СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по истории по теме: "Владимир Мономах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока истории в 6 классе поможет учителю подготовить урок по теме: "Владимир Мономах"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по истории по теме: "Владимир Мономах"»

Учитель истории и обществознания Зимовнова И.Г.

МБОУ «Боковская СОШ им. Я.П.Теличенко»

Тема « Владимир Мономах»

Предмет: история

Класс: 6

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цель урока: Формирование у учащихся знаний о развитие Древнерусского государства во второй половине XI - начале XII века, выявление причин и последствий политической раздробленности.

Задачи:

обучающие

1.Формировать знания о причинах политической раздробленности Древнерусского государства;

2.Узнать основные уделы, образовавшиеся в период политической раздробленности;

3.Выяснить положительные и отрицательные последствия политической раздробленности.

развивающие:

1.Способствовать развитию критического мышления учащихся;

2.Формировать умения анализировать и делать выводы;

3.Содействовать развитию творческих способностей учащихся;

воспитательные:

1.Способствовать формированию информационной культуры;

2.Развивать умения работы в группах, находить компромисс в решении; умение слушать друг друга;

3.Продолжить формирование чувства уважения, интереса к истории своей страны, к людям, творившим

эту историю

4.Способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная, технология сотрудничества, технология деятельностного метода.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. С помощью документов и письменных источников сформировать представление у учащихся о политической раздробленности; сформировать представление о взаимоотношениях и взаимовлиянии основных уделов; учить формировать собственный взгляд на исторические события.

Метапредметные УУД:

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; воспитывать нравственные качества уважения к другим народам; формировать навыки и умения работать в коллективе. Развивать у учащихся познавательный интерес к истории; развивать у учащихся творческие способности; развивать чувство воображения.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Личностные УУД:

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

Ход урока:

    1. Организационный момент.

    2. Определение темы и задач урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведём необычный урок – урок, на котором вы сами поставите перед собой задачи, поработаете и сделайте выводы.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карты (учебник: История России. 6 класс.В 2 Ч. Ч.1 /Под ред. А.В. Торкунова М.: Просвещение, 2016). Какие вы видите изменения территории древнерусского государства с X по XII вв? Когда это происходит? Как это называется? Как вы думаете, какая будет тема нашего сегодняшнего урока?

Учитель: 1054 г. — смерть Ярослава Мудрого; раздел земель между сыновьями на уделы: Изяслав — Киев, Святослав — Чернигов, Всеволод — Переяславль. Удел – надел земли, принадлежавший представителю княжеского рода.  Найдите эти города на карте. 

Учитель: Как вы думаете, сохраняется ли при этом единство Руси? Что способствовало сохранению единства на Руси? (завещание Ярослава, «Русская Правда», христианство). Что угрожало единству Руси? (усобицы, отсутствие единой власти, ликвидация набегов кочевников).

Учитель: Как вы думаете, что мы сегодня с вами на уроке должны будем узнать? 

Учащиеся самостоятельно выводят задачи урока: Как жили сыновья Ярослава после его смерти; выявление причин и последствий политической раздробленности. 

    1. Изучение нового материала.

Учитель:  Первое время после смерти Ярослава его сыновья правили согласно его заветам. Даже создали новый свод законов — Правду Ярославичей, где предусматривалось наказание за покушение на княжескую собственность и на жизнь княжеских людей. Но каждый князь хотел получить самую хорошую, самую развитую землю. Начали они ссориться между собой. А потом между ними началась война за земли. Этим воспользовались кочевники (половцы, печенеги), они начали нападать на русские земли и разорять их. 

1068 год — крупный поход половцев на Русь, разгром русской рати (войско) на р. Альте.

Изяслав отказался выполнять требование киевского веча и был изгнан из Киева.  Начинается новый виток борьбы за Киевский престол — княжеские усобицы. В 1078 году Всеволод становится киевским князем, а затем после его смерти в 1093 году князем в Киеве по старшинству становится сын Изяслава Святополк. 

Учитель: Какие действия должны предпринять были князья, чтобы обезопасить себя от набегов половцев?

Учащиесяобъединить свои силы и решить эту проблему.

