СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по экономике "Экономика фирмы"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по экономике "Экономика фирмы"»

Цитаты урока: 

Бизнес – это игра, величайшая игра в мире – если вы знаете,
как в неё играть.
Томас Дж. Уотсон

Учитель: Борисова Е.А.

Класс: 10 «А»

Тема: Экономика фирмы (Урок 1)

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

Обучающая: познакомить учащихся с экономической категорией «фирма» и основными показателями, характеризующих эффективность ее деятельности.

Развивающая: развивать умение делать выводы и обобщать материал, работать с текстом учебника, грамотно аргументировать свои высказывания.

Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к окружающим, повышать правовую культуру учащихся.

Планируемые результаты:

Предметный результат - усвоение специфики экономики фирмы, понимание роли основных показателей деятельности фирмы.

Метапредметный результат – умение излагать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, работать в команде, находить общее решение проблемы, анализировать полученную информацию.

Личностный результат –умение анализировать собственные поступки с точки зрения морали и гражданско-правовой позиции, умение нести ответственность за свои решения.

Основные понятия: фирма, выручка, прибыль, издержки, рентабельность.

Оборудование урока: учебник, раздаточный материал для учащихся (см. Приложения), интерактивная доска, аудиозапись.

УМК: учебник: Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В. Экономика: 10-11 классы, 2017г.





















Ход урока

п/п

Этапы урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1.

Начало урока

(Организационный момент)

Мобилизующий этап

1мин

Слайд 1. Доброе утро, ребята!



Давайте начнем урок!

Приветствуют учителя.



Режим работы: учитель – класс.

2.

Мотивация, создание проблемной ситуации

(самоопределение)

к учебной деятельности



Определение темы

12 мин

Мы с Вами продолжаем изучать экономику. И мы уже знаем, что главная проблема любой экономики заключается в том, что…….

Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках и ответим на вопросы.

1. Для того, чтобы удовлетворить потребности общества, в экономике производятся различные блага (товары и услуги).

2. Ресурсы, которые используются для производства благ в экономике называются – факторами производства.

3. Давайте вспомним и перечислим эти факторы производства и доходы владельцев факторов производства.

3.1. Их сколько?

3.2. Какие это факторы?



4. А теперь вспомним как называются доходы владельцев этих факторов производства?

Мы сегодня обратим наше внимание на такие факторы производства, как труд и предпринимательские способности.

Вы сказали, что если человек использует свои трудовые способности, то он может рассчитывать на доход в виде? (заработной платы).

То есть этот человек работает, как наемный работник.

А если человек обладает таким фактором производства, как предпринимательские способности, то он может организовать собственный…. ? (бизнес, фирму)

И тогда он будет получать доход, который называется?... (прибыль)



То есть человек, имеющий предпринимательские способности может организовать собственный бизнес, открыть свое дело, свою фирму, чтобы получать прибыль.

Как Вы думаете сложно или просто открыть свое дело?

Какие трудности могут возникнуть у будущего предпринимателя?

И вот сегодня мы с Вами об этом и будем разговаривать на уроке.

Давайте попробуем сформулировать тему нашего занятия. Мы изучаем экономику, а если речь пойдет о собственном бизнесе, то мы будем изучать: Экономику…..? (фирмы)

Слайд 2 (Тема урока)

Запишем в тетрадь тему урока

Слайд 3. Вы сказали, что открыть фирму дело не простое. Давайте сейчас послушаем небольшую историю, сказку и подумаем, какие же трудности могут возникнуть у будущего предпринимателя.

Слайды 4-6.

Слайд 7. Какие ошибки совершили герои сказки при организации своей фирмы? Давайте мы с Вами учтем ошибки героев сказки и попробуем открыть фирму, соблюдая законы экономики, правила ведения бизнеса и не нарушая законодательство РФ.


Отвечают: «Потребности общества-безграничны, а ресурсы ограничены»





Ответ учащихся: блага (товары и услуги)





Ответ учащихся: факторы производства





Ответ учащихся: пять

Ответ учащихся: капитал, земля, информация, труд и предпринимательские способности.

