СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока ОРКСЭ в 4 классе по теме "Человек рождён для добра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока- дать понятие о добре и зле, активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о «золотом правиле нравственности.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока ОРКСЭ в 4 классе по теме "Человек рождён для добра"»

Тема: Человек рождён для добра.

Цели: дать понятие о добре и зле, активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о «золотом правиле нравственности»

Познавательные УУД

  1. Извлекать информацию из текста

  2. Работать с информацией, представленной в разных формах

  3. Строить речевое высказывание в устной форме

  4. Объяснять понятия: добро, зло, граница

Регулятивные УУД

  1. Принимать и сохранять учебную задачу

  2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД

  1. Слушать и понимать других

  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

  3. Оформлять свои мысли в устной форме

  4. Договариваться о правилах общения и поведения

  5. Формулировать свое мнение, свою позицию

Личностные УУД

  1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей

  2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм



Ход урока

1.Вступление

- Ребята, какой раздел мы изучаем? (Простые нравственные истины)

- О какой нравственной истине мы уже говорили? (Жизнь священна)

- Как вы думаете, что значит для людей человеческая жизнь?

- Это возможность трудиться; проявлять свои таланты, свои способности; возможность мыслить и чувствовать; радоваться окружающему миру и природе; дружить, творить, заниматься любимым делом; создать семью, растить детей. Иными словами, она предоставляет человеку многообразие возможностей.

- А человек что может дать жизни? ( Труд, талант, способности, мысли, изобретения, семью, разнообразия чувств, своих потомков …)

- А как вы думаете, на что направлены возможности и стремления человека?

- На благо самой жизни, потому что жизнь, как и человек, стремится к своему развитию.

- Можно ли в связи с этим сказать, что человек рожден для добра?

- Посмотрите, какую следующую истину предлагает нам автор учебника. (Человек рожден для добра)

- В каких темах мы уже говорили о добре? Что мы открыли для себя, изучая их?



Доброта … Что значит это слово?

Слово это серьезное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважней,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец доброта.



- В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова данное определение звучит так: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Здесь также отмечены качества, определяющие доброту: доброжелательный, добродушный, добродетельный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами. Но вот вопрос: никогда, кажется, так сильно не ощущали мы дефицита доброты и милосердия, как в последние годы. Действительно ли это так? В людях не хватает доброты и милосердия, и этому сейчас уделяют много внимания. Именно проявления доброты ждут от человека люди. Ведь только добро может быть в основе продолжения жизни, иначе возникает угроза для самой жизни. Именно поэтому в сказках всегда побеждает добро. Ведь это наивысшая ценность жизни и ее надо охранять.

- А как вы думаете, каким образом сказки помогают нам понять и почувствовать это?

- Сказки убеждают нас в торжестве добра. В этом легко убедиться, если вспомнить добрых сказочных героев, которых вы хорошо знаете.



2.Просмотр фрагмента из мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена» (про строительство детской площадки)

- Почему милиционер не наказал Крокодила Гену и Чебурашку? (помогли детям, построили для детей площадку бескорыстно). Т.е. добро оценено.

- Чему учат нас сказки? (Доброте, добру. Через сказки мы узнаем о добрых делах и о добре «вообще»)

- Любая сказка – это отражение жизни и воплощение человеческой мечты. А человек всегда должен стремиться к добру, истине и красоте. И это стремление человечество всегда воплощало в сказках. Поэтому иногда сказки принято называть своеобразным учебником жизни. Давайте обратимся к учебнику.

- Найдите иллюстрации с изображением сказочных героев на с.87-88. Назовите их.

3.Работа в группах: Распределите сказочных героев на группы (положительные и отрицательные). По каким признакам вы определили, кто к какой группе относится? (По нравственным качествам и их поступкам)

- Вам хорошо известно, что во многих русских народных сказках главным героем является Иванушка-дурачок. На первый взгляд, это не очень умный и простоватый персонаж. Но на самом деле в ходе сказки он оказывается более умным, смелым и смекалистым, чем другие герои.В чем же здесь дело?

