Тема: Человек рождён для добра.
Цели: дать понятие о добре и зле, активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о «золотом правиле нравственности»
Познавательные УУД
Извлекать информацию из текста
Работать с информацией, представленной в разных формах
Строить речевое высказывание в устной форме
Объяснять понятия: добро, зло, граница
Регулятивные УУД
Принимать и сохранять учебную задачу
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные УУД
Слушать и понимать других
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Оформлять свои мысли в устной форме
Договариваться о правилах общения и поведения
Формулировать свое мнение, свою позицию
Личностные УУД
Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей
Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм
Ход урока
1.Вступление
- Ребята, какой раздел мы изучаем? (Простые нравственные истины)
- О какой нравственной истине мы уже говорили? (Жизнь священна)
- Как вы думаете, что значит для людей человеческая жизнь?
- Это возможность трудиться; проявлять свои таланты, свои способности; возможность мыслить и чувствовать; радоваться окружающему миру и природе; дружить, творить, заниматься любимым делом; создать семью, растить детей. Иными словами, она предоставляет человеку многообразие возможностей.
- А человек что может дать жизни? ( Труд, талант, способности, мысли, изобретения, семью, разнообразия чувств, своих потомков …)
- А как вы думаете, на что направлены возможности и стремления человека?
- На благо самой жизни, потому что жизнь, как и человек, стремится к своему развитию.
- Можно ли в связи с этим сказать, что человек рожден для добра?
- Посмотрите, какую следующую истину предлагает нам автор учебника. (Человек рожден для добра)
- В каких темах мы уже говорили о добре? Что мы открыли для себя, изучая их?
Доброта … Что значит это слово?
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец доброта.
- В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова данное определение звучит так: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Здесь также отмечены качества, определяющие доброту: доброжелательный, добродушный, добродетельный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами. Но вот вопрос: никогда, кажется, так сильно не ощущали мы дефицита доброты и милосердия, как в последние годы. Действительно ли это так? В людях не хватает доброты и милосердия, и этому сейчас уделяют много внимания. Именно проявления доброты ждут от человека люди. Ведь только добро может быть в основе продолжения жизни, иначе возникает угроза для самой жизни. Именно поэтому в сказках всегда побеждает добро. Ведь это наивысшая ценность жизни и ее надо охранять.
- А как вы думаете, каким образом сказки помогают нам понять и почувствовать это?
- Сказки убеждают нас в торжестве добра. В этом легко убедиться, если вспомнить добрых сказочных героев, которых вы хорошо знаете.
2.Просмотр фрагмента из мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена» (про строительство детской площадки)
- Почему милиционер не наказал Крокодила Гену и Чебурашку? (помогли детям, построили для детей площадку бескорыстно). Т.е. добро оценено.
- Чему учат нас сказки? (Доброте, добру. Через сказки мы узнаем о добрых делах и о добре «вообще»)
- Любая сказка – это отражение жизни и воплощение человеческой мечты. А человек всегда должен стремиться к добру, истине и красоте. И это стремление человечество всегда воплощало в сказках. Поэтому иногда сказки принято называть своеобразным учебником жизни. Давайте обратимся к учебнику.
- Найдите иллюстрации с изображением сказочных героев на с.87-88. Назовите их.
3.Работа в группах: Распределите сказочных героев на группы (положительные и отрицательные). По каким признакам вы определили, кто к какой группе относится? (По нравственным качествам и их поступкам)
- Вам хорошо известно, что во многих русских народных сказках главным героем является Иванушка-дурачок. На первый взгляд, это не очень умный и простоватый персонаж. Но на самом деле в ходе сказки он оказывается более умным, смелым и смекалистым, чем другие герои.В чем же здесь дело?
- Он просто другой, непохожий на недоброжелательных, злых, ковпарных людей. Он не глупый, а не похожий. В чем же заключается его непохожесть?
- Он бескорыстен и добр. Душа его чиста и расположена к людям, и именно этим он отличается от своих жадных и корыстных братьев или недобрых и хитрых завистников.
- И что же получается в результате? Ему помогают и люди, и звери, и птицы, и даже волшебники. Почему?
- Потому что он помог, выручил, иногда в ущерб себе, не предал, не польстился на богатство. Его поступки во всех сказках человечны и нравственны. И в ответ на свою доброту Иванушка-дурачок получает от других и помощь, и поддержку.
- Не кажется ли вам, что Иванушка руководствовался в своих действиях золотым правилом этики: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой»? А сказки нас убеждают в силе и значимости этого правила.
- Давайте прочитаем, как об этом говорит автор учебника (с.87-88)
- Как в сказках подтверждают мысль о том, что человек рожден для добра? (Сказки – отражение жизни и воплощение человеческой мечты. Человек стремится к добру, истине и красоте. И это стремление человечество всегда воплощало в сказках)
- А вы стараетесь придерживаться этого правила?
- Что такое добро? Как оно влияет на человека, его жизнь?
- Добро – все то, что помогает человеку и обществу жить, развиваться, процветать. Добро – это действия, направленные на благо. То есть все, что приносит благо и не приносит вред.
- Что такое зло?
- Зло – все то, что мешает человеку и обществу развиваться, процветать.
- Так какие поступки надо совершать? (Добрые, человек рожден для добра, а зло надо стараться избегать, искоренять)
- Как? (Надо делать больше добрых дел)
- Каких?
3.Работа в парах.
- Распределите слова на две группы, в первую положите слова, относящиеся к понятию «добро», во вторую – к понятию «зло»:
Зло, насилие, взаимовыручка, честность, помощь, хвастовство, трудолюбие, мужество, честь, жестокость, скромность, милосердие, совестливость, хитрость, лживость, справедливость, выдержка, эгоизм.
- Кто готов?
- Посмотрите на доску. Вот, что у меня получилось. Вы согласны?
- Такие качества присущи и человеку.
- Кто может сказать, что он обладает качествами из левого столбика?
- А есть ли у кого-то из вас отрицательные качества?
- Что нужно с ними делать?
- Как вы считаете, а душа человека стремится к добру, истине и красоте?
4.Работа по сказке.
Сказка: Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку вместо сахара положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало. Только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю».
- В чем, по-вашему, смысл этой сказки? (Зло совершило злое действие, а Добро ответило добром)
- Почему Добро так поступает? ( Если вы с добром, то и к вам отнесутся по-доброму)
- Поэтому важно следовать известной мудрости:
Отойди от зла и сотвори благо, добро.
5.Чтение о объяснение народных пословиц.
- У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых написаны народные пословицы. Прочитайте и объясните их смысл.
Как аукнется, так и откликнется.
Без добрых дел нет доброго имени.
Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
Худо тому, кто добра не делает никому.
- Значит, если вы с добром, то и к вам человек отнесется по-доброму.
- Почему же люди, зная, что добро лучше, все же совершают злые поступки?
- Что совершать легче: добро или зло? Почему? (Зло, потому что добро требует усилий. Зло часто прикидывается добром, маскируется)
6.Индивидуальная работа.
- Запишите на отдельных листочках, какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими. Что ты готов изменить в себе во имя добра?
- Добро не только в сказках, но и в реальной жизни всегда противостоит злу. Оно требует каждодневного, ежечасного терпеливого труда. Только к вежливому, воспитанному, доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И только у такого человека есть верные, надежные друзья.
7.Итог
- Пусть общий смысл понятого сегодня вами выразят следующие стихотворные строки6
Не обижай людей,
Придет расплата.
Сотвори добро.