Предмет: физика
Класс: 11
Учитель Тюнева Н.В., учитель математики и физики высшей категории МАОУ «Светлинская СОШ№2 п.Светлый, Светлинский район, Оренбургская область
Учебник: Физика 11класс, учебник для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровни/ Мякишев Г.Я., Б.Б. Буховцев, Чаругин В.М.
под ред. Парфентьевой Н.А.- 7-е изд.перераб.- М: Просвещение ,2019
Физика 10 класс, учебник для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровни/ Мякишев Г.Я., Б.Б. Буховцев, Чаругин В.М.под ред. Парфентьевой Н.А.- 6-е изд.перераб.- М: Просвещение ,2019
Тип урока: урок применения знаний на практике.
Форма урока: урок-практикум.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Техническое обеспечение: классная доска, компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с заданиями для работы всех обучающихся.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, творческий.
Система контроля на уроке: сочетание самоконтроля и контроля учителя.
Тема урока: «Электродинамика. Законы электрического тока»
Цели урока:
Образовательные:
- Систематизация и обобщение знаний обучающихся по разделам «Электродинамики».
- Углубление, совершенствование, расширение знаний учащихся и раскрытие практической направленности электрических явлений;
- Закрепление навыков решения задач по теме «Электродинамика. Законы электрического тока».
- Подготовка учащихся к ЕГЭ по физике.
Развивающие:
- Развивать умение использовать приёмы сравнения, обобщения.
- Совершенствовать навыки самостоятельной, парной и групповой работы.
- Развивать умения нахождения рационального способа решения физической задачи.
- Развивать умение правильного оформления решения задачи.
- Продолжать развивать монологическую речь с использованием физических терминов.
- формирование УУД.
Воспитательные:
- воспитание уверенности, ответственности, познавательного интереса к обучению.
Методическая цель: Использование современных педагогических и информационных технологий на уроке в свете новых требований к образовательному процессу.
Учащиеся должны знать:
понятия:
- электрический ток, сила тока, напряжение источника тока, сопротивление проводников и величины от которых оно зависит, мощность тока.
- электрическое поле, условия его возникновения;
законы, правила:
- закон Ома для участка цепи и для полной цепи,
- последовательное, параллельное и смешанное соединение проводников,
единицы физических величин:
- силы тока, напряжения, сопротивления, мощности и работы тока,
формулы:
- для расчета силы тока, напряжения, сопротивления, мощности и работы тока
Учащиеся должны уметь:
использовать законы и правила:
- закон Ома для участка цепи и для полной цепи,
- последовательное, параллельное и смешанное соединение проводников,
использовать формулы:
- для расчета силы тока, напряжения, сопротивления, мощности и работы тока
Задачи урока:
- научить оперировать имеющимся потенциалом знаний по теме «Электродинамика. Законы электрического тока» в конкретной ситуации.
- закрепить основные методы решения задач различного формата , предупредить появление типичных ошибок, подготовить к итоговой аттестации.
- предоставить каждому обучающемуся возможность проверить свои знания и повысить их уровень.
- вовлечь учащихся в активную практическую деятельность.
- воспитывать у обучающихся чувство ответственности, уверенности в себе.
- использовать на уроке здоровьесберегающие средства обучения физики так, чтобы учащиеся смогли включиться в работу в соответствии с индивидуальными возможностями.
- обеспечить оптимальное соотношение между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные умения:
- давать определения изучаемых понятий;
-объяснять основные положения изучаемых теорий;
-использовать естественный и символический язык физики;
-исследовать физические процессы;
-структурировать учебную информацию, представляя результаты в различных формах ( таблицы, схемы и др.);
- применять приобретенные знания и умения при изучении физики для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни;
- анализировать , оценивать и прогнозировать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием техники.
Личностные УУД:
- определять правила работы в группах, парах:
- оценивать усваиваемое содержание ( исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действия на уроке; работать по плану, инструкции;
-высказывать свое предположение на основе учебного материала;
-осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
-уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы поставленные учителем;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить сравнение, классификацию задач , выбирая на основании классификации способы решения;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Структура урока (один урок на 45 мин)
План урока
1.Организационный момент – 2 мин
2. Актуализация опорных знаний – 5 мин
3.Формулировка темы, целей урока – 2 мин
4. Повторение материала – 5 мин
5. Применение знаний – 20 мин
6. Самостоятельная работа – 7 мин
7. Рефлексия учебной деятельности – 2 мин
8. Итог урока и домашнее задание – 2 мин
Ход урока
Организационный момент
Дидактическая цель: создание благоприятной психологической атмосферы, настрой на совместную работу.
