СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока открытых мыслей по дисциплинам "Обществознание" "География" на тему: "Человек в современном мире"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа посвящена разработке методики проведения  бинарного урока открытых мыслей по дисциплинам  «История», «География».  Материал урока соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Внедрение новых ФГОС в систему профессионального образования требует применения  активных форм обучения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока открытых мыслей по дисциплинам "Обществознание" "География" на тему: "Человек в современном мире"»

Министерство образования Саратовской области

ГАПОУ Саратовской области

«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Бинарного урока открытых мыслей по дисциплинам «История», «География»

на тему «Человек в современном мире»











Подготовили: Лабодина С.В

Курсакова С.Н








Балашов 2018 г.



Аннотация

На методическую разработку бинарного урока открытых мыслей, на тему:

«Человек в современном мире».

Дисциплины: История, География

Авторы: Лабодина С.В, Курсакова С. Н

Учебное заведение: ГАПОУСО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»

Объём работы- 44 листа.

Содержание

Работа посвящена разработке методики проведения бинарного урока открытых мыслей по дисциплинам «История», «География». Материал урока соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Внедрение новых ФГОС в систему профессионального образования требует применения активных форм обучения. Здесь на помощь преподавателям общественных и естественно-математических дисциплин приходят нетрадиционные формы урока. Современный этап развития отечественного образования характеризуется усилением его личностно – ориентированной направленности. Изменения в характере образования направлены на развитие у обучающихся умений самостоятельно мыслить, осознавать, как могут быть применены знания в дальнейшей деятельности. Направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, а создание дидактических и психологических условий осмысления учения. В качестве главного результата на уроке рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность за собственную успешную жизнедеятельность и устойчивое развитие общества. В связи с этим необходимо смещать акцент в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности студентов, приобретения ими практических навыков самообразования. Этому способствует успешное использование преподавателями в образовательном процессе следующих инновационных педагогических технологий: личностно-ориентированных, технологии развивающего обучения, педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, информационно-коммуникационные технологии. Принцип деятельности современного педагога можно сформулировать словами: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь». Главной задачей обществоведческого образования определяется формирование у студентов исторического мышления как основы гражданской идентичности целостно – ориентированной личности. Необходимо формировать у молодого поколения систему ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития. Данный урок способствует вовлечению студентов в вышеописанный процесс. Задачами урока являются: научиться аргументировать, доказывать свою точку зрения, с помощью доказательств, прийти к истине. Основные умениями урока являются: умение слушать и слышать, умение ясно и отчетливо высказать свои мысли: умение сочетать индивидуальное и коллективное. Использование нестандартных формы обучения и воспитания способствуют развитию интереса студентов к изучаемому предмету, а так же их творческой самостоятельности, благоприятному климату, ориентируют обучающихся на коммуникацию. Организация таких уроков подводит студентов к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу. Применение в обучении нетрадиционных форм уроков одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты; снимает напряжение, оживляет мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету в целом.













































Оглавление стр

1.Предисловие……………………………………… 5

2.Основная часть …………………………………… 6-36

3.Заключение…………………………………………. 37

4.Литература……………………………………………………..38 5.Приложение………………………………………… 39-44


































1.Предисловие

Тема урока очень актуальна на сегодняшний день, так как в центре внимания общества стоит вопрос о развитии человека в будущем. Данный урок был задуман как самостоятельная творческая работа студентов, где будет осуществлен обмен мыслями. Современная концентрическая форма обучения требует от обучающихся развивать умения думать, анализировать, находить пути решения проблем, слаженно работать в коллективе, творчески походить к выполнению задания, высказывать и аргументировать собственную точку зрения. Форма урока позволяет успешно развивать у студентов необходимые навыки и умения, а также развивает творческие способности и самостоятельность. Современный студент должен уметь отбирать в тексте фактический материал и уметь его аргументировать. Прием технологии критического мышления, мозгового штурма позволяет развивать именно эти умения. На данном этапе работы студенты успешно справлялись с заданиями, выявив проблемы и доказав их существование приведенными фактами и аргументами. Подобная технология учит студентов рациональному решению поставленной проблемы, и вполне может быть применима в простых жизненных ситуациях.

   Приобретенные умения и навыки на данном уроке студенты успешно могут применять при решении жизненных проблем, с которыми они могут столкнуться. Подобные формы уроков очень нравятся студентам, так как они получают возможность проявить свою самостоятельность и творческий подход, высказать свою точку зрения, обмениваться мнениями. К тому же разнообразные формы работы на уроке вызывают у них заинтересованность, вследствие чего урок проходит для студентов быстро и незаметно. После таких уроков студенты, как правило, испытывают эмоциональное  и творческое удовлетворение.




2. Основная часть

Ход занятия.

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

1.1 Организационный момент:

Приветствие преподавателя, мотивация учебной деятельности

Предварительная организация группы: проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных. Создание спокойной, деловой обстановки. Проверка готовности обучающихся к изучению материала.

Преподаватель обществознания:

Здравствуйте. Мы рады вас видеть. Надеюсь, что наша работа на уроке будет успешной, так как сегодня наш урок будет не обычным, он будет бинарным уроком открытых мыслей по двум дисциплинам история и география.

1.2 Надеюсь, что наша работа на уроке будет успешной, так как сегодня наш урок будет не обычным, он будет бинарным уроком открытых мыслей по двум дисциплинам история и география. Мы просим вас активно делиться своими мыслями, которые возникнут у вас во время всего урока, а практические задания будете выполнять в путеводителе урока. При выполнении каждого задания обращайте внимание на критерии оценки, которые указаны в путеводителях по уроку открытых мыслей. Используя их, оценивайте свою работу, отмечая правильное выполненное задания знаком «+», неправильное «-». В конце нужно будет сложить все плюсы, посчитать баллы и определить свою оценку.

1.3 Подготовка к данному уроку началась с проведения конкурса «Проблемы современной молодежи». В нем приняли активное участие студенты 1,2, 4 курсов, которые участвовали в номинациях буклеты, рисунки, презентации, картины. Лучшие работы из данного конкурса представлены вашему вниманию.

Мы просим вас активно делиться своими мыслями, которые возникнут у вас во время всего урока, а практические задания будете выполнять в путеводителе. При выполнении каждого задания обращайте внимание на критерии оценки, которые указаны в путеводителях по уроку открытых мыслей. Используя их, оценивайте свою работу, отмечая правильное выполненное задания знаком «+», неправильное «-». В конце нужно будет сложить все плюсы, посчитать баллы и определить свою оценку.

