СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока пао теме "Безработица"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В уроке предусмотрены различные виды деятельности учащихся, многообразие интересных заданий для активизации познавательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока пао теме "Безработица"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 70 с углубленным изучением отдельных предметов»









Тема: «Безработица»

Предмет «Экономика»

Раздел «Рынок труда. Безработица»

9 класс







Учитель высшей категории

Давыдова Наталья Александровна












г. Нижний Новгород

2019

Цель урока: формирование учебной познавательной активности учащихся и получение экономических знаний с использованием интерактивных технологий.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с понятиями по теме «Безработица»;

  • определить социальные последствия безработицы;

  • формировать умение анализировать, делать выводы;

  • формировать познавательный и социальный мотив.


1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Решение задачи.


Ставка зарплаты

Число требуемых рабочих

Число рабочих, предлагающих свои услуги

1

5000

1000

2

4000

2000

3

3000

3000

4

2000

4000

5

1000

5000

6

0

6000


Определили состояние равновесия: равновесная цена 3 единицы, равновесное количество 3000 рабочих.

При цене выше равновесной (5 ед.) число свободных мест меньше, чем число желающих устроиться на работу.

Исходя из выводов по задаче, ученики формулируют тему урока «Безработица» и цели. (Слайд №1)

После изучения понятий безработицы необходимо определить последствия безработицы.

3.Сообщение нового материала с использованием мульти-медиа оборудования.

В основе лекции - полилог с учениками.

Вводятся понятия:

- безработица (слайд №2);

- критерии признания безработным (слайд № 3);

- безработный (слайд №4);

- занятый (слайд № 5);

- формула определения статуса человека (слайд №6);

- определение уровня безработицы (слайд №7);

- определение уровня занятости (слайд №8);

4. Практика. Выполнение упражнения «Анализируем структуру рабочей силы в РФ» (задание 1). Фронтальная работа - преподаватель – группа.

5. Закрепление полученных во время лекции знаний. Определение статуса человека (задание 2).

Фронтальная работа. Уточнение акцентов.

6. Рефлексия. Определения (задание 3).

Индивидуальная работа. Взаимопроверка.

7. В чем же заключаются проблемы безработицы? Каковы ее последствия.

Полилог. Формулировка проблем безработицы (слайд №9).

8. Подведение итогов занятия. Комментирование домашнего задания (оформить конспект, решить задачу на карточке).

Задания и эталон ответа

Задание 1.

Упражнение «Анализируем структуру рабочей силы в Российской федерации».

«Численность экономически активного населения (рабочей силы) к концу 2015 года составила 73 млн. человек, а к концу 2016 года – 72,7 млн. человек. Количество занятых в экономике на конец 2015 года составило 67 млн. человек, а на конец 2016 года – 65,9 млн. человек.

  1. Определите количество безработных в составе рабочей силы в Росси на конец 2015 и 2016 годов. В соответствии с методологией Международной организации труда к безработным относятся лица, не имеющие работы, но активно ее ищущие.

  2. Определите уровень занятости в России на конец 2015 и 2016 годов.

  3. Определите уровень безработицы в России на конец 2015 и 2016 годов.

  4. Проанализируйте полученные данные.



2015

2016

Рабочая сила



Занятые



Безработные



Уровень занятости 2015



Уровень занятости 2016



Уровень безработицы 2015



Уровень безработицы 2016




Эталон


2015

2016

Рабочая сила

73 млн. чел.

72,7 млн. чел.

Занятые

67 млн. чел.

65,9 млн. чел.

Безработные

6 млн. чел.

6,8 млн.чел.

Уровень занятости 2015

67:73*100%=91,7%


Уровень занятости 2016


65,9:72.7*100%=90,4%

Уровень безработицы 2015

6:73*100%=8,2%


Уровень безработицы 2015


6,8:72,7*100%=9,5%


Ситуация на рынке труда ухудшилась.


















Задание 2.

Определите статус лиц, перечисленных ниже, в составе населения страны с точки зрения занятости их в хозяйстве.

  1. Работник, работавший не по специальности, уволившийся по собственному желанию и ищущий работу по специальности. (безработный)

  2. Работник текстильного предприятия в городе Иваново, переведенный на режим неполного дня. (занятый)

  3. Слесарь, уволенный с предприятия «Красный богатырь» из-за сокращения рабочих мест и, отчаявшись найти работу, прекративший ее поиски. (выбывший из состава рабочей силы)

  4. Шахтер, который по состоянию здоровья не может больше работать. (выбывший)

  5. Катя Иванова – лаборантка кафедры экономической теории, которая учится в этом же ВУЗе на вечернем отделении. (занятые)

  6. Балерина Большого театра, которая в 38 лет ушла не пенсию и больше не хочет работать. (выбывшие)

  7. Женщина – домохозяйка, которая полностью посвятила себя дому и семье. (выбывшие)