Учитель: Дорогие ребята и уважаемые гости! Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех присутствующих. Очень хочу, чтобы с нашего урока все ушли с глубоким убеждением: физика - нужный предмет. Проверьте, пожалуйста, все ли готовы к работе: все ли принадлежности находятся на столах.
СЛАЙД 2
- Девизом урока я выбрала слова Артура Конан Дойла "Человека, умеющего наблюдать и анализировать, обмануть невозможно. Его выводы будут безошибочны, как теорема Эвклида".
2. Актуализация опорных знаний.
Дидактическая цель: активизация мыслительных операций и познавательных процессов.
СЛАЙД 3
Учитель: А сейчас я предлагаю вам провести небольшую разминку под девизом : « Не знающие пусть научаться, а знающие вспомнят еще раз». Протагор
1.Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы встречались в курсе физики: ( СЛАЙД 4 ) (Приложение 1 карточки раздать ) - ВПР за 20.04.2021
телеграфирование, плавление ,электризация , индуктивность, молния, электротранспорт, самоиндукция, длина волны, нагревание чайника, компьютер, масса, вес, передача электроэнергии.
Выделите среди этих понятий две группы по выбранному Вами признаку. В каждой группе должно быть не менее двух понятий. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.
ФИО | |
Название группы понятий | Перечень понятий |
Электрические | телеграфирование, электризация , молния, электротранспорт, нагревание чайника, компьютер, передача электроэнергии. |
Неэлектрические | плавление , индуктивность, самоиндукция, длина волны, масса, вес. |
Проверка устно ( вызываю одного ученика); оценивание - не более – 3 -х ошибок - зачет
Учитель: Запишите результаты выполнения задания в Лист самоконтроля
2.Запомните «Таблицу физических величин» ( Приложение 2)
ФИО |
№ | Название | Обозначение | Единицы измерения |
1 | Заряд | q | Кл |
2 | Сила тока | I | А |
3 | Электродвижущая сила (ЭДС) | E | В |
4 | Электрическое напряжение | U | В |
5 | Электрическое сопротивление | R | Ом |
6 | Мощность тока | P | Вт |
7 | Работа тока | A | Дж |
Проверка на слайде ( СЛАЙД 3) ( взаимопроверка) и оценивание по критериям:
«5» - без ошибок
«4»- одна ошибка
«3» - две ошибки
«2»- более двух ошибок
Учитель: Запишите результаты выполнения задания в Лист самоконтроля
Учитель: подводя итог выполненной работы можно сказать, что мы повторили определение, обозначения и единицы измерения электрических величин и явлений. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
3.Формулировка темы, целей урока
Дидактическая цель: создание условий для формирования цели урока и постановки учебных целей.
Учащиеся определяют тему урока и формулируют его цели.
Учитель: Вот этому мы и посвятим свой урок, будем совершенствовать свои умения и навыки при решении задач, чтобы достойно справиться с заданиями 14,16,17,22 (базовый уровень) и № 25 и 27 (профильный уровень) на ЕГЭ
4.Повторение материала базового уровня
Дидактическая цель: обеспечение восприятия, осмысления и запоминания знаний, связей и отношений в изучении законов постоянного тока.
Учитель: Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока
Учитель: Часто случает неприятность, связанная с казалось бы верно решенной задачей, но ответ получается совсем не тот. Причина оплошности заключается в не переводе единиц измерения в систему СИ. Найдите на столах карточка 3 с задания базового уровня и выполните задание:
10 мА = 0,329 МВт = 96нКл =
0,6мс = 4пКл = 17 гДж =
14мкА = 267мкс = 0,5кВ =
- Вам не нужно переписывать сами примеры, решение выполняйте сразу в карточке. ( Приложение 3) – 3 мин
Учитель: Проверьте правильность решения с помощью слайда и оцените свою работу. Критерии оценивания : 9 заданий –«5», 8-7 заданий – «4», 6-5 заданий – «3», 4 и менее-«2»
Учитель: Запишите результаты выполнения задания в Лист самоконтроля
Учитель: Оценки получены, я рада, что вы хорошо знаете десятичные приставки (или огорчена, что до сих пор их не выучили). На экзаменах они будут даны в справочных материалах.
Учитель: подведем итог выполненной работы на этом этапе: приставки повторили, поняли, что не все их выучили, сделали каждый для себя вывод и некоторым дома придётся больше поработать. Итак, продолжаем.
Учитель: Без чего нельзя решить физическую задачу?
Ответ: без знания законов и формул. Слайд «Составь формулу» (проверка на обороте доски) запись формул в тетрадях
Учитель: Если вы знаете формулы, но вдруг растерялись и всё сразу забыли, попробуйте собраться, убедите себя, что вы всё знаете, и у вас всё получится.