Ответ учащихся: процент, рента, роялти, заработная плата, прибыль.





Ответ учащихся: заработной платы





Ответ учащихся: бизнес, фирма, дело









Ответ учащихся: прибыль











Ответ учащихся: сложно

Ответ учащихся:





Ответ учащихся: Экономика фирмы







Записывают тему урока в тетрадь



Чтение сказки по ролям





Ответы учащихся:

3.

Актуализация знаний в учебном действии

(Выявление места и причины затруднений)

Целеполагание

3 мин

Как вы думаете, что мы будем использовать в своей работе на уроке?







Слайд 8. Посмотрите на тему нашего урока и попробуйте сформулировать цель урока.





Слайд 8. Какие мы можем выделить задачи, в соответствии с целью нашего урока?





Слайд 9. Главные вопросы урока:

1) Как Вы думаете, какая же главная экономическая цель создания фирмы.

2) Можно ли сказать, что деятельность любой фирмы является экономически эффективной?

Эти два вопроса будут главными вопросами нашего урока.

В конце занятия мы к ним вернемся, и вы ответите на них, используя те знания, которые получите на уроке.

Осуществляют планирование своей деятельности.

Ответы учащихся: Мы будем работать с учебником, нормативно-правовыми актами, отвечать на вопросы, получать новую информацию.



Ответы учащихся: раскрыть экономическую сущность понятия «фирма» и основных показателей, характеризующих эффективность ее деятельности

Ответы учащихся: 1) Сформулировать определение понятия «Фирма».

2) Раскрыть сущность основных показателей, характеризующих деятельность фирмы.

















4.

Реализация учебного проекта. Поиск решения проблемы.

Развитие умений работать с текстом учебника, дополнительной методической литературой, нормативно-правовыми источниками







Развитие умений в поисковой деятельности (выделении существенного из предложенной им информации).




12 мин




























Прежде чем вы узнаете о принципах работы фирмы, я предлагаю Вам познакомиться с определением понятия «фирма».

Ответ на этот вопрос Вы найдете в Словаре учебника на стр. 206.



Запишем это определение в тетрадь



Исходя из этого какая же главная цель создания фирмы?

А как же формируется прибыль фирмы?

И какие еще экономические показатели нам помогут охарактеризовать деятельность фирмы. Является ли эта деятельность эффективной или нет.

Но чтобы нам с Вами было интересно изучать как рассчитываются эти показатели, мы сейчас немного отдохнем и выполним небольшое задание.

Слайд 10. Давайте представим себя в роли предпринимателей, решивших открыть собственную фирму. Так как это фирма, то, соответственно, это коллективная форма ведения бизнеса, то есть Вам необходимо объединиться. Мы объединимся по парам. Прежде чем выполнять задание, ознакомьтесь с правилами работы в группе (Приложение 1).



На слайде Вам предлагаются различные варианты. Вам необходимо выбрать один из них и привести хотя бы по два аргумента в пользу выбранного Вами вида предпринимательской деятельности (3 мин.)

Обсуждение результатов работы



А теперь вернемся к нашим экономическим показателям.

И нам с Вами нужно узнать, какие же показатели нам смогут рассказать эффективно работает наша фирма или нет, что означают эти экономические показатели и как они рассчитываются, по каким формулам.

Слайд 11. Чтобы ответить на эти вопросы я предлагаю Вам обратиться к нашему учебнику.

Для этого давайте откроем учебник на стр.66-67.

Прочитайте, что это за показатель «прибыль», стр.66.





Слайд 12. Запишем формулу для расчета прибыли в тетрадь.

И мы с Вами видим еще два показателя, которые нам необходимы для расчета прибыли и которые также нам расскажут эффективно ли работает фирма или нет.

Что же это за показатели?

Найдите, пожалуйста, в тексте учебника на странице 66 определение выручки.



Слайд 13. И по какой формуле мы сможем рассчитать этот показатель?


Запишем формулу для расчета выручки в тетрадь. Выручку мы будем обозначать буквой R. Выручка это доход, который получает предприниматель, когда продает произведенный объем своего продукта. В экономике мы обозначаем этот объем Q, по определенной цене, обозначаем Р.



