для самостоятельной работы. Знакомит с приемами работы нетрадиционным способом рисования. Организует выполнение практической работы учащихся под звуки классической музыки. Индивидуальная помощь учащимся при необходимости Организует самооценку, по предложенному алгоритму «Продолжи предложение»: –У меня получалось … –Я испытал затруднения… –Легче было … –Оцениваю себя | Представляют алгоритм действий Слушают учителя, знакомятся с приемами рисования нетрадиционным способом, анализируют. Практическое выполнение самостоятельной работы. На основе имеющихся знаний о народном промысле, украшают фигурки животных филимоновскими узорами. Выполняют самооценку по алгоритму. Несколько человек проговаривают вслух алгоритм самооценки. | Использовать технику рисования нетрадиционным способом при выполнении росписи изделия. | П-использовать знания в нестандартной ситуации К-участвовать в обсуждениях. Р-выполнять учебные действия К-работать консультантом и помощником для других ребят; работать с консультантами и помощниками в своей паре, группе. Р-в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. |
РЕФЛЕКСИЯ |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2мин.). Цели: – зафиксировать новое содержание урока; – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. | Определить, какое новое знание открыли. Рефлексия. | Организует рефлексию по пройденному материалу. –Расскажите, что нового вы узнали на уроке, что бы хотели ещё узнать, сделать. 1. На уроке я узнал … 2. Материал урока мне был (понятен, непонятен). 3. Я бы ещё хотел узнать … - Оцените свою работу на уроке (прием «Карусель») - Я молодец! - Мне нужно ещё поработать. - Сегодня не мой день. | Отвечают на вопросы, обобщая полученные знания. Несколько человек оценивают свою работу на уроке вслух. | | Р-участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; осознание качества и уровня усвоения. П-рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности. |
VIII. Домашнее задание (1 мин.). Цель: – организовать выполнение д/з. | Придумать узор для оформления филимоновской игрушки. | Объясняет домашнее задание. – Нанести общий фон. Придумать наряд птице, лошадке и козлику. | Слушают задание, внутреннее осмысление, задают вопросы. Рассматривают сувениры. | Использовать при выполнении заданий последовательность выполнения художественной росписи. | К-слушать и понимать речь других. |
Один из оригинальных узоров глиняные Дымковские игрушки.
точками, полосками, волнистыми линиями.
Все это предает изделиям исключительную выразительность.
Делает их поистине сказочными. Своеобразными и неповторимыми.
украсить любой интерьер.
Хохломская роспись по дереву – один из самых знаменитых русских народных промыслов.
Выточенные из дерева предметы, в основном посуда.
Расписывается узорами, состоящими из цветов, травки, ягод, листочков.
Для изделий Хохломы характерны сочетание красного и черного цвета на золотистом фоне.
Или на черном фоне расписанными красными золотистыми узорами.
Празднична восхищая своей красотой.
Гжель – это дивные изделия, выполненные из высококачественной глины (керамики).
Изделия гжельских умельцев отличаются изящной формой.
Кувшины, вазы, чайники, чашки и прочие изделия с белым фоном расписаны, синим, фиолетовым цветом
с воздушным голубоватым отливом. В элементы узоров бываю нежные цветы, листочки,
и порой целое произведение. Порой посмотришь изделия на свету,
а оно переливается своей нежностью.
Не жалеет солнце света желтая палитра.
Есть и барышни, и парни. Все красивы и стройны.
Вытянули шейки.
Разоделися в наряд разными полосками, точками, да елочками.