Методическая разработка урока
по «Финансовой грамотности»
10 класс
Тема «Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах»
Авторы:
Ушакова Наталья Владимировна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «ВСШИ» г. Верещагино
Пермь, 2021
Аннотация
Данное занятие рассчитано на учащихся 10 класса, т.к тема достаточно сложная, и актуальная. Современные подростки не имеют понятия, как вкладывать свой капитал в драгоценные металлы. Применимые на уроке умения пополняют и проверяют не только знания по финансовой грамотности, но и по экономике, истории, обществознанию.
При планировании занятия учитывались возрастные особенности учащихся. Дети сами открывают для себя новые знания, поэтому и «открытие» нового знания осуществляется посредством поискового метода обучения. Большая часть урока – практическая работа учащихся в группах с последующим формированием вывода.
Домашнее задание предполагает выполнение индивидуальной работы учащихся на поиск нужной информации из внешних источников и заполнение таблицы, по итогам которой должны будут сделать вывод.
Ключевые слова.
- банк,
- коллекционные монеты,
- инвестиционные монеты,
- обезличенный металлический счёт,
- золотой кошелёк WMG.
Технологическая карта урока.
Тема урока: Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: формирование у обучающихся рационального финансового поведения, способности принимать взвешенные обоснованные решения в отношении использования банковских продуктов или услуг.
Задачи:
- рассмотреть возможные варианты приобретения драгоценных металлов;
- выявить «+» и «-» каждого из вариантов;
- выявить, какие варианты наиболее выгодны для финансово грамотного населения;
Средства обучения на уроке:
видеофрагмент «Великий Инка»,
материалы учебного пособия для обучающихся: Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 10-11кл. : материалы для учащихся.-М.:ВИТА-ПРЕС, 2014
интерактивный кроссворд, созданный в приложении «Wordwall»
Планируемые результаты.
Предметные:
• Усвоение (применение, и т.п.) понятий по теме: банк, коллекционные монеты, инвестиционные монеты, обезличенный металлический счёт, золотой кошелёк WMG.
Умения и компетенции:
В результате изучения этой темы учащиеся должны уметь:
• различать виды вложения денежных средств в драгоценные металлы.
После изучения этой темы учащиеся научатся:
• осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения
поставленных задач;
• использовать информационно-коммуникационные технологии;
• работать в команде;
• сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения де-
нежных средств посредством инструментов банковской системы;
• планировать структуру доходов и расходов с целью выбора оптимального вида вклада.
Метапредметные образовательные результаты:
• принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
• нести за них ответственность;
• осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач, личностного развития;
• использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности;
• оценивать необходимость приобретения металлических счетов и коллекционных/инвестиционных монет, выбирать подходящий вариант;
Личностные:
• приобретение навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской деятельности;
• отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных и общественных проблем;
• активная позиция гражданина, выполняющего свои обязанности
и способного профессионально отстаивать собственные права;
Основные понятия: банк, коллекционные монеты, инвестиционные монеты, обезличенный металлический счёт, золотой кошелёк WMG.
Форма обучения.
Межпредметные связи: обществознание, история, финансовая грамотность.
Оборудование:
Домашнее задание.
Задание №2 стр. 21 (из рабочей тетради)
Вам на день рождения родители подарили слиток золота весом в 10 граммов. Зайдите на сайт рейтингового агентства ≪Эксперт РА≫ и найдите рэнкинг крупнейших банков России (http://raexpert.ru/ratings/bank/monthly/). На сайтах трёх крупнейших банков по величине активов найдите стоимость одного грамма золота и начните заполнять таблицу. Затем зайдите на сайты банков, которые занимают 301—303-е места в рейтинге, и заполните таблицу полностью. Какие выводы вы можете сделать по результатам выполнения задания?
Место банка в рейтинге | Наименование банка | Имеет право работать с драгоценными металлами? (да/нет) | Стоимость покупки 1 грамма золота |
1 | | | |
Ход урока.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Организационный момент | | Приветствие учеников. Создание эмоционального настроя. | |
2. | Погружение содержание | в | Показ видеофрагмента «Великий Инка». Вопросы к классу: 1.Почему у европейцев и индейцев отношение к золоту различное? 2. Какая функция золота важна для европейцев? 3.Почему европейцы переплавили изделия в слитки? | Просмотр видеофрагмента. Возможные ответы на вопросы. Формулировка темы урока (Как сохранить сбережения в драгоценных металлах |
3. | Формулировка цели урока и проблемы урока | и | Вопрос классу: как гражданин может приобрести драгоценные металлы? | Мозговой штурм: Обучающиеся называют известные им способы приобретения золота (покупка ювелирных украшений, покупка слитков, покупка монет из драгоценных металлов). Составление кластера. |
| | Учитель дополняет способы: обезличенный металлический счёт, золотой кошелёк WMG. Вопрос классу: Всегда ли приобретение золота – выгодное вложение? | Учащиеся отвечают. Формулируют проблему: «Как выгодно вложить сбережения в драгоценные металлы» Цель: найти «+» и «-» всех способов, найти наиболее выгодный. |
4 | Работа в группах | Раздает информационные материалы для работы. Объясняет суть задания, ставит учебную задачу. Консультирует и контролирует выполнение работы. (Приложение) | Разделяются на 5 групп. Выполняет учебную задачу. |
5. | Представление работ | Организация беседы. Вопрос классу: Какие способы невыгодны для инвестиций? | Представляют свои аргументы. Делают выводы. |
6. | Работа в группах. | Организует работу 2 групп. 1 группа постарается доказать, что лучше вкладывать деньги в золотые слитки и монеты. 2 группа – лучше вкладывать деньги в ОМС. | Находят аргументы в защиту своей точки зрения. |
7. | Дискуссия. | Организует дискуссию. | Поочередно высказывают аргументы. Побеждает та команда, которая приведёт больше аргументов в защиту своей точки зрения. |
8. | Рефлексия. | Предлагает выполнить интерактивное задание «Истина или ложь» по ссылке. https://wordwall.net/play/18478/574/741 Предлагает критерии оценивания. | Выполняют задание по ссылке https://wordwall.net/play/18478/574/741 . Самооценка. |
Список литературы.
Брехова Ю.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 400 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Брехова Ю.В. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 80 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Брехова Ю.В. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 48 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
http://www.sberbank.ru (мерные слитки, драгоценные металлы, рынок и катировки драгоценных металлов, список наиболее распространённых терминов)
Видео - https://www.youtube.com/watch?v=gicI55CJ17g&t=28s (Всемирная история. Банк Империал. Инка)
Приложение.
Группа 1.
Группа 2.
Группа 3.
Группа 4.
Группа 5.