Учитель: Запишите результаты выполнения задания в Лист самоконтроля
Физминутка – 1-2 мин
Учитель: Знаете ли вы, что такое «царственная осанка»? Попробуем принять царственную позу: спина прямая, мышцы головы без напряжения, выражение лица очень значительное: ведь вы знаете такое количество формул в математике, которое не по силам и царственным особам. Очень быстро активизируем свой мозг. Для этого интенсивно помассажируем межбровную точку: указательным пальцем правой руки делаем 5 круговых движений в одну сторону и в другую. Повторим это 2 – 3 раза
5. Применение знаний
Учитель: А сейчас продолжить наш урок. «Упражнение, друзья, дает больше, чем хорошее природное дарование». Протагор
А) Задание на развитие внимания «Найди ошибку» - работаем в парах .- 3 мин – слайд
Учитель: подведем итог выполненной работы на этом этапе: повторили формулы основных видов соединений и закон Ома для участка цепи, сделали каждый для себя вывод и некоторым дома придётся больше поработать. Итак, продолжаем.
Секреты решения. В задачах со схемами необходимо уметь выделять виды соединения проводников. После этого можно использовать известные закономерности для силы тока, напряжения и сопротивления.
Б) Решение задач ( разноуровневые)
- графические задачи: (все)
1.На графике показана зависимость силы тока I в проводнике от времени t. Определите заряд, прошедший через проводник за Δt = 60 с с момента начала отсчёта времени (Ответ: 180Кл)
2. На графике показана зависимость силы тока I в проводнике от времени t. Определите заряд, прошедший через проводник за Δt = 40 мс с момента начала отсчёта времени. (Ответ: 8*10-4 Кл)
- расчетные задачи: КАРТОЧКИ .
№1. Напряжение на зажимах лампы равно 220 В. Какая работа будет совершена при прохождении по лампе 7Кл электричества?
Дано: Решение
U = 220B U = → A= U ·q
q= 7Кл A = 220·7= 1540 (Дж)= 1,54 кДж
Найти:
А- ? (кДж) Ответ: 1,54 кДж
№2. Сопротивление электрического кипятильника 100 Ом. Сила тока в цепи равна 2 А. Чему равна работа, совершаемая электрическим током за 5 минут работы кипятильника?
Дано: СИ Решение .
R= 100 Oм А= I U t
I= 2A Из закона Ома для участка цепи I = выразим напряжжение
t=5 мин = 300 с U= I·R и подставим вв формулу работы: А = I2 R t
Найти: А = 22·100·300 = 120000 (Дж) = 120 кДж= 0,12 МДж
А -? (Дж) Ответ: 120000Дж
-- Самостоятельная работа для тех, кто не сдает ЕГЭ по физике
-- В это время остальные (коллективная работа )
-- Работа в группах
Пока работают в группе ПРОВЕРЯЮ работу не сдающих
Ответ: 2
ВПР 20.04.2021 вариант 1 задание 8
допзадача
Учитель: Мы повторили решение различных типов задач.
Задание на дом дается заранее, что бы ребята не забыли его записать: подобрать из различных источников не менее пяти заданий по теме сегодняшнего урока
Физминутка. Прежде, чем приступать к выполнению самостоятельной работы, покрутите головой, найдите на стенах класса понравившийся тренажёр для глаз, пройдите глазками по стрелкам 3 – 5 раз. Не забывайте делать похожие упражнения дома во время выполнения домашней работы, работой за компьютером или просмотром телевизора. Не забывайте постоянно следить за своей «царственной» позой и дома, и на улице. Этим вы устраняете всякие нежелательные изменения в своём позвоночнике и не так сильно утомляетесь. А главное хорошо выглядите.
Самостоятельная работа ( записать основные формулы и расчеты) 7 мин
Подведение итогов урока, оценивание учащихся.
Дидактическая цель: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция
Учитель: Наш урок подошел к концу. Достигли ли мы поставленных целей? Как вы думаете, есть ли соответствие между девизом урока и нашей работы на уроке?
Ученики: Мы на уроке повторили определение понятий и основные формулы раздела «Законы постоянного тока», основные единицы измерения электрических величин и их десятичные приставки, закрепили решение различных типов заданий
Учитель: На уроке некоторые из вас получили не одну оценку: отметку за работу на уроке( как средний балл в Листе самооценки ) и еще будет отметка за индивидуальную самостоятельную работу.
.Рефлексия распечатать
Дидактическая цель: анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
Продолжи фразу.
Сегодня на уроке я вспомнил …
Сегодня на уроке я научился …
Знания, полученные сегодня на уроке….
Сегодняшний урок помог мне …
После сегодняшнего урока мне захотелось …
Готовясь к экзамену, никогда не думайте, что не справитесь с заданием, а, напротив, мысленно рисуйте себе картину успеха и тогда у вас обязательно все получится!
Спасибо за урок.