1.4 Инициирование обучающихся к формулированию темы и целей занятия

Приемы: беседа, подводящая к теме урока. Мы начинаем наш урок с чтения стихотворения современного поэта Надежды Финист

Преподаватель обществознания:

Внимательно прослушайте стихотворение современного поэта Н. Финист и затем его проанализируем:

Двадцать первый, пластиковый век-
Век, когда живое дышит смогом.
Человек, опомнись, человек!
Человек, не убивай Природу!

Век болезней, вирусов, смертей;
Век насилия, убийств и униженья...
Люди, оглянитесь поскорей:
Это же себяуничтоженье!

Двадцать первый пластиковый век-
Век наркотиков, вина и сигарет.
Ну, когда, когда же человек

Всем привычкам скажет просто "нет".

Двадцать первый пластиковый век,
Если будем мы все это продолжать,
Род что под названьем "Человек"

На З
емле не будет обитать...

Вопросы для анализа:

Преподаватель обществознания: Какова основная мысль стихотворения?

Ответ студента: (Описание основных проблем современного общества).

Преподаватель обществознания: Вдумайтесь, как описывает поэт современный мир, какие использует сравнения. Землю могут поглотить глобальные проблемы, а мир «светляков» канет в прошлое, оставив людям только воспоминание о безвозвратно ушедшей гармонии. А ведь именно в этом мире и отведено место для человека.

Обобщение преподавателя обществознания: (Да, действительно, здесь идет речь о жизни современного человека, о его ценностях.)

2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Методы: блиц-интервью, приемы: привлечение занимательных фактов для стимулирования процессов обучения.

2.1 Преподаватель обществознания: Мы определили основные проблемы современного общества, а теперь нам необходимо определить «Кто ты в XXI веке»? и сделаем мы это проведя блиц-интервью.

Преподаватель обществознания:

Каждый период имеет свои определенные ценности. Нас интересует проблема, что представляет человек в XXI веке, каковы его ценности, ведь каким он будет, во многом зависит от нас. Для этого мы сейчас проведем блиц - интервью. В путеводителях указаны вопросы блиц-интервью и варианты ответов. Вы должны внимательно прочитать вопрос, выбрать вариант ответа и запишите его, если вариант ответа вы не считаете правильным, то запишите свой.

Вопросы блиц- интервью читает корреспондент:

1. Сегодня лучше всего стать ...

2. Профессия должна давать возможность...

3. Мне нужны деньги, чтобы...

4. Помогают или нет деньги в удовлетворении потребностей?

5. Будет ли любимая девушка хорошо относиться к тебе, если ты не сможешь её пригласить в театр, кино, купить цветы?

6.Можно ли при помощи денег обеспечить себе безопасность?

7. Почему у богатых людей очень много друзей

Анализ ответов студентов:

Ответы распределились следующим образом:            

1.Сегодня лучше всего стать.....

   Юристом

   Экономистом

   Богатым

   Другие профессии  

    Домохозяйкой

2.Профессия должна давать возможность....

Хорошо зарабатывать

Достойно жить

Быть полезным в стране

3. Мне нужны деньги, чтобы...

Хорошо одеваться

Путешествовать.....

Учиться

4. Помогают или нет деньги в удовлетворении потребностей?

Да, без денег нельзя купить ни еды, ни одежды

Можно купить одежду

  1. Будет ли любимая девушка хорошо относиться к тебе, если ты не сможешь её пригласить в театр, кино, купить цветы?

Если любит, то будет

Нет, не будет

6. Можно ли при помощи денег обеспечить себе безопасность?

При помощи денег можно купить металлическую двери, нанять охранника, купить собаку.

   С деньгами можно добиться известности (в шоу-бизнесе) и в политике,

7. Почему у богатых людей очень много друзей

  Если с тобой дружат люди только из-за денег, они будут находиться рядом, пока ты богат….

Преподаватель обществознания: По результатам блиц - интервью нам стало ясно, какие ценности характерны для людей 21 века.  По мере насыщения потребностей в еде, питье, одежде для современных людей не менее важными являются потребности, в признании и уважении окружающими, самореализации. Современная молодежь   чаще всего говорит, что сегодня лучше всего стать богатым, потому что они проще находят друзей, имея в кармане деньги, с деньгами проще завоевать уважение и заниматься любимым делом. Эту тенденцию нашего времени подметил современный писатель Виктор Пелевин: Черная сумка, набитая пачками 100дол. купюр, уже стала важнейшим культурным символом и центральным элементов большинства фильмов и книг.… Но современная жизнь показывает, что  богатый человек, не вложивший труда в свою жизнь, сталкивается с тем, что у него мнимые друзья, мнимое уважение, мнимое творчество. Конечно, для нормального существования нужны деньги, но они должны быть не целью жизни, а средством, помогающим решать разнообразные проблемы.

Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей обучающихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы

2.2 Преподаватель географии: Мы уже говорили, что общество постоянно развивается. Во второй половине 20 века высокоразвитые страны осуществили переход от индустриального общества к информационному. Давайте посмотрим, действительно ли это так? Поднимите руки те, кто пользуется мобильным телефоном? (все)

А кто пользуется интернетом? (все)

Кто смотрит телевизор? (все)

Кто знает, что такое электронные деньги? (все)

Это как раз и есть то, что объединяет мир в единую систему. Когда вы приходите домой и включаете компьютер, вы оказываетесь в информационном пространстве. Сидите в Одноклассниках, в Контакте. Где вместе с вами одновременно оказывается сотни тысяч людей. Каждую минуту в социальных сетях регистрируется более 100 человек. Заходя в интернет, мы можем посещать экскурсии, участвовать в спортивных соревнованиях, делать покупки, общаться по скайпу с людьми, которые находятся от нас очень далеко. Интернет, цифровое телевиденье, мобильный банк – все это продукты, полученные в результате информационного общества. Скорость распространения информации в современном мире очень велика.

Преподаватель географии: Беседа по вопросам

Вопросы для беседы:

1.Что делает мир единым?

2.Переход к информационному обществу это положительное или отрицательное явление?

3. Назовите положительные черты этого явления.

4.Назовите отрицательные черты этого явления.

Ответы студентов:

1.Переход к информационному обществу.

2.Это процесс перехода человеческого общества в информационную эпоху. Можно выделить и хорошее и плохое.

3. Экономический рост.

Повышение уровня жизни.

Сближение государств.

Расширение ассортимента и повышение качества продукции.

Развитие науки, техники и технологии.

4.Ослабление национальной государственности.