Учитель:  В 1097 году по инициативе князя Владимира Мономаха, который княжил в Переяславле, уже внуки и правнуки Ярослава Мудрого собрались на съезд в городе Любече. 

Что же решили князья на Любеческом съезде?

2. Работа в парах: Для того, чтобы ответить на этот вопрос вам сейчас нужно будет поработать в парах с фрагментом из исторического источника: Хрущов И.П. Владимир Мономах, великий князь киевский, правнук Владимира Святого и его завещание. (Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, https://www.prlib.ru/).

3. Представление результатов работы учащихся.

Дата проведения съезда - 1097г.

Инициатор созыва съезда - Владимир Мономах.

Решения съезда:

1. вернуться к границам княжеств, их отцами установленным;

2. наказывать тех, кто тот договор нарушит. Клялись на на православном кресте и по-братски целовались;

3. приняли правило: «Каждый да держит вотчину свою»;

4. прекратить усобицы, новый порядок организации власти.

Значение съезда: Закрепляло раздел на Руси, объединение сил против половцев.

Учитель: Таким образом, Любеческий съезд закреплял принцип разделения Русской земли на отдельные княжества. 

4. Правление Владимира Мономаха.

Учитель: В 1113 г. умер князь Святополк. Он не пользовался уважением у киевлян. При нём в должниках у ростовщиков оказалось много и знатных и незнатных людей. В Киеве начались беспорядки и киевляне пригласили князем Владимира Мономаха (1113 — 1125гг.). Как вы думаете, почему? Что сделал Владимир Мономах для Руси во время княжения в Киеве?

Владимир Мономах дал Руси новый свод законов «Устав Владимира Всеволодовича». Что же он содержал? (Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, https://www.prlib.ru/(работа с источником)

Ответы учащихся:

1. Запрет на превращение свободных людей в холопы.

2. Ограничение власти ростовщиков.

3. Право уходить закупу от господина для заработка, чтобы выплатить долг.

Итак, Владимир Мономах подчинил своей власти всех русских князей и посадил своих сыновей по крупным русским городам.

В 1111 и 1116 гг. он организовал успешные походы против половцев, после чего на южных границах Руси установилось относительное спокойствие.

Перед смертью он оставил своим детям завещание «Поучение Владимира Мономаха детям», наказывая жить мирно без усобиц.

5.Закрепление изученного материала.

6. Подведение итогов работы.

Учитель: Но после его смерти и смерти его сына Мстислава вновь начались раздоры русских князей. В середине XII века Русь раскололась на 15 самостоятельных земель-княжеств. Началась феодальная раздробленность.

Феодальная раздробленность – распад государства на мелкие, во главе которых стоят феодалы (князья). Кто такие феодалы?  Как вы думаете, почему же князья не объединились, а решили жить отдельно друг от друга, каждый сам за себя?

Домашнее задание. § 8, вопр. с. 68

Творческое задание на выбор:

- подготовка сообщения о политической раздробленности на Руси;
- найти загадки, пословицы, поговорки славянских народов;
- составить кроссворд на тему: “Правление Владимира Мономаха”.

Приложение



Поучение Владимира Мономаха // Ивакин И.М. Князь Владимир Мономах и его поучение. М., 1901.


Я, ХУДОЙ, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом, возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов, и христианских ради людей, ибо, сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку,

не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих, говоря: «Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал ты, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви то делайте, и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, - если можете, поклонитесь до земли: если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется. Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то «Господи, помилуй» взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше,- нежели думать безделицу, ездя.

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что - либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать - братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а, поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим,

ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели.

А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет. Сначала я к Ростову пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошел к Курску; и снова вторично ходил я к Смоленску.

Затем послал меня Святослав22 в Польшу: ходил я за Глогов до Чешского2З леса, и ходил в земле их четыре месяца. И в том же году и сын родился у меня старший, новгородский24.

И Святослав умер, и я опять пошел в Смоленск, а из Смоленска той же зимой в Новгород; весной - Глебу25 в помощь. А летом с отцом - под Полоцк, а на другую зиму со Святополком под Полоцк, и выжгли Полоцк. Затем ходили мы опять в том же году с отцом и с Изяславом к Чернигову биться с Борисом и победили Бориса и Олега26.

