СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по географии в 6 классе «Виды планов и их использование» (в рамках ФГОС ООО)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по географии в 6 классе «Виды планов и их использование» (в рамках ФГОС ООО)»

Учитель географии: Бекова Ю.Е.


МОУ СОШ №99, г.о.Воскресенск


Методическая разработка урока по географии в 6 классе «Виды планов и их использование» (в рамках ФГОС ООО)

(по учебнику А.А. Летягина; под общей редакцией В.П. Дронова «География. Начальный курс: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М:Вентана-Граф, 2013 г)

Конспект урока


Цели урока:

Дидактическая: уметь использовать различные виды планов;

образовательная: систематизировать и расширить понятие «план местности»; познакомиться с профессией «картограф»

развивающая: продолжить развитие географического мышления и умения применять полученные знания в трансформируемом пространстве;

воспитательная: содействовать формированию информационной, географической и экологической культуры.


Формируемые УУД на уроке

Предметные:

Знать разнообразие планов (план города, туристические планы, военные и исторические, автомобильные и транспортные планы), понимать различие планов по описанию: уметь применять полученные знания и навыки, т.е. уметь пользоваться планом; знать особенности профессии «картограф».

Личностные:

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране, самоопределение.

Коммуникативные УУД:

- уметь организованно взаимодействовать и работать в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, быть «генератором» идей);

Метапредметные:

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты; сопоставить свои умения, навыки и черты характера с требованиями и особенностями профессии «картограф».

Оборудование к уроку:

Учебник - А.А. Летягин География. Начальный курс. 6 класс. «Вентана-Граф». 2013 г.

Презентация к уроку, ноутбук, экран, интернет, раздаточный материал.

Приложения: типы планов, задания работ по группам (см. приложение 1 и 2)

Используемая литература:

-Учебник - А.А. Летягин География. Начальный курс. 6 класс. «Вентана-Граф». 2013 г.

Используемые интернет-ресурсы:

Якласс https://www.yaklass.ru/p/geografiya/5-klass/izobrazheniia-zemnoi-poverkhnosti-i-ikh-ispolzovanie-131512/plan-mestnosti-semka-mestnosti-154813


https://learningapps.org/ условные знаки топографических карт


http://shipnygova.ucoz.ru/load/metodicheskaja_kopilka/metodicheskie_priemy_na_uroke/kopilochka_primerov_refleksii_na_uroke/16-1-0-68 -копилочка приемов рефлексии на уроках

Тип урока: урок изучения нового материала. Урок-практикум.

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная


Ход урока


I. Организационный этап

Учитель: Добрый день, ребята!

(Рефлексия «Острова настроения» слайд 2.)



Давайте совместно проверим, на каком острове находится каждый из Вас. Я, называю остров, вы поднимаете руку. В конце урока вернемся к нашим островам, с целью просмотра ваших успехов за урок.


I I. Повторение и обобщение знаний. «Работа с интернет-ресурсами»

В течение урока вы зарабатываете карточки, набрав 5 карточек вы получаете оценку «5», 4 карточки «4».


Задание 1. Использование платформы https://learningapps.org/ условные знаки топографических карт (учащиеся по желанию выходят к доске и соединяют название условного знака с его изображением), в игровой форме. За каждый правильный ответ учащиеся, получают по карточки.


Задание 2. Анализ топографической карты. (Слайд презентации или форзац учебника «Музей – заповедник «Поленово»)

Перед вами топографическая карта, анализируя которую вы отвечаете на следующие вопросы. За каждый правильный ответ, учащиеся получают по карточки.



  1. Что такое абсолютная высота? Найдите и покажите ее на карте.

  2. Что вы знаете о методе изолиний? Покажите горизонтали на карте.

  3. В каких населенных пунктах находятся православные храмы?

  4. Найдите и покажите дом лесника.

  5. Каково направление и скорость течения реки Ока?

  6. Назовите правый и левый притоки.

  7. Через сколько метров проведены горизонтали?

  8. Назовите и покажите самый крупный населенный пункт.


III. Этап усвоения новых знаний

Деление на группы. Технология «Собери карту-пазл». Для деления на группы используются карты-пазлы (виды планов), собрав которые получаются 5 групп по 5-6 обучающихся. (Приложение 1)

  1. План города Заводоуковска

  2. Автомобильная карта

  3. Военная карта

  4. Исторический план

  5. Туристический план


Исследовательская беседа, анализ собранных карт-пазлов.

Какое слово объединяет собранные картинки?

Где их используют?

В ходе беседы ребята приходят к выводу, что это виды планов.

«Таким образом, о чем сегодня пойдет речь на уроке, какова тема урока?» Обучающиеся называют тему «Виды планов и их использование»


Высвечивается тема урока, ребята записывают в тетрадь.

Давайте вместе сформулируем цели и задачи урока, по фразам, которые необходимо дополнить: «Познакомиться ……..Научиться………» (слайд)


IV. Групповая работа. Напомнить плавила работы в группах. Капитан каждой группы, получает по пять карточек на команду, и в конце урока самостоятельно их распределяет между всеми участниками команды, по степени их участия в групповой работе.


Каждая группа к собранной «карте-пазлу» получает задания (Приложение 2). Задания выполняются, используя учебник, в течение 6 минут. Регламент выступления групп -2-3 минуты

По истечении времени, группа отчитывается по своим заданиям (слайд 11-16)


Обобщение и выводы о проделанной работе. Использование технологии «Водоворот»


V. Работа в группах с целью применения на практике пройденного материала, задание 2 (работа в трансформируемом пространстве)

Каждая группа получает план школы, на котором отмечен красным крестиком клад.

Группа отправляется на поиски клада. Та группа, которая первая найдет клад, получает сладкий приз и 5 за работу на уроке.


VI. Знакомство с профессией «картограф». Приложение 3.


Группам выдается текст, прочитав который каждая группа должна найти в тексте и ответить на вопросы, предоставленные только этой группе.

1.Опишите профессию «картограф» пятью словами.

2. Цель работы «картографа».

3.Где может работать человек по профессии «картограф»?

4. Какими качествами должен обладать профессионал в сфере картографии?

5. Картография это современная или древняя наука?


Кто из вас хотел бы стать «картографом» и почему?


IV. Домашнее задание

Запись домашнего задания. Прочитать параграф 12. Выполнить тест в Яклассе. (5 класс, Изображение земной поверхности и их использование, План местности. Съемка плана местности) https://www.yaklass.ru/p/geografiya/5-klass/izobrazheniia-zemnoi-poverkhnosti-i-ikh-ispolzovanie-131512/plan-mestnosti-semka-mestnosti-154813


VI. Этап подведения итогов

Какая была поставлена задача на урок?

-Достигли мы поставленной задачи?

-Где можно применить новое знание?

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

-Над чем еще нужно поработать?

Теперь выберите, на каком острове вы остаетесь в конце урока? Поднимите руки.

-Спасибо за урок!


Оценивание.

Учащиеся получают оценки за карточки, набранные в течение урока, и за поиски клада.



Приложение 1.

1 группа – план города Воскресенск



2 группа – Автомобильная карта. Фрагмент плана города Тюмень для автомобилистов


3 группа – Военная карта


4 группа – Исторический план. План Куликовской битвы


5 группа – Туристическая карта Тюменской области




Приложение 2

1 группа – план города Заводоуковска

Прочитайте с.68 учебника параграфа12. Ответьте на вопросы

  1. Какие объекты изображены на карте города Заводоуковска (привести 3 примера)

____________________________________________


  1. Какие условные знаки присутствуют? (привести 3 примера)

___________________________________________


  1. С какой целью создана данная карта?

___________________________________________


  1. Что можно узнать по плану города Заводоуковска?

___________________________________________


  1. Ваша семья использовала ли данные планы?

___________________________________________



2 группа – Автомобильная карта. Фрагмент плана города Тюмень для автомобилистов

Прочитайте с.69 учебника параграфа12. Ответьте на вопросы

  1. Какие объекты изображены на плане более подробно

____________________________________________


  1. Какие условные знаки присутствуют? (привести 3 примера)

___________________________________________


  1. С какой целью создана данная карта?

___________________________________________


  1. Что можно узнать по данному плану?

___________________________________________


  1. Ваша семья использовала ли данные планы?

___________________________________________


3 группа – Военная карта

Прочитайте с.69 учебника параграфа12. Ответьте на вопросы

  1. Какие объекты изображены на плане более подробно

____________________________________________


  1. Какие условные знаки присутствуют? (привести 3 примера)

___________________________________________


  1. С какой целью создана данная карта?

___________________________________________


  1. Что можно узнать по данному плану?

___________________________________________


  1. Ваша семья использовала ли данные планы?

___________________________________________

4 группа – Исторический план. План Куликовской битвы


Прочитайте с.69 - 70 учебника параграфа12. Ответьте на вопросы

  1. Какие объекты изображены на плане более подробно

____________________________________________


  1. Какие условные знаки присутствуют? (привести 3 примера)

___________________________________________


  1. С какой целью создана данная карта?

___________________________________________


  1. Что можно узнать по данному плану?

___________________________________________


  1. Ваша семья использовала ли данные планы?


5 группа – Туристическая карта Тюменской области


Прочитайте с.68 - 69 учебника параграфа12. Ответьте на вопросы

  1. Какие объекты изображены на плане более подробно

____________________________________________


  1. Какие условные знаки присутствуют? (привести 3 примера)

___________________________________________


  1. С какой целью создана данная карта?

___________________________________________


  1. Что можно узнать по данному плану?

___________________________________________


  1. Ваша семья использовала ли данные планы?



Приложение 3.


Картограф — одна из стариннейших профессий, неутомимо идущая в ногу с прогрессом и вовлекающая в свою компетенцию все больше научных сфер. Помимо классической географической, картографы в наши дни создают геологические, зоологические, климатологические, исторические, этнографические, экономические, исторические, военные и космические карты. Одна из кропотливейших задач картографов — сбор информации — благодаря компьютерам и всемирной сети Интернет.

Виды деятельности:

-составление и оформление карт -сбор данных для составления карт

-математическая картография -цифровая картография

Места работы:

-научно-исследовательские институты -проектные и издательские учреждения картографического профиля

Карта-“альфа и омега географии”, сказал классик отечественной географии Н. Н. Баранский. То есть любое географическое исследование картой начинается и картой же заканчивается. Без карты география и как наука и как предмет просто немыслима! Карты широко используются и в науках, смежных с географией: геология, почвоведение, регионалистика, этнография, туризм, история. Карты находят применение и в таких областях, как аэро и водная навигация, архитектура, прокладка коммуникаций, военное дело, ландшафтный дизайн, лесное хозяйство, градостроительство. Немаловажное значение в качестве иллюстративного и дидактического материала карты и атласы имеют в образовании: география и история. В энциклопедиях карты выполняют просветительскую, а в дорожных и туристических справочниках-коммуникативную функцию.

Картография-это и старая и молодая наука. Достаточно привести имена таких картографов всех времен и народов как Птолемей, Бехайм, Меркатор. Картографы принимали участие в Великих географических открытиях. Именно благодаря людям этой профессии на Земле практически не осталось незакартированных мест. Космос и компьютеры привнесли в старую традиционную картографию новое дыхание; появились совершенно новые картографические изображения.

С развитием эры компьютеров и интернета, помимо обычных (в бумажном исполнении), начали широко внедряться и т. н. электронные (цифровые) карты. Такие карты (их еще называют “умными”) выполняются на основе геоинформационных (ГИС) технологий в растровом или векторном форматах. В качестве наглядного примера цифровых карт можно привести популярный интернет-ресурс “Гугл Планета Земля”.

По сравнению с традиционными компьютерные карты имеют такие важные преимущества, как быстрая обновляемость с учетом свежих данных и интерактивность, когда каждый пользователь может вносит



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!