Обезличивание национальной государственности.

Создание препятствий для развития отечественного производства ряда стран.

2.3 Преподаватель обществознания:

Сегодня на уроке мы понаблюдаем, какие изменения в жизни людей произошли в 21веке, выясним, как складываются отношения в коллективе, какие вопросы чаще всего интересуют, с какими проблемами сталкиваются люди и как решают их, выясним каковы ценности людей современного мира. Выясним виды деятельности людей в современном мире, их отношение к информационному прогрессу.

Ребята, как вы думаете, какой должна быть тема нашего урока?

Какие варианты формулировок темы у вас есть?

Назовите свои варианты формулировок?

Не забывайте, что наш урок открытых мыслей, делитесь с нами новыми точками зрения.

Тема нашего урока: «Человек в современном мире»»

Преподаватель обществознания: (Мы определили тему урока)

Обобщение ответов студентов преподавателем обществознания:

Преподаватель истории: А теперь вашему вниманию мы предлагаем посмотреть фильм «Печальная, правда, о современном мире»

Беседа по фильму:

Вопросы:

        1. Какие ассоциации у вас вызывает увиденное?

        2. Не увидел ли каждый себя в этом фильме?

2.4 Преподаватель географии: Во все времена люди задумывались о том, кто они, как появились и для чего существуют в мире. Вначале они не отделяли себя от других живых существ и даже неодушевленных предметов. Осознание своей особой природы появилось только на развитых стадиях человеческого общества. На уроках биологии мы говорили, что тип современного человека homo sapiens - человек разумный. Благодаря разуму, мы имеем сегодня то, без чего не мыслим свою жизнь: электричество, телевизор, автомобиль и т.д.

Преподаватель география:

Оцените следующие суждения и сделайте вывод.

1). Разум является сущностью человека.

2) Если разум является основой существования человека, то почему на земле возникают проблемы, которые усложняют жизнь человека?

Ответы студентов:

Эти суждения противоречивые т.к. человек существо разумное, но иногда он поступает неразумно (отношение к природе, войны - убивает себе подобных, чего нет в животном мире и т.д.).

Преподаватель географии:

- Эти вопросы и проблемы современного человека будут рассмотрены сегодня на нашем занятии. Основная ваша работа на уроке выполнение заданий в рабочих листах, активное участие в обсуждении насущных вопросов, вы будете также проводить самооценку своей деятельности в соответствии с указанными критериями.

Преподаватель обществознания:

На уроке будем с вами рассуждать, высказывать свое мнение, анализировать, сравнивать, мыслить, работать с презентацией, участвовать в ролевой игре, разрешать проблемные ситуации, отстаивать свою точку зрения при ответе. Полученная вами информация будет вам полезна для всеобщего развития и при изучении следующих дисциплин: «Основы философии», «Экологические основы природопользования», «Социальная психология», «Обществознание».

Вопросы для беседы:

1. Как вы считаете, актуальна ли тема нашего урока? Если да, то почему, если нет, то тоже почему?

2. Какие вопросы по данной теме вас интересует больше всего? Назовите их.

3. Интересует ли вас вопрос о развитии человека в будущем?

4. Какие проблемы сегодняшнего дня вас интересуют больше всего?

(Прослушивание ответов студентов)

2.5 Преподаватель географии: А теперь давайте попутешествуем на машине времени и выявим затруднения по вопросам темы.

Сегодня мы с вами – группа ученых 2050 года и отправляемся на машине времени в 2018 год. Наша задача: изучить факторы антропогенеза на данном этапе эволюции человека, записав свой ответ в путеводителе. Место исследования – город Балашов Саратовская область. Итак, поехали. Всем предстоит ответить на один вопрос:  «Какие факторы повлияли на развитие жителей города Балашова в XXI веке?».

Социальные.

Экономические.

Политические.

Культурные.

Духовные.

(Каждый студент рассматривает этот вопрос со своей точки зрения)

3.Этап выявления места и причины затруднения

Промежуточная рефлексия:

Самооценка собственной деятельности обучающихся.

Приемы: Инсценирование

Формы организации: индивидуальная.

Средства: презентация, путеводитель

3.1 Преподаватель истории: А сейчас мы вашему вниманию представляем инсценировку сказки «Мечты дьявола». А затем проведем диспут о проблеме, которая затронута в ней.

Голос за занавесом.

Быстро сказка сказывается,
Долго дело делается.

Сказочник.

Как-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться:
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте!
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне – 
Вы берегите эту святыню!

Если есть у вас голова на плечах – 
Адресуем мы вам разговор о серьёзных вещах:
Кто есть кто? Кто есть ты?
Быть нам или не быть?

Дьявол. Что конкретно предлагаешь?

Что просишь для себя?

Торговец (скромно потупившись):

Мечтаю я о вилле на Канарах,
Особняке в Крыму.
И Мерседесов пару

Дьявол:
Так что ж? Добро?
Мы по рукам ударим?

Торговец.

Привет, детвора!
Как жизнь, как дела?

1-ый. Дела хороши!

2-й. Сажаем цветы!

3-й. Мы дружим с зелёной страной!

4-й. Мы любим природу родную!

Торговец.

Скучно вы живёте, ребята! 
У меня есть гормон радости.

Ну что же вы стоите?
Скорее оторвитесь!
Балдейте, веселитесь!
Даёшь новую жизнь!

Торговец.

Ну что, молодёжь?
Вам понравился балдёж?

1-й. Ломай, круши все на своем пути!

2-й.

Бросай в траву осколки склянок
И сто консервных банок!

3-й.

Сливайте в речку отходы
Всех фабрик и заводов!

4-й.

Теперь во всём нитраты,
Это есть мы очень рады!

Сказочник.
Всё глубже и чувствительнее раны
Своей земле наносит человек,
Седые баламутит океаны,
Ломает русла животворных рек.

Ученый.

Теперь, когда мы научились летать по воздуху,
Как птицы, плавать под водой, как рыбы, 
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.

Девочка.

Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом

Все: Давайте воевать за доброту!

1-й. Если есть у вас голова на плечах –

2-й. Вы поняли наш разговор о серьёзных вещах:

3-й. Кто есть кто; кто есть ты.

4-й. Быть нам или не быть?

5-й.И какими нам быть, если все-таки быть?
Мы многое узнали, все это очень нужно.
Живи с природой в мире – пусть торжествует ЖИЗНЬ!

Вопросы диспута:

1.Ребята какова главная мысль данной сказки?

2. Какой образ жизни ведут герои этой сказки?