И Всеслав27 Смоленск пожег, и я с черниговцами верхом с поводными конями помчался, и не застали в Смоленске. В том походе за Всеславом пожег землю и повоевал ее до Лукомля и до Логожска, затем на Друцк28 войною и опять в Чернигов.

А в ту зиму повоевали половцы Стародуб29 весь, и Я, идя с черниговцами и со своими половцами, на Десне взяли в плен князей Асадука и Саука, а дружину их перебили. И на следующий день за Новым ГородомЗ2 разбили сильное войско Белкатгина, а семечей ЗЗ и пленников всех отняли.

А в Вятичскую землю ходили две зимы на ХодотуЗ4 и на сына его и к КорьднуЗ5 ходили первую зиму.

….в Переяславль, вернувшись к лету, собрал братьев.

И Боняк пришел со всеми половцами к Кснятину6З; мы пошли

за ними из Переяславля за Сулу, и Бог нам помог, и полки их победили, и князей захватили лучших, и по Рождестве64 заключили мир с Аепою65, и, взяв у него дочь, пошли к Смоленску. И потом пошел к Ростову. Придя из Ростова, вновь пошел на половцев на Урусобу66 со Святополком, и Бог нам помог.

И потом ходили к воиню67 со Святополком, и потом снова на Дон ходили со Святополком и с Давыдом68, и Бог нам помог.

И к Вырю69 пришли было Аепа и Боняк, хотели взять его; к Ромну 70 пошли мы с Олегом и с детьми на них, и они, узнав, убежали.

И потом к Минску ходили на Глеба71, который наших людей захватил, и Бог нам помог, и сделали то, что задумали.

А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая, до вечерни. А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей. И отпустил из оков лучших князей половецких столько: Шаруканевых двух братьев, Багубарсовых трех, Осеневых братьев четырех, а всего других лучших князей сто. А самих князей Бог живыми в руки давал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, таревский князь Азгулуй73 и иных витязей молодых пятнадцать, этих я, приведя живых, иссек и бросил в ту речку Сальню. А врозь перебил их в то время около двухсот лучших мужей.

А вот как я трудился, охотясь, пока сидел в Чернигове; а из Чернигова выйдя и до этого года по стуганивал - и брал без трудов, не считая другой охоты, вне Турова75, где с отцом охотился на всякого зверя.

А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник 76 укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал - в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, нещадя головы своей.

Что надлежало делать отроку моему, то сам делал - на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников77 не полагаясь, ни на биричей78: сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах и о ястребах заботился.

Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.



Вопросы к документу « Поучение Владимира Мономаха».



  1. О какой политической обстановке на Руси свидетельствует «Поучение Владимира Мономаха»?


  1. Какие стороны жизни выделяет Мономах в своём «Поучении….»? Почему они привлекают его особое внимание?


  1. Каким предстаёт в « Поучении…» идеал воина?


  1. Какой у вас сложился образ Владимира Мономаха - как личности и как политического деятеля - после прочтения отрывка из « Поучения…»?


  1. В рассуждениях отметьте принципы, которые он исповедует, его реальные поступки. Согласуются ли они? В чём значение такого правителя для Руси рубеже XI -XIIвв.?


  1. «Поучение Владимира Мономаха» адресовано княжеским детям. Между тем в нём содержатся рекомендации по утверждению в жизни общечеловеческих ценностей, добродетелей, не теряющих своего значения во все времена. Приведите примеры.












«Устав Владимира Всеволодовича» // Молчанов М.И. Владимир Мономах и его время. М., 1905.

Статья 53. Владимир Всеволодович после (смерти) Святополка созвал свою дружину в Берестове: Киевского тысяцкого Ратибора, Белгородского тысяцкото Прокопия, Переяславского тысяцкого Станислава, Нажира, Мирослава -, Олегова мужа. Иванка Чудиновича, и (они) установили (взимать проценты) до третьего платежа, если (кто) берет деньги в третный рост; если кто возьмет проценты дважды, то ему, взять и капитал; если же (он) возьмет проценты трижды, то капитала ему не брать. Если кто берет по 10 кун на гривну в год, то того не отменять.