  8. Женщина, ушедшая с работы в декретный отпуск. (занятая)

  9. Женщина, ожидающая ребенка, которая уволилась с работы. (выбывшие)

  10. Петя Васечкин, которому на днях исполнилось 14 лет. (нетрудоспособный)

  11. Программист Вася Петечкин, уволенный из-за ликвидации конторы, в которой он работал, и обратившийся с просьбой о работе в Государственную службу занятости. (безработный)

  12. Коллега Васи Петечкина, уволенный по той же причине из той же конторы, устроившийся ночным сторожем на соседнем предприятии. (занятый)

  13. Многодетная мать, работающая на полставки контролером в кинотеатре. (занятая)

  14. Медсестра Нина Касторкина, работавшая в Рязани, вышла замуж за москвича, переехала жить в Москву и хочет устроиться на работу в московскую поликлинику. (безработная)



























Задание 3.

1. Часть трудоспособного населения, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится –________________.


2. Часть населения страны, остающаяся за вычетом нетрудоспособного населения – ________________________________________________


3. Отношение числа безработных к сумме занятых и безработных – ___________________________________________________.


4. Часть населения страны в возрасте до 16 лет и в пенсионном возрасте – _____________________.


5. Часть экономически активного населения, которая не имеет работы, но которая намерена работать и ищет работу – ___________________________.

6. Часть трудоспособного населения, которая остается за вычетом экономически активного населения – ________________________________________________.


1. Часть трудоспособного населения, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится –________________.


2. Часть населения страны, остающаяся за вычетом нетрудоспособного населения – ________________________________________________


3. Отношение числа безработных к сумме занятых и безработных – ___________________________________________________.


4. Часть населения страны в возрасте до 16 лет и в пенсионном возрасте – _____________________.


5. Часть экономически активного населения, которая не имеет работы, но которая намерена работать и ищет работу – ___________________________.

6. Часть трудоспособного населения, которая остается за вычетом экономически активного населения – ________________________________________________.


1. Часть трудоспособного населения, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится –________________.


2. Часть населения страны, остающаяся за вычетом нетрудоспособного населения – ________________________________________________


3. Отношение числа безработных к сумме занятых и безработных – ___________________________________________________.


4. Часть населения страны в возрасте до 16 лет и в пенсионном возрасте – _____________________.


5. Часть экономически активного населения, которая не имеет работы, но которая намерена работать и ищет работу – ___________________________.

6. Часть трудоспособного населения, которая остается за вычетом экономически активного населения – ________________________________________________.

Эталон

  1. Часть трудоспособного населения, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится – занятые.


  1. Часть населения страны, остающаяся за вычетом нетрудоспособного населения – трудоспособное население


  1. Отношение числа безработных к сумме занятых и безработных – уровень безработицы.


  1. Часть населения страны в возрасте до 16 лет и в пенсионном возрасте – нетрудоспособные.


  1. Часть экономически активного населения, которая не имеет работы, но которая намерена работать и ищет работу – безработные.

  2. Часть трудоспособного населения, которая остается за вычетом экономически активного населения – выбывшие из состава рабочей силы.


Норма оценки: «5» - 6 ответов

«4» - 5

«3» - 4

«2» - 3


Задача на дом.

В стране Синеглазии в августе было 10 млн. человек безработных и 90 млн. человек занятых.

  1. Определите численность рабочей силы в Синеглазии, уровень безработицы и уровень занятости.

  2. В сентябре этого же года из 90 млн. человек, имевших работу, было уволено 0,5 млн. человек. При этом дополнительного найма на работу не было. Определите численность занятых в новой ситуации.

  3. В течение сентября 1 млн. человек из числа безработных прекратили поиски работы, поскольку им все время отказывали в рабочих местах из-за того, что у них карие глаза. Определите численность рабочей силы, количество безработных и уровень безработицы в Синеглазии в сентябре.

Эталон

Август

10 млн. чел. безработных

90 млн. чел. занятых

Рабочая сила = б/р +зан.=10+90=100 млн. чел.

Уровень занятости= зан.: Р.С.*100%= 90:100*100%=90%

Уровень безработицы= б/р.:Р.С.= 10:100*100%=10%

Сентябрь

0,5 млн. чел. уволено

Зан. = 90 -0,5 =89,5 млн. чел.

Сентябрь

1 млн. чел. – выбывшие из Р.С.

Б/р= 10 -1 +0.5 = 9,5 млн. чел.

Сентябрь

Р.С. = 89,5 + 9,5 = 99 млн. чел.

Уровень занятости = зан. : Р.С.= 89,5:99*100%=90,4%

Уровень безработицы= б/р:Р.С.*100%= 9,5:99*100%=9,6%


На первый взгляд уровень безработицы сократился, а уровень занятости повысился. Но говорить о позитивных изменениях не приходится, поскольку 1 млн. человек прекратили поиски работы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!