3. Похож ли данный образ жизни на жизнь современных людей?

4. Как вы думаете, а в прошлые периоды времени люди также поступали с природой?

5. Объясните, а существует ли взаимосвязь природы и человека, если да, то в чем?

6.Как данная проблема может повлиять на уровень жизни людей?

Прослушивание ответов студентов:

Преподаватель обществознания: обобщает ответы студентов.

Да, действительно данная сказка имеет много поучительного и в ней указаны сходные моменты поведения современных людей.
3.2 Преподаватель обществознания:

Мы видим, что данное задание вызвало затруднение.

-Как вы считаете, в чем причина ваших сомнений?

- Почему вы не смогли записать ответ?

Варианты ответов студентов:

(Не достаточно хорошо изучена теория, владеем недостаточной информацией по данным вопросам). Вот сейчас мы и начнем знакомиться с теоретическим материалом по данной теме.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Открытие «нового знания» (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения занятия по каждому пункту плана)

Преподаватель географии объявляет тему и план занятия.

План темы:

1. Проблемы современного человечества.

Форма организации: Индивидуальная.

Методы обучения: Рассказ преподавателя, собеседование, познавательно проблемное изложение материала, работа с рабочим листом, разрешение проблемных ситуаций.

Приемы обучения: Объяснительно- иллюстративный.

Средства обучения: Схемы, таблицы, опорный конспект, чтение стихотворений студентами.

2. Человек в мире информации.

Форма организации: Индивидуальная

Методы обучения: Объяснение преподавателя, рассказ, воспроизводящее систематизирующее собеседование, познавательно проблемное изложение, работа с опорным конспектом, сообщения студентов, дебаты.

Приемы обучения: Объяснительно - иллюстративный

Средства обучения: Электронные образовательные ресурсы, схемы, таблицы, опорный конспект, рабочий лист.

3.Человек и ценности современного общества.

Форма организации: Индивидуальная

Методы обучения: Объяснение преподавателя, рассказ, диалогическое проблемное изложение, воспроизводящая беседа, дискуссия, работа с опорным конспектом.

Приемы обучения: Объяснительно-иллюстративный

Средства обучения: Опорные конспекты, слайды, камешки для определения ценностей в жизни.

Изучение нового материала, применяемая методика: Эвристическая беседа, объяснение преподавателя, рассказ, разрешение проблемных ситуаций.

Вопрос № 1 Проблемы современного человечества.

Преподаватель географии:

У каждого из нас есть насущные проблемы. Проблем много и у вас, ваших родителей и преподавателей. Достаточно посмотреть программу новостей по ТВ или прочитать любую газет, чтобы понять, что у всех есть проблемы, но все они разные. Американцы обсуждают личную жизнь актёров и звёзд шоу-бизнеса. Россияне более всего обеспокоены курсом рубля и ростом цен, преступностью и коррупцией. Не меньше проблем и у народов Китая, Югославии, Израиля. У каждого народа, в каждой стране, в каждом доме, в каждой семье, у каждого отдельного человека есть свои проблемы.   Они тревожат, от них хочется убежать, спрятаться. Но есть такие проблемы, которые одинаково волнуют всех людей во всём мире, независимо от языка, цвета кожи, места жительства.

Задание №1

А теперь выполним в рабочем листе задание № 1. Вам необходимо заполнить таблицу в левой колонке запишите проблемы студентов, а в правой – оставшиеся. На это задание вам дается 2 минуты.

Проблемы студентов

Проблемы всего общества

Преподаватель географии: обобщает ответы студентов

Каждая ваша проблема – это лишь небольшая крупинка проблем всего мира

Осознание любых проблем – первый этап в их решении, ведь только понимание способно привести к эффективным действиям. Мне интересно какие проблемы, вы ставите на первое место. Ведь это взгляд студента 21 века

Преподаватель географии: Опираясь на опорные слова, сформулируйте понятие «глобальные проблемы» (опорные слова: угроза, человечество, международное сотрудничество, ставят под, на Земле, могут разрешиться, на основе, условия)

Преподаватель географии: обобщает ответы студентов

Глобальные проблемы — условия, которые ставят под угрозу существование всего человечества и могут быть изменены в процессе международного сотрудничества

Преподаватель географии:

Сегодня можно выделить значительное количество проблем, затрагивающих жизненные интересы всего человечества.

Перед вами на столах лежат тексты. Ознакомьтесь с этими материалами и

1. Сформулируйте название проблемы, отражённые в тексте.

2.Какие причины возникновения глобальных проблем человечества указаны в данных фрагментах статей?

Студенты проводят творческо-поисковую работу.

Текст 1

В результате американских атомных взрывов над японскими городами Хиросима и Нагасаки радиоактивное вещество рассеялось по всей планете. Изучение годовых колец деревьев показывает, что прах японцев присутствует в годовом кольце 1945 г. всех деревьев, в том числе и тех, что произрастают на территории нашей страны, например, в Сибири. За период с 3500 г. до н.э. по сегодняшний день произошло 1430 войн. И только 292 года люди на Земле жили в мире. В войнах погибло (млн человек): XVII в. — 3,3; XVIII в. — 5,5; XIX в. — 16; XX в. — более 120 млн. Оружия, накопленного к нашему времени, достаточно, чтобы уничтожить всё живое на Земле десятки раз. Около 10% смертей в современном мире прямо или косвенно связаны с войнами. На военные нужды в мире ежегодно затрачивается более 1 трлн долларов. Более 40% учёных заняты созданием новых и совершенствованием уже существующих видов оружия.

Текст 2

  В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась конференция по проблеме «Повестка дня на 21 век». На ней ученые пришли к заключению, что если не будут приняты масштабные меры, то на планете будет сохранен только один миллиард населения. Кризис семьи отражается на демографической ситуации. Тенденции сегодняшнего демографического положения таковы:

 1. Население сокращается и из-за естественной убыли – превышения числа смертей над числом рождений на 92%. Так же причина сокращения – эмиграция в зарубежные страны. 

Уровень мужской смертности в 4 раза выше женской и в 3 раза выше, чем в развитых странах. 

2. Население не воспроизводится с середины 60-х годов 20 века. За 20 век Россия пережила четыре периода, когда был «суженным» прирост населения. Это -  Первая мировая война, Вторая мировая война, период массовых репрессий и 90-е годы - резкое падение рождаемости из-за трудностей перехода к рыночной экономике.

Механизм противодействия естественной убыли населения – иммиграция

3. Многодетные семьи – возможность преодоления демографического кризиса в России.