Статья 54. Если какой-нибудь купец потерпит кораблекрушение. Если какой-нибудь купец, где-либо путешествуя с чужими деньгами, потерпит кораблекрушение либо пострадает от войны или пожара, то не причинять ему насилия, не продавать его, но как (он) начнет погодно платить, так же (и продолжать) платить, так как пагуба от бога, а (он сам) не виноват если же он пропьется, или проиграется, а в. безумии истратит чужой товар, то, как угодно тем, чей то товар, или ждут от него (уплаты), или продадут (его), то им 'своя воля.

Статья 55. О долге. Если кто будет должен многим, а гость, пришедший из иного города или чужеземец, не зная, даст в долг ему товар, а он не станет отдавать гостю денег, а первые заимодавцы начнут ему препятствовать, не давая ему денег, то вести его на торги продать, и отдать прежде деньги гостя, а что останется денег, тем поделиться местным; ‘ если же будут (за ним в долгу) княжьи деньги, то княжьи деньги прежде взять, а прочее (пустить) в раздел; если кто взимал много процентов, тому не брать.

.Статья 56. Если закуп убежит. Если закуп убежит от господина, то он полный холоп; если же он идет искать денег, а открыто ходит к князю или к судьям бежит из-за обиды от своего господина, то за то не обращают его в рабство, но (следует) дать ему правый суд.

Статья 57. О закупе же. Если у господина есть пашенный закуп, а погубит своего. Коня, то не платить

ему, но то, что дал ему господин, от которого он получает купу, плуг и борону, то, погубивши, платить; если же господин его отошлет на свою работу, а погибнет без него, то того ему не платить.

Статья 58. О закупе же. Если из хлева выведут (коня), то закупу за то не платить; но если он погубит (его) на поле и во двор не загонит, и не затворит, где ему господин велит, или, делая свою работу, его погубит, то за то ему платить.

Статья 59. Если господин обидит закупа и отнимет его купу или отарицу, то ему все то возвратить, а за обиду платить ему 60 кун.

Статья 60. Если (господин) возьмет за него денег, обратно ему возвратить деньги, что он взял, а за обиду платить ему 3 гривны продажи.

Статья 61. Если господин продаст закупа, как полного холопа, то наймиту свобода от (платежа) всех денег, а господину за обиду платить 12 гривен продажи.

Статья 62. Если господин бьет закупа за дело, он не виновен; если же он бьет его не соображая, пьяный, без вины, та как за свободного платеж, так же и за закупа.

Статья 63. О холопе. Если полный холоп уведет чьего-либо' коня, то (господину) платить за него 2 гривны;

Статья 64. О закупе. Если закуп украдет что. Либо, то господин (не платит) за него; но если где его найдут, то прежде заплатит господин его за коня или за что иное, им взятое, и (после этого он принадлежит) ему (как) полный холоп; если же господин не захочет платить за него, то пусть продаст его и прежде отдаст за то, что он взял чужого, или за коня, или за вола, или за товар, а остаток ему самому взять себе.

Статья 65. А вот если холоп ударит. А ват если холоп ударит свободного мужа, а убежит в хоромы, а господин его не выдаст, то платить за него господину 12 гривен; а затем если тот ударенный найдет. Где своего обидчика, который его ударил, та Ярослав установил убить его, но сыновья его по смерти отца установили выкуп, либо; бить его, развязав, либо взять гривну кун за бесчестье.

Статья 66. О свидетельстве. А свидетельства на холопа не возлагают, если не будет свободного, то32

по нужде возложить на боярского тиуна, а на иных не возлагать; а, в малой тяжбе по нужде возложить на закупа.

Статья 67. О бороде. А кто порвет бороду и выймет знак, а люди выйдут (как свидетели), то (платить). 12 гривен продажи; если 'без людей, а па (одному) доносу, то нет продажи.

Статья 68. О зубе. Если (у кого-либо) выбьют зуб, а кровь видят у него во рту, и люди выйдут (для свидетельства), то (уплатить) 12 гривен продажи, а за зуб гривну.

Статья 69. Если кто украдет бобра, то (платить) 12 гривен.