Какой еще показатель, кроме выручки нам необходим для расчета прибыли? Посмотрите на формулу.

Про расходы фирмы или издержки мы будем более подробно говорить на следующем уроке.

А сейчас давайте просто перечислим какие же расходы могут быть в наших с Вами фирмах, которые мы создавали.




Слайд 14-15. А теперь давайте на практических примерах рассчитаем изученные нами на уроке экономические показатели. Возьмите в руки рабочие листы.

Слайд 16. Задача 3. Посмотрите, пожалуйста на колонку прибыль. Что мы видим?


Мы видим, что прибыль каждого цеха одинакова и составляет 5 тыс. рублей в месяц. Но на производство этих продуктов фабрика потратила разные суммы. На производство тортов было потрачено 50 тыс. рублей, на производство конфет – 100 тыс. рублей, а на выпечку пирожков всего лишь 10 тыс. рублей. Следовательно, деньги, вложенные в производство каждого цеха работали с разной степенью эффективности. Как же быть в этом случае?

Для того, чтобы определить окупаемость затрат, сколько прибыли приходится на рубль вложенных средств, отдачу от каждого рубля вложенного в производство существует еще один экономический показатель


Найдите, пожалуйста, в учебнике, на стр. 67 что это за показатель.

Слайд 17. Какое дается определение этого важного экономического показателя?



Запишем это определение в тетрадь





Давайте посмотрим на формулу расчета рентабельности, стр. 68. Как она рассчитывается?

То есть рентабельность нам показывает отдачу от каждого рубля вложенного в производство.

Давайте подтвердим это утверждение практически и продолжим решение задачи 3.

Слайд 18. Решение задачи 3

Когда мы рассчитали показатели рентабельности каждого цеха, мы увидели, что наиболее высокую отдачу имеет цех по производству пирожков (50%), а наименьшую – цех по производству конфет (5%).

Мы с Вами научились рассчитывать основные экономические показатели, характеризующие деятельность фирмы.

Работа с текстом учебника.

Ответ ученика: Фирма – это коммерческая организация, приобретающая экономические ресурсы для производства и продажи товаров и услуг в целях получения прибыли.

Записывают определение в тетрадь



Ответы учащихся: получение прибыли, максимизация прибыли.














Ответы учащихся: прибыль, рентабельность, окупаемость.












Работа в парах. Создание собственной фирмы.












Ответы учащихся:










Ответы учащихся: Прибыль – это средства, которые остаются у предпринимателя от выручки (дохода) после оплаты всех издержек (расходов).



Прибыль = Выручка – Издержки (расходы)







Ответы учащихся: Выручка и издержки или затраты.

Ответы учащихся: Выручка – это стоимость всей произведенной продукции.



Ответы учащихся: Выручка = Q*P





Записывают формулу выручки в тетрадь


R=Q*P





Ответы учащихся: издержки (расходы)







Ответы учащихся: расходы на покупку материалов, расходы на оплату труда сотрудников, налоги, оплата процентов по кредиту, расходы на ремонт оборудования, расходы на оплату коммунальных услуг и т.д.


Решение задач у доски.





Ответы учащихся: прибыль одинакова.























Ответы учащихся: рентабельность


Ответы учащихся: Рентабельность – это показатель эффективности использования ресурсов.


Записывают определение в тетрадь.


Рентабельность – это показатель эффективности использования ресурсов. Он показывает, сколько прибыли приходится на рубль вложенных средств.


Ответ учащихся: Рентабельность = Прибыль / Издержки (затраты) * 100%












Решение задачи у доски.









5.

Динамическая пауза




2 мин


Слайд 19. А теперь давайте мы с Вами отдохнем и вернемся к нашим фирмам. Сейчас я предлагаю Вам выполнить задание и проверить знание основ финансовой грамотности.

Представьте, что на открытие фирмы Вам не хватает собственных денежных средств. Где Вы будете искать деньги? Выберите из списка.


Использование здоровьесберегающих технологий.





Ответы учащихся:

6.

Работа с текстом



Развитие умений в поисковой деятельности (выделении существенного из предложенной им информации).

