СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока окружающего мира "Органы чувств" для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока с практической работой станет хорошим помощником учителю при проведении урока окружающего мира в 3 классе по теме "Органы чувств" по любому УМК.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока окружающего мира "Органы чувств" для 3 класса»

3 класс. Урок окружающего мира по УМК Планета знаний.

Тема урока: «Органы чувств».

Цель: показ роли и специфики разных органов чувств, связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают.

Задачи:

- систематизировать представления учащихся об органах чувств человека и их роли в восприятии окружающего мира;

- формировать установку на здоровый и безопасный образ жизни, бережное отношение к органам чувств;

- способствовать развитию интереса в познании самого себя;

- определить, какое значение для человека имеют органы чувств

Этапы урока.

1. Организационный момент.

Снова слышим мы звонок, начинается урок.

Здесь нас ждет дорога знаний,

И открытий новых путь.

Что же, в добрый путь!

2. Актуализация знаний.

-Какой раздел начали изучать? (Человек)

-Для чего нам нужно изучать свой организм? ( Чтобы правильно ухаживать за ним.)

-С какими системами человеческого организма мы уже познакомились? (Пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, опорно-двигательная).

-У вас на партах карточки с тестами. Ответьте на несколько предложенных вам вопросов, чтобы обобщить все то, что мы уже изучили.

Учащимся дается время для выполнения заданий теста.

-Ребята, а теперь обратите внимание на задания, которые называются «Четвертый лишний».

- Давайте проверим, как вы их выполнили. (Дети зачитывают свои ответы).

Задание: среди слов определи лишнее, объясни свой выбор.

- Головной мозг, нос, нервы, спинной мозг.

- Пищевод, желудок, глаза, кишечник.

- Уши, сердце, кровеносные сосуды, кровеносные артерии.

Учащиеся должны определить лишние понятия: нос, глаза, уши. И объяснить устно свой выбор.

- Ребята, что объединяет выделенные слова? Что это? (Учащиеся должны ответить, что это органы чувств).

3. Постановка учебной задачи, определение цели урока. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, а какие еще органы чувств вам известны? ( Язык, кожа). Слайд 10

- Что мы уже знаем о них из курса окружающего мира 1 класса? ( Все эти органы помогают нам воспринимать мир: глаза – видим, уши – слышим, язык – ощущаем вкус, кожа – чувствуем боль, холодное, горячее и т.д.)

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? И что нового мы узнаем? ( Об органах чувств, какой орган соответствует тому или иному чувству. Какое значение имеют органы чувств для человека. Узнаем подробнее о строении этих органов).

- Ребята, посмотрите на экран. Здесь вы увидите то, о чем пойдет речь на уроке. (Слайд 11)

-Вспомним…… - …органы чувств;

-Узнаем, для чего…. - …они нужны;

-Научимся ……. - …беречь и ухаживать за ними

-Откройте тетради, запишите дату и тему сегодняшнего урока. ( По мере хода урока в тетради в столбик будут записываться органы чувств).



4. Работа над темой урока.

- Передавая нервные импульсы, нейроны обеспечивают непрерывную работу мозга. Головной мозг – это как командный пункт организма человека. Он командует всеми органами чувств. У человека есть пять помощников, пять органов чувств – слух, зрение, обоняние, вкус, осязание. За каждое из чувств отвечает специальный орган. К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык.



Практическая работа №1

- Выберите ручку синего цвета. (Предлагается набор из разных ручек).

- Какой орган позволил вам это сделать. (Глаза)

Сообщение одного из учеников о строении и работе глаз. Слайды 11-15.

«Глаза являются сложным органом в теле человека. Благодаря им человек больше всего получает информации. Глаз человека не видит предмет сразу. Глаз воспринимает световые волны. Эта информация передается в определенный участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определенных предметов. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете. Глаза расположены в глазницах и защищены веками и ресницами.

Над глазами находятся брови, которые защищают глаза от пота. Глаз ученые называют глазным яблоком.

Природа заботливо оберегает глаз. Потечёт со лба пот – его остановит изгородь бровей. Ветер понесет в лицо пыль – ее задержит плотный частокол ресниц. А если несколько пылинок сядут на роговицу, их тотчас слизнет мигающее веко. С внутренней стороны веки влажные. Они работают, как «дворники» - стеклоочистители на смотровом стекле автомобиля. Если в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет – веки захлопнутся сами раньше, чем ты об этом подумаешь».

- Ребята, давайте сделаем вывод: глаза отвечают за зрение. Запишите в тетрадь «глаз».

Практическая работа №2

- Закройте глаза. Определите по звуку предмет. (Звенит колокольчик).

- Какой орган помог выполнить задание? (Нам помогли уши).

Сообщение следующего ученика. Слайды 16-19.

«Второй по важности орган чувств у человека – это орган слуха. Уши помогают человеку улавливать звуки в окружающей среде. Это могут быть звуки музыки, природы, речь человека. Благодаря слуху человек реагирует на опасность, которую он не видит, но слышит. Если человек закрывает глаза, то все равно чувствует положение своего тела. Это обеспечивает орган равновесия, который находится во внутреннем ухе. Значит ухо – это орган слуха и равновесия.