Статья 70. Если будет разрыта земля или (будет на земле) знак ловли или сеть, то па верви искать вора или платить продажу.

Статья 71. Если кто раззнаменает борть. Если кто раззнаменает борть, та (платить) 12 гривен.

Статья 72. Если (кто-либо) пересечет бортную межу, или распашет полевую, или дворовую межу перегородит тынам, та (платить) 12 гривен продажи.

Статья 73. Если (кто-либо) подсечет дуб со знаком или межевой, то (платить) 12 гривен продажи.

Статья 74. А вот накладные расходы. А вот накладные расходы при 12 гривен (продажи); отроку» гривны и 20 кун, а самому ехать с отроком на двух конях, сыпать же досыта овса, а мясного дать барана либо полтуши, а иных кормов, сколько им чрева возьмет, писцу 10 кун, перекладного 5 кун, за мех две ногаты.

Статья 75. А ват о борте. Если (кто) подсечет борть, то (платить) 3 гривны продажи, а за дерево пол гривны.

Статья 76. Если (кто) выдерет пчел, та (платить) 3 гривны продажи; а за мед, если соты с пчелами не подрезаны, то 10 кун, если подрезаны, то 5 кун.

Статья 77. Если не будет вора (захвачено на месте), то гонятся (за ним) по следу; если будет след к селу или к торговой стоянке, а не отведут от себя следа, не пойдут на след или отобьются, то тем, платить татьбу и продажу; а па следу гнаться с чужими людьми и с послухами; если потеряют след на большой торговой дороге, а села не будет, то не платить продажи….

Статья 98. А вот о наследстве. Если будут у мужа дети от рабы, то наследства им не брать, но свобода им с матерью.

Статья 99. Если будут в дому малые дети и не смогут сами о себе заботиться, а мать их пойдет замуж, то кто им ближний будет, тому и дать (их) на руки с пожитками и домом, пака не возмужают; а товар дать в присутствии людей; а что наживет тем товаром ростовщичеством или торговлей, та ему (взять) себе, а самый товар воротить им, а прибыль ему (взять) себе, так как (он) кормил и заботился о них; приплод же от челяди или от скота, то все взять в наличности (детям); если что растерял, то за все, то ему платить тем детям; ежели и отчим примет детей с наследством, то порядок такай же.

Статья 100. А всякий отцовский двор без раздел (отдать) меньшему сыну.

Статья 101. О жене, если обречется сидеть. Если жена обречется сидеть после (смерти) мужа (во главе семьи), а растеряет пожитки и пойдет замуж, то (следует) платить ей за все детям.

Статья 102. Если дети не станут хотеть ее на дворе, а она станет всячески хотеть и сидеть (на дворе во главе семьи), то выполнять всячески ее волю, а детям не давать воли; на что ей дал муж с тем ей и сидеть, или же сидеть, взяв свою часть.

Статья 103. А материнской части не надобно (Отдавать) детям, но кому мать ее даст, тому и взять; если даст всем, пусть все разделят; если умрет без языка, то у кого 'была на дворе и кто ее кормил, тому и взять.

Статья 104. Если будут дети двух мужей, а одной матери, то тем (взять) своего отца наследство, а тем своего.

Статья 105. Если (второй муж) потерял что (из имущества) своего иночима, а тех отца, и умрет, та возвратить брату, а чем и люди выйдут (для свидетельства), что, отец его растерял из иночимова (имущества);

а что ему (дана от) своего отца, то (пусть сам) держит.

Статья 106. А который сын добр к матери, от первого ли (мужа), или от другого, тому она пусть и

даст свое (имущества); если же все сыновья будут лихими (по отношению) к ней, та (она) может дать (имущества) дочери, которая ее кормит.

Статья 107. А вот судебные уроки. А вот судебные уроки: с виры - 9 кун, а метельнику - 9 векаш; а с бортной земли - 30 кун, (а метельнику - 12 векаш, а с пашенной земли так же, а с освобождения челяди на - 9 кун, а метельнику - 9 векаш), а с иных всех тяжб кому помогут по 4 куны, а метельнику – 6 векаш.

Статья 108. О наследстве. Если братья будут тягаться перед князем о наследстве, то тому детскому, который идет их делить, взять гривну, кун.