4. Сокращение трудоспособного населения. Российские демографы свидетельствуют, что в 2030-2050 годах вместо сегодняшнего 50% трудоспособного населения будет только 25-30% трудоспособного населения.

Текст 3

Мировой океан «болен», в него ежегодно попадает 1 млн т нефти (от катастроф танкеров и буровых платформ, слива нефти с загрязнённых судов), а также отходы промышленности: тяжёлые металлы, радиоактивные отходы в контейнерах и др. Более 10 тыс. туристических судов Средиземного моря выливают нечистоты в море без очистки. Большую тревогу вызывает сокращение лесного покрова планеты. С 1950 по 2000 гг. площадь лесов уменьшилась почти на 10%. А ведь леса — это «лёгкие» всей Земли. Систематически увеличивается площадь пустынь. С 1975 по 2000 г. она возросла на 20%.По сравнению с началом прошлого века содержание углекислого газа в атмосфере Земли возросло на 30%, причём 9% этого прироста дали последние 30—40 лет. Повышение его концентрации приводит к так называемому парниковому эффекту, в результате которого происходит потепление климата всей планеты.75—90% кислотных дождей Скандинавских стран имеют заграничное происхождение. От кислотных дождей в Великобритании страдает 2/3 лесных массивов, а в странах континентальной Европы — около половины их площадей. В США не хватает того кислорода, который естественно воспроизводится на территории страны.

Преподаватель географии:

Итак, вы изучили материалы текстов, а теперь ответьте на вопросы:

Какие глобальные проблемы на сегодняшний день являются самыми страшными угрозами для современного общества?

Ответ студентов:

1. Угроза ядерной войны

2. Демографическая

3. Экологическая

Преподаватель географии: Какая проблема занимает первое место?

Ответ студентов:

Угроза ядерной войны первая в списке самых опасных глобальных проблем

Преподаватель географии: Почему?

Ответ студентов:

Если произойдет мировая ядерная война, то ничего живого на планете не останется. Если сама планета и останется существовать?

Преподаватель географии: Какая проблема на втором месте?

Ответ студентов: Демографическая

Преподаватель географии: Какая проблема на третьем месте?

Ответ студентов: Экологическая проблема

Преподаватель географии: Чем отличаются глобальные проблемы современности от любых иных проблем человека?

Ответ студентов: Они более серьезные, чем обычные проблем, угрожают жизни всех людей, и решать их нужно всем.

Преподаватель обществознания:

Ребята, а теперь давайте отдохнем и проведем динамическую паузу.

Выполняем упражнения на развитие моторики кистей рук

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Вопрос №2 Человек в мире информации.

Чтение стихотворения студентом:

От Москвы и до Камчатки можно отследить порядки,
В теле, радио, Интернете, и в журналах, и в газете
Хроники, статьи, трансляции – 
Всё это средства массовой информации

Преподаватель обществознания:

– Итак, попытаемся разобраться в том, что же такое Средства Массовой Информации и какова их роль в современном обществе?

– Как разобраться в огромном потоке информации, которую мы получаем ежедневно?

– Может быть, она не столько полезна, сколько вредна?

– Доверять или не доверять этой информации, следовать или не следовать?

– Должна ли эта информация иметь какие-либо ограничения или нет?

– Так что же такое информация?

Ответ студентов:

(Информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком и осведомляющие о положении дел и состоянии чего-либо.)

Преподаватель обществознания:

-Сформулируйте свои ассоциации с понятием: «СМИ».

Ответы студентов: Пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись, листовки, интернет, рекламный проспект)

Преподаватель обществознания:

– Как вы считаете, какое из данных утверждений сформулировано наиболее точно? (Читает определения)

-«СМИ – один из важнейших институтов современного общества, выполняющий многообразные функции, оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование и религию»

-«СМИ – общедоступные средства распространения информации, обращенные к массовой аудитории и приобретающие в информационном обществе роль главного посредника между властью и гражданами»

-« СМИ – это технические средства, обеспечивающие коммуникацию»

-«СМИ – представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам»

Преподаватель истории:

 В нашей стране роль СМИ определена Конституцией РФ.

Работа с документом Конституции (Студенты читают статьи)

(Статья 29 Конституции РФ) Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

1.Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

2.Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3.Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4.Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5.Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещена.

Преподаватель обществознания: А теперь пришло время дебатов.

– Какова же роль СМИ в жизни человека и общества?

– СМИ приносят пользу человеку или вред?

– Составим «шкалу мнений» по отношению к СМИ. Прошу Вас высказывать свое мнение. Не забывайте, что наш урок открытых мыслей.

Преподаватель обществознания: Обобщает ответы студентов

Итак, ребята мы узнали, что СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя. Это и есть осознанный выбор человека информационного общества.

Преподаватель обществознания: Информационное общество – это прогресс? Значит ли это, что оно имеет только положительные признаки?

Задание № 2. Запишите характерные черты информационного общества как положительные, так и отрицательные.

Преподаватель обществознания:

Ребята, вы не забывайте, что наш урок- это урок открытых мыслей после записей вам необходимо их высказать нам и отвечать на вопросы.

Какие черты информационного общества было труднее вычленять «+» или «-»?

Варианты ответов студентов:

«+»

-Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

-Защита интеллектуальной собственности.

-Управление процессами со стороны общественных организаций.

-Человек имеет больше возможности для свободного и творческого развития

-«Жить - в Балашове, а учиться - в Гарварде»

«-»

-Возрастание влияния СМИ (отнюдь не всегда положительного).

-Разрушение частной жизни человека и организаций.

-Проблема отбора качественной и достоверной информации.

-Трудность адаптации к информационной среде многим людям.

-Компьютерная зависимость как заболевание.

-Проблемы реализации личности в реальном, а не виртуальном мире

3. Человек в информационном обществе меняется? Его сущностные черты могут раскрыться по- новому?

Преподаватель обществознания: Информационное общество мы охарактеризовали, а теперь нам необходимо выяснить черты человека информационного общества.

Задание № 3. Запишите в путеводителях мыслей черты человека информационного общества.

Ответы студентов:

1. Человек – разумное существо

2. Его отличает технологичность деятельности

3. Он стремится к творчеству

4. Он стремится к свободе

Преподаватель обществознания: Информационное общество открывает перспективу для развития человека, люди получают свободный доступ к информации, обмениваются ею, приобщатся к культурному наследию, получают новые знания.

Вопрос №3 «Человек и ценности современного общества»

Преподаватель географии:

Ребята! Скажите, что такое ценность? Как вы понимаете значение этого слова? Вы не забывайте, что наш урок – это урок открытых мыслей, и вы должны обмениваться ими.

Ответы студентов:

(Ценные вещи, деньги, драгоценности, золото, серебро, квартира, дорогие вещи, машина, здоровье, родители, дети)

Преподаватель географии:

Что является самым важным, самым ценным для человека?

Ответы студентов:

Да. Это Жизнь

Преподаватель географии Какое определение жизни можно дать?

Ответы студентов:

Жизнь - это способ существования белковых тел, основным моментом которого является обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ, прекращается и жизнь.

Преподаватель географии: Чего желают люди друг другу всегда?

Ответы студентов:

(счастья, долгой и счастливой жизни, счастья в жизни и т.д.)

Преподаватель географии:

Именно эти пожелания мы пишем на поздравительных открытках, сколько лет бы не исполнилось – 10 или 50, всем желают счастья и долгой – долгой жизни. Жизнь! Какая она может быть? Давайте попробуем «увидеть» ее.

Преподаватель географии:

Для этого попробуем описать ее.

Какой она может быть? Как она выглядит?

Ответы студентов:

Счастливая, долгая, красивая, длинная, интересная, многогранная, бесценная.

Преподаватель географии:

Вот, для тебя жизнь, какая должна быть?

Какую жизнь для себя ты хочешь?

Преподаватель географии: Обобщает ответы студентов.

У каждого человека свое понимание жизни, потому что все мы разные. Каждый со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни.

Преподаватель обществознания: В чем состоит ценность жизни, из чего она складывается?

Ответы студентов: Здоровье, родители, хорошая учеба…..

Преподаватель обществознания: Вот перед вами Банка. Она пока пуста. Представьте, что это наша жизнь. Вам надо наполнить нашу жизнь самыми важными вещами, чтобы она была счастливой. Важными вещами у нас будут камешки. Камешки у вас разных размеров большие - это самые ценные вещи, маленькие - это менее важные вещи, незначительные вещи - это крупа. Каждый из вас должен положить в банку камешек и объяснить, почему он положил камешек именно такого размера и что эта ценная вещь означает в вашей жизни. Не забывайте, что наш урок - это урок открытых мыслей. Делитесь ими с нами.

( Преподаватели проходят по рядам с банкой и камешками, а студенты её заполняют.)

Преподаватель обществознания: А теперь давайте объясним наши с вами действия.

Ответы студентов: Банка это наша жизнь, камешки большие, а значит – это самые ценные вещи в нашей жизни, это наша семья, наши родные, наши любимые, здоровье, родители, родственники, деньги, работа, карьера, учеба, сестра, брат здоровье, словом, все то, что имеет для жизни огромное значение. Маленькие камешки – это те вещи, без которых можно обойтись, которые не так значимы для нас. Это может быть дорогой костюм или машина, квартира или карьера, круиз или турне и т.д.; а крупа – это все самое мелкое и незначительное в нашей жизни, все те маленькие радости, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни; вот из чего складывается наша жизнь!

Преподаватель обществознания: Значит, Жизнь складывается из больших ценностей, без чего человек не может обойтись; незначительных ценностей, без которых мы можем обойтись и маленьких радостей, которые сопровождают каждого из нас.

А что надо делать, чтобы жизнь была счастливой?

Давайте послушаем небольшую притчу (сказание).

Притча о счастье

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

- Что еще слепить тебе? – спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Преподаватель обществознания:

-Какой смысл вы видите в этой притче?

Ответы студентов:

Бог хотел, чтобы человек сам слепил себе счастье, т.е.- это дети, семья и т.д.

Преподаватель обществознания:

- Правильно ли поступил Бог в этой ситуации?

Ответы студентов: Бог поступил правильно, если бы не так, то не было бы продолжения жизни, радости в жизни.

Преподаватель географии: Каждый человек «лепит жизнь по - своему» каждый человек – кузнец своего счастья. В жизни много прекрасных вещей. Но жизнь – это не поле, усыпанное розами. В жизни бывает всякое. Я хочу представить вам стихотворение, написанное матерью Терезой. Вы сейчас внимательно прослушайте стихотворение и запишите в путеводителях те строчки из стихотворения, которые подходят к вам больше.

Чтение стихотворения студентом:

Жизнь – это вызов, прими его.

Жизнь – это долг, исполни его.

Жизнь – это игра, сыграй в нее.

Жизнь бесценна, береги ее.

Жизнь – это богатство, храни его.

Жизнь – это таинство, познай его.

Жизнь - это любовь, наслаждайся ею.

Жизнь – это обещание, исполни его.

Жизнь – это скорбь, преодолей ее.

Жизнь – это песня, спой ее.

Жизнь – это борьба, прими ее.

Жизнь – это трагедия, перебори ее.

Жизнь – это возможность, не упусти ее.

Жизнь – это красота, восхищайся ею.

Жизнь – это блаженство, вкуси его.

Жизнь – это мечта, реализуй ее.

Жизнь – это вызов, прими его.

Жизнь – это приключение, испытай его.

Жизнь – это удача, поймай ее.

Жизнь драгоценна, не разрушай ее.

Жизнь – это борьба, борись за нее.

Преподаватель география: Самое важное в жизни человека – это делать добро окружающим, помогать нуждающимся. Эта помощь может быть нематериальной, иногда слова гораздо важнее. Нужно, чтобы это добро шло от сердца, было внутренней потребностью человека.

Просмотр видеофильма

Преподаватель географии Ребята встречали ли вы в своей жизни людей, которые совершали добрые дела? А не можете ли вы рассказать о добрых делах совершенных вами.

Преподаватель обществознания: А сейчас переходим к выполнению задания № 4 в путеводителях.

Задание № 4. Представьте свою жизнь в виде лестницы, по которой вы пойдете вверх во взрослую жизнь, на каждой ступеньке напишите свои жизненные цели.

Студенты зачитывают свои цели. (экзамен, зачеты, институт, университет, карьера, машина, квартира, круиз, турне, заграница,)

Преподаватель обществознания: Обобщение ответов студентов

Прекрасные слова сказал Николай Островский в романе «Как закалялась сталь»)

«Жизнь дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

5. Этап реализации построенного проекта

Первичное закрепление новых знаний (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения)

Методы и приемы: самостоятельная работа

Формы организации: индивидуальная.

Средства: силуэты людей, изображение земного шара.

Преподаватель обществознания:

Ребята, а теперь давайте отдохнем и проведем динамическую паузу.

Выполняем упражнения на развитие моторики кистей рук

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты сесть опять.

