СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по информатике для обучающихся 6 класса по теме «Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по информатике  для обучающихся 6 класса по теме «Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по информатике для обучающихся 6 класса по теме «Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы»»

Мошкин Александр Владимирович, учитель информатики МКОУ Рассветовская СОШ

Подольский В.С.

Методическая разработка урока по информатике

для обучающихся 6 класса по теме «Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы»

5.03.2018


Тема урока: Алгоритм. Свойства алгоритма. Блок-схемы.

Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.

Задачи:

1. Дать понятие алгоритма, исполнителя алгоритма и рассмотреть свойства алгоритмов.

2. Познакомить обучающихся с основными алгоритмическими структурами.

3. Научить обучающихся создавать блок-схемы алгоритмов.

4. Способствовать развитию у обучающихся информационной культуры и логического мышления.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Оборудование: 1. Современные компьютеры, имеющие выход в Интернет.

2. Мультимедийный проектор.

Оснащение: Плакат «Базовые алгоритмические структуры».

Презентация Power Point.

Список использованной литературы: УМК Л. Л. Босовой

Продолжительность проведения: 45 минут.


Ход занятия

1.Организационный момент

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня, мы начнём изучать самую интересную и важную тему курса информатики «АЛГОРИТМ». (Демонстрация презентации, 1 слайд)

2.Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний.

Учитель: Предлагаю Вам самостоятельно найти в сети Интернет значение слова «АЛГОРИТМ».

Индивидуальная работа обучающихся на ПК, краткая запись понятия алгоритма в тетради, обмен мнениями.

Учитель: Молодцы, ребята! Алгоритм -набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий. (Демонстрация презентации, 2 слайд)

Мой помощник, ваш одноклассник, подготовил историческую справку о происхождении слова «алгоритм», для этого он использовал – учебник, справочники, интернет-ресурсы.

Ученик. Историческая справка. Происхождение слова «АЛГОРИТМ»

Пример выступления. Слово «алгоритм» происходит от имени арабского учёного Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. Ал-Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления.

В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» - это автор правил, и стали просто называть правила алгоритмами. В настоящее время слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики. (Демонстрация презентации, 3 слайд)

3. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Итак, алгоритм -набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

  1. Какие алгоритмы Вы знаете, и кто или что является исполнителями алгоритмов?

  2. Как Вы понимаете высказывание Норберта Винера: «Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на ней работает?» (Демонстрация презентации 4слайд)

Обмен мнениями в группах.

Учитель: Исполнитель – человек, группа людей, животное, техническое устройство, способные выполнять заданные команды. (Демонстрация презентации 5 слайд)

Любая задача может быть успешно решена только тогда, когда она чётко описана. Из приведённого списка задач выберите те, которые сформулированы чётко:

  • Сосчитайте число окон в своём доме.

  • Сосчитайте звёзды на небе.

  • Дайте подробное описание дороги от двери своего дома до школы (пешком, на автобусе или другом транспорте).

  • Иди туда, не знаю куда.

Принеси то, не знаю что.

(Демонстрация презентации 6 слайд)

Учитель: Рассмотрим свойства алгоритмов (рассказ учителя с элементами беседы).

  • Результативность. Получение требуемого результата за конечное число шагов; это означает, что неправильный алгоритм, который не достигает цели, вообще не нужно считать алгоритмом.

  • Дискретность (пошаговость). Под дискретностью понимают, что алгоритм состоит из последовательности действий, шагов. Выполнение каждого следующего шага невозможно без выполнения предыдущих. Последний шаг, как правило, выдаёт результат действия алгоритма.

  • Детерминированность (определённость). Означает, что действия, выполняемые на каждом шаге, однозначно и точно определены.

  • Понятность. Алгоритм должен быть понятен не только автору, но и исполнителю.

  • Выполнимость. Алгоритм должен содержать команды, записанные на понятном языке и выполнимые исполнителем.

  • Массовость. Один тот же алгоритм может применяться для решения большого количества однотипных задач с различающимися условиями.

(Демонстрация презентации 7, 8, 9 слайды)

Учитель: Ребята, перед Вами формы записи алгоритмов (демонстрация форм записи алгоритмов).

1.Словесно-формульный

Например, Составить алгоритм решения арифметического выражения (23+34)*57/3

1 шаг 23+34=57

2 шаг 57*57=3249

3 шаг 3249/3=1083

2. С помощью алгоритмического языка

Например, Составить алгоритм решения алгебраического выражения x=2y+z

алг Выражение

арг y,z:цел

рез x:цел

нач

x:=2*y

x:=x+z

кон

3. Таблицы

4.Блок-схемы, в которых для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры.

 

Начало

Начало и конец алгоритма

 

Данные

Описание ввода и вывода данных

 

Последовательность команд

Описание линейной последовательности команд

 

Условие

Обозначение условий в алгоритмических структурах «ветвление» и «выбор»

 

Объявление переменных

Объявление переменных или ввод комментариев


(Демонстрация презентации, 10-11 слайды)

Учитель: Какие типы алгоритмов существуют? (Рассказ учителя с демонстрацией примеров различных алгоритмических структур).

  • Линейный – это алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой.

  • Разветвлённый (алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор») - алгоритм, в котором в зависимости от истинности или ложности условия выполнятся одна или другая серия команд.

  • Циклический (алгоритмическая структура «цикл») - это алгоритм, в котором одна и та же последовательность действий совершается многократно (или ни разу) до тех пор, пока выполняется условие.

  • Вспомогательный - самостоятельный алгоритм, снабжённый таким заголовком, который позволяет вызывать этот алгоритм из других алгоритмов.

(Демонстрация презентации, 12-16 слайды)

4.Этап закрепления знаний.

4.1. Самостоятельная работа в группах по карточкам. Командир группы о результатах сообщает учителю.

Примерные вопросы:

1. Приведите примеры известных Вам алгоритмов.

2. Перечислите основные свойства алгоритмов и проиллюстрируйте их примерами.

3. Какие Вы знаете формы описания алгоритмов?

4. Перечислите основные элементы блок-схемы и их назначение. (Демонстрация презентации, 17 слайд)

Учитель: Информационная переменка (физминутка).

4.2. Индивидуальная работа на компьютере:

Создание на компьютере с помощью графического векторного редактора блок-схемы линейного, разветвлённого, циклического алгоритмов. Пояснение: При работе необходимо использовать элементы блок-схемы. (Демонстрация презентации, 18 слайд)

5.Этап информации о домашнем задании.

Учитель: Запишите домашнее задание:

1. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса/ Л.Л.Босова, стр. 62,73, РТ: №27,28 стр. 97

(обязательно).

2. По желанию можно приготовить творческое сообщение на тему: «Алгоритмы вокруг нас», используя разумные источники. Творческое сообщение обязательно будет оценено!

(Демонстрация презентации, 19 слайд).

Спасибо за урок! До свидания, ребята.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!