СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по истории Нового времени 8 класс на тему : Англия на пути к индустриальной эре

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по истории Нового времени 8 класс на тему : Англия на пути к индустриальной эре»

Тема урока: «Англия на пути к индустриальной эре»

Планируемые результаты:

Предметные: познакомиться с развития экономики в Англии в XVIII в., причинами роста продуктивности сельского хозяйства; сформировать представление о закономерности перехода от мануфактурного к фабрично-заводскому производству; научиться обосновывать свои суждения; приводить доказательства; делать выводы на основании конкретных фактов.

Личностные: вызвать у обучающихся положительное отношение к культурному прошлому, способствовать формированию у обучающихся нравственных ценностей.

Межпредметные: формировать и развивать познавательный интерес к прошлому; создать условия для развития навыков излагать и аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Основные понятия: Аграрная революция, промышленный переворот, фабрика, луддизм

Ход урока.

1.Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос

2.Определение темы и целей урока.

Здравствуйте, ребята, сегодня мы продолжим изучение истории Нового времени и непосредственно истории Англии! И так, что же нам предстоит сегодня изучить ?

Сформулируйте цель и задачи урока.

Целью нашего урока является изучение особенностей экономического развития английского королевства, в частности развития сельского хозяйства и промышленности.

План урока


  1. Ганноверы на троне. Власть у парламента. Тори и виги

  2. Британская аграрная революция


  1. Промышленный переворот. Условия и ход.


  1. Положение рабочих


3. Работа по теме урока

1. Ганноверы на троне. Власть у парламента. Тори и виги

Комментирование текста учебника. Работа с текстом учебника


2. Британская аграрная революция.

Вспомним, какие процессы происходили в сельском хозяйстве Англии в XVI—XVII вв. и чем они были вызваны? 

Начнем с британской аграрной, или сельскохозяйственной революции. В XVI веке в Англии получили распространение огораживания, в XVII–XVIII веках они только усилились, несмотря на протесты крестьянского населения.

Огораживания начались из-за роста цен на английскую шерсть. Лендлорды – владельцы земель – оценив выгоду увеличения числа овец, стали превращать земли в пастбища. Участки отбирали у всех категорий крестьян. Ко́ттеры – безземельные или малоземельные крестьяне – лишались общинных полей. Для лизгольдеров – тех, кто платил аренду за пользование землей – поднималась плата. Недовольных копиго́льдеров, пользовавшихся землей по договору, лишали участков.

Массовые сгоны крестьян привели практически к исчезновению мелких земельных собственников. Появлялась категория людей, владевших крупными участками. Богатые крестьяне арендовали земли у лендлордов и становились фермерами. При этом были крестьяне, оставшиеся без земли, и, соответственно, без средств к существованию. Они шли к фермерам и нанимались к ним на работу. Таким образом, капиталистические отношения постепенно проникали в английскую деревню, фермерское хозяйство вытесняло крестьянское. Складывалась своеобразная пирамида этих отношений. Верхнюю ступень занимал владелец земель – лендлорд, за ним следовал арендатор-фермер, а на низшей ступени находились батраки – наемные работники. 

Аграрная революция имела как преимущества, так и недостатки. Положительным результатом стало то, что фермеры для получения большей выгоды использовали максимально рациональные методы ведения хозяйства. Они применяли лучшие удобрения и способы обработки земли, увеличивали количество высаживаемых культур. Деревня стала приносить доход, выгодный правительству.

К тому же производимая продукция стала в бо́льших количествах и по меньшей цене поступать в город. Таким образом, рос внутренний рынок.  

Минусом стало то, что в Англии увеличилось количество безземельных крестьян, лишенных возможности работать. Фермерские хозяйства не могли принять всех желающих работников. Периодически вспыхивали восстания. Но крестьяне, лишенные земли, больше не были привязаны к какому-то конкретному месту. Формировался рынок рабочих, столь необходимый капиталистическому государству. Большинство крестьян уходили в город. Например, в Шеффилде в конце XVII века жило 4 тысячи человек, а ко времени начала промышленной революции, то есть меньше чем через 70 лет, – 25 тысяч.