Ты думаешь, у тебя только два уха? На самом деле не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. Наружные уши – ушные раковины. Сами они ничего не слышат, а лишь помогают мозгу понять, с какой стороны долетел звук.

Посредине ушной раковины есть маленькое отверстие. Отсюда начинается слуховой проход, идущий внутрь головы. В конце этого прохода - тупик. Дальше путь звуку преграждает тоненькая и гибкая барабанная перепонка. По другую сторону перепонки лежит среднее ухо. В нем расположены три крохотные косточки – молоточек, наковальня и стремечко. Они соединены между собой так, что вздрагивают от любого колебания перепонки.

И наконец, за средним ухом находится внутреннее ухо. Оно закручено как раковина улитки, и наполнено особой жидкостью. Косточки среднего уха начинают вздрагивать и передают свои колебания жидкости. Таким сложным путем звуковые волны добегают до слуховых нервов и передаются в мозг».

- Ребята, какой вывод? ( Уши отвечают за слух и равновесие). Запишите в тетрадь «ухо».

Практическая работа №3.

- Закройте глаза. Понюхайте предложенные предметы: духи, апельсин, кофе, чеснок.

- При помощи чего узнали? ( По запаху).

- Какой орган нам в этом помог? (Нос).

Следующее сообщение. Слайды 20-22.

« Некоторые считают, что нос – это только украшение на лице. Другие думают, что природа дала нам нос лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь и вешать книзу, когда загрустишь. Недаром говорят:

- Ишь, ты нос задрал!

- Ну, чего же ты нос повесил!

На самом деле нос – это и фильтр, и печка, и сторожевой пост. Ты делаешь вдох и втягиваешь ноздрями воздух. Он попадает внутрь носа и пробегает по его извилистым каналам. А каналы усеяны множеством ресничек, которые как фильтр задерживают пыль и не дают ей попасть в легкие.

Внутренние стенки носа пронизаны множеством кровеносных сосудов. По ним струится горячая кровь. Поэтому в каналах жарко, и даже морозный воздух успевает согреться и становится теплым. Вот почему надо дышать не ртом, а носом. И нос умеет распазновать запахи. Это важно. Запахнет в воздухе дымом – и нос сразу сообщит об этом мозгу. Донесется из духовки вкусный запах, и хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать. Понюхает повар мясо, почувствует неприятный запах и поймет: мясо начало портиться».

- Сделаем вывод – органом обоняния является нос. Запишите в тетрадь «нос».

Динамическая пауза.

Желтый шар

Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.)

Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.)

А как выпустишь из рук— ( Поднять руки вверх, хлопок.)

Станет вдруг светло вокруг.

(Поворот.)

Что это за шар? (Дети хором: « Солнце».)



Практическая работа №4.

- У меня на столе 2 бокала с водой. Попробуйте воду и определите, чем отличается вода. ( В одном – сладкая, в другом – соленая).

- Закройте глаза, попробуйте и определите, что это. (Апельсиновый сок и яблочный сок).

- Что мы, таким образом, определили? (Вкус).

- При помощи какого органа? (языка).

Сообщение. Слайды 23-25.

«Органом вкуса считается язык. Различные части языка отвечают за разные вкусовые ощущения. Кончик языка распознает сладкое, корень – горькое, боковая часть – кислое, область между кончиком и боковой частью – соленое. Язык – защитник нашего организма. Если человек нечаянно возьмет в рот некачественную пищу, язык быстро передаст эту информацию в головной мозг и оттуда придет сигнал не глотать то, что вредно организму». Запишите в тетрадь «язык».

Практическая работа №5.

- С закрытыми глазами определите предложенный предмет: карандаш, яблоко, кубик и др. (в коробке).

- Какой орган позволил справиться с заданием? (Кожа, руки)

Сообщение. Слайды 26-28.

«Осязанием принято называть умение распознавать предметы при помощи прикосновения. Орган осязания – кожа. На ней находится множество нервных окончаний, через которые человек воспринимает твердое и мягкое, холодное и теплое, гладкое и шершавое, сухое и влажное».

- А еще боль подсказывает нам опасность. Представьте, что мы перестанем чувствовать боль. (Рассуждения учащихся). Можно привести пример с больным зубом, прикосновение к острому или очень горячему. Запишите в тетрадь «кожа».

Работа с учебником. Стр.36-37

Читаем о том, как сберечь наши органы чувств.

Работа в парах – выполнения заданий 3, 4стр.37.

Делаем выводы.

5. Рефлексия.

- Только благодаря чувствам у человека есть связь с внешним миром. Все органы действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга.



Просмотр учащимися видеофрагмента (с 02:33 до 06:00)

- Ребята, вернитесь к записи в тетради и рядом с каждым органом запишите, за какой орган чувств он отвечает. (Проверка с экраном).

6. Итоги урока.

- Снова вернемся к задачам, которые мы ставили в начале урока. Все ли у нас получилось?

-Какую роль играют органы чувств в жизни человека? (Связь с внешним миром).

7. Оценка деятельности учащихся.

8.Домашнее задание.

В тетради оформить памятки «Как сберечь органы чувств», 1 в. – вкус, обоняние, слух; 2 в. – зрение, осязание, слух.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!