Преподаватель географии:

Задание № 5. Проанализируйте демографическую ситуацию в вашей группе и ответьте на вопрос, что необходимо сделать, чтобы нормализовать демографическую ситуацию в нашей стране? В рабочих листах размещены изображения земного шара. У вас на столах лежат бумажные силуэты людей, возьмите каждый количество силуэтов людей, которое соответствует количеству детей в вашей семье (один ребенок, два, три) и поместите их на изображении земного шара.

Преподаватель географии обобщает ответы студентов: Чтобы нормализовать демографическую ситуацию в нашей стране, нужно, по подсчётам учёных, чтобы в каждой семье было 2-3 ребёнка, а у нас сейчас в среднем менее одного.

Правительство пытается принять меры по увеличению рождаемости в нашей стране и в настоящее время предложило следующие пути их решения:

- повысить уровень жизни россиян;

- издать законы, более эффективно поддерживающие семью;

- развивать систему льгот и пособий многодетным;

- воспитывать ответственное отношение к институту семьи.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Применение новых знаний и способов действий (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения).

Приемы: фишбоун

Методы: Самостоятельная работа

Формы организации: Индивидуальная, фронтальная.

Средства: путеводитель с заданием

Преподаватель обществознания:

Задание № 6. Составить и заполнить схему в форме фишбоуна «Причины глобальных проблем современного общества»

Схема состоит из четырех блоков, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек рыбы. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Голова — проблема, вопрос или тема, подлежащие анализу.

Верхние косточки — это основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки (изображаются напротив) — суть понятий, указанных на схеме.

Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Включение новых знаний в систему знаний (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения).

Приемы: Разрешение проблемной ситуации.

Форма организации: индивидуальная

Методы: Самостоятельная работа.

Средства: Текст сценки.

Форма организации: Индивидуальная

Задание № 7. Чтобы выполнить это задание, вам необходимо посмотреть сценку, определить о какой глобальной проблеме идет речь, и записать в путеводителях способы разрешения данной проблемы.

8.Этап включения в систему знаний и повторения

Приемы: Инсценирование

Форма организации: индивидуальная

Методы: самостоятельная работа.

Средства: Текст сценки.

Добрыня Никитич (глядя из-под ладони): Эх, полюшко-поле... Ни живо, ни мертво ты стоишь, будто после побоища...

Илья Муромец: Тут что-то написано: Налево пойдешь - на химзавод попадешь... Направо пойдешь - в запретной зоне пропадешь..., прямо пойдешь - на бездорожье костей не соберешь... Ну и заехали мы!

Алеша Попович: Глядите, туча черная над полем стелется - не к добру это! Неужели силы темные на Русь напасть хотят? Защитим, братцы, землю-матушку!

Добрыня Никитич: Погоди, не горячись, Алеша! То не туча ворогов застит небо. А дым тепловой станции.

Илья Муромец: А скажи-ка, Добрыня Никитич, от чего, мертво поле это?

Добрыня Никитич: Оттого, что много лет шла на этом поле битва. И звалась эта битва - битва за урожай. Всю-то ее, землю-матушку, пестицидами и нитратами замучили, а теперь вот и атомом, радиацией...

Алеша Попович: Это что же! Зря, значит, мы, богатыри, поля эти у врагов отбирали, кровушкой своей поливали?

Илья Муромец: Нет, не зря, Алеша, а ну-ка, поворачивайте своих лошадей, поедем в Министерство охраны окружающей среды, вече соберем! Видать, опять наше время пришло-богатырское!

Студенты выполняют задание.

Преподаватель географии проверяет выполненное задание.

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Рефлексия эмоциональная

Преподаватель обществознания:

Ребята, а теперь нам надо выяснить какой эмоциональный настрой вы получили от урока. Для этого в путеводителях нарисованы смайлики человечков без черт лица, вам надо нарисовать на лице те эмоции, которые вы испытали на занятии. Это может быть улыбка, грусть, или смущение.

Рефлексия оценочная.

Преподаватель географии: Ребята, а теперь давайте выясним, что вы узнали на уроке, т. е проведем рефлексию, внимательно прочитайте стихотворные строки и в конце поставьте знаки препинания, у тех слов, которые вам больше всего подходят по окончании урока.

Точка много непонятного.

Запятая все усвоил, все понял.

Восклицательный знак надо еще почитать лекцию.

Вопросительный знак понял не все вопросы плана.

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Преподаватель географии: Ребята! А теперь пришло время подсчитать количество + и - , полученные в ходе выполнения вашей работы, используя критерии оценки, оцените свою работу и сдайте путеводители на проверку.

Преподаватель обществознания:

Домашнее задание:

У нас был урок открытых мыслей. И домашним заданием будет назвать прилагательные говорящее о том, каким бы вы охарактеризовали человека в XXI веке.

Заключительная часть занятия:

Преподаватель обществознания:

Подведение итога урока.

Сегодняшний урок стал маленьким шагом на пути к осмыслению философского понятия «жизнь. Размышляйте о жизни, дорожите тем, что она есть у вас, ищите смысл жизни, цените жизнь, каждый ее миг, любите себя, окружающих вас людей, оказывайте помощь тем, кто в ней нуждается и верьте, что все у вас получится. Ведь любовь заряжает энергией человека, вдохновляет его на подвиги и помогает жить. Любовь - основа жизни.

Мне хочется прочитать вам Рецепт счастья: «Возьмите чащу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры, Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути».

А сейчас я хочу сказать всем спасибо за активное участие в уроке. Нам было очень приятно с вами общаться. После проверки путеводителей вы получите оценки за выполненные задания. На этом наш урок окончен.











Заключение

Уроки открытых мыслей очень интересны для студентов, так как несут в себе большой эмоциональный заряд, хотя этим урокам предшествует очень большая, кропотливая работа.

Студенты активно включаются в урок, творчески мыслят, не ждут конца урока, не следят за временем. Урок приносит им большую радость познания. Большим плюсом таких уроков является то, что они побуждают слабых студентов принимать участие, думать над заданиями, вселяют в них уверенность и желание активного участия в работе. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит развитие познавательного интереса. Такая форма проведения урока дает возможность не только поднять интерес студентов к изучаемому материалу, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. На уроке открытых мыслей каждый студент имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. В данной работе были применены нестандартные формы обучения и воспитания, которые способствуют развитию интереса у студентов к изучаемым предметам, а так же их творческой самостоятельности, благоприятному климату, ориентируют на коммуникацию. Организация таких уроков подводит студентов к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу. Применение в обучении нетрадиционных форм уроков одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, игровые моменты, разрешение проблемных ситуаций, снимает напряжение, оживляет мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету в целом

ЛИТЕРАТУРА

Основные источники:

1. Бахмутова Л. С. Методика преподавания обществознания: учебное пособие для студентов пед. высш. заведений: в 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.

