СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по физике 11 класс "«Электродинамика. Законы электрического тока»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма урока: урок-практикум.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Техническое обеспечение: классная доска, компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с заданиями для работы всех обучающихся.

Методы обучения:  репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, творческий.

Система контроля на уроке: сочетание самоконтроля и  контроля учителя.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по физике 11 класс "«Электродинамика. Законы электрического тока»»

Предмет: физика

Класс: 11

Учитель Тюнева Н.В., учитель математики и физики высшей категории МАОУ «Светлинская СОШ№2 п.Светлый, Светлинский район, Оренбургская область

Учебник: Физика 11класс, учебник для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровни/ Мякишев Г.Я., Б.Б. Буховцев, Чаругин В.М.

под ред. Парфентьевой Н.А.- 7-е изд.перераб.- М: Просвещение ,2019

Физика 10 класс, учебник для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровни/ Мякишев Г.Я., Б.Б. Буховцев, Чаругин В.М.под ред. Парфентьевой Н.А.- 6-е изд.перераб.- М: Просвещение ,2019

Тип урока: урок применения знаний на практике.

Форма урока: урок-практикум.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Техническое обеспечение: классная доска, компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с заданиями для работы всех обучающихся.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, творческий.

Система контроля на уроке: сочетание самоконтроля и контроля учителя.

Тема урока: «Электродинамика. Законы электрического тока»



Цели урока:

Образовательные:

- Систематизация и обобщение знаний обучающихся по разделам «Электродинамики».

- Углубление, совершенствование, расширение знаний учащихся и раскрытие практической направленности электрических явлений;

- Закрепление навыков решения задач по теме «Электродинамика. Законы электрического тока».

- Подготовка учащихся к ЕГЭ по физике.



Развивающие:

- Развивать умение использовать приёмы сравнения, обобщения.

- Совершенствовать навыки самостоятельной, парной и групповой работы.

- Развивать умения нахождения рационального способа решения физической задачи.

- Развивать умение правильного оформления решения задачи.
- Продолжать развивать монологическую речь с использованием физических терминов.

- формирование УУД.


Воспитательные:

- воспитание уверенности, ответственности, познавательного интереса к обучению.



Методическая цель: Использование современных педагогических и информационных технологий на уроке в свете новых требований к образовательному процессу.


Учащиеся должны знать:

понятия:

- электрический ток, сила тока, напряжение источника тока, сопротивление проводников и величины от которых оно зависит, мощность тока.

- электрическое поле, условия его возникновения;

законы, правила:

- закон Ома для участка цепи и для полной цепи,

- последовательное, параллельное и смешанное соединение проводников,

единицы физических величин:

- силы тока, напряжения, сопротивления, мощности и работы тока,

формулы:

- для расчета силы тока, напряжения, сопротивления, мощности и работы тока

Учащиеся должны уметь:

использовать законы и правила:

- закон Ома для участка цепи и для полной цепи,

- последовательное, параллельное и смешанное соединение проводников,

использовать формулы:

- для расчета силы тока, напряжения, сопротивления, мощности и работы тока

Задачи урока:

- научить оперировать имеющимся потенциалом знаний по теме «Электродинамика. Законы электрического тока» в конкретной ситуации.

- закрепить основные методы решения задач различного формата , предупредить появление типичных ошибок, подготовить к итоговой аттестации.

- предоставить каждому обучающемуся возможность проверить свои знания и повысить их уровень. 

- вовлечь учащихся в активную практическую деятельность.

- воспитывать у обучающихся чувство ответственности, уверенности в себе.

- использовать на уроке здоровьесберегающие средства обучения физики так, чтобы учащиеся смогли включиться в работу в соответствии с индивидуальными возможностями.

- обеспечить оптимальное соотношение между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся.



Планируемые результаты:

Предметные умения:

- давать определения изучаемых понятий;

-объяснять основные положения изучаемых теорий;

-использовать естественный и символический язык физики;

-исследовать физические процессы;

-структурировать учебную информацию, представляя результаты в различных формах ( таблицы, схемы и др.);

- применять приобретенные знания и умения при изучении физики для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни;

- анализировать , оценивать и прогнозировать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием техники.

Личностные УУД:

- определять правила работы в группах, парах:

- оценивать усваиваемое содержание ( исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действия на уроке; работать по плану, инструкции;

-высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

-уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы поставленные учителем;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить сравнение, классификацию задач , выбирая на основании классификации способы решения;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



Структура урока (один урок на 45 мин)

План урока

1.Организационный момент – 2 мин

2. Актуализация опорных знаний – 5 мин

3.Формулировка темы, целей урока – 2 мин

4. Повторение материала – 5 мин

5. Применение знаний – 20 мин

6. Самостоятельная работа – 7 мин

7. Рефлексия учебной деятельности – 2 мин

8. Итог урока и домашнее задание – 2 мин



Ход урока

  1. Организационный момент

Дидактическая цель: создание благоприятной психологической атмосферы, настрой на совместную работу.

