Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 70 с углубленным изучением отдельных предметов»
Тема: «Безработица»
Предмет «Экономика»
Раздел «Рынок труда. Безработица»
9 класс
Учитель высшей категории
Давыдова Наталья Александровна
г. Нижний Новгород
2019
Цель урока: формирование учебной познавательной активности учащихся и получение экономических знаний с использованием интерактивных технологий.
Задачи урока:
познакомить учащихся с понятиями по теме «Безработица»;
определить социальные последствия безработицы;
формировать умение анализировать, делать выводы;
формировать познавательный и социальный мотив.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. Решение задачи.
Ставка зарплаты | Число требуемых рабочих | Число рабочих, предлагающих свои услуги |
1 | 5000 | 1000 |
2 | 4000 | 2000 |
3 | 3000 | 3000 |
4 | 2000 | 4000 |
5 | 1000 | 5000 |
6 | 0 | 6000 |
Определили состояние равновесия: равновесная цена 3 единицы, равновесное количество 3000 рабочих.
При цене выше равновесной (5 ед.) число свободных мест меньше, чем число желающих устроиться на работу.
Исходя из выводов по задаче, ученики формулируют тему урока «Безработица» и цели. (Слайд №1)
После изучения понятий безработицы необходимо определить последствия безработицы.
3.Сообщение нового материала с использованием мульти-медиа оборудования.
В основе лекции - полилог с учениками.
Вводятся понятия:
- безработица (слайд №2);
- критерии признания безработным (слайд № 3);
- безработный (слайд №4);
- занятый (слайд № 5);
- формула определения статуса человека (слайд №6);
- определение уровня безработицы (слайд №7);
- определение уровня занятости (слайд №8);
4. Практика. Выполнение упражнения «Анализируем структуру рабочей силы в РФ» (задание 1). Фронтальная работа - преподаватель – группа.
5. Закрепление полученных во время лекции знаний. Определение статуса человека (задание 2).
Фронтальная работа. Уточнение акцентов.
6. Рефлексия. Определения (задание 3).
Индивидуальная работа. Взаимопроверка.
7. В чем же заключаются проблемы безработицы? Каковы ее последствия.
Полилог. Формулировка проблем безработицы (слайд №9).
8. Подведение итогов занятия. Комментирование домашнего задания (оформить конспект, решить задачу на карточке).
Задания и эталон ответа
Задание 1.
Упражнение «Анализируем структуру рабочей силы в Российской федерации».
«Численность экономически активного населения (рабочей силы) к концу 2015 года составила 73 млн. человек, а к концу 2016 года – 72,7 млн. человек. Количество занятых в экономике на конец 2015 года составило 67 млн. человек, а на конец 2016 года – 65,9 млн. человек.
Определите количество безработных в составе рабочей силы в Росси на конец 2015 и 2016 годов. В соответствии с методологией Международной организации труда к безработным относятся лица, не имеющие работы, но активно ее ищущие.
Определите уровень занятости в России на конец 2015 и 2016 годов.
Определите уровень безработицы в России на конец 2015 и 2016 годов.
Проанализируйте полученные данные.
| 2015 | 2016 |
Рабочая сила | | |
Занятые | | |
Безработные | | |
Уровень занятости 2015 | | |
Уровень занятости 2016 | | |
Уровень безработицы 2015 | | |
Уровень безработицы 2016 | | |
Эталон
| 2015 | 2016 |
Рабочая сила | 73 млн. чел. | 72,7 млн. чел. |
Занятые | 67 млн. чел. | 65,9 млн. чел. |
Безработные | 6 млн. чел. | 6,8 млн.чел. |
Уровень занятости 2015 | 67:73*100%=91,7% | |
Уровень занятости 2016 | | 65,9:72.7*100%=90,4% |
Уровень безработицы 2015 | 6:73*100%=8,2% | |
Уровень безработицы 2015 | | 6,8:72,7*100%=9,5% |
Ситуация на рынке труда ухудшилась.
Задание 2.
Определите статус лиц, перечисленных ниже, в составе населения страны с точки зрения занятости их в хозяйстве.