Итак, что же такое аграрная революция? Это сосредоточение земли в руках крупных собственников, использование в сельском хозяйстве труда наемных работников и рост продуктивности сельского хозяйства.


3. Промышленная революция. Условия и ход.

Проблемный или частично поисковый метод.  1. Для успешного развития капиталистического производства нужны три условия: накопление богатств и потребность в создании крупных предприятий; свободные люди, лишенные средств производства; рынок сбыта товаров. Подумайте, имелись ли эти условия в Англии в XVIII в. Для аргументации своей точки зрения используйте фактический материал. 


Выписать условия, необходимые для промышленного переворота. 

Технические изобретения первоначально появились в хлопчатобумажной промышленности, так как там отсутствовала цеховая система и не было ограничений в производстве. 

2. Заполнить таблицу «Важнейшие изобретения в период промышленного переворота».

4. Положение рабочих.

Именно появление класса рабочих стало одним из первых последствий промышленной революции. Ими становились не только безземельные крестьяне, но и бывшие ремесленники, которые не могли конкурировать с набиравшими мощь фабриками.

Социальный класс – это группа людей, которые различаются по владению собственностью, способам получения дохода и ролью в обществе. Класс рабочих по собственности и доходу можно противопоставить владельцам фабрик. Появление рабочего класса говорило об углублении капиталистических отношений в Англии.

Самостоятельная работа учащихся (стр.211-212). Итак, ребята, расскажите об особенностях положения рабочих в Англии?

Луддиты.

Постоянное усовершенствование машин и станков приводило к сокращению работников на фабриках. Так, например, одна прялка «Дженни» лишала работы 5 прядильщиков. Это, а также низкая заработная плата и плохие условия труда, вызывало недовольство рабочих, которое вылилось в движение разрушителей машин. В первую очередь к нему присоединились те, кто работал в текстильной промышленности, так как работники добывающей отрасли от появления машин только выигрывали, они облегчали труд рабочих.  

Участники движения называли себя лудди́тами, в честь Не́да Лу́дда, который первым разбил два чулочных станка. Неизвестно, существовал он на самом деле или нет, однако среди рабочих ходили легенды о том, что он подобно Робину Гуду скрывается в Шервудском лесу. Письма с угрозами, которые получали владельцы фабрик, были подписаны именем Нед Лудд, а обратным адресом обозначен Шервудский лес. Луддиты действовали в трех графствах – Но́ттингемшир, Ла́нкашир и Йо́ркшир.

Наибольшее распространение движение получило в 1811 году. Луддиты врывались на фабрики и разбивали станки, уничтожали произведенную продукцию. Они считали свои действия законными, так как новшества на некоторых фабриках снижали качество продукции, а они боролись против плохого товара. Парламент признал их действия преступлением, наказанием за которое должна была служить смертная казнь. Однако это не остановило луддитов. Хозяева фабрик как могли усиливали охрану, оставляли ночью на фабриках работников. Это заканчивалось большим количеством жертв при оказании сопротивления нападавшим.

Со временем движение луддитов пошло на убыль, но иногда вспыхивали очаги протеста в отдельных частях Англии.

Вывод: ·        в ходе промышленной революции в Англии произошли изменения в экономике. Производство товаров из мануфактурного стало фабричным, что увеличило количество продукции и снизило ее стоимость;

·        изменились отношения в обществе. В английской деревне практически исчезло крестьянство. Теперь главную роль там играли фермеры, использовавшие труд наемных работников;

·        в городах с увеличением количества фабрик преобладающим слоем населения становились рабочие. А основные капиталы скапливались в руках все меньшего количества людей;

·        Англия ступила на путь создания индустриального общества.

  1. Рефлексия.

Что нового мы узнали на уроке?

Какие вопросы вызвали наибольшее затруднение?

  1. Домашнее задание: параграф 22, выучить термины наизусть, сообщения на тему «Джеймс Уатт», «Джеймс Харгривс», «Научные открытия 18 века».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей