Учитель географии: Бекова Ю.Е.
МОУ СОШ №99, г.о.Воскресенск
Методическая разработка урока по географии в 6 классе «Виды планов и их использование» (в рамках ФГОС ООО)
(по учебнику А.А. Летягина; под общей редакцией В.П. Дронова «География. Начальный курс: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М:Вентана-Граф, 2013 г)
Конспект урока
Цели урока:
Дидактическая: уметь использовать различные виды планов;
образовательная: систематизировать и расширить понятие «план местности»; познакомиться с профессией «картограф»
развивающая: продолжить развитие географического мышления и умения применять полученные знания в трансформируемом пространстве;
воспитательная: содействовать формированию информационной, географической и экологической культуры.
Формируемые УУД на уроке
Предметные:
Знать разнообразие планов (план города, туристические планы, военные и исторические, автомобильные и транспортные планы), понимать различие планов по описанию: уметь применять полученные знания и навыки, т.е. уметь пользоваться планом; знать особенности профессии «картограф».
Личностные:
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране, самоопределение.
Коммуникативные УУД:
- уметь организованно взаимодействовать и работать в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, быть «генератором» идей);
Метапредметные:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты; сопоставить свои умения, навыки и черты характера с требованиями и особенностями профессии «картограф».
Оборудование к уроку:
Учебник - А.А. Летягин География. Начальный курс. 6 класс. «Вентана-Граф». 2013 г.
Презентация к уроку, ноутбук, экран, интернет, раздаточный материал.
Приложения: типы планов, задания работ по группам (см. приложение 1 и 2)
Используемая литература:
-Учебник - А.А. Летягин География. Начальный курс. 6 класс. «Вентана-Граф». 2013 г.
Используемые интернет-ресурсы:
Якласс https://www.yaklass.ru/p/geografiya/5-klass/izobrazheniia-zemnoi-poverkhnosti-i-ikh-ispolzovanie-131512/plan-mestnosti-semka-mestnosti-154813
https://learningapps.org/ условные знаки топографических карт
http://shipnygova.ucoz.ru/load/metodicheskaja_kopilka/metodicheskie_priemy_na_uroke/kopilochka_primerov_refleksii_na_uroke/16-1-0-68 -копилочка приемов рефлексии на уроках
Тип урока: урок изучения нового материала. Урок-практикум.
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная
Ход урока
I. Организационный этап
Учитель: Добрый день, ребята!
(Рефлексия «Острова настроения» слайд 2.)
Давайте совместно проверим, на каком острове находится каждый из Вас. Я, называю остров, вы поднимаете руку. В конце урока вернемся к нашим островам, с целью просмотра ваших успехов за урок.
I I. Повторение и обобщение знаний. «Работа с интернет-ресурсами»
В течение урока вы зарабатываете карточки, набрав 5 карточек вы получаете оценку «5», 4 карточки «4».
Задание 1. Использование платформы https://learningapps.org/ условные знаки топографических карт (учащиеся по желанию выходят к доске и соединяют название условного знака с его изображением), в игровой форме. За каждый правильный ответ учащиеся, получают по карточки.
Задание 2. Анализ топографической карты. (Слайд презентации или форзац учебника «Музей – заповедник «Поленово»)
Перед вами топографическая карта, анализируя которую вы отвечаете на следующие вопросы. За каждый правильный ответ, учащиеся получают по карточки.
Что такое абсолютная высота? Найдите и покажите ее на карте.
Что вы знаете о методе изолиний? Покажите горизонтали на карте.
В каких населенных пунктах находятся православные храмы?
Найдите и покажите дом лесника.
Каково направление и скорость течения реки Ока?
Назовите правый и левый притоки.
Через сколько метров проведены горизонтали?
Назовите и покажите самый крупный населенный пункт.
III. Этап усвоения новых знаний
Деление на группы. Технология «Собери карту-пазл». Для деления на группы используются карты-пазлы (виды планов), собрав которые получаются 5 групп по 5-6 обучающихся. (Приложение 1)
План города Заводоуковска
Автомобильная карта
Военная карта
Исторический план
Туристический план
Исследовательская беседа, анализ собранных карт-пазлов.
Какое слово объединяет собранные картинки?
Где их используют?
В ходе беседы ребята приходят к выводу, что это виды планов.
«Таким образом, о чем сегодня пойдет речь на уроке, какова тема урока?» Обучающиеся называют тему «Виды планов и их использование»
Высвечивается тема урока, ребята записывают в тетрадь.
Давайте вместе сформулируем цели и задачи урока, по фразам, которые необходимо дополнить: «Познакомиться ……..Научиться………» (слайд)
IV. Групповая работа. Напомнить плавила работы в группах. Капитан каждой группы, получает по пять карточек на команду, и в конце урока самостоятельно их распределяет между всеми участниками команды, по степени их участия в групповой работе.
Каждая группа к собранной «карте-пазлу» получает задания (Приложение 2). Задания выполняются, используя учебник, в течение 6 минут. Регламент выступления групп -2-3 минуты
По истечении времени, группа отчитывается по своим заданиям (слайд 11-16)
Обобщение и выводы о проделанной работе. Использование технологии «Водоворот»
V. Работа в группах с целью применения на практике пройденного материала, задание 2 (работа в трансформируемом пространстве)
Каждая группа получает план школы, на котором отмечен красным крестиком клад.
Группа отправляется на поиски клада. Та группа, которая первая найдет клад, получает сладкий приз и 5 за работу на уроке.
VI. Знакомство с профессией «картограф». Приложение 3.
Группам выдается текст, прочитав который каждая группа должна найти в тексте и ответить на вопросы, предоставленные только этой группе.
1.Опишите профессию «картограф» пятью словами.
2. Цель работы «картографа».
3.Где может работать человек по профессии «картограф»?
4. Какими качествами должен обладать профессионал в сфере картографии?
5. Картография это современная или древняя наука?
Кто из вас хотел бы стать «картографом» и почему?
IV. Домашнее задание
Запись домашнего задания. Прочитать параграф 12. Выполнить тест в Яклассе. (5 класс, Изображение земной поверхности и их использование, План местности. Съемка плана местности) https://www.yaklass.ru/p/geografiya/5-klass/izobrazheniia-zemnoi-poverkhnosti-i-ikh-ispolzovanie-131512/plan-mestnosti-semka-mestnosti-154813
VI. Этап подведения итогов
Какая была поставлена задача на урок?
-Достигли мы поставленной задачи?
-Где можно применить новое знание?
-Что на уроке у вас хорошо получалось?
-Над чем еще нужно поработать?
Теперь выберите, на каком острове вы остаетесь в конце урока? Поднимите руки.
-Спасибо за урок!
Оценивание.
Учащиеся получают оценки за карточки, набранные в течение урока, и за поиски клада.
Приложение 1.