Учитель: Дорогие ребята и уважаемые гости! Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех присутствующих. Очень хочу, чтобы с нашего урока все ушли с глубоким убеждением: физика - нужный предмет. Проверьте, пожалуйста, все ли готовы к работе: все ли принадлежности находятся на столах.

СЛАЙД 2

- Девизом урока я выбрала слова Артура Конан Дойла "Человека, умеющего наблюдать и анализировать, обмануть невозможно. Его выводы будут безошибочны, как теорема Эвклида".

2. Актуализация опорных знаний.

Дидактическая цель: активизация мыслительных операций и познавательных процессов.



СЛАЙД 3

Учитель: А сейчас я предлагаю вам провести небольшую разминку под девизом : « Не знающие пусть научаться, а знающие вспомнят еще раз». Протагор

1.Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы встречались в курсе физики: ( СЛАЙД 4 ) (Приложение 1 карточки раздать ) - ВПР за 20.04.2021

телеграфирование, плавление ,электризация , индуктивность, молния, электротранспорт, самоиндукция, длина волны, нагревание чайника, компьютер, масса, вес, передача электроэнергии.

Выделите среди этих понятий две группы по выбранному Вами признаку. В каждой группе должно быть не менее двух понятий. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.


ФИО


Название группы понятий

Перечень понятий

Электрические

телеграфирование, электризация , молния, электротранспорт, нагревание чайника, компьютер, передача электроэнергии.

Неэлектрические

плавление , индуктивность, самоиндукция, длина волны, масса, вес.


Проверка устно ( вызываю одного ученика); оценивание - не более – 3 -х ошибок - зачет

Учитель: Запишите результаты выполнения задания в Лист самоконтроля


2.Запомните «Таблицу физических величин» ( Приложение 2)


ФИО

Название

Обозначение

Единицы измерения

1

Заряд

q

Кл

2

Сила тока

I

А

3

Электродвижущая сила (ЭДС)

E

В

4

Электрическое напряжение

U

В

5

Электрическое сопротивление

R

Ом

6

Мощность тока

P

Вт

7

Работа тока

A

Дж


Проверка на слайде ( СЛАЙД 3) ( взаимопроверка) и оценивание по критериям:

«5» - без ошибок

«4»- одна ошибка

«3» - две ошибки

«2»- более двух ошибок


Учитель: Запишите результаты выполнения задания в Лист самоконтроля

Учитель: подводя итог выполненной работы можно сказать, что мы повторили определение, обозначения и единицы измерения электрических величин и явлений. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

3.Формулировка темы, целей урока

Дидактическая цель: создание условий для формирования цели урока и постановки учебных целей.

Учащиеся определяют тему урока и формулируют его цели.

Учитель: Вот этому мы и посвятим свой урок, будем совершенствовать свои умения и навыки при решении задач, чтобы достойно справиться с заданиями 14,16,17,22 (базовый уровень) и № 25 и 27 (профильный уровень) на ЕГЭ



4.Повторение материала базового уровня

Дидактическая цель: обеспечение восприятия, осмысления и запоминания знаний, связей и отношений в изучении законов постоянного тока.

Учитель: Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока

Учитель: Часто случает неприятность, связанная с казалось бы верно решенной задачей, но ответ получается совсем не тот. Причина оплошности заключается в не переводе единиц измерения в систему СИ. Найдите на столах карточка 3 с задания базового уровня и выполните задание:

10 мА = 0,329 МВт = 96нКл =

0,6мс = 4пКл = 17 гДж =

14мкА = 267мкс = 0,5кВ =

- Вам не нужно переписывать сами примеры, решение выполняйте сразу в карточке. ( Приложение 3) – 3 мин


Учитель: Проверьте правильность решения с помощью слайда и оцените свою работу. Критерии оценивания : 9 заданий –«5», 8-7 заданий – «4», 6-5 заданий – «3», 4 и менее-«2»

Учитель: Запишите результаты выполнения задания в Лист самоконтроля


Учитель: Оценки получены, я рада, что вы хорошо знаете десятичные приставки (или огорчена, что до сих пор их не выучили). На экзаменах они будут даны в справочных материалах.

Учитель: подведем итог выполненной работы на этом этапе: приставки повторили, поняли, что не все их выучили, сделали каждый для себя вывод и некоторым дома придётся больше поработать. Итак, продолжаем.

Учитель: Без чего нельзя решить физическую задачу?

Ответ: без знания законов и формул. Слайд «Составь формулу» (проверка на обороте доски) запись формул в тетрадях

Учитель: Если вы знаете формулы, но вдруг растерялись и всё сразу забыли, попробуйте собраться, убедите себя, что вы всё знаете, и у вас всё получится.

Учитель: Запишите результаты выполнения задания в Лист самоконтроля

Физминутка – 1-2 мин

Учитель: Знаете ли вы, что такое «царственная осанка»? Попробуем принять царственную позу: спина прямая, мышцы головы без напряжения, выражение лица очень значительное: ведь вы знаете такое количество формул в математике, которое не по силам и царственным особам. Очень быстро активизируем свой мозг. Для этого интенсивно помассажируем межбровную точку: указательным пальцем правой руки делаем 5 круговых движений в одну сторону и в другую. Повторим это 2 – 3 раза

5. Применение знаний

Учитель: А сейчас продолжить наш урок. «Упражнение, друзья, дает больше, чем хорошее природное дарование». Протагор


А) Задание на развитие внимания «Найди ошибку» - работаем в парах .- 3 мин – слайд


Учитель: подведем итог выполненной работы на этом этапе: повторили формулы основных видов соединений и закон Ома для участка цепи, сделали каждый для себя вывод и некоторым дома придётся больше поработать. Итак, продолжаем.

Секреты решения. В задачах со схемами необходимо уметь выделять виды соединения проводников. После этого можно использовать известные закономерности для силы тока, напряжения и сопротивления.

Б) Решение задач ( разноуровневые)

- графические задачи: (все)

1.На графике показана зависимость силы тока I в проводнике от времени t. Определите заряд, прошедший через проводник за Δt = 60 с с момента начала отсчёта времени (Ответ: 180Кл)

2. На графике показана зависимость силы тока I в проводнике от времени t. Определите заряд, прошедший через проводник за Δt = 40 мс с момента начала отсчёта времени. (Ответ: 8*10-4 Кл)

- расчетные задачи: КАРТОЧКИ .

№1. Напряжение на зажимах лампы равно 220 В. Какая работа будет совершена при прохождении по лампе 7Кл электричества?

Дано: Решение

U = 220B U = → A= U ·q

q= 7Кл A = 220·7= 1540 (Дж)= 1,54 кДж

Найти:

А- ? (кДж) Ответ: 1,54 кДж


№2. Сопротивление электрического кипятильника 100 Ом. Сила тока в цепи равна 2 А. Чему равна работа, совершаемая электрическим током за 5 минут работы кипятильника?

Дано: СИ Решение .

R= 100 Oм А= I U t

I= 2A Из закона Ома для участка цепи I = выразим напряжжение

t=5 мин = 300 с U= I·R и подставим вв формулу работы: А = I2 R t

Найти: А = 22·100·300 = 120000 (Дж) = 120 кДж= 0,12 МДж

А -? (Дж) Ответ: 120000Дж

-- Самостоятельная работа для тех, кто не сдает ЕГЭ по физике

-- В это время остальные (коллективная работа )


-- Работа в группах

Пока работают в группе ПРОВЕРЯЮ работу не сдающих


Ответ: 2


ВПР 20.04.2021 вариант 1 задание 8

допзадача


Учитель: Мы повторили решение различных типов задач.


Задание на дом дается заранее, что бы ребята не забыли его записать: подобрать из различных источников не менее пяти заданий по теме сегодняшнего урока

Физминутка. Прежде, чем приступать к выполнению самостоятельной работы, покрутите головой, найдите на стенах класса понравившийся тренажёр для глаз, пройдите глазками по стрелкам 3 – 5 раз. Не забывайте делать похожие упражнения дома во время выполнения домашней работы, работой за компьютером или просмотром телевизора. Не забывайте постоянно следить за своей «царственной» позой и дома, и на улице. Этим вы устраняете всякие нежелательные изменения в своём позвоночнике и не так сильно утомляетесь. А главное хорошо выглядите.


Самостоятельная работа ( записать основные формулы и расчеты) 7 мин


Подведение итогов урока, оценивание учащихся.

Дидактическая цель: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция

Учитель: Наш урок подошел к концу. Достигли ли мы поставленных целей? Как вы думаете, есть ли соответствие между девизом урока и нашей работы на уроке?

Ученики: Мы на уроке повторили определение понятий и основные формулы раздела «Законы постоянного тока», основные единицы измерения электрических величин и их десятичные приставки, закрепили решение различных типов заданий

Учитель: На уроке некоторые из вас получили не одну оценку: отметку за работу на уроке( как средний балл в Листе самооценки ) и еще будет отметка за индивидуальную самостоятельную работу.

.Рефлексия распечатать

Дидактическая цель: анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Продолжи фразу.

  • Сегодня на уроке я вспомнил …

  • Сегодня на уроке я научился …

  • Знания, полученные сегодня на уроке….

  • Сегодняшний урок помог мне …

  • После сегодняшнего урока мне захотелось …


Готовясь к экзамену, никогда не думайте, что не справитесь с заданием, а, напротив, мысленно рисуйте себе картину успеха и тогда у вас обязательно все получится!


Спасибо за урок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!