Работник, работавший не по специальности, уволившийся по собственному желанию и ищущий работу по специальности. (безработный)
Работник текстильного предприятия в городе Иваново, переведенный на режим неполного дня. (занятый)
Слесарь, уволенный с предприятия «Красный богатырь» из-за сокращения рабочих мест и, отчаявшись найти работу, прекративший ее поиски. (выбывший из состава рабочей силы)
Шахтер, который по состоянию здоровья не может больше работать. (выбывший)
Катя Иванова – лаборантка кафедры экономической теории, которая учится в этом же ВУЗе на вечернем отделении. (занятые)
Балерина Большого театра, которая в 38 лет ушла не пенсию и больше не хочет работать. (выбывшие)
Женщина – домохозяйка, которая полностью посвятила себя дому и семье. (выбывшие)
Женщина, ушедшая с работы в декретный отпуск. (занятая)
Женщина, ожидающая ребенка, которая уволилась с работы. (выбывшие)
Петя Васечкин, которому на днях исполнилось 14 лет. (нетрудоспособный)
Программист Вася Петечкин, уволенный из-за ликвидации конторы, в которой он работал, и обратившийся с просьбой о работе в Государственную службу занятости. (безработный)
Коллега Васи Петечкина, уволенный по той же причине из той же конторы, устроившийся ночным сторожем на соседнем предприятии. (занятый)
Многодетная мать, работающая на полставки контролером в кинотеатре. (занятая)
Медсестра Нина Касторкина, работавшая в Рязани, вышла замуж за москвича, переехала жить в Москву и хочет устроиться на работу в московскую поликлинику. (безработная)
Задание 3.
1. Часть трудоспособного населения, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится –________________.
2. Часть населения страны, остающаяся за вычетом нетрудоспособного населения – ________________________________________________
3. Отношение числа безработных к сумме занятых и безработных – ___________________________________________________.
4. Часть населения страны в возрасте до 16 лет и в пенсионном возрасте – _____________________.
5. Часть экономически активного населения, которая не имеет работы, но которая намерена работать и ищет работу – ___________________________.
6. Часть трудоспособного населения, которая остается за вычетом экономически активного населения – ________________________________________________.
1. Часть трудоспособного населения, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится –________________.
2. Часть населения страны, остающаяся за вычетом нетрудоспособного населения – ________________________________________________
3. Отношение числа безработных к сумме занятых и безработных – ___________________________________________________.
4. Часть населения страны в возрасте до 16 лет и в пенсионном возрасте – _____________________.
5. Часть экономически активного населения, которая не имеет работы, но которая намерена работать и ищет работу – ___________________________.
6. Часть трудоспособного населения, которая остается за вычетом экономически активного населения – ________________________________________________.
1. Часть трудоспособного населения, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится –________________.
2. Часть населения страны, остающаяся за вычетом нетрудоспособного населения – ________________________________________________
3. Отношение числа безработных к сумме занятых и безработных – ___________________________________________________.
4. Часть населения страны в возрасте до 16 лет и в пенсионном возрасте – _____________________.
5. Часть экономически активного населения, которая не имеет работы, но которая намерена работать и ищет работу – ___________________________.
6. Часть трудоспособного населения, которая остается за вычетом экономически активного населения – ________________________________________________.
Эталон
Часть трудоспособного населения, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится – занятые.
Часть населения страны, остающаяся за вычетом нетрудоспособного населения – трудоспособное население
Отношение числа безработных к сумме занятых и безработных – уровень безработицы.
Часть населения страны в возрасте до 16 лет и в пенсионном возрасте – нетрудоспособные.
Часть экономически активного населения, которая не имеет работы, но которая намерена работать и ищет работу – безработные.
Часть трудоспособного населения, которая остается за вычетом экономически активного населения – выбывшие из состава рабочей силы.
Норма оценки: «5» - 6 ответов
«4» - 5
«3» - 4
«2» - 3
Задача на дом.
В стране Синеглазии в августе было 10 млн. человек безработных и 90 млн. человек занятых.
Определите численность рабочей силы в Синеглазии, уровень безработицы и уровень занятости.
В сентябре этого же года из 90 млн. человек, имевших работу, было уволено 0,5 млн. человек. При этом дополнительного найма на работу не было. Определите численность занятых в новой ситуации.
В течение сентября 1 млн. человек из числа безработных прекратили поиски работы, поскольку им все время отказывали в рабочих местах из-за того, что у них карие глаза. Определите численность рабочей силы, количество безработных и уровень безработицы в Синеглазии в сентябре.
Эталон
Август 10 млн. чел. безработных 90 млн. чел. занятых | Рабочая сила = б/р +зан.=10+90=100 млн. чел. Уровень занятости= зан.: Р.С.*100%= 90:100*100%=90% Уровень безработицы= б/р.:Р.С.= 10:100*100%=10% |
Сентябрь 0,5 млн. чел. уволено | Зан. = 90 -0,5 =89,5 млн. чел. |
Сентябрь 1 млн. чел. – выбывшие из Р.С. | Б/р= 10 -1 +0.5 = 9,5 млн. чел. |
Сентябрь | Р.С. = 89,5 + 9,5 = 99 млн. чел. Уровень занятости = зан. : Р.С.= 89,5:99*100%=90,4% Уровень безработицы= б/р:Р.С.*100%= 9,5:99*100%=9,6% |
На первый взгляд уровень безработицы сократился, а уровень занятости повысился. Но говорить о позитивных изменениях не приходится, поскольку 1 млн. человек прекратили поиски работы.