5 мин

Вы отдохнули и теперь мы можем продолжить нашу работу.

Слайд 20. Мы с вами изучили, что же такое фирма, какие основные экономические показатели характеризуют деятельность фирмы, а теперь давайте заполним схему и запишем Ваши ассоциации с этой экономической категорией «фирма»

Метод «кластер». Задание 6 (рабочий лист)

Перенесите схему в тетрадь



Сейчас возьмите в руки рабочие листы. Сейчас вы самостоятельно попробуете выполнить практические задания, в которых нужно рассчитать изученные сегодня экономические показатели. Работает в парах. 1ряд – задача №1, 2 ряд – задача №2, 3 ряд задача №3.

Слайды 21. Проверка выполнения задания.

Слайд 22. А задачи №4 и №5 попробуйте решить самостоятельно дома. Это будет Вашим домашним заданием.

Слайд 23. А теперь вернемся к главным вопросам нашего сегодняшнего урока:

1) Как Вы думаете, какая же главная экономическая цель создания фирмы.

2) Можно ли сказать, что деятельность любой фирмы является экономически эффективной? Почему?

Режим работы: учитель – класс.



Работа у доски

Работа в тетради







Самостоятельная работа учащихся в группах


Проверка: учащиеся читают вслух ответы.













Ответы учащихся: 1) Получение прибыли;



2) Нет. Нужно рассчитать и проанализировать не только показатель прибыли, но и рентабельность, то есть окупаемость затрат

7.

Рефлексия



Оценивание знаний

3 мин

Вы молодцы! Но наш урок подошел к концу.

О чем же мыс вами сегодня говорили на уроке?

Что нового мы сегодня узнали на уроке?

Было ли легко или трудно изучать данную тему?

Что Вам показалось наиболее трудным для изучения?

Слайд 24. Достигнуты ли цели урока?

Решены, поставленные в начале урока задачи?

Слайд 25-26.. Давайте еще раз перечислим основные экономические показатели, которые мы изучили на уроке.

Как вы сами оцениваете свою работу?

У вас нас столах лежат карточки, выберите, пожалуйста, ту, которая соответствует вашей оценке сегодняшнего урока.

Слайд 27. Оценка усвоения нового знания: (Приложение 2)

1.Урок полезен – всё понятно!

2.Лишь кое-что, чуть-чуть не ясно. Ещё придётся потрудиться.

3.Да, трудно всё-таки учиться!

Выставление оценок учителем:

Сегодня на уроке активно работали следующие ученики: ………

Они получают оценки – отлично.

Приобретают навык рефлексии результатов деятельности.



























Учащиеся оценивают результаты своей работы на уроке с помощью карточек.








8.

Домашние задание

2 мин

Но на этом наше знакомство с фирмой и основными экономическими показателями, характеризующими эффективность деятельности фирмы не заканчивается. На следующем уроке мы более подробно будем изучать издержки фирмы.

Домашнее задание п.9.1, задачи 4-5 в рабочих листах, а те, кто хочет получить дополнительную оценку подготовьте, пожалуйста, ответ на вопрос «Является ли предпринимательская деятельность разновидностью бизнеса»?

Спасибо за работу!

Записывают домашнее задание.



Приложение №1:

Правила работы в группе.

  1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.

  2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.

  3. Умей слушать других.

  4. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.

  5. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься.

  6. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

7. Не разговаривай во время выступления товарищей из других групп, не отвлекайся от темы урока.







Приложение №2

Урок полезен – всё понятно!

Кое-что, чуть-чуть не ясно!

Да, трудно всё-таки учиться!

Урок полезен – всё понятно!

Кое-что, чуть-чуть не ясно!

Да, трудно всё-таки учиться!

Урок полезен – всё понятно!

Кое-что, чуть-чуть не ясно!


Да, трудно всё-таки учиться!

Урок полезен – всё понятно!

Кое-что, чуть-чуть не ясно!


Да, трудно всё-таки учиться!

Урок полезен – всё понятно!

Кое-что, чуть-чуть не ясно!

Да, трудно всё-таки учиться!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!