2. Обществознание: 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ под ред. А.Ю. Лабезникова. – М.: ООО «Изд – во АСТ», 2012. – 398 с.

3. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. и др. Общая биология. 10кл. – М.: Дрофа-2014

4. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. и др... Общая биология. 11кл. – М.: Дрофа-2014

5. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.

Дополнительные источники:

1. Касьянов В.В. Обществознание: Учебное пособие для ссузов/ В.В. Касьянов. – Изд. 3 – е. – Ростов, 2009. (Гриф Минобразования и науки РФ)

2. Бородин П.М., Высоцкая Л.В. идр.Биология. В 2-х частях. – М.:Просвещение-2012













Приложение

Путеводитель

бинарного урока открытых мыслей

на тему «Человек в современном мире»

Студента группы Г-11____________

Критерии оценки.

Отметка «5»  выставляется в том случае, если студент:

1. В полном объеме выполнил предъявляемое задание:

1.Сформулировал главную мысль;

 2.Провел сравнение своей точки зрения и назвал критерий сравнения;

3.Представил собственную точку зрения при выполнении задания;

4.Аргументировал свою позицию.

Отметка «4» выставляется в том случае, если студент.

1.Осуществил поиск социальной или иной информации и извлек знания из источника по заданной проблеме;

2. Сформулировал главную мысль задания;

3. Представил собственную точку зрения при выполнении задания;

4. Аргументировал свою позицию с опорой на теоретические знания;

5. Не сумел интерпретировать полученную информацию и представить её;

Отметка «3»  выставляется в том случае, если студент.

1.Не смог осуществить поиск социальной информации и извлечь необходимый объем знаний по заданной теме;

2. Понял основную идею задания, но не смог ее сформулировать;

3.Попытался сравнить источники информации, но не сумел их классифицировать;

4.  Представил собственную точку зрения при ответе на вопросы и задания текста;

Отметка «2» выставляется в том случае, если студент.

1. Выполнил менее одной четвертой части предлагаемых заданий;

2. Не смог определить основную идею, мысль текста;

3. Не раскрыл проблему;

4.Собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с мнением автора)

5. Аргументация отсутствует

Вопросы блиц - интервью:

1.Сегодня лучше всего стать ...

Варианты ответов:

А) Юристом

Б) Экономистом

В) Богатым

Г) Домохозяйкой

Д) Другие профессии  



2. Профессия должна давать возможность...

Варианты ответов:

А) Хорошо зарабатывать

Б) Достойно жить

В) Быть полезным в стране

Г) Удовлетворять потребности

Д) Другие варианты ответов



3.Мне нужны деньги, чтобы...

Варианты ответов:

А) Хорошо одеваться

Б) Путешествовать.....

В) Учиться

Г) Удовлетворять потребности

Д) Другие варианты ответов



4.Помогают или нет деньги в удовлетворении потребностей?

Варианты ответов:

А) Да, помогают.

Б) Без денег нельзя купить ни еды, ни одежды.

В) Нет, не помогают.

В) Деньги разрешают большую часть проблем.

Г) Деньги в жизни не самое главное.

Д) Другие варианты ответов



5.Будет ли любимая девушка хорошо относиться к тебе, если ты не сможешь

её пригласить в театр, кино, купить цветы?

Варианты ответов:

А) Если любит, то будет.

Б) Нет, не будет.

В) Для девушек главное материальное положение парня.

Г) Для любви нет преград.

Д) Другие варианты ответов



6.Можно ли при помощи денег обеспечить себе безопасность?

Варианты ответов:

А) При помощи денег можно купить металлическую двери.

Б) При помощи денег можно, нанять охранника

В) При помощи денег можно купить собаку.

Г) При помощи денег нельзя обеспечить себе безопасность.

Д) Другие варианты ответов



7. Почему у богатых людей очень много друзей.

Варианты ответов:

А) Если с тобой дружат люди только из-за денег.

Б) С тобой будут дружить из-за выгоды.

В) С тобой будут дружить, пока ты богат….

Г) С тобой никто не будет дружить, если ты богат

Д) Другие варианты ответов

Задание №1. Заполните таблицу в левой колонке запишите проблемы студентов, а в правой проблемы всего общества.

Проблемы студентов

Проблемы всего общества







Критерии оценки задания № 1

Оценка

Результаты

5


4


3


2


Задание № 2. Запишите положительные и отрицательные черты информационного общества.

Критерии оценки задания № 2

Оценка

Результаты

5


4


3


2


Задание № 3. Запишите черты человека информационного общества.


Критерии оценки задания № 3

Оценка

Результаты

5


4


3


2


Задание №4. Представьте свою жизнь в виде лестницы, по которой вы пойдете вверх во взрослую жизнь, на каждой ступеньке напишите свои жизненные цели.

Критерии оценки задания № 4

Оценка

Результаты

5


4


3


2


Задание № 5. Проанализируйте демографическую ситуацию в вашей группе и ответьте на вопрос, что необходимо сделать, чтобы нормализовать демографическую ситуацию в нашей стране? В путеводителях размещены изображения земного шара. У вас на столах лежат бумажные силуэты людей, возьмите каждый количество силуэтов людей, которое соответствует количеству детей в вашей семье (один ребенок, два, три) и поместите их на изображении земного шара.

Критерии оценки задания № 5

Оценка

Результаты

5


4


3


2


Задание №6. Составить и заполнить схему в форме фишбоуна «Причины глобальных проблем современного общества»

Критерии оценки задания № 6

Оценка

Результаты

5


4


3


2




Задание №7. Посмотрите сценку и определите, о какой глобальной проблеме идет речь, и запишите в путеводителях способы разрешения данной проблемы.

Критерии оценки задания № 7

Оценка

Результаты

5


4


3


2


Итоговая рефлексия:

Ребята, а теперь давайте выясним, что вы узнали на уроке, т. е проведем рефлексию внимательно прочитайте стихотворные строки и в конце поставьте знаки препинания, у тех слов, которые вам больше всего подходят по окончании урока.

Точка много непонятного.

Запятая все усвоил, все понял.

Восклицательный знак надо еще почитать лекцию.

Вопросительный знак понял не все вопросы плана.

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!







37



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!