1 группа – план города Воскресенск
2 группа – Автомобильная карта. Фрагмент плана города Тюмень для автомобилистов
3 группа – Военная карта
4 группа – Исторический план. План Куликовской битвы
5 группа – Туристическая карта Тюменской области
Приложение 2
1 группа – план города Заводоуковска Прочитайте с.68 учебника параграфа12. Ответьте на вопросы Какие объекты изображены на карте города Заводоуковска (привести 3 примера) ____________________________________________ Какие условные знаки присутствуют? (привести 3 примера) ___________________________________________ С какой целью создана данная карта? ___________________________________________ Что можно узнать по плану города Заводоуковска? ___________________________________________ Ваша семья использовала ли данные планы? ___________________________________________ |
2 группа – Автомобильная карта. Фрагмент плана города Тюмень для автомобилистов Прочитайте с.69 учебника параграфа12. Ответьте на вопросы Какие объекты изображены на плане более подробно ____________________________________________ Какие условные знаки присутствуют? (привести 3 примера) ___________________________________________ С какой целью создана данная карта? ___________________________________________ Что можно узнать по данному плану? ___________________________________________ Ваша семья использовала ли данные планы? ___________________________________________ |
3 группа – Военная карта Прочитайте с.69 учебника параграфа12. Ответьте на вопросы Какие объекты изображены на плане более подробно ____________________________________________ Какие условные знаки присутствуют? (привести 3 примера) ___________________________________________ С какой целью создана данная карта? ___________________________________________ Что можно узнать по данному плану? ___________________________________________ Ваша семья использовала ли данные планы? ___________________________________________ |
4 группа – Исторический план. План Куликовской битвы Прочитайте с.69 - 70 учебника параграфа12. Ответьте на вопросы Какие объекты изображены на плане более подробно ____________________________________________ Какие условные знаки присутствуют? (привести 3 примера) ___________________________________________ С какой целью создана данная карта? ___________________________________________ Что можно узнать по данному плану? ___________________________________________ Ваша семья использовала ли данные планы? |
5 группа – Туристическая карта Тюменской области Прочитайте с.68 - 69 учебника параграфа12. Ответьте на вопросы Какие объекты изображены на плане более подробно ____________________________________________ Какие условные знаки присутствуют? (привести 3 примера) ___________________________________________ С какой целью создана данная карта? ___________________________________________ Что можно узнать по данному плану? ___________________________________________ Ваша семья использовала ли данные планы? |
Приложение 3.
Картограф — одна из стариннейших профессий, неутомимо идущая в ногу с прогрессом и вовлекающая в свою компетенцию все больше научных сфер. Помимо классической географической, картографы в наши дни создают геологические, зоологические, климатологические, исторические, этнографические, экономические, исторические, военные и космические карты. Одна из кропотливейших задач картографов — сбор информации — благодаря компьютерам и всемирной сети Интернет.
Виды деятельности:
-составление и оформление карт -сбор данных для составления карт
-математическая картография -цифровая картография
Места работы:
-научно-исследовательские институты -проектные и издательские учреждения картографического профиля
Карта-“альфа и омега географии”, сказал классик отечественной географии Н. Н. Баранский. То есть любое географическое исследование картой начинается и картой же заканчивается. Без карты география и как наука и как предмет просто немыслима! Карты широко используются и в науках, смежных с географией: геология, почвоведение, регионалистика, этнография, туризм, история. Карты находят применение и в таких областях, как аэро и водная навигация, архитектура, прокладка коммуникаций, военное дело, ландшафтный дизайн, лесное хозяйство, градостроительство. Немаловажное значение в качестве иллюстративного и дидактического материала карты и атласы имеют в образовании: география и история. В энциклопедиях карты выполняют просветительскую, а в дорожных и туристических справочниках-коммуникативную функцию.
Картография-это и старая и молодая наука. Достаточно привести имена таких картографов всех времен и народов как Птолемей, Бехайм, Меркатор. Картографы принимали участие в Великих географических открытиях. Именно благодаря людям этой профессии на Земле практически не осталось незакартированных мест. Космос и компьютеры привнесли в старую традиционную картографию новое дыхание; появились совершенно новые картографические изображения.
С развитием эры компьютеров и интернета, помимо обычных (в бумажном исполнении), начали широко внедряться и т. н. электронные (цифровые) карты. Такие карты (их еще называют “умными”) выполняются на основе геоинформационных (ГИС) технологий в растровом или векторном форматах. В качестве наглядного примера цифровых карт можно привести популярный интернет-ресурс “Гугл Планета Земля”.
По сравнению с традиционными компьютерные карты имеют такие важные преимущества, как быстрая обновляемость с учетом свежих данных и интерактивность, когда каждый пользователь может вносит