- Он просто другой, непохожий на недоброжелательных, злых, ковпарных людей. Он не глупый, а не похожий. В чем же заключается его непохожесть?

- Он бескорыстен и добр. Душа его чиста и расположена к людям, и именно этим он отличается от своих жадных и корыстных братьев или недобрых и хитрых завистников.

- И что же получается в результате? Ему помогают и люди, и звери, и птицы, и даже волшебники. Почему?

- Потому что он помог, выручил, иногда в ущерб себе, не предал, не польстился на богатство. Его поступки во всех сказках человечны и нравственны. И в ответ на свою доброту Иванушка-дурачок получает от других и помощь, и поддержку.

- Не кажется ли вам, что Иванушка руководствовался в своих действиях золотым правилом этики: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой»? А сказки нас убеждают в силе и значимости этого правила.

- Давайте прочитаем, как об этом говорит автор учебника (с.87-88)

- Как в сказках подтверждают мысль о том, что человек рожден для добра? (Сказки – отражение жизни и воплощение человеческой мечты. Человек стремится к добру, истине и красоте. И это стремление человечество всегда воплощало в сказках)

- А вы стараетесь придерживаться этого правила?

- Что такое добро? Как оно влияет на человека, его жизнь?

- Добро – все то, что помогает человеку и обществу жить, развиваться, процветать. Добро – это действия, направленные на благо. То есть все, что приносит благо и не приносит вред.

- Что такое зло?

- Зло – все то, что мешает человеку и обществу развиваться, процветать.

- Так какие поступки надо совершать? (Добрые, человек рожден для добра, а зло надо стараться избегать, искоренять)

- Как? (Надо делать больше добрых дел)

- Каких?

3.Работа в парах.

- Распределите слова на две группы, в первую положите слова, относящиеся к понятию «добро», во вторую – к понятию «зло»:

Зло, насилие, взаимовыручка, честность, помощь, хвастовство, трудолюбие, мужество, честь, жестокость, скромность, милосердие, совестливость, хитрость, лживость, справедливость, выдержка, эгоизм.

- Кто готов?

- Посмотрите на доску. Вот, что у меня получилось. Вы согласны?

- Такие качества присущи и человеку.

- Кто может сказать, что он обладает качествами из левого столбика?

- А есть ли у кого-то из вас отрицательные качества?

- Что нужно с ними делать?

- Как вы считаете, а душа человека стремится к добру, истине и красоте?

4.Работа по сказке.

Сказка: Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку вместо сахара положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало. Только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю».

- В чем, по-вашему, смысл этой сказки? (Зло совершило злое действие, а Добро ответило добром)

- Почему Добро так поступает? ( Если вы с добром, то и к вам отнесутся по-доброму)

- Поэтому важно следовать известной мудрости:

Отойди от зла и сотвори благо, добро.

5.Чтение о объяснение народных пословиц.

- У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых написаны народные пословицы. Прочитайте и объясните их смысл.

Как аукнется, так и откликнется.

Без добрых дел нет доброго имени.

Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

Худо тому, кто добра не делает никому.

- Значит, если вы с добром, то и к вам человек отнесется по-доброму.

- Почему же люди, зная, что добро лучше, все же совершают злые поступки?

- Что совершать легче: добро или зло? Почему? (Зло, потому что добро требует усилий. Зло часто прикидывается добром, маскируется)

6.Индивидуальная работа.

- Запишите на отдельных листочках, какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими. Что ты готов изменить в себе во имя добра?

- Добро не только в сказках, но и в реальной жизни всегда противостоит злу. Оно требует каждодневного, ежечасного терпеливого труда. Только к вежливому, воспитанному, доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И только у такого человека есть верные, надежные друзья.

7.Итог

- Пусть общий смысл понятого сегодня вами выразят следующие стихотворные строки6

Не обижай людей,

Придет расплата.

Сотвори добро.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!