Статья 109. Уроки при присяге. А вот уроки при присяге: с убийства - 30 кун, а с бортной земли 30 кун без трёх' кун, так же и с пашенной земли; а с освобождения челядина - 9 кун.

Статья 110. О холопстве. Холопство полное трех видов: если кто, хотя купить да полу гривны, поставит послухов и даст ногату перед самим холопам. А второе холопства, (если кто) возьмет (замуж) рабу без договора; если возьмет с договором, то, как рядился, на том и стоит. А ват третье холопство, (если кто примет) тиунство без договора, или привяжет ключ к себе (к поясу) без договора; если с договором, то, как рядился, на том и стоит.

Статья 111. А получающий дачу не холоп, ни за хлеб, ни за придаток не обращают в холопство; на если не дослужит года, то воротить ему пожалованное; если отслужит, то не повинен (возвращать пожалованное).

Статья 112. Если холоп бежит, а господин заявит (об этом), и если кто, слышал, или, зная и ведая, что он холоп, даст ему хлеба или укажет ему путь, то платить ему за холопа 5 гривен, а за рабу - 6 гривен.

Статья 113. Если кто переймет чужого холопа и известит его господина, то взять ему за переем гривну; если не ублюдет, та платить ему 4 гривны, а пятая переемная ему, а если будет раба, то 5 гривен, а шестая отходит (ему) за переем,

Статья 114. Если кто своего холопа сам разыщет в чьем-ли6а городе, а посадник не знал его, то, сказав ему, взять ему отрока от него, и пойдя связать его, и, дать ему вязебного, 10 кун, а переема нет; если упустит

.его при погоне, то потеря ему самому, а никто за то не платит, также и переема нет.

Статья 115. Если кто, не зная чужого холопа, встретит его, или известит, либо держит его у себя, а он уйдет от него, то идти ему к присяге, что не знал, что он холоп, а платежа за то нет.

Статья 116. Если же холоп где - либо возьмет обманом деньги, а он дал, не зная (что он холоп) господину (следует) выкупить или лишиться его; если же он дал, зная (что он холоп), то денег ему лишиться.

Статья 117. Если (господин) пустит холопа в торг, а он одолжает, то господину (следует) его выкупить и не лишаться его.

Статья 118. Если кто купит чужого холопа не ведая, то первому господину взять холопа, а тому брать деньги, идя к присяге, что, не ведая, купил (если же ведая, купил, то ему лишиться денег).

Статья 119. (Если холоп, бегая, добудет товар, то господину долг,) господину же и товар, а не лишиться его.

Статья 120. Если кто, бежав, возьмет что (-либо) соседское или товар, та .господину (следует) платить за него урок (за то), что он взял.

Статья 121. Если холоп обкрадет кого-либо, то

господину (следует) выкупать его либо выдать его, (вместе с теми), с кем он крал, а жену и детей не надо; но если они с ним крали и хоронили, то всех выдать, или также (и их) выкупает господин; если с ним крали, или хоронили свободные, то (они должны платить) князю продажу.



Вопросы к документу «Устав Владимира Мономаха».

  1. Сравните «Русскую Правду» времён Ярослава Мудрого и «Устав Владимира Мономаха».

  2. Чем дополнения, внесённые в «Русскую Правду» Владимиром Мономахам, отличаются от положений, вошедших в этот сборник законов ранее?

  3. О чём говорят эти дополнения, если помнить, что законы отражают реальную жизнь?

  4. По каким признакам можно определить. Что один из этих документов - более поздний документ эпохи?

Устав Мономаха:

  • упорядочил взимание процентов ростовщиками;

  • улучшил правовое положение купечества,

  • регламентировал переход в холопство (за долги нельзя);

  • большое внимание уделил смердам и закупам.

  • Пытался утвердиться на Дунае, назначил посадников в Дунайские города. Византия отправила к Мономаху посольство с богатыми дарами, среди даров была и императорская парадная одежда, знаки императорской власти, в первую очередь венец. (Шапка Мономаха) Та, что в Оружейной палате, изготовлена гораздо позднее.

  • При Мономахе укрепился международный авторитет Руси.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!